Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правосознание и правовая культураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и др.) и формы. Последние классифицируются по характеру общественных отношений на религиозное, этическое, эстетическое, политическое сознание. Особое место занимает правовое сознание. Правосознание — форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений, однако оно характеризуется рядом существенных особенностей: 1 В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно‑правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д. 2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, наказание, юридическая ответственность). 3. Правосознание формируется многими поко‑ениями людей и характеризуется преемственностью. Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию и правовую идеологию. 1. Правовая психология — система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психологических элементов формируются идеологические. 2. Правовая идеология — это систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология формируется путем более глубокого, рационального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико‑правового развития общества. Однако правовая психология в структуре правосознания имеет первичный характер, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей. По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Под групповым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества. В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и общественного правосознания складывается индивидуальное правосознание отдельного человека. В зависимости от уровня, глубины отражения правовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное. Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве. Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты‑практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел. На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание — правовая идеология, форма выражения — нормативно‑правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным источником правотворчества. С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.)— Правовая культура в узком смысле — это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры — социально‑правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем. Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая психология), и идеологические элементы (правовая идеология), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение). Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную. Последняя характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры, от правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих. Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства. Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. Выделяют следующие формы правового воспитания: а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно‑правовых актов и др.); б) формирование правосознания и правовой культуры в семье; в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно‑популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику; г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях; д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях; е) популяризация правовых знаний учеными‑юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр); ж) система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов). Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.
Правонарушения
Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридических последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором — о правонарушении. Правомерное поведение — это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правонарушение же представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения. Правонарушением называется противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Правонарушение характеризуется рядом признаков: 1. Правонарушение есть акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Мысли, интеллектуальная деятельность человека, его желания, если они не воплотились в поступках, не могут считаться правонарушением. 2. Правонарушение — это противоправное деяние, т. е. такое деяние, которое запрещено нормами права. Противоправность имеет место и при неисполнении юридической обязанности. То, что правом не запрещено, не является правонарушением (например, неиспользование лицом своих субъективных прав, если такое использование поставлено в зависимость от личного желания или усмотрения лица). 3. Правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно. 4. Не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица. 5. Правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом. 6. Правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью. Последняя наступает тогда, когда есть состав правонарушения, т. е. необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности. Правонарушение следует отличать от аморального проступка. Социальные ценности общества охраняются не только правом, но и моралью. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова. Отличие правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности: правонарушение посягает на общественные отношения, находящиеся под охраной закона. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. К тому же степень общественной опасности аморального проступка значительно ниже опасности правонарушения. В повседневной юридической практике часто используется понятие «состав правонарушения», которое служит обоснованием для привлечения лица к ответственности. Состав правонарушения — это совокупность установленных законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как правонарушение. В составе правонарушения выделяют объект, субъект, объективную и субъективную стороны правонарушения. Объект правонарушения — это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым противоправным деянием наносится ущерб. Субъект правонарушения — это лицо, совершившее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Объективную сторону правонарушения образуют те элементы противоправного, общественно опасного деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт волевого поведения (действие или бездействие, вредоносный результат деяния, причинная связь между деянием и результатом, а также место, время, орудие, способ и обстановка совершения правонарушения). Субъективную сторону правонарушения образуют цель, мотив, вина. Мотив представляет собой то побуждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения. Цель — это представление субъекта о результате совершаемого правонарушения. Под виной понимают психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Различают две формы вины — умысел и неосторожность. При умышленных правонарушениях лицо сознает общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия, желает или сознательно допускает их наступление. Неосторожное правонарушение характеризуется тем, что лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо вообще не сознает общественную опасность своего деяния, не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно и могло бы их сознавать и предвидеть. Установление соответствия деяния всем элементам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения. Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава. Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступлением называется общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), причиняющее существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающее угрозу причинения такого вреда. Проступок представляет собой менее опасное противоправное деяние. В зависимости от характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций проступки делятся на: а) административные проступки — правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности и др.); б) дисциплинарные проступки — противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины; в) гражданские правонарушения (деликты) —правонарушения, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.011 с.) |