Рынок труда. Занятость и безработица



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок труда. Занятость и безработица



 

Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто, в свою очередь, способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т. е. рабочую силу. Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда.

Рынком труда называют общественные механизмы, при помощи которых одни члены обществаработники — имеют возможность найти работу, соответствующую их способностям, знаниям и умениям, а другиеработодатели, могут нанять именно тех работников, которые им необходимы.

На рынке труда продается и покупается особый товар, называемый рабочей силой. Рабочая силаэто физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды, работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

Как на других рынках, процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить. Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются предложение, спрос и цена — заработная плата.

Заработная платаэто величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени.

Объем предложения рабочей силы на рынке бывает разным и может определяться разнообразными факторами: удаленностью предполагаемого рабочего места, налоговой системой, социальными льготами и, конечно, заработной платой. Чем выше заработная плата, которую требуют работники за свой труд, тем меньшее их число смогут нанять работодатели, и, наоборот, чем меньше заработная плата, предлагаемая работодателями, тем меньшее количество людей готово выполнять требуемую работу. Объем спроса на рабочую силу определяется потребностями работодателей, оснащением производства и общими потребностями экономики в целом. На пересечении интересов работников и работодателей образуется равновесная цена товара, называемого рабочей силой, т. е. зарплата. Она является показателем того, что число людей, готовых заниматься определенной работой, и число мест, предоставляемых работодателем, совпадают.

Минимальная цена рабочей силы определяется прожиточным минимумом. Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимумэто нижняя граница заработной платы.

Заработная плата может выплачиваться работнику в нескольких формах:

1. Повременная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы прямо пропорционально зависит от количества часов, отработанных работником.

2. Сдельная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров.

3. Смешанная форма зарплаты представляет собой метод оплаты труда, сочетающий элементы и повременной и сдельной оплаты. Подобная форма оплаты труда сегодня является одной из наиболее популярных. При ней размер заработной платы зависит не только от количества отработанного работником времени, но и от личного вклада последнего в дело, от успехов и доходов всей фирмы в целом.

Различают номинальную заработную плату и реальную. Номинальная заработная платаэто то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег. Реальная зарплатаэто сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги.

Те, кому работодатели предоставляют возможность трудиться, называются занятыми. Те, кто не смог найти работу, — безработными.

Безработицей называется такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.

В экономической науке существует много различных теорий о том, от чего зависит безработица. При их анализе можно выделить три основные точки зрения на данный вопрос:

1) причиной безработицы является слишком высокая заработная плата;

2) причиной безработицы является слишком низкий спрос;

3) безработица предопределена негибкостью, характерной для рынка труда; такая негибкость затрудняет установление необходимого соотношения между спросом и предложением.

Первое объяснение причин безработицы иногда еще называют «классическим». Оно доминировало в экономической науке до появления работ Дж. Кейн‑са. Согласно сторонникам этой точки зрения, причиной безработицы являются завышенные требования самих работников, предъявляемые к работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. При подобной ситуации какой‑либо специальной экономической политики вести не требуется, поскольку, как утверждают классические экономисты, безработица в данном случае является добровольной: наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.

В 30‑е гг. XX в., в период мирового экономического кризиса, ошибочность подобной позиции стала очевидна. Утверждать, что безработица не представляет собой серьезной проблемы или что она является добровольным выбором наемных работников, было уже невозможно. Поэтому господству взглядов экономистов классической школы пришел конец. Новое объяснение проблемы было предложено Дж. Кейн‑сом. Согласно взглядам Кейнса, объемом производства в обществе управляет так называемый совокупный спрос; он же определяет и спрос на рабочую силу. Следовательно, рассуждает Кейнс, безработица возникает из‑за недостаточного спроса. Кейнс утверждал, что традиционная политика невмешательства государства в решение проблемы безработицы является неэффективной. Он доказывал, что государство должно бороться с безработицей при помощи активной финансовой политики. Повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем совокупного спроса в экономике. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и снизит уровень безработицы в обществе.

