Билет. Распределение внешнеполитических полномочий и механизм принятия решения в Российской империи конца XIX-начала XX веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Распределение внешнеполитических полномочий и механизм принятия решения в Российской империи конца XIX-начала XX веков.



Билет. Распределение внешнеполитических полномочий и механизм принятия решения в Российской империи конца XIX-начала XX веков.

Император – во главе (глава законодательной (исполн?) власти, духовный вождь страны)

Высшие органы управления: Гос. Совет / Комитет министров / Правительствующий Сенат – исполн. органы

Центральные органы власти (министерства и ведомства: МИД, 2 ведомства: военное и морское, Министерство финансов, МВД, Синод (другие религиозные организации с участием иностранцев)

Императорская Главная Квартира (личная переписка с другими монархами)

Влияние родственников из других стран

Управление территориями: Генерал-губернаторства, губернии (генерал-губернатор (специальные агенты МИД), наместник)

Специальные агенты МИД подчинялись МИД или генерал-губернатору.

1903 г. – Комитет Дальнего Востока (Алексеев). Безобразовское воздействие на Императора.

Межведомственные особые совещания. Вопросы войны и мира, заключ. договоров. Процедурные вопросы. Рекомендательный характер, велись журналы совещания. Не было регламента для созыва и состава.

Император:

Вопросы войны и мира

Заключает договоры

Контроль за министерствами и ведомствами / кадровые решения

Утверждать инструкции послам / читал отчёты рос. послов за границей

Для министров: еженедельные доклады

Дип. почта (не систематизирована)
Назначение послов.

Процедура «скрепа» - обязательная подпись министра или другого лица на документе.

Август 1905 г. Договор о близком партнёрстве в дип. отношениях. Николай II и Вильгельм II подписали договор. 3 министра отказались подписать.

Гос. Совет – законодательная функция (высказывал суждения о законодательных основах внутренней и внешней политики страны) Иногда: вопросы заключения мира и войны, но конечное слово было за Императором. Суждения имели реком.характер, заседал Гос.совет нерегулярно, в разном составе.

Иногда роль министров увеличивалась, когда Император сам не хотел вникать в рассмотрение вопроса.

Исполнительный орган – Комитет министров (аналогия с Правительством РФ, вопросы комплексного характера)

- Вопросы о соглашении по получению займа

- Правовое положение иностранцев в России.

Не было права обсуждать такие вопросы, они обсуждались только по просьбе Императора.

Глава комитета – 2 лицо. Не имел личных контактов с Императором, встречался редко с императором.

МИД

4 задачи:

-политические сношения с другими государствами

- покровительство в чужих краях русской торговле / русским интересам

-ходатайство о законной защите русских подданных за границей

- содействие удовлетворению законных требований иностранцев по их делам в России.

Император назначает министра (подчинён только царю) и заместителя. С согласия министра – главы департаментов.

Иногда решения принимал министр.

Подразделения:

- Территориальные департаменты

- Функциональные департаменты

I и II (ранее Азиатский, в него входили Греция, Болгария, Румыния, Австрия и др.) департаменты. Они не имели реком.характера, только передавали информацию.

Центральный (ограничивали инициативу) и Заграничный аппарат

Иногда аппарат выступал почтой

Специальные агенты МИД – быстрое решение ситуации. Иногда дип.агенты не согласовывали свои действия с МИД, принимали решения, противоречащие основным интересам России.

Начало XX века – Создание Гос. Думы (1905г.).

Кабинет министров превратился в Совет министров.

Правительство начинает инициировать рассмотрение внешнеполитических вопросов.

Председатель Правительства имеет право рекомендовать кандидатуры министров.

1905 г. Совет Государственной обороны (4 года)

Гос. Дума. Новая функция - утверждение бюджета. Правительство его готовило, отправляло в Думу, за ней – окончат решение.

1905 г. «Манифест о политических свободах». Николай II. Увелич роль СМИ: Издание газет + печатных изданий. МИД через СМИ влияет на общественное мнение.

