Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России



Функционирование рынка ценных бумаг требует наличия высо­коэффективной системы регулирования и рыночного надзора. Госу­дарство должно защищать законные права и интересы инвесторов, принимая меры по защите прав участников данного рынка как на уровне законодательно-нормотворческом, так и на уровне прямого контроля всех видов профессиональной деятельности на данном рынке. Контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, установление стандартов эмиссии ценных бу­маг, за исключением эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, осуществляет Федеральная комиссия по рынку цен­ных бумаг. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг проводится путем:

Ø установления стандартов и обязательных требований деятельно­сти эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Ø регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

Ø лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Ø запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Важность и необходимость подобного контроля продемонстрировали события августа 1998 г., показавшие, что российский рынок ценных бумаг требует применения новых методов регулировании, отличных от применявшихся ранее.

Важнейшими задачами государственного регулирования рынка ценных бумаг являются:

  • единство нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка на всей территории России;
  • обеспечение защиты прав инвесторов;
  • обеспечение максимальной прозрачности эмитентов;

§ сочетание государственного регулирования и методов саморегулирования участников рынка;

§ отказ от преференций для отдельных участников рынка.

Развитие рынка продемонстрировало, что рынок ценных бумаг бла­годаря своей высокой доходности и не всегда отлаженной системе кон­троля является привлекательным полем деятельности для разного рода неквалифицированных участников. Именно поэтому необходима организация системы, обеспечивающей взаимодействие государственных регистрирующих, надзорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка. Кроме этого, для пресечения незаконной деятельности участников рынка целесообразно осуществлять систематическое проведение плановых и внеплановых проверок деятельности лицензированных организаций и проводить служебные расследования фактов нарушения действующего законодательства на региональном рынке ценных бумаг.

Требование унифицированности правил поведения на рынке диктует необходимость применения жестких мер по контролю за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и крупными инвесторами утвержденных стандартов раскрытия информации. Важную роль при этом должно сыграть, создание системы обнаружения и пресечения случаев использовании инсайдерской информации профессиональными участниками на региональном рынке ценных бумаг. Несомненно, это одно из наиболее сложных направлений работы, тесно связанное с системой управления персоналом внутри компаний, но его реализация могла бы стать важным шагом в предотвращении инсайда.

Сущностью организации надзора являются поддержание справедливого и эффективного рынка ценных бумаг и обеспечение защиты инвесторов от манипулирования ценами и инсайдерской торговли со стороны недобросовестных участников рынка. Нормативными документами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) к организаторам торговли предъявляются требования по разработке мер по предотвращению манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

Манипулированием ценами признаются действия участников торгов, которые привели или могут привести к дестабилизации рынка ценных бумаг и/или финансовых инструментов, в том числе к не обусловленному объективными событиями, влияющими на ры­нок ценных бумаг, изменению цен спроса/предложения ценных бу­маг и/или финансовых инструментов либо числа и объема заявок или сделок. Манипулированием ценами могут быть признаны действия, направленные на создание ложных ценовых ориентиров путем подачи заявок и заключения сделок в значительном объеме либо с ценовыми условиями, существенно отличающимися от объективных рыночных условий, с целью ввести в заблуждение обслуживае­мых клиентов, других участников торгов, любых профессиональных участников фондового рынка, инвесторов, эмитентов ценных бумаг.

Инсайдерской информацией является неравнодоступная инфор­мация, касающаяся возможного изменения рыночной стоимости цен­ных бумаг, использованная профессиональным участником рынка для извлечения прибыли.

Следует подчеркнуть, что само понятие «инсайд» нуждается в четкой нормативно-законодательной регламентации. Инсайд, несмотря на отрицательную сторону, обеспечивает информационную эффективность рынка, поскольку цена бумаги отражает реальное по­ложение дел, в то время как при манипулировании цена не соответ­ствует реальным показателям, оказывающим на нее влияние. При этом считается, что задача обнаружения инсайдера существенно проще, чем манипулятора, что связано с тем, что число инсайдеров меньше (и соответственно они легче вычисляются), чем число манипулято­ров. Как правило, информация, на основании которой действовал инсайдер, становится вскоре общедоступной, и задача сводится к определению круга лиц, имевших к ней доступ. В случае же ма­нипулирования рынком отсутствует какая-либо информация, кроме сделок (или намерений заключить сделку) манипулятором.

Стоит отметить, что необходимым условием организации фондового рынка в США, Канаде, европейских странах является наличие соответствующих управлений финансового надзора, осуществляющих жесткий контроль за национальными эмитентами, страховыми и кре­дитными институтами, организаторами торговли.

