Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций



 

Сложный характер развития российских ФПГ во многом обусловлен взаимодействием двух групп факторов.

С одной стороны, процесс формирования интегрированных корпоративных структур в отечественной экономике определяется условиями конкуренции на внешнем и внутреннем рынках, где во многих отраслях российским компаниям противостоят именно такие структуры. Общеэкономическими мотивами объединения промышленных предприятий с торговыми, кредитно-финансовыми, научными организациями являются возможности: снижения производственных и трансакционных издержек; повышения инвестиционной привлекательности бизнеса и его устойчивости в условиях колебания экономической конъюнктуры; концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях производства и перспективных НИОКР и др.

В становлении отечественных ФПГ прослеживаются попытки по использованию имеющегося научно-технического потенциала для постепенного отхода от сырьевой специализации нашей страны в мировом разделении труда.

С другой стороны, большое влияние на эти группы оказывают особенности переходного периода российской экономики. Как следствие, мотивы экономической интеграции, доминирующие в условиях развитой рыночной экономики, нередко отходят на второй план. Формирование и активность многих ФПГ вынужденно подчинены решению проблем, связанных с институциональным несовершенством российской экономики. К числу таких проблем относятся: низкий уровень деловой этики, проявляющийся в нарушении договорных обязательств и прав собственности; слабость государственной правоприменительной системы, призванной обеспечивать защиту этих обязательств и прав; полученные менеджментом в ходе приватизации значительные возможности противодействия реструктуризации производства в интересах внешних акционеров; специфичность интересов мажоритарных и миноритарных акционеров, порой конфликтующих между собой и с менеджментом исключительно по поводу участия в «выкачивании» средств из доставшихся предприятий; риск утраты уникальных производств на предприятиях-смежниках; несовершенство налогового регулирования, игнорирующего потребности в маневрировании экономическими ресурсами в рамках консолидации налоговой ответственности, и другие проблемы. Эти обстоятельства противоречивым образом сказываются на становлении российских ФПГ.

Само по себе вхождение предприятий в ФПГ не является гарантией их конкурентоспособности и эффективности.

К объединению прибегают как для использования институциональных изъянов экономики, так и для компенсирования их с помощью интеграции. Однако такого рода конструктивные усилия лишь частично отражаются на текущих экономических результатах.

Под термином «финансово-промышленная группа» в России скрывается довольно емкая форма производственно-экономических отношений крупных промышленно-технологических комплексов с кредитно-финансовыми институтами, характеризуемая множеством путей возникновения и форм существования, поэтому говорить о строго выработанных подходах при создании и функционировании российских ФПГ не приходится. Вместе с тем можно выделить общую структуру организационного строения и координирования внутригрупповой деятельности, присущую большинству официально зарегистрированным ФПГ: это объединения среднего размера (40%), основу которых составляют промышленные предприятия (86%), использующие «мягкую» форму интеграции (94%) и носящие межрегиональный характер (47%).

Финансово-промышленная интеграция является естественной необходимостью для решения проблемы динамичного развития экономики России на современном этапе. Результаты деятельности официальных российских ФПГ доказывают, что при всех изъянах эти группы в целом вносят заметный вклад в укрепление крупного отечественного бизнеса. С точки зрения федеральной экономической политики оправдана концентрация внимания на тех группах, которые способны «определять погоду» в своих отраслях.

При оценке ФПГ следует учитывать не только критерии развитой рыночной экономики, но и специфические проблемы, стоящие перед этими группами в условиях переходной экономики. Эти условия в широком ряде случаев определяют целесообразность временного использования относительно мягких форм интеграции предприятий даже там, где в перспективе эффективно формирование холдинговых структур или мультидивизиональных корпораций. При совершенствовании нормативной базы ФПГ не следует пренебрегать потенциалом интеграции в форме простого товарищества.

Сокращение числа ФПГ (прекратили существование 12 групп) – следствие, во-первых, слабости стимулов к получению или сохранению официального статуса ФПГ. Во-вторых, некоторые группы (например, ФПГ «Магнитогорская сталь») фактически реализовали свой исходный замысел, завершили выполнение организационных проектов. В-третьих, подтверждается то, что структура многих зарегистрированных групп носит промежуточный характер в силу слишком малых масштабов интеграции и из-за того что реальные, контролирующие группу центры нередко остаются за рамками ее официальной структуры. Значительные изменения в составе акционеров даже крупных компаний – участников ФПГ подтверждают данный вывод.