Тенденция создания политич партий (учавств в формир политики через представ-во в Думе)

Во внешней политике - стимулирование революционных движений в других странах.

Билет. Принципы государственного управления и принятия внешнеполитических решений в СССР.

Советская внешняя политика носила противоречивый хар-р.

Расширяются полномочия председателя Совета министров, который мог взять на рассмотрение фактически любой вопрос, в том числе и внешнеполитический.

По закону 1905 г. председатель получил право выдвигать по своему усмотрению кандидатуры на пост министров.

Серьёзные изменения произошли после падения Российской империи (1917 г. Октябрьская революция). Происходит изменение государственного устройства. Все полномочия власти переходят от гос. органов к партийным – Партийное гос.руководство (Сначала принимается партийное решение, а затем это решение реализуется в форме закона).

Ведущую роль играет коммунистическая партия. Её положение как правящей было закреплено в ст. 6 Конституции СССР. (1977 – последний раз говорилось об этом в Конституции)

Всей внешней политикой руководил высший орган во главе с Ген.секом СССР КПСС. В ЦК КПСС был международный отдел. Он сотрудничал с партиями др гос-в, играл важную роль в прин решений).

Советская внешняя политика носит идеологический характер. Внешняя политика состояла из 2-х частей: традиционные связи с другими государствами; ставилась задача распространения социализма во всём мире.

Коминтерн и Коминформбюро (первый – свержение существующего правительства, другой – поддержание связей)

В 20-е - осознание преемственности нац. политики. Это проявилось при подготовке Конференции в Лондоне (1928 г.). Спор – в каком объеме должна Россия принимать участие в Конференции. Два осн вопроса конфер:

- вопрос о черноморских проливах

- вопрос о мирном договоре с Турцией

Гос. аппарат

Президиум Верховного Совета СССР

Верховный Совет СССР

Когда сессии Совета не проходили, решения принимал Президиум. Совет принимал все, что предлагало правительство.

Верховый Совет - высший орган законодательной власти. Две палаты равноправные (формально): Совет Национальностей, Совет Союзов. Верховный совет утверждал бюджет страны. Все решения носили достаточно формальный характер. Состав Совета распределялся в силу принадлежности к тому или иному сословию. Были и депутаты по должности.

До 1986 Прав-во отчитывалось перед депутатами. С 1986 дефицит. расходы превыш. доходы.

«Депутаты по должности» обычно попадали в Верховный Совет, Верховное руков., руков. хоз. предприятий, высшие военные учреждения. Не существовало принципа разделения властей.

Возможность попасть исходя из соц. принадлежности. Определённое кол-во рабочих, колхозников, среднего класса. В совете доминировали рабочие. В 1924 в Сов. было 20 ткачих. Короткие сессии – 1-2 дня.

Форма отчётности – выступление министров, однако всё это носило формальный характер.

Президиум Верховного Совета СССР

Постоянно действующий орган. Подотчётен Верховному Совету.

С 1938 г. принимал решения о введении чрезвычайного положения, прием и предоставления гражданства, разрешать выход из советского гражданства.

Закон 1948 г. – получил право денонсации международных договоров.

Имело значение, какое место занимал в партийной системе, а не должность, занимаемая лицом. Так, Чичерин (член ЦК КПСС) не был вовлечён в процесс принятия решений, так как не занимал значительного положения. А.А. Громыко – член Президиума. Имел большой авторитет. Ни одно серьёзное решение не проходило без его участия. Были лидеры, которые активно вмешивались в дела внешней политики (Хрущёв) и те, которые мало влияли. Брежнев не интересовался внешней политикой, отдал эти полномочия Громыко. Брежнев полагался полностью на решения министра.

