Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И их роль в уменьшении предпринимательских рисков

Поиск

С развитием рыночных отношений консультационные компании становятся столь же необходимыми, как банки, финансовые компании, страховые фирмы и т.д. Это объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах. На первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны, сегодня же спектр консультационных услуг значительно расширился: это внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и др. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. Основными причинами этого являются конкуренция, структурные преобразования в фирмах, интернационализация и глобализация бизнеса.

Современная ситуация в России отличается от ситуации на Западе тем, что за последние 20 лет в России произошел переход от централизованной плановой экономики к рыночной, её становление и совершенствование во всем национальном многообразии и специфичности. Внутренний спрос на консультационные услуги вРоссии пока еще отстает от спроса в развитыхстранах. Но, кроме внутреннего спроса, существует и внешний спрос, который почти полностью направлен на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действующих на территории России. Основным источником внешнего спроса являются инвестиции и техническая помощь международных организаций, правительств и частных фондов зарубежных государств. В последнее время в связи с нестабильностью рынка, недоверием иностранных инвесторов, а также сокращением числа иностранных фирм, находящихся на российском рынке, внешний спрос значительно снизился. Таким образом, в соответствии с понятиями рыночной экономики российский консалтинг находится лишь на начальном этапе развития.

В настоящее время в большинстве развитых стран мира консультирование по экономике и управлению выступает как отдельный сектор услуг. Большая часть крупнейших консалтинговых фирм мира по происхождению являются американскими, но каждая имеет филиалы во многих странах мира. В этих филиалах от 50 до 100% персонала составляют местные специалисты, которые руководствуются в своей работе законами страны местонахождения. Эта отрасль услуг наиболее развита в Северной Америке (США иКанаде), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.

Основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности и торговли, финансовые учреждения и государственные организации. Услуги, пользующиеся наибольшим спросом, ‑ разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.

По мнению специалистов, в настоящее время существуют две тенденции развития рынка аудиторско-консультационных услуг: укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг.

Увеличение доли консультационных услуг в общем объеме профессиональных связано:

‑ с особой популярностью услуг по осуществлению слияния или, наоборот, разделения фирм. Кроме того, в настоящее время широко востребованы консультационные услуги по финансовому оздоровлению предприятий и услуги, связанные с корпоративными финансами;

‑ с возрастающим количеством транснациональных сделок, что стало фактором успеха для департаментов налогового планирования аудиторско-консультационных фирм. Если ранее специалисты по налогам решали отдельные задачи, то сейчас они все чаще вовлекаются в масштабные комплексные консультационные проекты, такие как разработка и реализация стратегии развития клиента;

‑ со сложными экономическими ситуациями, требующими нестандартных оперативных решений.

В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преоб­ладают следующие тенденции:

‑ рост объемов консультационной деятельности и увеличение количества работников консультационных фирм;

‑ появление новых видов, форм консультирования и рынков консультационных услуг;

‑ улучшение качества консультационных услуг;

‑ увеличение числа фирм-клиентов.

Консультационные и другие профессиональные услуги в области экономики и управления представляют собой важнейший фактор выхода России на уровень мировых стандартов ведения предпринимательской деятельности.

В Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определение консультационных услуг дается только в ст. 1.6 в контексте сопутствующих аудиту работ и услуг.

Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение консалтингу: «Менеджмент- консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и /или возможностей, рекомендаций соответствующих мер и помощь в их реализации»[ii].

В современном экономическом словаре можно найти такое определение консультирования: «Консалтинг (англ. to consult – “советовать, принимать в соображение”) – деятельность специализированных фирм по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций. Консалтинговые фирмы могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций»[iii].

В литературе в основном встречаются два основных подхода, связанных с определением консультирования. При первом подходе используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стил определяет его следующим образом: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это»[iv]. Это определение позволяет сделать вывод, что консультанты являются помощниками.

При втором подходе консультирование рассматривается как особая профессиональная служба. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить проблемы, проанализировать их, дать рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений»[v].

Если оставить в стороне стилистические различия, то можно отметить, что данное определение чаще всего используется профессиональными ассоциациями консультантов различных стран мира, а также отдельными консультационными фирмами.

Проблема двух точек зрения, двух подходов издавна существует за рубежом. С одной стороны – дженералисты[vi], которые консультируют на основе знаний о законах управления вообще, а с другой – специалисты (эксперты), которые консультируют на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансов, конъюнктуры рынка, стратегического планирования и т.д.). Это противоречие послужило в дальнейшем развитию методологии консалтинга, что привело к формированию в развитых странах определенного «профиля консультанта по экономике и управлению». Специалисты, имея базовые экономические знания, осваивают общие законы управления людьми, чтобы применить их для внедрения своих профессиональных идей, а дженералисты сосредоточились на разработке методологии такого внедрения.