Хотя центральные компании ФПГ часто не являются ведущим управляющим органом группы, это не исключает формирования такой эффективной структуры управления, в которой центральная компания выступает ее полезным звеном.

Большой вклад в преодоление известных стратегических и инвестиционных слабостей ФПГ способно внести выделение в рамках государственной стратегии развития крупных инновационных проектов. Это обеспечит российские ФПГ необходимыми ориентирами в технологической кооперации с ведущими мировыми корпорациями в целях привлечения капитала и освоения передовых технологий. С другой стороны, будет внесена ясность, в развитии каких критических технологий следует рассчитывать в основном на отечественные ресурсы и собственные силы.

Потребность в маневрировании экономическими ресурсами в рамках ФПГ определяет целесообразность изменения налоговых условий деятельности таких групп, регламентации их консолидированной налоговой ответственности.

Показатели динамики создания ФПГ РФ показывают, что на 1 марта 2005 г. официальный статус получили 88 групп, в том числе 45 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав на добровольной основе вошли более 1500 юридических лиц. Уставный капитал центральных компаний ФПГ составлял на момент регистрации 3,9 млрд. руб. Общая численность занятых была равна приблизительно 3,5 млн. человек. Число работающих в каждой из ФПГ колеблется от 1,5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм – от 4 до 60. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составил 15% ВВП. Деятельность всех ФПГ осуществляется при обязательном участии кредитно-финансовых институтов, доля которых составила в численности списочного состава 3%, в уставном капитале центральных компаний, оплаченном участниками ФПГ, ‑ 12%.

Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вошли или сами создали такие группы 48. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлургический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, АвтоВАЗ, КамАЗ, Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры.

Предприятия, входящие в состав ФПГ, расположены практически во всех регионах России, в то же время имеет место тенденция к регистрации и расположению центральных компаний в Центральном регионе и Москве. В Центральном регионе зарегистрировано более 48,5% общего числа ФПГ (в том числе в Москве – около 37,5%), в Уральском регионе – около 11, Северо-Западном – 7% (в том числе в Санкт-Петербурге – 5%).

В целом, совокупность официально зарегистрированных ФПГ отличается достаточно широкой диверсифицированностью. Они охватили более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях народного хозяйства. Отраслевое распределение ФПГ по основным видам деятельности промышленных участников представлено так: АПК – 16%, оборонная промышленность -14, машиностроение – 10, химия и нефтехимия – 11, стройиндустрия – 8, автомобилестроение – 6, металлургия – 4, приборостроение – 6, судостроение – 6, легкая промышленность – 6, ювелирная промышленность – 4, ТЭК – 3, лесопромышленный комплекс – 2, добыча и переработка морепродуктов – 2 (большинство участников ФПГ – приватизированные или частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности).

К основным классификационным признакам формирования ФПГ можно отнести центр формирования группы (консолидирующего ядра, «инициативной группы»), вокруг которого выстраивается все объединение; вид организационного строения; границы производственной деятельности. К дополнительным – способ внутригруппового строения и управления, масштаб территориальных границ деятельности; форму собственности; величину консолидированного капитала; объем производственной деятельности; число участников группы среднесписочную численность работающих; количество отраслей деятельности.

С учетом предложенных классификационных признаков из 100 ФПГ, прошедших процесс государственной регистрации, их можно выделить в следующие группы:

В зависимости от центра формирования: «промышленные» группы (сформированные вокруг одного или группы промышленных предприятий) составляют 86 %, «банковские» группы (сформированные по инициативе и вокруг либо одного банка, инвестиционной компании или представляющие собой комбинированный вариант, когда основу ФПГ составляет банковский союз (равнозначных по силе и величине банков), включающий в себя и другие финансовые институты) – 14%

По виду организационного строения: вертикальные – 23%, горизонтальные – 67%, конгломераты – 10%.