Верховный Совет:

- ратификация договоров, кроме тех, что вели к изменениям в конституции

- назначение министров (по предложению президента). Президент мог назначать министров с согласия Верховного Совета

Возникает вопрос о создании новой конституции и соответственно о форме гос.управления – парламентская или президентская республика. 23 сен 1993г. – Указ Ельцина. Деят-ть Съезда приостановлена, полномочия переходили Президенту. В указе – о сознании нового органа упр-я – Федерального Собр-я вместо СНД, состоящего из 2-х палат

Одновременно были назначены выборы на 12 декабря 1993 г. Если есть спор, то его надо выносить на референдум. Верховный Совет решения эти не признал, предлагает отклонить Ельцина от должности. Армия поддержала Ельцина. Столкновения.. погибло ок 150 чел. Выборы в Госдуму

12 декабря – референдум по вопросу Конституции. Конституция закрепила президентский хар-р республики. Федеративное демокр. государство с респ. формой правления.

Гос. власть: президент, Федеральное Собрание (законод.), Правительство (исполнит.), Суды РФ (судебн.).

Президент

- определяет основные направления внутренней и внешней политики

- возглавляет Совет Безопасности

- ключевая роль в формировании Правительства, предл-т кандидатуру ПМ

- руководит внешней политикой

- Верховный Главнокомандующий, назначает и освобождает высший командный состав

- самостоятельно принимает указы (действует до тех пор, пока не принят ФЗ - ограничение законодательной функции президента)

Указ от 19.09.1997 г. Управление президента РФ по внешней политике (самостоятельное учреждение в составе Администрации Президента) (Сергей Приходько)

Правительство РФ

Глава Правительства может вести переговоры, подписывать соглашения. Сост. из председателя, его заместителя и федерального министра, формируется под руководством президента. Президент выдвигает кандидатуру Председателя Правительства (3 раза). Если нет согласия и на 3-й раз, то распускается Гос. Дума. Председатель Правительства – 2 лицо после Президента.

1997 г. Закон о Правительстве. Правительство должно:

1. Обеспечивать представительство РФ в ин.государствах и на межд. арене.

2. Глава Правительства имеет право заключать межд. договоры в пределах свих полномочий.

Межправит.договор – в этом случае имеет право подписывать глава правительства (в 2007 г. с Латвией)

3. Наблюдать за выполнением обязательств РФ по межд.договорам.

4. Защищать граждан РФ за пределами её территорий.

5. Осуществлять контроль и регулирование в сфере внешнеэкон. деятельности, научно-техн. сотрудничества и т.д.

Совет безопасности

Создавался по аналогии с американским советом нац.безопасности

- координация деятельности министерств и ведомств. ФЗ от 5 марта 1992 г. «О безопасности».

- формирование штатного состава СБ (постоянные члены: входит министр иностранных дел +) Президент – председатель СБ. Чётко не регламентируется разница между постоянными и непостоянными членами СБ. Министр внутренних дел не является пост. членом.

- президенту готовит доклад. Если президент присутствует, то выходит Указ. Если присутствует секретарь, то оно носит рекомендательный характер, может принимать или нет.

Структура:

Межведомственные комиссии – (основные рабочие органы СБ) главное подразделение. Кол-во комиссий, их состав, функции и компетенция формулируются Секретарём.

-межведомственная комиссия по международной безопасности (возглавляет министр иностранных дел)

Президент назначает глав комиссий и контр-т их работу

Рабочие группы

- группа по проблемам нераспространения ОМУ, средств их доставки.

- группа по анализу конфликтов на территории стран СНГ.

- группа по военно-техническому сотрудничеству.

Научные советы

-секция научных советов по международной безопасности

Вопросы

- концепция национальной безопасности

- проблемы военно-технического сотрудничества

- регион конфликты

1993 – РФ присоединилась к конвенции о нераспр. хим. оружия. С. Кириенко – Комиссия по вопросу о ликвидации химического оружия.

МИД

«Положение о МИД» 14 марта 1995 г.

Указ Президента от 12.03.1996 г. о координирующей роли МИДа РФ в провед единой внешнепол линии РФ

МИД – главный координирующий орган во внешнеполитической сфере

Разрабатывает и осуществляет внешнюю политику. Без согласия МИДа осуществление предложений и действий в области внешней политики не может быть проведено. МИД – главное учреждение, которое осуществляет приглашение иностранных делегаций на высшем и высоком уровне (остальные – с согласия МИД).

Президент, Глава Правительства, МИД могут делать официальные заявления. Вся официальная переписка – согласована.

