ТОП 10:

Билет. Роль регионов России в формировании внешней политики. Международные связи субъектов РФ



Ст. 72 Конституции РФ. Координация внешнеэкономических связей и международных связей – совместная компетенция. . Регионы могут заниматься внешнеэкономической деятельностью, по согласованию с РФ Это положение конституции не конкретизировано – что могут и не могут делать регионы. Появились законы, конкретизирующие:

«Закон о международных договорах РФ» 1995 г.

Субъекты имеют право участвовать (ст.4) в процессе подготовки и подписания международных договоров.

1)вопросы, относящиеся к ведению субъектов

2) полномочия субъектов по предметам совместного ведения. Этот вопрос не регламентирован.

3) регионы могут обращаться с предложениями по приостановке, прекращению действия договора.

Регион может направлять предложения по поводу готовившегося договора, если затрагивает его интересы. Процедура участия – не прописана в законе, но существует право направлять предложения или рекомендации.

1999 г. принят закон «О координации международных и внешнеэкономических связях РФ». Международные связи – научно-технические, культурные, побратимские связи.

До 1999 г. субъект заключал международный договор с другим государством или субъектом. Закон это запрещает. Возможны лишь с согласия федерального правительства. Теперь они самостоятельно могут заключать договоры только с административно-хозяйственными единицами другого государства, но только при согласии собственного Правительства. Эти соглашения не являются международными договорами, а поэтому и не проходят процедуру ратификации.

Процедура:

-субъект направляет проект в МИД

- МИД в течение 1 месяца даёт заключение

- если МИД отказывает, то нужна согласительная процедура

Закон разрешает субъектам открыть представительство в иной стране, но не должны обладать консульскими правами, иммунитетами и привилегиями.

С 2000 г. изменилась структура административного правления и ужесточился административный контроль (создание федеральных округов), и процедура использования возможностей межд.связей усложнилась.

2004 г. Изменилась процедура занятия постов губернатора. Зависимость губернатора от Президента и ориентация его в большей степени на интересы Президента, нежели региона. (2003 г. – спор между Россией и Украиной по поводу о. Тузул в Черноморском проливе. Краснодарский край решил построить дамбу, которая соединяла бы остров и край и превращался бы полуостров и часть края. Вынесен вопрос о запрете, так как затрагивало интересы государства)

Окт. 2004 г. – раздел 3-х островов в рос-кит. Отношениях. Население российской части выступало за то, чтобы не передавать.

До договора 1992 г. вёлся спор о том, какими полномочиями должны обладать регионы.

15 февр. 1994 г. отдельный договор между РФ и Татарстана (отличается от ФЗ). Договор давал ряд уступок Татарстану. Предметом ведения являлись недры, ресурсы, рос.предприятия, земля, экспорт ресурсов. Напряженности между Татарстаном и РФ. Возникает проблема неравноправного положения с другими субъектами.

31 марта 1992 г. «Федеральный договор» - имеет бессрочный характер. 3 сферы ведения (2 субъекта не подписали: Татарстан и Чечено-Ингушская республика)

Рыночная экономика → проблема международных отношений.

Бедные и богатые регионы.

1992 г. Татарстан принимает Конституцию. Конституционный суд признаёт несоответствие.

2000 г. появление Федеральных Округов (Полномочные представитель Президента)

2005 г. Конституция Татарстана новая, т.к. в 2004 г. была отмена выборов кандидатов (назначение Президентом).

Татарстан – сохранение гражданства.

2007 г. договор между РФ и Татарстаном.

Экономическая деятельность регионов

- наличие товаров для реализации

- привлечение инвестиций

С внешнеполитическими заявлениями выступала Дума Краснодарского края, законодательный орган Северной Осетии. Носят рекомендательный характер.

Сложности:

-отсутствие кадров

- соперничество регионов (сырьё)

- регионы получили право разместить займы за границей, время возвращения – а денег нет.

 

9 Билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Концепции внешней политики РФ

Концепция внешней политики (1993г., 2000 г., 2008 г.)

Концепция 1993 года.

По сути, содержала завышенные положения в отношении западных стран (поддержка экономических форм (зап.))

По поводу НАТО – Россия надеялась трансформацию НАТО в чисто политическое образование

 

Концепция 2000 года

Структурно отличается от предыдущей

Некоторые страны вообще не присутствуют, так как потеряли своё значение для РФ (страны Тихого океана).