По масштабам территории деятельности: региональные (группа предприятий расположенных и осуществляющих свою производственную деятельность в рамках одного определенного региона) – 39%, межрегиональные (группа предприятий, расположенных в различных регионах и взаимосвязанных производственной кооперацией) – 47%, транснациональные (группа предприятий, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств – участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения) – 14%.

В зависимости от размеров: группы малого размера – 32%, группы среднего размера – 40%, группы крупного размера – 28%..

В зависимости от вида внутригруппового строения и управления деятельностью: бывают группы с «мягкой» формой интеграции (на основе договора о сотрудничестве посредством совместного учреждения Центральной компании) – 23%, и группы с «жесткой» формой делегирования (холдинг) – 6% от общего количества ФПГ.

Компаний, относящихся к очень крупным ТНК или глобальным корпорациям в России пока нет. Можно говорить только о некоторых чертах, присутствующих у трех-четырех российских компаний (Газпром, ЛУКойл, UC Rusal).

Формирование и развитие российских международных корпораций осуществлялось двумя основными путями:

образованием крупных национальных корпораций (ФПГ) с последующим переводом части своей деятельности на зарубежные рынки;

на основе сложившейся еще в советский период системы разделения труда и соответствующей ей производственной кооперации между странами СНГ, созданием транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран Содружества.

Процесс интернационализации российских компаний с выходом на рынки дальнего зарубежья начался с 1995 г. Это была преимущественно финансовая интернационализация. Российские частные банки произвели внешние заимствования посредством синдицированных кредитов. В середине 90-х годов были осуществлены два первых IPO (первичные публичные размещения акций) российских компаний – «Вымпелком» и Sun Brewing (ныне Sun Interbrew) па общую сумму в 150 млн. долл. Транснационализация бизнеса российских производственных компаний приходится на вторую половину 90-х годов. Она реализовывалась посредством покупки активов в странах ближнего зарубежья и Восточной Европы, Лидерами здесь стали компании ТЭКа: ЛУКойл, Газпром, ТНК и Татнефть. В сравнении с ТЭКом металлургическая промышленность на этом этапе была больше сконцентрирована на консолидации внутри страны, скупая активы с целью воссоздания вертикально интегрированной цепи поставок, от добычи сырья до переработки и сбыта.

Второй этап можно оценить как начало реальной транснационализации российских компаний. На этом этапе процесс транснационализации российского бизнеса, как и в 90-е годы, начался с освоения международного рынка ссудного капитала. При этом финансовая интернационализация подпитывала и подталкивала российский бизнес к реализации реальных трансграничных сделок не только в странах СНГ и Восточной Европы, но и дальнего зарубежья.

Выход российских компаний на международные рынки стал возможным, благодаря достаточно быстрому восстановлению экономики страны после финансового кризиса 1998 года. Резкая девальвация национальной валюты совпала с небывалым скачком мировых цен на нефть и другие сырьевые товары. Благоприятная мировая рыночная конъюнктура стала важным фактором, подтолкнувшим восстановительный рост российской экономики, уверенный рост ВВП и получение сверхприбыли от экспорта в энергетической и металлургической областях промышленности России. Кроме того, доходы от экспорта нефти и газа, в соответствии с классической теорией внешнеторгового мультипликатора, стали стимулом для роста внутреннего спроса, раскрывая потенциал предприятий не сырьевого сектора. Этим можно объяснить существенный рост числа компаний-операторов мобильной связи, появившихся в качестве региональных лидеров в странах СНГ, а также российских розничных торговых компаний и пизводителей пищевых продуктов, начинающих завоевывать рынки соседних государств.

Начавшийся с 2002 г., прорыв ряда российских компаний на мировые рынки, подпитывался финансовыми ресурсами, полученными как за счет внутренних ресурсов (вторая волна интереса иностранных портфельных инвесторов к российскому фондовому рынку после 1997–1998 гг.), так и собственных ресурсов, а также заимствований за рубежом через кредиты, займы, еврооблигаций и, наконец, активизации IPO.

