ТОП 10:

Билет. Принципы государственного управления и принятия внешнеполитических решений в СССР.



Советская внешняя политика носила противоречивый хар-р.

Расширяются полномочия председателя Совета министров, который мог взять на рассмотрение фактически любой вопрос, в том числе и внешнеполитический.

По закону 1905 г. председатель получил право выдвигать по своему усмотрению кандидатуры на пост министров.

Серьёзные изменения произошли после падения Российской империи (1917 г. Октябрьская революция). Происходит изменение государственного устройства. Все полномочия власти переходят от гос. органов к партийным – Партийное гос.руководство (Сначала принимается партийное решение, а затем это решение реализуется в форме закона).

Ведущую роль играет коммунистическая партия. Её положение как правящей было закреплено в ст. 6 Конституции СССР. (1977 – последний раз говорилось об этом в Конституции)

Всей внешней политикой руководил высший орган во главе с Ген.секом СССР КПСС. В ЦК КПСС был международный отдел. Он сотрудничал с партиями др гос-в, играл важную роль в прин решений).

Советская внешняя политика носит идеологический характер. Внешняя политика состояла из 2-х частей: традиционные связи с другими государствами; ставилась задача распространения социализма во всём мире.

Коминтерн и Коминформбюро (первый – свержение существующего правительства, другой – поддержание связей)

В 20-е - осознание преемственности нац. политики. Это проявилось при подготовке Конференции в Лондоне (1928 г.). Спор – в каком объеме должна Россия принимать участие в Конференции. Два осн вопроса конфер:

- вопрос о черноморских проливах

- вопрос о мирном договоре с Турцией

Гос. аппарат

Президиум Верховного Совета СССР

Верховный Совет СССР

Когда сессии Совета не проходили, решения принимал Президиум. Совет принимал все, что предлагало правительство.

Верховый Совет - высший орган законодательной власти. Две палаты равноправные (формально): Совет Национальностей, Совет Союзов. Верховный совет утверждал бюджет страны. Все решения носили достаточно формальный характер. Состав Совета распределялся в силу принадлежности к тому или иному сословию. Были и депутаты по должности.

До 1986 Прав-во отчитывалось перед депутатами. С 1986 дефицит. расходы превыш. доходы.

«Депутаты по должности» обычно попадали в Верховный Совет, Верховное руков., руков. хоз. предприятий, высшие военные учреждения. Не существовало принципа разделения властей.

Возможность попасть исходя из соц. принадлежности. Определённое кол-во рабочих, колхозников, среднего класса. В совете доминировали рабочие. В 1924 в Сов. было 20 ткачих. Короткие сессии – 1-2 дня.

Форма отчётности – выступление министров, однако всё это носило формальный характер.

Президиум Верховного Совета СССР

Постоянно действующий орган. Подотчётен Верховному Совету.

С 1938 г. принимал решения о введении чрезвычайного положения, прием и предоставления гражданства, разрешать выход из советского гражданства.

Закон 1948 г. – получил право денонсации международных договоров.

Имело значение, какое место занимал в партийной системе, а не должность, занимаемая лицом. Так, Чичерин (член ЦК КПСС) не был вовлечён в процесс принятия решений, так как не занимал значительного положения. А.А. Громыко – член Президиума. Имел большой авторитет. Ни одно серьёзное решение не проходило без его участия. Были лидеры, которые активно вмешивались в дела внешней политики (Хрущёв) и те, которые мало влияли. Брежнев не интересовался внешней политикой, отдал эти полномочия Громыко. Брежнев полагался полностью на решения министра.

Наркоминдел - Народный комиссариат по иностранным делам.

С 1944 г. МИД (название с 1946 (до этого был Наркомат) – союзно-республиканское. Были созданы ведомства ин.дел в союзных республиках.

Задачи:

- защита внешнеполитических и экономических интересов СССР

- защита граждан за границей

- соглашения и договоры с иностранными государствами и международными организациями

- руководство дипломатическими / консульскими представительствами за границей

- наблюдение за выполнением обязательств сов. стороны.