Указ Президента от 5 марта 2001 г. Передача полномочий от Министерства СНГ Министерству иностранных дел.

Указ Президента от 27.04.2002 г. Ликвидация Министерства по делам федераций

Все запросы, поступающие в МИД, делятся на 4 категории:

1. «вне очереди» - 3 рабочих дня

2. «срочные» - 5 рабочих дней

3. «обычные» 15 рабочих дней

4. Запросы, требующие межведомственного рассмотрения – 30 дней

 

Федеральное Собрание

Государственная Дума

450 депутатов

Половина – одномандатные округа

Половина – партийные списки

С 2007 г. изменена процедура избрания депутатов:

- только партийные списки

- отменён порог явки

- повышен проходной балл (с 5% до 7%)

Совет Федерации

Трижды менялась процедура избрания в СФ

До 1995 г. – избирались.

С 1995 года – губернатор / глава исп. органа власти и представители законодательной власти регионов (2 представителя от каждого субъекта)

2002 г. – направляют представителей из числа депутатов субъектов федерации.

При Медведеве – из законодательных органов власти регионов (не обязательно областного законод. органа)

Полномочия Федерального собрания:

1. По Конституции имеет право утверждать указ президента о введении чрезвычайного положения

2. Даёт согласие на использование вооруженных сил РФ за пределами страны.

3. Участвует в утверждении бюджета страны, в том числе на внешнеполитическую деятельность.

Существуют подразделения, которые занимаются внешнеполитической проблематикой. В комитетах происходит основная работа, комитетов может быть несколько. Комитеты по международным делам существуют.

В Гос. Думе – комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, комитет по безопасности.

Каждый депутат может направлять запросы в МИД по той или иной проблематике, чтобы получить разъяснения, но необязательно последует ответ на запрос. Возможности законодательной власти менее значительны, чем полномочия исполнительной власти, так как РФ по большей части является президентской республикой, а не парламентской, где министерство формируется парламентом.

4. организация парламентских слушаний

5. может инициировать предложения, которые носят только рекоменд. характер.

6. парламентские связи с иными странами

7. участие в процедуре назначения российских дип. представителей за границей (ст.83) по регламенту (1998 г.)

- заявление направляет МИД

- предоставление документов / объяснений + личное присутствие кандидата

- требование дополнительных данных о кандидате

- «процесс согласования»

8. утверждение бюджета, касающегося внешнеполитических расходов

9. ратификация международных договоров (обе палаты, затем обязан президент подписать). Если президент накладывает вето, то возвращается в Гос.Думу, которая может преодолеть вето квалифицированным большинством.

В Конституции процедура ратификации Советом Федерации предусматривается, а Гос. Думой – нет.

«Закон о международных договорах» 1995 г. Не все договоры подлежат обязательной ратификации. Например, закон о территориальном распределении, защите прав и свобод, по вопросам о разоружении или же международный договор в тексте должен предусматривать ратификацию. Подлежат ратификации межд.договоры в 3-х случаях: 1) те, которые требуют изменения действующих или принятие новых федеральных законов; 2) перечисляются конкретные соглашения, которые в обязательном порядке подлежат ратификации (о прохождении гос.границы, вопрос о вооружении); 3) те, где уже в тексте написан пункт, предусматривающий ратификацию.

Регламент Государственной Думы от 1998 г. Если закон поступает в Федеральное Собрание, то необходимо в дополнение 3 документа:

- обоснование целесообразности ратификации

- определение соответствия договора с законодательством РФ

- оценка финансово-экономических и иных последствий ратификации

Ст. 35 в законе о межд. договорах – может применяться процедура временного исполнения (время не указано).

1992 г. Договор с США о взаимопомощи со стороны США о ликвидации ОМП (до сих пор действует, несколько раз продлевался).

Кто вносит на ратификацию? Президент или Правительство. Если другой орган, то надо заручиться согласием Президента или Правительства. Выбирается ответственный комитет (комитет по международным делам или комитет по делам СНГ или связи с соотечественниками). Если необходимо, то парламентские слушания.

