Общая характеристика государственного регулирования сельского хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика государственного регулирования сельского хозяйства



Государственно-правовое регулирование направлено на определение целей, задач и содержания аграрной политики государства и обеспечения ее реализации.

Государственное регулирование сельского хозяйства осуществляется в интересах народа и при его непосредственном участии.

Государственное регулирование сельского хозяйства представляет собой совокупность мер по определению системы органов государственного управления, которые руководят этой отраслью народного хозяйства, а также принятию, надлежащему выполнению аграрного законодательства и нормативных актов в области сельского хозяйства.

Цели государственного регулирования сельского хозяйства:

- стабилизация и развитие АПК;

- обеспечение продовольственной безопасности;

- защита отечественных товаропроизводителей;

- сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности;

- создание высококачественной сельскохозяйственной продукции для внутренне бытовых и других нужд;

- осуществление земельной реформы;

- улучшение продовольственного обеспечения страны;

- реализация государственной политики в области сельского хозяйства;

- материальное обеспечение работников сельского хозяйства.

Принципы государственного регулирования сельского хозяйства:

- Принцип аграрного протекционизма;

- Согласование и координация действий субъектов сельскохозяйственного производства различных форм собственности;

- Хозяйственная самостоятельность;

- Равенство форм хозяйствования;

- Сочетание экономических и социальных целей.

Государственное регулирование сельского хозяйства охватывает систему государственных инспекций и контроля за деятельностью субъектов аграрного предпринимательства.

Государство решает вопросы, связанные с подготовкой специалистов и комплектации ими как органов государственного управления сельским хозяйством, так и предприятий, учреждений, организаций этого профиля. Государственное регулирование распространяется на ветеринарную службу, урегулирование проблем внешних аграрно-экономических и других связей, а также на деятельность научно-исследовательских учреждений (Академии аграрных наук, научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских станций).

Субъектами государственного регулирования сельского хозяйства являются органы государственного управления, которые осуществляют государственно-правовое регулирование сельским хозяйством, обеспечивают надлежащее выполнение положений аграрного законодательства, осуществляют повседневное управление производственно-хозяйственными и производственно-обслуживающими службами, а также органы сельскохозяйственных инспекций и контроля за деятельностью сельскохозяйственных предприятий и объединений.

Объекты государственного регулирования сельского хозяйства:

- главный объект – земли сельскохозяйственного назначения (государственное управление ими осуществляет Государственный комитет Украины по земельным ресурсам);

- все отрасли и подотрасли сельскохозяйственного производства (растениеводство, садоводство, огородничество, животноводство).

 

Государственное воздействие на хозяйственную деятельность различается на общее (основано на том, что государство и его органы выступают от имени народа и публичных интересов и решают задачи, стоящие перед ними) и особенное (государство и его органы действуют как собственники, руководя своим имуществом).

 

30. Нормативные акты, осуществляющие регулирование сельского хозяйства:

2) Закон Украины «О семенах» от 15.12.93 содержит основные положения, регулирующие производство, реализацию, использования садового материала сельскохозяйственных декоративных, лекарственных и лесных растений, на которые утверждены государственные стандарты. Регулирует правоотношение между производителями и потребителями семян, а также охраняет их права;

3) Закон Украины «Об охране прав на сорта растений» от 21.04.93 регулирует отношения, связанные с получением на использование, защитой, отчуждением и прекращением прав на сорта растений в Украине;

4) Закон Украины «О карантине растений» от 30.06.93 определяет общепринятые организационные и финансово-экономические основы карантина растений и деятельность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, направленная на предупреждение завоза и распространения опасных болезней, вредителей, сорняков;

5) Закон Украины «О племенном животноводстве» от 15.12.93 определяет общие, правовые, экономические и организационные основы племенного животноводства;

6) Закон Украины «О ветеринарной медицине» от 25.06.92 регламентирует детальность отраслей ветеринарной медицины согласно с международными требованиями, определяет правовое положение структур ветеринарии, устанавливает необходимые ветеринарно-санитарные требования и основы ветеринарного контроля;

7) Закон Украины «О пестицидах и агрохимикатах» от 02.03.95 определяет права и обязанности предприятий, учреждений, организаций, собственников сельского (фермерского) хозяйства, других граждан, полномочий органов государственной исполнительной власти и должностных лиц относительно применения этого закона;

Цели государственного регулирования сельского хозяйства:

стабилизация и развитие АПК;

обеспечение продовольственной безопасности;

защита отечественных товаропроизводителей;

сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности;

создание высококачественной сельскохозяйственной продукции для внутренне бытовых и других нужд;

осуществление земельной реформы;

улучшение продовольственного обеспечения страны;

реализация государственной политики в области сельского хозяйства;

материальное обеспечение работников сельского хозяйства.

 

33. Формы и методы государственного регулирования сельского хозяйства.

В аграрном праве выделяют слудующие формы государственного регулирования сельского хозяйства:

Нормотворческая (правотворческая) это деятельность уполномоченных органов законодательно-исполнительной власти по изданию соответствующих нормативных актов. Нормативные акты государства регулируют вопросы:

связанные с деятельностью отраслевого аппарата;

улучшение планирования, морального и материального;

стимулирование работников сельского хозяйства;

внедрение достижений науки и техники в сельское хозяйство и экономическое стимулирование хозяйствования.