Ведущую роль играл министр (приём дипломатических представительств, получение верительных грамот, переговоры, присвоение рангов)

Научно-исследовательские институты в международной сфере. Занимались изучением внешнеполитической деятельности. Должны были представлять материалы партийным представителям или МИД.

Государство финансировало исследования.

Институт США и Канады, Академия наук СССР,

- доклады для Ген.сека на Съезде партии.

На самом деле, эти институты занимались обоснованием того или иного принятого решения, без каких-либо отклонений и выводов. Богомолов, возглавлявший Институт советской политической системы, впервые открыто заявил, что СССР допустил ошибку, введя войска в Афганистан в 1979г. Афганистан не входил в сферу деятельности данного института.

1966 г. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (в 1927 г.(1929?) было одно такое положение). Новые виды дип. представительств

- представительство международных организаций

- привилегии консульским работникам

1963 г. принята «Конвенция о консульских сношениях»

1 сентября 1976 года «Первый консульский устав» вступил в действие. В нем опред. виды консульских учреждений и их задачи (ген консульства, вице-конс. и т.д.)

Министерство внешней торговли (представительства за границей (имело свои загран.учреждения, тоговые представительства), руков-во внешнеторг операциями). В его руках была сосредоточена внешнеэкономическая деятельность. Под его руководством работала Всесоюзная ТПП (ярмарки и выставки зарубежных государств в СССР и за границей). Рассматривалась как некая экономическая пропаганда СССР.

Гос. комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС)

- экономические связи с развивающимися государствами, которые считались союзниками (поставки оборудования в развив.страны)

- кадры по рабочим специалистам (подготовка персонала для работы на предприятиях)

- вопросы о том, что строить в первую очередь

В 1969 году был создан специальный механизм – Комиссия политбюро по наблюдению за переговорами об ограничении стратегических вооружений, в который входили секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам, министр обороны, министр иностранных дел, председатель КГБ, председатель комиссии Президиума по военно-промышленным вопросам, президент Академии наук / большая пятёрка.

Противостояние между Верх. Советом, «Война законов». Документы противоречат друг другу. Чиновники в растерянности.

 

БИЛЕТ Нормативно-правовая база процесса принятия внешнеполитических решений в РФ

1 этап – 1991-1993 гг.

2 этап – 1993-настоящее время

1 этап Формально советы

Съезд народных депутатов (Совет) (СНД) – Формировал Верховный Совет РФ из числа депутатов съезда.

Конституция РСФСР действовала, в неё вносились поправки (апрель 1991 г. - 177 поправок, декабрь 1992 г. – 90 поправок). С 1990 г. был введён пост Президента РФ.

К компетенции СНД относились:

- ратификация и денонсация международных договоров, ведущих к изменениям и поправкам в конституции.

- решение вопроса об изменении границ

Верховный Совет:

- ратификация договоров, кроме тех, что вели к изменениям в конституции

- назначение министров (по предложению президента). Президент мог назначать министров с согласия Верховного Совета

Возникает вопрос о создании новой конституции и соответственно о форме гос.управления – парламентская или президентская республика. 23 сен 1993г. – Указ Ельцина. Деят-ть Съезда приостановлена, полномочия переходили Президенту. В указе – о сознании нового органа упр-я – Федерального Собр-я вместо СНД, состоящего из 2-х палат

Одновременно были назначены выборы на 12 декабря 1993 г. Если есть спор, то его надо выносить на референдум. Верховный Совет решения эти не признал, предлагает отклонить Ельцина от должности. Армия поддержала Ельцина. Столкновения.. погибло ок 150 чел. Выборы в Госдуму

12 декабря – референдум по вопросу Конституции. Конституция закрепила президентский хар-р республики. Федеративное демокр. государство с респ. формой правления.

Гос. власть: президент, Федеральное Собрание (законод.), Правительство (исполнит.), Суды РФ (судебн.).