2 документа в итоге: проект ФЗ о ратификации и своё заключение. В конце: заключение правового управления.

Если сразу принимают, то 3 чтения. Если не принимают или отказываются рассматривать, то предусматривает повторную ратификацию или перенос даты. → если не предусмотрено, то сразу отклоняется.

Ст. 102 Конституции. Введение чрезвычайного положения – Совет Федерации (Президент при согласии Совета Федерации).

Использование ВС за рубежом – Совет Федерации (Президент при согласии Совета Федерации).

2008 г. – закон, разрешающий Президенту использовать ВС за рубежом.

10. депутаты могут включаться в состав делегаций

11. министр иностранных дел отчитывается перед Советом Федерации

 

Судебные органы

Конституционный Суд

Верховный Суд

Высший Арбитражный Суд

Конституционный Суд

Может участвовать в процедуре ратификации

19 судей (пожизненный статус)

1 случай (конец 1990-х гг.) вопрос о культурных ценностях

Февраль 1997 г. – запрещение о возврате ценностей. Правительство начинает размещать свои облигации за границей прежде всего в немецких марках. Возникает вопрос о реституции культурных ценностей, которые оказались перемещёнными в годы 2МВ. Долгое время данный вопрос не возникал, так как культурные ценности рассматривались в качетсве компенсации в счёт тех ценностей, которые были вывезены фашистской Германией. Также вопрос о культурных ценностях других государств – Французский Архив. Создание комиссий по возврату ценностей. 1998 г. – закон о возврате культурных ценностей. Сначала был отклонён в 1997 г. в Гос.Думе и Совете Федерации. 10 марта 1997 г. Все культурные ценности объявлялись ценностью, и Ельцин наложил вето на закон, так как нге соответствует нормам международного права.

Одобрен: Гос. Думой, потом Советом Федерации, должен быть отправлен Президенту. Если 2/3 депутатов, то преодоление «вето» президента. Тогда Президент обращается в Конституционный суд по вопросам процедурным.

Апрель 1998 г. было рассмотрено ещё раз в Гос.Думе, вето было преодолено. Президент отказался подписывать это решение и обратился в Конституционный Суд, так как нарушались, по его мнению, нормы принятия решений, так как в зале присутствовало меньше депутатов, чем проголосовало. Конс.Суд оказался в сложном положении. Ельцину отказали.

28 апреля 1998 г. Президент подписывает закон и подаёт иск в Конституционный суд со вторым иском по вопросу международного права. Конституционный суд: «некоторые положения противоречат нормам международного права». Если враждующие государства, то закон действует. Оккупированные государства – частичные обмен возможен. Поправка: нельзя возвращать государству и гос. учреждениям.

2006 г. Путин передаёт венгер. религ. организации.

Демографические ресурсы

- Чем больше трудоспособного населения, тем больше армия.

- Обеспечение предприятий рабочей силой.

- Влияют на процесс расселения в тех или иных регионах. Население распределено на территории государства очень неравномерно.

Угроза заселения территорий населением другого государства.

Рождаемость к моменту распада СССР составляла примерно 150 млн.ч. В 2002 г. – 145 млн.ч., в 2006-2009 – 140-142 млн.ч. Процесс снижения численности продолжается. Регулируется за счёт переселения из стран СНГ. Стимуляция рождаемости государством. В 2008 г. был отмечен рост рождаемости, который, однако, до сих пор не превысил рост смертности. Процесс снижения рождаемости продолжается.

Экономические ресурсы.

ВВП – 1 трл. 856 млрд. $, ВВП США – более 10 трл. $. Есть расчет ВВП на душу населения и с учётом покупательной способности.

Россия выступает на международном рынке в качестве экспортера энергетических ресурсов, что делает РФ достаточно зависимой от количества ресурсов.

Проблема заключается в том, чтобы рационально использовать ресурсы с учётом пром-ти и её особенностей. У России долгое время наблюдалось положительное сальдо в торговле. В 2003 г. Россия занимает 3-е место по экспорту с/х продукции.

