ТОП 10:

Билет. Основные «группы давления» в России и их внешнеполитические установки



Категория «группа интересов» относится к наиболее эффективным исследовательским инструментам современной политической науки, позволяющим раскрыть мотивацию деятельности основных политических субъектов, в том числе и государства. Существует широкий спектр различных трактовок этой категории, есть разница и в терминологии. Отсутствует четкий и общепризнанный критерий для определения различия между такими терминами, как «группа интересов», «институционализированная группа интересов» и «группа давления». термин «группа интересов» будем использовать для обозначения крупных социальных групп, члены которых имеют существенные общие интересы; групп, структурирующих общество по вертикали и, как правило, сопряженных с теми или иными сегментами экономической или бюрократической системы, а также важнейшими государственными институтами. Такие «группы интересов» имеют как массовую, так и элитную компоненты, охватывают, как правило, сотни тысяч, а чаще - миллионы человек. В свою очередь, верхушечный слой таких групп, входящий в элиту, можно определить как «группу давления», сопряженную с соответствующей «группой интересов», непосредственно выражающую конкретные, присущие ей интересы, отстаивающую их в институтах власти. Не все «группы интересов» современной России имеют четко выраженные внешнеполитические установки. Вместе с тем в первой половине 90-х годов в российском обществе сформировались две основные категории «групп интересов», стремящихся влиять на выработку и реализацию стратегических внешнеполитических установок.

К первой из них относятся армия, военно-промышленный комплекс и сопряженные с ними бюрократические структуры, научно-исследовательские центры, высшие учебные заведения и др.

Чем больше отраслей экономики, тем больше групп интересов. Все отрасли имеют равный вес.

1. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Военнослужащие, работнки оборонных предприятий, работники НИИ, структура военного командования. От 20 до 40 млн. человек при учёте всех групп интересов в этой области. Процесс конверсии ВПК. СССР (имеет полож. хар-р). Рос. Правительство перестало финансировать военные заводы – безработица, банкротство, появление собственников. Эта часть населения имела негативное отношение к подобным процессам. Говорилось о зависимости внешней политики от западных стран и США, что прекращаются взаимосвязи с давними покупателями, с зарубежными потребителями, так как правительство сдерживало процесс. Продажа оружия. К принципиальным задачам внешней политики, по мнению этих слоев и групп, относится восстановление в перспективе единого государства на территории бывшего СССР, а в ближайшем будущем - создание там военного блока. Ядерное оружие считается не только средством сдерживания агрессии, но и инструментом обеспечения российских интересов на международной арене. Критически оценивается высшее руководство России - его обвиняют в недостаточном внимании к обороне страны, более того, в сознательном развале военного и военно-промышленного потенциала. Основная проблема российского ВПК сегодня - поиск рынков сбыта. ВПК заинтересован в такой ориентации внешней политики России, при которой в ее центре будут не партнерские отношения с ведущими западными державами, но восстановление или установление связей с противостоящими им государствами в зоне «третьего мира». Вместе с тем, по мнению Пухова, российский ВПК заинтересован в доступе к современным западным технологиям, а потому в развитии сотрудничества с рядом европейских государств.

2. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) Аграрно-промышленный комплекс заинтересован не столько в том или ином внешнеполитическом курсе России, сколько в высоких импортных пошлинах на продовольствие. Однако главный, стратегический интерес АПК - крупные государственные дотации и льготы сельскому хозяйству. В этом плане он, например, является соперником ВПК и армии, которые также претендуют на максимальное государственное финансирование. С похожими установками выступают российские производители товаров народного потребления, испытывающие острые трудности в связи с массовым импортом такого рода продукции и заинтересованные в протекционистской политике государства.

Работники АПК не имеют чётко выраженной позиции в отношении внешней политики, за исключением внешнеэконом.деятельности, и работники данной сферы являются противниками вступления РФ в ВТО, что приведёт к появлению дешёвых продовольственных товаров, что повлечёт за собой тяжелое положение с/х. Должны быть приняты и ответные меры для сохранения конкурентоспособности с/х. Направление субсидий государством в с/х для обеспечения снижения стоимости товара на с/х продукцию.

Важно подчеркнуть, что указанные «группы интересов», выступая за возрождение в той или иной форме и на том или ином уровне конфронтации с Западом, отнюдь не склонны к провоцированию крупномасштабного военного конфликта. Другая совокупность «групп интересов», наоборот, выступает за полнокровное сотрудничество с западными государствами, а в перспективе, по мере преодоления экономического кризиса в России, за партнерство с ними. Главную задачу России они видят не в восстановлении военной мощи, позволяющей противостоять всему миру, а в модернизации экономики на основе перехода к рыночной системе, формировании многочисленного среднего класса, являющегося основой стабильности в обществе, привлечении иностранных капиталовложений. В военном плане подобные взгляды исходят из того, что война с США и НАТО крайне маловероятна, а скорее всего невозможна, тогда как потенциальная угроза России исходит от Китая и экстремистских режимов «третьего мира».

Политические партии, которые стараются защищать интересы определённых групп населения. ВПК – больше сторонников тех партий, которые находятся в оппозиции. АПК – та же ситуация.