5 разделов:

Общие положения

Современный мир и внешняя политика РФ

Приоритеты РФ в решении глобальных проблем

Региональные приоритеты

Формирование и осуществление политики РФ

-идея многополярного мира

- соблюдение международное права

- недопустимость использования силовых акций без санкции ООН (события в Югославии)

- экологическая сфера

- вопрос о вступлении России в ВТО

- привлечение иностранных инвестиций (в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики)

- оптимальное использование российской собственности за рубежом

- борьба с международным терроризмом

- информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

Требует также изменений, так как приоритеты РФ изменились. В концепции 2000 г. уже чётко говорится о приверженности России к многополярности, утверждается необходимость соблюдения международного права, недопустимость использования военной сил. акций без санкций ООН. В более подробном виде раскрывается приоритет РФ во внешнепол. сфере: формирование справедливой торговой системы и участия в ней РФ, задача содействию привлечению инвестиций в реальный сектор российской экономики, обеспечение сохранения и оптимального использования рос. собственности за рубежом.

Обслуживание рос. внешнего долга в соответствии с реальными возможностями РФ, добиваться возврата средств в счёт кредита ин. Государствам. Актуальность этой проблемы значительно снизилась. Но проблема возврата кредитов остается.

Появляется новый раздел. Россия отрицательно относится к понятиям гуманитарной катастрофы и гуманитарной интервенции. Говорится о внутренних и внешних угрозах во всех документах, на первом месте – внутренние угрозы.

 

Концепция 2008 года

- поддержка и популяризация русского языка и культуры в иностранных государствах

- новые вызовы и угрозы: глобальная бедность, в том числе энергетическая, изменении климата, нелегальная миграция

- вопрос религиозного фактора

- избегать избирательного подхода к истории, в том числе к истории Второй Мировой войны

- нет признания возможности организации однополярного мира под эгидой США

- многосторонняя дипломатия

2000 г.: ограниченность ресурсного обеспечения

2008 г.: нет.

- «Тройка» РИК, БРИК

- верховенство права в международных отношениях

- международное экологическое и экономическое сотрудничество (энергоресурсы)

2006 г. Санкт-Петербург: Встреча Восьмёрки.

- негативное: расширение НАТО на восток

2000 г.: особое место США (3)

2008 г.: 3 место – США и Канада

Вопрос об Ираке (2008 г.)

-реализация: внимание Правительству РФ + внутрибюджетное финансирование

 

10 билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Концепции национальной безопасности РФ

Концепция / Стратегия национальной безопасности (1997 г., 2000 г., 2009 г.)

Национальная безопасность – состояние защищённости личности, общества, государства.

2 группы угроз:

- внутренние (наибольшая опасность)

- внешние

Концепция 1997 года:

Для РФ данная концепция – новое явление. В СССР подобную роль выполняли Съезды КПСС. Термин «нац. безопасность» отсутствовал, впервые был упомянут в марте 1991 года в обзоре МИД, причем «нац. безопасность» подразумевалась с решением нац. вопроса. – полноценное поддержание взаимоотношений рассматривалось как Н.Б. (События в Казахстане 92 года, Нагорном Карабахе 1955). Т.о. Н.Б. сводилась к поддержанию дружественных отношений.

В концепции говорится четко, что Н.Б. – состояние защищенности личности, общества, государства. В процессе подготовки документа существовали споры.

В концепции говорилось, что Россия развивается в состоянии благоприятного внутреннего положения, впоследствии (кризис 98, 2-ая Чеченская кампания) были внесены коррективы в 2000 году.

Концепция 2000 года

4 раздела:

1. Россия в мировом сообществе – в основе лежит концепция многополярного мира.

Предполагается, что Россия будет одним из центров силы. Могут быть и другие ситуации, например, придется присоединиться к другому центру силы.

Место РФ определяется:

· наличием потенциала, чтобы продолжать играть значимую роль в мировых процессах,

· активизация усилий государств на ослабление позиций РФ в эконом. и полит. сферах.

2. Национальные интересы РФ – общества и государства

3. Угрозы национальной безопасности РФ – акцент делается на м/н терроризме.

Говорится о том, что внешние угрозы существуют, но не представляют значит. угрозы для РФ. Упоминается угроза воен. применения силы.

Внешние угрозы для России:

· расширение НАТО на Восток,

· распространение средств массового уничтожения,

· ослабление интеграционных процессов в СНГ,

· заявления гос-в о принижении роли м/н безопасности (ООН и СБСЕ).

Новые угрозы в пограничной (незавершенность м/н-правового оформления гос. границ: Эстония, морск. граница с Украиной) и информационной сферах (появление термина информационная война и регулирование информационного пространства, документ осуждает практику ведения инф. войн)

4. Обеспечение национальной безопасности РФ –раздел перечисляет гос. учреждения,

на которые возлагается такая обязанность. К 2000 году существовало много нац. подразделений – около 20 –ФСБ, Службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, пограничные службы, Служба безопасности Президента. Все спец. службы подчиняются непосредственно президенту.