Президент

- определяет основные направления внутренней и внешней политики

- возглавляет Совет Безопасности

- ключевая роль в формировании Правительства, предл-т кандидатуру ПМ

- руководит внешней политикой

- Верховный Главнокомандующий, назначает и освобождает высший командный состав

- самостоятельно принимает указы (действует до тех пор, пока не принят ФЗ - ограничение законодательной функции президента)

Указ от 19.09.1997 г. Управление президента РФ по внешней политике (самостоятельное учреждение в составе Администрации Президента) (Сергей Приходько)

Правительство РФ

Глава Правительства может вести переговоры, подписывать соглашения. Сост. из председателя, его заместителя и федерального министра, формируется под руководством президента. Президент выдвигает кандидатуру Председателя Правительства (3 раза). Если нет согласия и на 3-й раз, то распускается Гос. Дума. Председатель Правительства – 2 лицо после Президента.

1997 г. Закон о Правительстве. Правительство должно:

1. Обеспечивать представительство РФ в ин.государствах и на межд. арене.

2. Глава Правительства имеет право заключать межд. договоры в пределах свих полномочий.

Межправит.договор – в этом случае имеет право подписывать глава правительства ( в 2007 г. с Латвией)

3. Наблюдать за выполнением обязательств РФ по межд.договорам.

4. Защищать граждан РФ за пределами её территорий.

5. Осуществлять контроль и регулирование в сфере внешнеэкон. деятельности, научно-техн. сотрудничества и т.д.

Совет безопасности

Создавался по аналогии с американским советом нац.безопасности

- координация деятельности министерств и ведомств. ФЗ от 5 марта 1992 г. «О безопасности».

- формирование штатного состава СБ (постоянные члены: входит министр иностранных дел + ) Президент – председатель СБ. Чётко не регламентируется разница между постоянными и непостоянными членами СБ. Министр внутренних дел не является пост. членом.

- президенту готовит доклад. Если президент присутствует, то выходит Указ. Если присутствует секретарь, то оно носит рекомендательный характер, может принимать или нет.

Структура:

Межведомственные комиссии – (основные рабочие органы СБ) главное подразделение. Кол-во комиссий, их состав, функции и компетенция формулируются Секретарём.

-межведомственная комиссия по международной безопасности (возглавляет министр иностранных дел)

Президент назначает глав комиссий и контр-т их работу

Рабочие группы

- группа по проблемам нераспространения ОМУ, средств их доставки.

- группа по анализу конфликтов на территории стран СНГ.

- группа по военно-техническому сотрудничеству.

Научные советы

-секция научных советов по международной безопасности

Вопросы

- концепция национальной безопасности

- проблемы военно-технического сотрудничества

- регион конфликты

1993 – РФ присоединилась к конвенции о нераспр. хим. оружия. С. Кириенко – Комиссия по вопросу о ликвидации химического оружия.

МИД

«Положение о МИД» 14 марта 1995 г.

Указ Президента от 12.03.1996 г. о координирующей роли МИДа РФ в провед единой внешнепол линии РФ

МИД – главный координирующий орган во внешнеполитической сфере

Разрабатывает и осуществляет внешнюю политику. Без согласия МИДа осуществление предложений и действий в области внешней политики не может быть проведено. МИД – главное учреждение, которое осуществляет приглашение иностранных делегаций на высшем и высоком уровне (остальные – с согласия МИД).

Президент, Глава Правительства, МИД могут делать официальные заявления. Вся официальная переписка – согласована.

Указ Президента от 5 марта 2001 г. Передача полномочий от Министерства СНГ Министерству иностранных дел.

Указ Президента от 27.04.2002 г. Ликвидация Министерства по делам федераций

Все запросы, поступающие в МИД, делятся на 4 категории:

1. «вне очереди» - 3 рабочих дня

2. «срочные» - 5 рабочих дней

3. «обычные» 15 рабочих дней

4. Запросы, требующие межведомственного рассмотрения – 30 дней

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.016 с.)