Оперативно-исполнительная (правоприменительная) - деятельность по реализации в конкретные жизненные обстоятельства аграрную политику государства, издание юридических актов индивидуального характера.

Правоохранительная – осуществление органами государства контрольно-надзорных полномочий; проверка практического осуществления исполнительно-распорядительных функций; принятие решений о восстановлении нарушенных прав предприятий и организаций; защита интересов аграрного предпринимательства.

Организационная – деятельность государственных органов по разъяснению смысла нормативных актов: проведение служебных совещаний; составление обобщений, инструктивных рекомендаций с целью обеспечения эффективной деятельности сельского хозяйства и других отраслей АПК

Методы государственного регулирования сельского хозяйства – это способы, которые осуществляет воздействие государства на развитие сельскохозяйственного производства.

Общие методы:

экономический – это совокупность средств воздействия, которые основываются на использовании системы экономических стимулов, предусматривающих материальную ответственность и заинтересованность управленческих работников в процессе ценообразования, санкции, налоги, компетенции;

административный – это способы и приемы воздействия на управляемую и управляющую систему с использованием отношений соподчинения.

Специальные методы:

метод убеждения – метод воздействия на общественные отношения, комплекс воспитательных, разъяснительных мер, осуществляемых в целях обеспечения дисциплины, добросовестного выполнения и соблюдения социальных и технических норм;

метод дозволения – совершенствование самостоятельности хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

прямые указания – акты, в которых указываются конкретное поведение, не допускающее какое-либо уклонение (правила по технике безопасности, санитарии);

метод рекомендации – государственный орган предлагает тот или иной вариант поведения, а субъект хозяйствования выбирает, руководствоваться или нет.

 

35-36 Органами государственного регулирования сельского хозяйстваявляются:

Верховная Рада Украины – орган законодательной власти;

Органы государственно-исполнительной власти (Президент Украины, как глава государства, Кабинет Министров, органы государственных администраций на местах);

Чрезвычайные комиссии по вопросам АПК;

Органы государственной исполнительной власти отраслевой компетенции (Министерство аграрной политики, Управления сельским хозяйством областных районных государственных администраций);

Органы местного самоуправления (местные советы);

Органы государственной исполнительной власти межотраслевой компетенции (Министерство экономики, НБУ, Министерство статистики, Министерство финансов, Министерство охраны окружающей природной среды).

Министерство аграрной политики с целью обеспечения максимальной эффективности сельского хозяйства и АПК в целом осуществляет:

- контрольные и надзорные функции;

- контроль за качеством сельскохозяйственной продукции, которая поступает в государственные запасы, в том числе и при экспортно-импортных операциях;

контроль за качеством семян определяет направление развития механизации технологических процессов и технического сервиса. Существуют областные Управления сельским хозяйством, которые подчиняются Министерству, полномочия которых определяются типовыми Положениями об управлении сельским хозяйством.

Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счет в банке; готовит предложения, направленные на развитие сельского хозяйства; осуществляет управление и контроль за лесами; организует ведение лесного хозяйства и др.

Государственный Комитет по земельным ресурсам – орган государственной исполнительной власти, который подчиняется Кабинету Министров Украины и входит в состав Министерства аграрной политики:

- осуществляет государственное управление земельными ресурсами;

- направляет деятельность подчиненных ему органов по проведению земельной реформы;

- обеспечивает рациональное использование земельных ресурсов;

- осуществляет контроль за соблюдением собственниками земли и землепользователями земельного законодательства;

- издает нормативные акты и дает указания по вопросам реформирования земельных отношений (обязательные для местных и центральных органов исполнительной власти).

Функции Министерства:

1. Организационная функция:

разработка основных направлений аграрной реформы;

подготовка предложений по развитию сельского хозяйства;

организация производства и закупок для государственных ресурсов семян зерновых и массовых культур;

организует поставку продовольствия по международным сделкам;

организует работу государственных служб по вопросам семеноводства, растениеводства, ветеринарной медицины и ряд других функций

2. Координационная функция: координирует работу по разработке прогнозов и анализа экономического и социального развития АПК;

координирует работу по образованию и кадрообеспечению;

определяет направление развития и технического сервиса вместе с органами местного и регионального самоуправления.

3. Контрольные функции:

контроль за качеством сельскохозяйственной продукции и сырья, которое поступает в государство, в том числе и при экспортно-импортных операциях;

осуществление государственного контроля за качеством семян;

определяет направление развития механизации и технического сервиса вместе с органами местного и регионального самоуправления.

Задачи Управления сельского хозяйства:

организация производства и закупки сельскохозяйственной продукции;

обеспечение формирования государственных ресурсов зерна, масленых и технических культур, мяса и мясопродуктов.

Управления выполняют такие же функции, как и Министерство аграрной политики:

координационную функцию;

организационную (внедрения на предприятиях достижений НТР, осуществление противоэпидемических мероприятий);

контрольные функции (контроль за эффективностью использования и сохранения государственного имущества, закрепленного за предприятиям).

Районные Управления сельского хозяйства на местах имеют более узкие функции, но в рамках функций Министерства аграрной политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.03 с.)