Третье объяснение причин безработицы сводится к тезису о том, что безработица является следствием негибкости, характерной для рынка труда. В основном сторонники этой точки зрения в своих выводах опираются на данные статистики. Согласно этим данным, на рынке постоянно происходит, с одной стороны, появление свободных рабочих мест, и с другой стороны, приток рабочей силы. Предложение постоянно изменяется: кто‑то находит работу, кто‑то теряет, кто‑то меняет свой социальный статус и становится пенсионером. Постоянно совершенствуются и требования, предъявляемые к квалификации людей, ищущих работу. Поэтому далеко не всегда наличие свободных рабочих мест может привести к уменьшению числа безработных. Таким образом, наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места. Если говорить еще конкретнее, то на практике существует не единый рынок труда, а совокупность различных специализированных рынков той или иной профессии. Поэтому на практике часто оказывается, что свободные места, существующие на каком‑либо специализированном рынке труда, объективно не могут быть заполнены людьми, ищущими работу, в силу того, что последние просто не имеют необходимого образования.

Согласно этой точке зрения, и свободные места, и безработица существуют постоянно. Причем это могут быть различные виды безработицы:

а) структурная — такой вид безработицы, при котором трудоустройство является невозможным из‑за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы и не существует средств, способных изменить данное положение;

б) фрикционная — такой вид безработицы, при котором уволенный работник сталкивается с необходимостью найти свободное место для работы по своей специальности;

в) застойная — такой вид безработицы, при котором работники сталкиваются с невозможностью найти работу из‑за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом. В этом случае происходит сокращение общего количества рабочих мест, и единственным выходом для работников является, как правило, переезд на новое место жительства;

г) скрытая — такой вид безработицы, при котором работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из‑за невозможности иного трудоустройства по своей основной специальности.

Экономисты предлагают целый ряд мер, способных смягчить проблему безработицы. Во‑первых, государство должно позаботиться о создании в стране достаточно гибкой системы образования, которая была бы способна быстро реагировать на изменения в структуре спроса на рынке труда. Это касается как начального, так и высшего образования, а также системы переквалификации и переподготовки тех работников, которым реально грозит безработица. Во‑вторых, большую помощь в борьбе с безработицей может оказать хорошо поставленная информационная служба, в задачу которой входит информирование работников о наличии вакансий и работодателей об имеющихся предложениях рабочей силы. Наконец, стоит учитывать и фактор географической мобильности, т. е. склонность людей перебираться в те места, где есть работа. Государство должно поощрять подобные переезды и помогать переезжающим людям обустраиваться на новом месте. С другой стороны, при помощи хорошо продуманной политики государство может обеспечить разумное приближение рабочих мест к безработным, что предотвратит процесс обезлюдевания экономически неблагополучных регионов.

В то же время современная экономическая наука уже пришла к выводу о том, что полное искоренение безработицы невозможно. Более того, стране полезно иметь небольшой, так называемый естественный уровень безработицы. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда, поскольку данный рынок, как и любой другой, в случае, если на нем отсутствует конкуренция, может прийти в состояние застоя. Однако, если безработица в стране превышает естественный уровень, она может стать причиной серьезных социальных конфликтов.

 

Экономическая культура

 

Происхождение понятия «культура» (от лат colo — обрабатывать, возделывать почву) непосредственно связано с материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах развития человеческого общества это понятие идентифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени — земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и материально‑производственной сфер человеческой деятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождествляться лишь с явлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения является та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общества. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально‑выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально‑производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень — продуктивно‑репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень — генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень — конструктивно‑инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно‑технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально‑психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки.

Однако объективный характер поступательного развития экономической культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность этого развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны — степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в целом.

Прогресс в развитии экономической культуры обусловливается прежде всего преемственностью способов, форм деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою эффективность, и уничтожением неэффективных, отживших.

В конечном счете в ходе развития экономической культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой производственной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических процессов.