Новшество – вопрос об использовании ядерного оружия. СССР отказывался от применения яд. оружия. говорится о том, что Россия при определенных обстоятельствах может нанести ядерный удар первой (крайний способ реагирования). Опора на ядерное сдерживание – предоствращение войны.

Концепция 2009 года

6 пунктов:

1.Общие положения

2.Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

3.Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты

4.Обеспечение национальной безопасности: Национальная оборона, Государственная и общественная безопасность, Повышение качества жизни российских граждан, Экономический рост, Наука, технологии и образование, Здравоохранение, Культура, Экология живых систем и рациональное природопользование, Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

5.Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии

6.Основные характеристики состояния национальной безопасности: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень гос. внешнего и внутр. долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

· важность установление многополярного мира

· внешняя угроза: расширение НАТО на восток, ослабление СНГ, распространение ОМУ, притязания на территорию РФ, ослабление экономического, политического веса РФ в мире

· угрозы в информационной и пограничной сферах (нелегальная иммиграция, контрабанда наркотиков)

· Информационные войны

· институциональные вопросы

· отношение РФ к использованию ядерного оружия (РФ сохраняет ядерное оружие как средство предотвращения войны)

11 билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Военной доктрины РФ

1993 г.: процесс сокращения ВС. 3 млн. чел. – ВС

1995 г.: не должна превышать 1 900 тыс. чел.

1994 г.: Первая Чеченская компания: доктрина не осуществила

Вопрос о комплектовании российской Армии

- профессиональные армии

- воинский призыв

- смешанная – концепция 1993 г.

2 ноября 1993 - первая военная доктрина была утверждена СовБезом РФ. В ней говорилось, что при сохранении наращивания военной мощи, армию нужно сделать компактной, более дешевой и обученной соответствующим образом. В этот период начался процесс сокращения вооруженных сил.

Была достаточно уязвимой во внешнеполит. сфере, т.к. в ней говорилось на первый план выносилось обеспечение выполнения решений ООН и др. документов, и ничего не говорилось об обеспечении собственных интересов.

Задачи ВС

- против конституционного строя

- обеспечение военной безопасности (поддержание потенциала)

- готовность запасов, людских средств

- отражение вооружённого нападения

- нейтрализация вооружённых конфликтов

- выполнение союзных обязательств

Внутри:

- установление законности и порядка

- ОПМ: обеспечение санкций, принятых мировым сообществом, могут создаваться группировки войск

Экономика:

-необходимость обеспечения запасов

Военно-экономическое / военно-политическое сотрудничество – приоритет государства

21 апреля 2000Военная доктрина, состоит из 3 разделов:

1.военно-политические основы

2.военно-стратегические основы

3.военно-экономические основы

В разделе 1 говорится о необходимости оценки военно-полит. обстановки в мире, о факторах, внутр. и внешн. угрозах, принципах обеспечения воен. безопасности в мирное время и в период вооруж. конфликта.

Принципы воен. организации гос-ва: централизация руководства, единство обучения.

Схема руководства воен. орг.: во главе – президент, мин.обороны, ген.штаб, главнокомандующий ген. войск, командование воен. округами.

Раздел 2: характер современных войн: деление на

· справедливые(в соотв. с решением ООН и принципами МП)

· несправедливые.

По применяемым средствам делятся на:

· с применением оружия массового уничтожения

· обычное вооружение

по масштабам:

· локальные

· региональные

· крупномасштабные

Основные черты современной войны:

· влияние на все сферы жизнедеятельности человечества

· активное информацион. противоборство

· нарастание воздушных кампаний и применение авиации

· катастрофические последствия поражения экон. сфера гос-в.

ВС должны принимать участие в миротворческих операциях, кот. могут выполняться только гос-вом: ОДКБ, СНГ, ООН

3 раздел: задачи воор. сил

обеспечение воен. безопасности (поддержание боевого потенциала и готовности, запас техники)

готовность отражать воор. нападение на РФ и ее союзников (быстрое и полное развертывание сил)

готовность участвовать во внутр. воор. конфликтах

операции по поддержанию мира

 

Для решения поставленных задач могут создаваться группировки воен. сил на территории РФ или за ее пределами.

До сих пор не решена проблема вооружения и воен. техники (советского образца). По нормам новая техника д. составлять 70%, у нас после реформы – 10%.

Военно-техническое сотрудничество.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.024 с.)