Современная экономика является всё более подвижной, о чёс свидетельствует увеличение иностранных инвестиций. В 2006 г. объем иностранных инвестиций 52 млн.$. Однако не всегда является оправданным факт вложения инвестиций.

Концепция 1993 года.

По сути, содержала завышенные положения в отношении западных стран (поддержка экономических форм (зап.))

По поводу НАТО – Россия надеялась трансформацию НАТО в чисто политическое образование

 

Концепция 2000 года

Структурно отличается от предыдущей

Некоторые страны вообще не присутствуют, так как потеряли своё значение для РФ (страны Тихого океана).

5 разделов:

Общие положения

Современный мир и внешняя политика РФ

Приоритеты РФ в решении глобальных проблем

Региональные приоритеты

Формирование и осуществление политики РФ

-идея многополярного мира

- соблюдение международное права

- недопустимость использования силовых акций без санкции ООН (события в Югославии)

- экологическая сфера

- вопрос о вступлении России в ВТО

- привлечение иностранных инвестиций (в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики)

- оптимальное использование российской собственности за рубежом

- борьба с международным терроризмом

- информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

Требует также изменений, так как приоритеты РФ изменились. В концепции 2000 г. уже чётко говорится о приверженности России к многополярности, утверждается необходимость соблюдения международного права, недопустимость использования военной сил. акций без санкций ООН. В более подробном виде раскрывается приоритет РФ во внешнепол. сфере: формирование справедливой торговой системы и участия в ней РФ, задача содействию привлечению инвестиций в реальный сектор российской экономики, обеспечение сохранения и оптимального использования рос. собственности за рубежом.

Обслуживание рос. внешнего долга в соответствии с реальными возможностями РФ, добиваться возврата средств в счёт кредита ин. Государствам. Актуальность этой проблемы значительно снизилась. Но проблема возврата кредитов остается.

Появляется новый раздел. Россия отрицательно относится к понятиям гуманитарной катастрофы и гуманитарной интервенции. Говорится о внутренних и внешних угрозах во всех документах, на первом месте – внутренние угрозы.

 

Концепция 2008 года

- поддержка и популяризация русского языка и культуры в иностранных государствах

- новые вызовы и угрозы: глобальная бедность, в том числе энергетическая, изменении климата, нелегальная миграция

- вопрос религиозного фактора

- избегать избирательного подхода к истории, в том числе к истории Второй Мировой войны

- нет признания возможности организации однополярного мира под эгидой США

- многосторонняя дипломатия

2000 г.: ограниченность ресурсного обеспечения

2008 г.: нет.

- «Тройка» РИК, БРИК

- верховенство права в международных отношениях

- международное экологическое и экономическое сотрудничество (энергоресурсы)

2006 г. Санкт-Петербург: Встреча Восьмёрки.

- негативное: расширение НАТО на восток

2000 г.: особое место США (3)

2008 г.: 3 место – США и Канада

Вопрос об Ираке (2008 г.)

-реализация: внимание Правительству РФ + внутрибюджетное финансирование

 

10 билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Концепции национальной безопасности РФ

Концепция / Стратегия национальной безопасности (1997 г., 2000 г., 2009 г.)

Национальная безопасность – состояние защищённости личности, общества, государства.

2 группы угроз:

- внутренние (наибольшая опасность)

- внешние

Концепция 1997 года:

Для РФ данная концепция – новое явление. В СССР подобную роль выполняли Съезды КПСС. Термин «нац. безопасность» отсутствовал, впервые был упомянут в марте 1991 года в обзоре МИД, причем «нац. безопасность» подразумевалась с решением нац. вопроса. – полноценное поддержание взаимоотношений рассматривалось как Н.Б. (События в Казахстане 92 года, Нагорном Карабахе 1955). Т.о. Н.Б. сводилась к поддержанию дружественных отношений.

В концепции говорится четко, что Н.Б. – состояние защищенности личности, общества, государства. В процессе подготовки документа существовали споры.

В концепции говорилось, что Россия развивается в состоянии благоприятного внутреннего положения, впоследствии (кризис 98, 2-ая Чеченская кампания) были внесены коррективы в 2000 году.