 

Россия в рыночной экономике

 

Переход к рыночной модели экономического развития в России был одобрен Правительством Российской Федерации в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее пунктами были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит товаров, а с другой стороны, создать в России новый класс — класс собственников.

Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности.

Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (так называемая либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. В результате жесткой монетаристскои политики, многомесячных задержек выплат зарплат и пособий инфляцию удалось снизить менее чем до 1% в месяц лишь в 1996 г. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность миллионов людей.

К положительным итогам либерализации цен следует отнести насыщение потребительского рынка товарами, начало формирования рыночного механизма ценообразования (в зависимости от соотношения спроса и предложения). Относительная финансовая стабилизация была достигнута и за счет огромных заимствований за рубежом: внешний долг превысил 130 млрд долларов (хотя его львиная доля досталась от СССР).

Отказ от системы централизованного материально‑технического снабжения (распределения сырья и ресурсов), сокращение государственных дотаций промышленности и сельскому хозяйству (а в перспективе и полный отказ от поддержки убыточных производств, их банкротство) привели к обвальному падению внутреннего валового продукта (ВВП). Надежды на крупномасштабные иностранные инвестиции в российскую промышленность до сих пор не оправдались. Попытки сбить инфляцию привели к ужесточению кредитной политики (высокие проценты под банковские ссуды).

Удушающей отечественное производство оставалась налоговая система. Либерализация внешней торговли привела к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной импортной продукцией. Это усугубило кризис отечественной промышленности. В тяжелейшем положении оказались прежде всего наукоемкие отрасли (машиностроение, электронная, электротехническая, военная промышленность, предприятия, выпускающие продукцию высокой технологии), а также легкая промышленность. Относительное благополучие демонстрировали топливно‑энергетический комплекс, черная металлургия и другие сырьевые отрасли. Они раньше других вышли из кризиса, а в некоторых к 1997 г. наметился даже небольшой рост. В остальных отраслях спад продолжался, хотя темпы сокращения промышленного производства со временем существенно замедлились, а в 1997 г. вышли на нулевой уровень. Попытки правительства ввести ограничения на ввоз иностранных товаров в страну встретили энергичное сопротивление со стороны зарубежных финансовых организаций, от помощи которых во многом зависит стабильность финансовой ситуации в России.

Значительно уменьшилось производство сельскохозяйственной продукции (особенно молока и мяса), вызванное как сокращением государственных вливаний в деревню, разрушением ее технической базы, оттоком рабочих рук в города, так и возросшей конкуренцией со стороны иностранных товаропроизводителей. Сторонники углубления рыночных реформ связывают возрождение российского села со снятием ограничений на свободную куплю‑продажу земли. Это, в свою очередь, встречает сопротивление левого большинства Государственной Думы, опасающегося массовой скупки земли по бросовым ценам отечественным и зарубежным спекулятивным капиталом и выведением ее из сельскохозяйственного оборота. « Фермеризация » села наталкивается также на сопротивление руководства и большинства членов колхозов, а также требует огромного начального капитала и техники.

Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности и формирование, в конечном счете, многоукладной экономики в стране. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Приватизация может осуществляться в различных формах:

1) бесплатная раздача гражданам части государственной собственности;

2) аренда с последующим выкупом;

3) преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

4) выкуп предприятия на конкурсной основе.

На первом этапе приватизации преобладали первые три формы. В 1992—1993 гг. всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. р. (в ценах 1984 г.) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков). Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. Но ваучерная приватизация провалилась: в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по бросовым ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов, воротил теневого бизнеса и т. п. С середины 1994 г. начался второй — денежный — этап приватизации. Это фактический передел собственности: с аукционов по весьма заниженным ценам идет продажа государственных пакетов акций промышленных предприятий. При всем том главная цель приватизации — создание в стране широкого слоя частных собственни‑ков — не достигнута.