При этом реалии фондового рынка и деловой среды России кар­динально отличаются от сложившихся в развитых западных странах, что делает системы надзора западных фондовых бирж зачастую не­пригодными для прямого копирования. Ставя целью достижение стабильно развивающегося рынка, следует определить предметную область того, какие аспекты функционирования рынка в настоящих условиях могут являться объектом регулирования и что следует считать нарушением. Серьезной проблемой является отсутствие четких законодательных и нормативных актов, формирующих базу для ограничения рыночных манипуляций (если не считать положений самого общего характера о манипулировании ценами и использовании инсайдерской информации, содержащихся в Законе о рынке ценных бумаг и Временном положении о требованиях, предъявляемых к деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг).

Таким образом, важнейшей проблемой в сложившихся условиях становится разработка самой философии надзора, ее воплощение в нормативных документах и взаимодействие на этой основе регулирующих органов, торговых площадок, эмитентов.

Формирование системы надзора должно идти по следующим основным направлениям:

1) разработка общей методологии предотвращения кризисных ситуаций, выявления рыночных манипуляций, инсайдерской торговли, которая должна быть отражена в нормативных документах;

2) развитие программно-технических средств надзора и адаптации систем поддержки принятия решений к конкретным сегментам рынка ценных бумаг.

Система надзора должна включать: механизмы выявления и расследования нарушений; законодательно-нормативную базу для применения санкций к нарушителям; механизм взаимодействия государственных регулирующих органов с биржами и саморегулируемыми организациями (СРО).

Поскольку торги осуществляются во взаимодействии различных групп участников — эмитентов, дилеров, инвесторов, трейдеров, регулирующих органов, инфраструктурных организаций, то анализ различных аспектов этого процесса требует построения соответствующих моделей и процедур, что, в свою очередь, требует не только генерации технических сигналов, но и экспертных знаний об общем характере рыночной ситуации. Организаторами торговли на рынке ценных бумаг формируются службы надзора, в круг функций которых должны входить:

1) мониторинг и анализ рынка, направленный на выявление нестандартного поведения участников торгов;

2) текущий анализ новостей эмитентов и ситуации в отраслях и регионах эмитентов;

3) проведение расследований по фактам дестабилизации рыночной ситуации в рамках полномочий организатора торгов.

Важнейшее внимание должно быть сосредоточено на борьбе с рыночными манипуляциями и торговле с использованием неравнодоступной информации. Существуют следующие основные типы рыночных манипуляций:

1) вовлечение других участников торгов в процесс покупки ценных бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной повышательной тенденции, в том числе путем договорных сделок;

2) «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;

3) игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;

4) распространение ложных слухов с целью вынуждения осталь­ных участников изменить цены;

5) продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего ру­ководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента, которая может повлиять на рыночные котировки;

6) изменение цен закрытия в свою пользу;

7) распространение ложной информации, которая может повлиять на рынок.

Поддержание стабильности рынка с использованием служб надзора состоит в следующем:

- идентификация манипулирования рынком, наличия инсайдерской торговли и нарушений правил торговли;

- обоснование манипулирования рынком;

- информирование регулирующих органов с целью расследования состоявшихся нарушений, а также в профилактических целях.

Важным моментом является определение экономической целесообразности того, за нарушения в каком объеме имеет смысл пресле­довать, поскольку значительные затраты на расследование нарушения, доказательство того, что оно имело место, могут повлечь такие объемы затрат, которые не смогут быть компенсированы полученной прибылью. При этом надо отметить, что специалисты, занимающиеся надзором на западных биржах, признают, что, как правило, доказать и принять соответствующие меры удается к немногим, а только к наиболее крупным нарушителям. Но вместе с тем, не избавляя от мелких нарушений (а возможно, и части крупных махинаций), дан­ные службы выполняют важную задачу профилактики и предотвра­щения значительной части возможных правонарушений на фондо­вом рынке.

Именно поэтому основной задачей в ближайшей перспективе яв­ляется формирование позитивного отношения профессиональных, участников рынка и инвесторов к созданию служб надзора, при этом предупреждение манипуляций и инсайда является приорите­том, без которого долгосрочное и стабильное развитие фондового рынка просто невозможно.

Саморегулируемые организации. Значительную роль в системе «многоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке должна играть система санкций со стороны саморегулируемых орга­низаций (СРО) к нарушителям нормативных требований и стандар­тов. СРО являются добровольным объединением профессиональных участников рынка ценных бумаг для обеспечения условий профес­сиональной деятельности, защиты интересов владельцев ценных бу­маг и иных клиентов — членов СРО, установления правил и стан­дартов проведения операций с ценными бумагами.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус СРО на основании разрешения, выданного ФКЦБ. В настоящее время в России действует ряд таких организаций, имеющих разрешение ФКЦБ. Это НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), НФА (Национальная фондовая ассоциация), ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью, и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.011 с.)