Концепция 2000 года

4 раздела:

1. Россия в мировом сообществе – в основе лежит концепция многополярного мира.

Предполагается, что Россия будет одним из центров силы. Могут быть и другие ситуации, например, придется присоединиться к другому центру силы.

Место РФ определяется:

· наличием потенциала, чтобы продолжать играть значимую роль в мировых процессах,

· активизация усилий государств на ослабление позиций РФ в эконом. и полит. сферах.

2. Национальные интересы РФ – общества и государства

3. Угрозы национальной безопасности РФ – акцент делается на м/н терроризме.

Говорится о том, что внешние угрозы существуют, но не представляют значит. угрозы для РФ. Упоминается угроза воен. применения силы.

Внешние угрозы для России:

· расширение НАТО на Восток,

· распространение средств массового уничтожения,

· ослабление интеграционных процессов в СНГ,

· заявления гос-в о принижении роли м/н безопасности (ООН и СБСЕ).

Новые угрозы в пограничной (незавершенность м/н-правового оформления гос. границ: Эстония, морск. граница с Украиной) и информационной сферах (появление термина информационная война и регулирование информационного пространства, документ осуждает практику ведения инф. войн)

4. Обеспечение национальной безопасности РФ – раздел перечисляет гос. учреждения,

на которые возлагается такая обязанность. К 2000 году существовало много нац. подразделений – около 20 –ФСБ, Службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, пограничные службы, Служба безопасности Президента. Все спец. службы подчиняются непосредственно президенту.

Новшество – вопрос об использовании ядерного оружия. СССР отказывался от применения яд. оружия. говорится о том, что Россия при определенных обстоятельствах может нанести ядерный удар первой (крайний способ реагирования). Опора на ядерное сдерживание – предоствращение войны.

Концепция 2009 года

6 пунктов:

1. Общие положения

2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты

4. Обеспечение национальной безопасности: Национальная оборона, Государственная и общественная безопасность, Повышение качества жизни российских граждан, Экономический рост, Наука, технологии и образование, Здравоохранение, Культура, Экология живых систем и рациональное природопользование, Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

5. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии

6. Основные характеристики состояния национальной безопасности: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень гос. внешнего и внутр. долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

· важность установление многополярного мира

· внешняя угроза: расширение НАТО на восток, ослабление СНГ, распространение ОМУ, притязания на территорию РФ, ослабление экономического, политического веса РФ в мире

· угрозы в информационной и пограничной сферах (нелегальная иммиграция, контрабанда наркотиков)

· Информационные войны

· институциональные вопросы

· отношение РФ к использованию ядерного оружия (РФ сохраняет ядерное оружие как средство предотвращения войны)

11 билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Военной доктрины РФ

1993 г.: процесс сокращения ВС. 3 млн. чел. – ВС

1995 г.: не должна превышать 1 900 тыс. чел.

1994 г.: Первая Чеченская компания: доктрина не осуществила

Вопрос о комплектовании российской Армии

- профессиональные армии

- воинский призыв

- смешанная – концепция 1993 г.

2 ноября 1993 - первая военная доктрина была утверждена СовБезом РФ. В ней говорилось, что при сохранении наращивания военной мощи, армию нужно сделать компактной, более дешевой и обученной соответствующим образом. В этот период начался процесс сокращения вооруженных сил.

Была достаточно уязвимой во внешнеполит. сфере, т.к. в ней говорилось на первый план выносилось обеспечение выполнения решений ООН и др. документов, и ничего не говорилось об обеспечении собственных интересов.

Задачи ВС

- против конституционного строя

- обеспечение военной безопасности (поддержание потенциала)

- готовность запасов, людских средств

- отражение вооружённого нападения

- нейтрализация вооружённых конфликтов

- выполнение союзных обязательств

Внутри:

- установление законности и порядка

- ОПМ: обеспечение санкций, принятых мировым сообществом, могут создаваться группировки войск

Экономика:

-необходимость обеспечения запасов

Военно-экономическое / военно-политическое сотрудничество – приоритет государства

21 апреля 2000 Военная доктрина, состоит из 3 разделов:

1. военно-политические основы

2. военно-стратегические основы

3. военно-экономические основы

В разделе 1 говорится о необходимости оценки военно-полит. обстановки в мире, о факторах, внутр. и внешн. угрозах, принципах обеспечения воен. безопасности в мирное время и в период вооруж. конфликта.