С 1992 г. государство перестало искусственно под‑держивать обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам, что совпало с либерализацией цен и началом резкого спада промышленного про‑изводства. Как и следовало ожидать, последовал об‑вал нашей национальной валюты: с 300 р. за 1 доллар США весной 1992 г. до 6000 р. за доллар в январе 1998 г.

Подобная ситуация привела к долларизации российской экономики, переводу денежных сбережений населения в иностранную валюту. Это, в свою очередь, затрудняло возможности для финансовой стабилизации. Поэтому правительство предпринимает ряд мер по оздоровлению рубля. Самой известной из них стало введение в 1995 г. «валютного коридора», поддерживаемого Центральным банком РФ. Обесценивание рубля заметно замедлилось, но не остановилось.

Таким образом, к положительным итогам проведенных реформ можно отнести: насыщение потребительского рынка товарами (правда, преимущественно иностранными); создание в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно; создание частного сектора экономики, в котором производится более двух третей ВВП; либерализация ценообразования и внешней торговли; относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля; разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Все это дало возможность осуществить в 1998 г. деноминацию рубля.

Не удалось остановить деиндустриализацию народного хозяйства и добиться промышленного роста, а также прилива иностранных инвестиций. Правительство так и не смогло обеспечить соответствующий уровень сбора налогов, причиной является драконовская система налогообложения. Это, в свою очередь, не дало возможности ликвидировать до конца 1997 г. задолженность государства по зарплате работникам бюджетной сферы. Огромны и социальные издержки реформ. Гигантский разрыв в уровне среднедушевого дохода наиболее богатого и наиболее бедного населения чреват угрозой социального взрыва. Ниже черты прожиточного минимума находится более трети населения. Растет безработица. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, поставив своей задачей оказание поддержки лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, ветеранам войн, пенсионерам. Однако, несмотря на многочисленные декларации, оно до сих пор не может обеспечить этим категориям населения даже минимальный жизненный уровень.

В августе 1998 г. в стране разразился экономический кризис, который фактически свел на нет многие из вышеперечисленных достижений реформ. Правительство провело девальвацию национальной валюты и заморозило выплаты по ГКО. Сильный удар был нанесен по банковской системе: часть банков прекратила свое существование, другие до сих пор находятся под угрозой банкротства и не в состоянии расплатиться со своими вкладчиками. Для того чтобы рассчитаться по внутреннему долгу работникам бюджетной сферы, правительство пошло на эмиссию. Это спровоцировало дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару. К тому же над страной нависла угроза национального дефолта — Россия оказалась не в состоянии выплачивать свои долги, а международные организации отказались предоставлять ей новые кредиты.

Одним из положительных следствий финансового кризиса 1998 г. стал рост конкурентоспособности отечественных товаров. Это позволило значительно сократить долю импортной продукции на внутреннем рынке. Девальвация рубля привела не только к удорожанию и сокращению импорта, но и к росту экспорта. Положительное сальдо внешнеторгового баланса, значительный рост цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ) на международ‑ном рынке, относительный успех, достигнутый российскими представителями на переговорах о реструктуризации внешнего долга, позволили правительству не только своевременно производить выплату процентов по иностранным кредитам, но и почти полностью рассчитаться с задолженностью по пенсиям и зарплате. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%, а в 2000 г. — около 22% в год. Центральному банку в 1999—2002 гг. удавалось поддерживать относительно стабильный курс рубля по отношению к доллару и резко увеличить собственные золотовалютные резервы. По итогам 2000 г. Россия вошла в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, опередив по темпам роста США, страны Европейского союза, Японию. Однако эти успехи во многом объясняются благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и не сопровождаются заметными структурными сдвигами в российской экономике.

 

 

Раздел VI

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Примерные вопросы

 

1. Социальная структура общества, ее элементы. Неравенство и социальная стратификация.

2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли.

3. Социальная мобильность.

4. Социальные нормы. Социальное поведение.

5. Этнические общности. Межнациональные отношения.

6. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака.

7. Ребенок в семье. Права ребенка.

8. Социальный конфликт и пути его разрешения.

9. Социальное законодательство, социальная политика.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.02 с.)