В последнее время у многих аудиторско-консультационных и просто консультационных фирм происходит «переплетение» видов профессиональной деятельности. Это могут быть не только финансово-бухгалтерские и юридические, но и кадровые, маркетинговые и управленческие проблемы. «Размывание» границ специализации фирм происходит главным образом из-за возросшей сложности заказов фирм-клиентов и конкуренции среди консультационных фирм. Эти обстоятельства заставляют аудиторские (консультационные) фирмы создавать отделы или иметь в штате профессионалов разных специализаций. Спектр услуг консультантов может охватывать следующие области.

1. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация фирм, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача – оптимизировать управление организацией. Они вырабатывают рекомендации по таким проблемам, как: распределение функций между отделами и подразделениями; оптимизация количества уровней управления; налаживание трудовой дисциплины; соответствие степени важности функций, выполняемых тем или иным отделом, для организации в целом, и его роль в принятии решений; ведение делопроизводства; планирование офисов и их оборудования.

2. Консультанты по финансовому управлению занимаются финансовым анализом предприятия; рекомендациями по выбору способа финансирования; составлением программы привлечения инвестиций через размещение акций и паев на рынке; разработкой схем восстановления платежеспособности и управления финансовыми потоками предприятия; налогами, бухгалтерским учетом, кредитом, страхованием: оценкой стоимости предприятий или имущества; подготовкой бизнес-планов. Основными задачами при этом являются поиск источников финансовых ресурсов, оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации, укрепление финансового положения организации на перспективу.

3. Кадровое консультирование имеет своей целью оптимизацию привлечения и использования кадров на предприятии. Консультанты по управлению кадрами вырабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Концепция кадрового консультирования выражается следующей формулой: успех предприятия – это нужные люди на нужных местах.

Проблемы, которыми занимаются консультанты в этой области[vii]:

‑ неспособность руководства осознать прямую связь между корпоративной стратегией, структурой организации и проблемой человеческих ресурсов;

‑ недостаточная точность определения функций сотрудников организации:

‑ заниженная оценка важности роли, которую высшие руководители организации должны играть в управлении человеческими ресурсами;

‑ плохое понимание связи между четырьмя основными процессами в области управления человеческими ресурсами (набором, оценкой, вознаграждением, развитием);

‑ разрыв в коммуникации между руководством и сотрудниками из-за плохого понимания процессов человеческих отношений в производстве;

‑ неспособность преодолеть плохой моральный климат, вызывающий низкую производительность труда.

4. Маркетинговое консультирование имеет своей целью достижение предприятием его рыночных целей через построение адекватного взаимодействия предприятия с рынком. Задача консультантов по маркетингу состоит в обеспечении такого функционирования предприятия, чтобы на производимые им товары и услуги предъявлялся платежеспособный спрос. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции, упаковки, послепродажного обслуживания и т.д. Концепция маркетингового консультирования – достижение рыночных целей предприятием.

5. Консультанты в области организации производства занимаются такими вопросами производственного цикла, как: материально-техническое снабжение; выбор технологии производственного процесса; использование оборудования и его техническое обслуживание; переработка материалов, их внутреннее распределение: схема распределения работ; непосредственное управление производственной деятельностью; планирование и контроль за производством; стимулирование производительности труда; анализ издержек производства; оценка и контроль качества продукции; упаковка; конструирование и совершенствование продукции. По большинству этих вопросов консультант должен обладать не столько управленческим, сколько специальными инженерно-техническими знаниями.

6. Консультант по информационным технологиям помогает менеджерам при принятии решений по покупке и текущему ремонту компьютерного оборудования и программного обеспечения, обработке и передаче данных; использованию компьютерного оборудования и программного обеспечения дляобработки данных об оперативной деятельности (бухучете, учете клиентов, маркетинговых данных и т.д.) и о существенных событиях вне организации; защите информационных систем и данных; системам информации по обслуживанию, которые обеспечивают информацией самих менеджеров. Консультанты могут работать в универсальных консультационных фирмах в качестве специалистов или в специализированных фирмах в области информационных технологий, включая производителей программного обеспечения и компьютерного оборудования или компьютерных дилеров.

7. Консультирование по общему управлению (менеджмент-консалтинг) направлено на оказание помощи в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования, и перспективами его развития. Консультанты занимаются такими вопросами, как оценка состояния организации в целом и характеристика внешней для нее среды; определение целей и системы ценностей организации; разработка общей стратегии развития; прогнозирование; организация филиалов, отделений и новых фирм; изменение формы собственности или состава собственников.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.008 с.)