Лоббистские группы не имеют влияния на ППВПР, так как нет законодательной базы. (США 1938 г. каждый житель может зарегистрироваться как иностранный агент, который защищает интересы другого государства) Касательно лишь чисто внешнеполитической деятельности.

Зачастую вообще не предполагается подобного рода деятельность в РФ.

3. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Вопрос о несовпадении экономических интересов Газпрома и РФ.

Эта группа более лояльно относится к власти и более поддерживает внешнюю политику правительства.

Таким образом, в России сложились две крупные совокупности «групп интересов», выступающие за существенно различные внешнеполитические стратегии. Они расходятся по принципиальным вопросам - сотрудничество с Западом или противоборство с ним, нормальные отношения с ближайшими соседями или линия на форсированную интеграцию в рамках СНГ. В итоге внешняя политика России приобрела противоречивый характер. В ней сочетаются как минимум две линии - на конфронтацию и доминирование в зоне бывшего СССР, с одной стороны, и на приспособление к реальностям международной политики, а также к ограниченности собственных ресурсов - с другой.

 

Про регионы ещё!!!!!!!!!!!!!!!!!

2001 г. отток рос. капитала в форме иностранных инвестиций.

Внешнеэкономическая деятельность РФ тесно связана с государством:

1. государство часто напоминает группам о том, что именно государство осуществляет процесс приватизации.

2. Государство может предоставить льготные кредиты, финансовую помощь.

3. государство решает, в каком банке будет открыт счёт предприятия.

У государства есть рычаги воздействия:

- путем заключения соглашений между регионами на основе конкретных двусторонних соглашений

- путем взаимодействия региональных экономических организаций

Большинство регионов включено в такую деятельность. 82 региона поддерживают связи с 78 государствами.

Существует соглашение о намерении развивать контакты. Иногда дальше протоколов о намерении дело не идет о имеющихся

Три группы субъектов федерации:

территории, обладающие экспортным и ресурсным потенциалом, промышленно-развитые регионы и те, которые занимают выгодное географическое положение.

Существуют основные показатели, на основе которых определяется степень взаимодействия:

1. уровень иностр. инвестиций

2. кол-во зарегистрированных зарубежных компаний или совместных предприятий.

Существуют территории, которые являются в этом плане лидерами: 30 000 совместных предприятий в РФ и 6 000 предприятий зарубежных компаний.

20 000 из 30 000 - зарегистрированы в Москве

5 000 из 6000 – в Москве.

Иностранные инвестиции в Москве ок. 50 % всех инвестиций.

В конце 90-х гг. многие регионы пытаются приобрести кредиты за рубежом путем выпуска акций и поставке с зарубежными компаниями. Было распространено ценных бумаг на сумму 17 млрд.руб. После кризиса 1998 г. многие регионы оказались неспособными выплачивать долги по ценным бумагам.

Для российских регионов внешнеэкономическая деятельность становится новым видом деятельности. Возникает ситуация, что несколько регионов выходят на рынок с одинаковой продукцией → снижение доходов из-за конкуренции между собой.

Многие субъекты РФ начинают заключать соглашения с другими регионами других государств. До 1999 г. могли заключать и с центральными органами власти. 1 янв. 2000 г. республика Коми имела соглашения с 4 государствами: Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и 6 субъектами ин.государств.

10 соглашений, которые предполагают сотрудничество регионов:

1) не конкретизируется, с каком регионе будут вести взаимоотношения (С Китаем)

2) конкретно указывается регион (Финляндия – Муромская обл., Ленинг.обл, республика Корелия; Калининградская обл. – Литва)

Важное направление сотрудничества – пограничное. Это явление имеет наибольшее распространение в Европе - Еврорегионы. Из 235 администр. единиц 70 являются приграничными. В РФ – примерно половина: Совместное строительство коммуникаций, приграничных постов, культурных взаим-я, энергетический обмен.

Иногда подписываются соглашения с государством: Киргизией, Казахстаном. Приграничный регион с Белоруссией.

С 2000 г. межведомственная комиссия по взаимодействию регионов предполагает создание МОРГ: 3 в Европе – Совет глав Балтийского моря, Совет Баренцева моря, Евроатлантического региона. Некоторые регионы пытаются вступить в уже сложившийся еврорегион.

Не всегда опыт сотрудничества регионов РФ являлся успешным. Эк. Сотрудничество регулируется:

1. Европейская рамочная конвенция 1980 г. о приграничном сотрудничестве и тер. сообществе. Россия присоденилисаь в 1989 г.

2. Дополнительный протокол 1995 г.

Дополнительные механизмы:

1. С 1994 г. действует консультативный совет по внешнеэкон. связям при МИД РФ.

2. Регионы напрямую участвуют с Совете Федерации.

3. Регионы могут взаимодействовать с территориальными представительствами МИД.

4. Рабочие группы по межрегиональным связям. Ок. 75 правит. комиссий, в каждой из них существуют рабочие группы.

5. встречи министров иностранных дел с руководящими органами регионов. С 1998-1999 гг. – 133 встречи. Федеральные власти отслеживают, что относится к внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.007 с.)