Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кредитное бюро: мировая практика и российскиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тенденции и перспективы В этих условиях широкое распространение получил так же новый вид услуг розничного банковского сервиса – потребительское кредитование, которое в связи охватом огромной массы населения и упрощенной формы его получения несет значительный риск, связанный с невозвратом кредитов. Таким образом, при развитии потребительского кредитования возникает необходимость уменьшения его риска путем получения информации о заемщиках. В связи с этим назрела необходимость появления на рынке предпринимательства новых организаций – кредитных бюро, которые будут собирать информацию о том, кто и когда брал потребительские кредиты, а главное – как их отдавал. Обмениваться сведениями о своих клиентах банкиры начали давно. Первые специализированные структуры по сбору данных о заемщиках возникли в конце XIX в. Это были частные бюро, которым кредитные организации на добровольной основе предоставляли информацию и при необходимости получали доступ к базам данных. Доступ был платный – именно за счет этого и существовали кредитные бюро. Такой порядок вещей устраивал всех: банки просто поставляли этим структурам информацию, а те систематизировали ее, заводили на заемщиков персональные дела. Первые официально зарегистрированные кредитные бюро появились в США и Швеции почти одновременно в 1890 г. Их появление оказалось весьма своевременным и очень прогрессивным. По оценкам американского Центра исследований в области экономики и финансов (Centre for Studies in Economics and Finance) возможность получения информации о потенциальном клиенте уменьшает кредитный риск банка в 3 раза. По запросу банка кредитное бюро предоставляет один из стандартизированных видов отчетов. Самый простой базовый документ содержит информацию о прошлых невозвратах и просрочках ссуд – это так называемые черные данные. «Белые» данные – это отчеты, содержащие весь комплекс информации об активах и пассивах ссудополучателя, структуре его задолженности, месте работы, размере заработной платы, составе семьи и т.д. «Черный» отчет в США стоит около 1 долл., в Европе – в среднем 2 евро. Детализированные «белые» данные стоят несколько десятков долларов. Однако далеко не во всех странах законодательство разрешает торговать полными досье на клиентов. Например, в Бельгии, Австралии и Дании банк может купить у кредитного бюро только «черные» данные, а вот в Германии, Великобритании и Америке таких ограничений нет. Организационно-правовые формы кредитных бюро весьма разнообразны. Причем в отдельно взятой стране могут существовать различные их типы. Например, в США и Канаде, помимо частных бюро, которые действуют на коммерческой основе, существуют и некоммерческие организации. В Японии и большинстве европейских стран кредитные бюро, как правило, создаются в форме частных компаний, принадлежащих консорциуму кредиторов, а вот в Финляндии и Бельгии это правительственные агентства. В Германии кредитное бюро представляет собой объединение восьми региональных Товариществ защиты по делам обеспечения кредитов (далее – ТОК). Их собственниками и одновременно клиентами являются коммерческие банки, сберегательные кассы, а также предприятия розничной торговли, предоставляющие физическим лицам потребительские кредиты. Все ТОК объединены, центр находится в Висбадене. Головной офис занимается координацией работы региональных бюро, ведет центральную базу данных, а также поддерживает контакты с родственными организациями в других странах. Деятельность ТОК регламентируется специальным законом о защите данных и неразглашении банковской тайны. Формально информация о физическом лице может передаваться только с его согласия, но фактически при открытии ему счета заемщик в обязательном порядке должен подписать соответствующий договор. Однако при такой добровольно-принудительной системе заемщик все же обладает правом контролировать информацию о себе. Он может посмотреть свою кредитную историю и, если там что-то неверно, заставить внести исправления. Ошибки действительно случаются. По данным «Publik Interest Research Group» 80% отчетов кредитных бюро США содержат неверные данные, а в 25% случаев ошибки настолько серьезны, что могут повлиять на решение о выделении кредита. Первые попытки организации кредитных бюро в России были предприняты в 1995 г. Несколько банков работало над созданием Межбанковского бюро кредитной информации, которое должно было начать свою деятельность в начале 1996 г. Но между банками не было достигнуто взаимопонимания, бюро не было создано. Следующую попытку предприняли в 1999 г. с помощью крупнейшего и старейшего в мире кредитного агентства «Dan&Brad – street», открывшего в России свой филиал. Опыт работы в развивающихся странах у них имелся: в 1998 г. «Dan&Bradstreet» создало подобную систему в Мексике. Однако американцы столкнулись с нежеланием большинства банков раскрывать какую-либо информацию, так что этот опыт тоже не состоялся. Современное состояние потребительского кредитования вышло на такой уровень, когда информация о заемщиках стала остро необходимой. С учетом того что процент невозврата на этом рынке по статистике ЦБ около 5%, потребительские кредиты, особенно «мгновенные», так дороги: ставки там достигают 25 – 40% с лишним в год. Однако кредитные риски все же значительно повышают цену ссуды, ведь в нее изначально закладывается «страховка» от недобросовестного заемщика. Создание кредитных бюро должно снизить ставки по кредитам для населения – как потребительским, так и иным: ипотечным, автомобильным и всем прочим. Затраты на приобретение данных о кредитной истории потенциального клиента ложатся на издержки банка, и их автоматически перекладывают на заемщика, т.е. предполагается, что должно произойти удорожание ссуд. Но на самом деле перевешивает другой фактор – банк «видит» своего потенциального заемщика, он для него «прозрачен», поэтому в ставку он теперь может закладывать меньшую страховую сумму. В России создана сеть частных кредитных бюро, зарегистрированных в ЦБ. Сам Центробанк никакой базы кредитных бюро вести не будет. У него будет храниться только список лиц, информацией о которых располагает то или иное бюро. Для получения кредитной истории какого-либо заемщика кредитор обращается с запросом в ЦБ, из которого ему сообщают, что сведения об этом человеке имеются у такого-то бюро по такому-то адресу. «Низовые» структуры, т.е. частные кредитные бюро были сформированы еще в начале 2004 г. А при Ассоциации российских банков была создана соответствующая организация – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). По данным Эксперта Онлайн в июне 2010 года в базах данных российских кредитных бюро содержалось 45 млн. кредитных историй физических лиц, из них 30 млн. в НБКИ. 95% информации содержится в пяти крупнейших кредитных бюро (НБКИ, это «Эквифакс Кредит Сервисиз», «Экспириан-Интерфакс», «Инфокредит» и «Русский стандарт»). На сегодняшний день крупнейшим игроком на рынке является Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое имеет договор с 727 банками. Это бюро было учреждено несколькими банками, включая такого крупного игрока, как ВТБ. Сам рынок сейчас сжимается в размерах, например, два более мелких бюро с базами данных до 2 тыс. записей уже покинули рынок. Именно во время экономического кризиса банки стали более активно запрашивать истории своих заемщиков. При этом количество запросов в бюро все еще продолжает расти. Что касается самих кредитных историй, которые ежемесячно поступают в бюро, то кризис не так сильно снизил их количество: если до кризиса поступало 900 тыс. — 1 млн. историй, то во время кризиса — 700-800 тыс. Кроме кредитных бюро необходимых в деятельности кредитных организаций сегодня возрастает роль и значение, можно сказать, совершенно противоположной структуры функционирования российской банковской системы - коллекторских агентств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.30 (0.006 с.) |