Принципы воен. организации гос-ва: централизация руководства, единство обучения.

Схема руководства воен. орг.: во главе – президент, мин.обороны, ген.штаб, главнокомандующий ген. войск, командование воен. округами.

Раздел 2: характер современных войн: деление на

· справедливые(в соотв. с решением ООН и принципами МП)

· несправедливые.

По применяемым средствам делятся на:

· с применением оружия массового уничтожения

· обычное вооружение

по масштабам:

· локальные

· региональные

· крупномасштабные

Основные черты современной войны:

· влияние на все сферы жизнедеятельности человечества

· активное информацион. противоборство

· нарастание воздушных кампаний и применение авиации

· катастрофические последствия поражения экон. сфера гос-в.

ВС должны принимать участие в миротворческих операциях, кот. могут выполняться только гос-вом: ОДКБ, СНГ, ООН

3 раздел: задачи воор. сил

обеспечение воен. безопасности (поддержание боевого потенциала и готовности, запас техники)

готовность отражать воор. нападение на РФ и ее союзников (быстрое и полное развертывание сил)

готовность участвовать во внутр. воор. конфликтах

операции по поддержанию мира

 

Для решения поставленных задач могут создаваться группировки воен. сил на территории РФ или за ее пределами.

До сих пор не решена проблема вооружения и воен. техники (советского образца). По нормам новая техника д. составлять 70%, у нас после реформы – 10%.

Военно-техническое сотрудничество.

билет. Распределение внешнеполитических полномочий и механизм принятия решения в Российской империи конца XIX-начала XX веков.

Император – во главе (глава законодательной (исполн?) власти, духовный вождь страны)

Высшие органы управления: Гос. Совет / Комитет министров / Правительствующий Сенат – исполн. органы

Центральные органы власти (министерства и ведомства: МИД, 2 ведомства: военное и морское, Министерство финансов, МВД, Синод (другие религиозные организации с участием иностранцев)

Императорская Главная Квартира (личная переписка с другими монархами)

Влияние родственников из других стран

Управление территориями: Генерал-губернаторства, губернии (генерал-губернатор (специальные агенты МИД), наместник)

Специальные агенты МИД подчинялись МИД или генерал-губернатору.

1903 г. – Комитет Дальнего Востока (Алексеев). Безобразовское воздействие на Императора.

Межведомственные особые совещания. Вопросы войны и мира, заключ. договоров. Процедурные вопросы. Рекомендательный характер, велись журналы совещания. Не было регламента для созыва и состава.

Император:

Вопросы войны и мира

Заключает договоры

Контроль за министерствами и ведомствами / кадровые решения

Утверждать инструкции послам / читал отчёты рос. послов за границей

Для министров: еженедельные доклады

Дип. почта (не систематизирована)
Назначение послов.

Процедура «скрепа» - обязательная подпись министра или другого лица на документе.

Август 1905 г. Договор о близком партнёрстве в дип. отношениях. Николай II и Вильгельм II подписали договор. 3 министра отказались подписать.

Гос. Совет – законодательная функция (высказывал суждения о законодательных основах внутренней и внешней политики страны) Иногда: вопросы заключения мира и войны, но конечное слово было за Императором. Суждения имели реком.характер, заседал Гос.совет нерегулярно, в разном составе.

Иногда роль министров увеличивалась, когда Император сам не хотел вникать в рассмотрение вопроса.

Исполнительный орган – Комитет министров (аналогия с Правительством РФ, вопросы комплексного характера)

- Вопросы о соглашении по получению займа

- Правовое положение иностранцев в России.

Не было права обсуждать такие вопросы, они обсуждались только по просьбе Императора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.215 с.)