Третий этап транснационализации российских компаний во многом связан с предшествующим этапом. Ряд тенденций, которые наметились в транснационализации российских компаний, с начала 2006 г. превращаются в устойчивые явления. При этом транснационализация российских компаний все более отвечает общим трендам транснационализации в глобализирующейся экономике. Российские компании начинают выступать все более активными игроками на рынке купли-продажи активов предприятий, причем как за рубежом, так и у себя дома, вступая в определенную конкуренцию с зарубежными инвесторами. Для данного этапа характерно и то, что стихийность транснационализации путем достаточно беспорядочной скупки зарубежных активов (здесь весьма показательны действия «ЛУКойла»), начинает меняться в сторону продуманных стратегий поведения на внешних рынках, избавления от непрофильных активов. До 2005 г. российские компании, осваивая зарубежный рынок, не замахивались на глобальное лидерство. Со второй половины 2005 г. и в особенности с 2006 г. этот процесс явно набрал обороты, хотя и в ограниченном числе отраслей, прежде всего в ТЭК и металлургии. Заметно растут и объемы накопленных ПЗИ российских компаний. Наконец, некоторую роль стало играть государство, вставшее на путь формирования полугосударственных, получастных компаний (частно-государственное партнерство) с перспективой их транснационализации. Начиная с 2006 г., российское правительство в основном определилось с системным ответом на вызовы глобализации и воздействия мирового рынка на экономику страны, связанную с предстоящим присоединением к ВТО. Успешно играть по глобальным правилам, быть конкурентоспособными на мировых рынках могут в основном лишь крупные игроки.

Важной отличительной чертой текущего этапа транснационализации российских компаний является тот факт, что в зарубежной экспансии во все возрастающем количестве начинают участвовать не только крупные, но и средние российские компании, меняется и основной мотив экспорта капитала. Если в первые годы XXI века у российских компаний доминировало желание проникнуть на зарубежные товарные рынки, то теперь к нему добавляется стремление к диверсификации управления собственностью, закрепление на мировых финансовых рынках, развитие кооперационных связей, встраивание в глобальные цепочки добавления стоимости не на правах промежуточных звеньев, а как участников, запускающих и контролирующих процесс. Позиции России как международного инвестора заметно укрепляются и по прогнозам до 2011 г. будут усиливаться.

Несомненно, ФПГ России имеют огромное влияние на формирование финансовой среды предпринимательства. Концентрируя в своих руках мощные финансовые активы, они влияют не только на отдельные отрасли экономики, но и в целом на все финансовые институты страны, фондовый рынок, а также эффективно решают наряду с государством социальные задачи общества. Благодаря деятельности ФПГ восстанавливались хозяйственные связи в отраслях экономики, разрушенные в период распада СССР и успешно представляются российские интересы на внешнем рынке.

 

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым словам и понятиям: свободная экономическая; зона организационные формы СЭЗ; мировая практике СЭЗ; беспошлинные зоны свободной торговли; технополис; критерии технополиса; экспортная промышленно-производственная зона; оффшорная зона; факторы эффективности функционирования оффшорной зоны; российская политика в создании оффшорных зон и зон особого предпринимательства, проблемы «выживания» СЭЗ в России.

Контрольные вопросы

1. Какова мировая практика создания свободных экономических зон?

2. В чем состоят особенности их деятельности?

3. Сделайте анализ деятельности российских организаций в оффшорных зонах и зонах свободного предпринимательства, укажите их достоинства и недостатки.

4. Каковы возможности оптимизации налогообложения организаций в особых экономических зонах?

5. Что представляют собой российские ТНК и каково их значение для формирования финансовой среды предпринимательства?

6. Назовите основные организационные и экономические особенности классических особых экономических и оффшорных зон. Как они реализуются в российской практике?

7. Дайте характеристику первых свободных экономических зон России. Каково их значение для современного российского предпринимательства?

8. В чем состоит особенность функционирования российских ТНК? Какова их роль в формировании финансовой среды предпринимательства?

9. Что является законодательной базой для создания свободных экономических зон в России?

10. Каковы тенденции современного состояния и перспективы развития «налоговых убежищ» в России и мире?

11. Какова сущность свободных экономических зон в мировой практике и России?

12. Какова роль свободных экономических зон в России в становлении региональной экономики?

13. Каковы особенности функционирования российских ТНК на мировом рынке?

14. По каким классификационным признакам можно сгруппировать ФПГ в России?

15. Какие пути формирования и перспективы развития российских ТНК?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.034 с.)