Аграрное право как отрасль юридической науки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрное право как отрасль юридической науки



Понятие аграрного права.

С возникновением Украины как суверенного государства, радикальными изменениями общественных отношений на селе в связи с реализацией земельной и аграрной реформ существенно расширилось и приобрело качественно новое содержание агр. законодательство, что составляет нормативно-правовую базу аграрного права как отрасли права. Однако, по-прежнему, оно аккумулирует законодательные акты, что регулируют земельные, трудовые, имущественные, организационные, управленческие и другие отношения разных аграрных субъектов.

Агр. право это, во-первых, комплексная отрасль права, которая является совокупностью разных за юридической природой норм, что регулируют органический по содержанию комплекс аграрных общественных отношений, а именно: земельных, трудовых, имущественных, организационных, управленческих и др.; во-вторых, интегрирована отрасль права, нормы которой регулируют отношения многих аграрных субъектов: фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, личных крестьянских хозяйств, частных и государственных аграрных предприятий и др. их деятельность может быть основана на частной, коммунальной и государственной формах собственности; в-третьих, специализирована отрасль права, что обусловлено таким обобщающим для всех аграрных субъектов принципом их основной деятельности, как сельскохозяйственная производственная и связанная с ней деятельность. В свою очередь, эта деятельность имеет определенную специфику — связанность с использованием природных свойств земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, агр. право Украины это комплексная, интегрированная и специализированная отрасль права; она охватывает разные правовые нормы, которые регулируют аграрные отношения, что складываются в сфере производственной и связанной с ней сельскохозяйственной деятельностью во время использования земель сельскохозяйственного назначения разными аграрными субъектами.

В настоящий момент агр. право Украины находится в состоянии становления как самостоятельной и интегрированной отрасли национального права, которой свойственен свой предмет, собственные субъекты, методы и принципы.

Аграрное право как отрасль юридической науки

Аграрное право как отрасль юридической науки представляет собой систему научных знаний об аграрном праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования аграрных правоотношений, основных институтах аграрного права, государственном регулировании аграрного права. Аграрное право как наука утверждается еще и тем, что на протяжении многих лет ведутся довольно серьезные и значительные теоретические исследования проблем развития, становления и деятельности сельскохозяйственных предприятий по производству, переработке и реализации готовой сельскохозяйственной продукции.

В развитии отрасли и науки аграрного права можно выделить такие этапы: первый - до конца 30-х - начало 40-х г.г., когда оно самостоятельно не существовало, а изучение всех проблем осуществлялось в пределах гражданского права; второй - с начала 40-х г. до настоящего времени, когда осуществляется становление и продолжает осуществляться становление самостоятельной отрасли права в комплексном его понимании как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

 

Аграрное право как юридическая учебная дисциплина

Как учебная дисциплина аграрное право - это система научных знаний об аграрном праве как отрасли права. Система аграрного права как учебной дисциплины состоит из общей, особенной и специальной части. В общей части содержаться институты, имеющие значение для всего аграрного права (предмет, метод, источники и т.д.). В особенной части такие разделы как правовой режим земель, имущества, правовое регулирование оплаты труда, защита прав, юридическое обслуживание, договорные отношения и т.д. Специальная часть аграрного права посвящается основным чертам аграрного права зарубежных стран, правовому регулированию земельных и аграрных реформ в этих странах.

Предметом аграрного права выступают те общественные отношения (в том числе производственные и предпринимательские), которые возникают в связи с образованием их уставной деятельности субъектов аграрного предпринимательства всех форм собственности и легальных организационно-правовых форм хозяйствования. Эти отношения представляют собой сложный комплекс отношений, как по субъектному составу, так и по предмету и содержанию.

Объективной основой формирования аграрного права как отрасли национального права является наличие большой и комплексной сферы общественных отношений, которые нуждаются в особом правовом регулировании. Это отношения по производству, переработке и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Важным составным элементом предмета аграрного права являются отношения в социальной сфере, которым в настоящее время уделяется больше внимания.

В настоящее время ученые не пришли к единому мнению относительно предмета аграрного права - тех общественных отношений, регулируемых аграрным правом. Однако ясно, что аграрное право регулирует аграрные правоотношения, представляющих собой комплекс земельных, имущественных, трудовых и других видов отношений, основанных на частной, государственной собственности, складывающихся в сфере сельскохозяйственной и связанной с ней другой деятельностью сельскохозяйственных предприятий.

Аграрные правоотношения

Основная цель аграрных правоотношений - правовое обеспечение развития сельскохозяйственного производства. Именно это является цементирующей основой для формирования всех аграрных правоотношений в единую комплексную правовую общность.

Основная особенность аграрных правоотношений состоит в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и учитывающих его специфику.

Аграрные правоотношения – это отношения, урегулированные нормами аграрного права и смежными с ним отраслей права, складывающиеся в процессе производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Особенности агр .прав-й

-представляют собой органический комплекс целого ряда отношений, которые взятые по отдельности регулируются традиционными отраслями права;

-субъектами аграрных отношений выступают не только юридические лица, но и граждане, занимающиеся личным подсобным сельскохозяйственным производством, огородничеством, садоводством, животноводством;

-специфические объекты аграрных правоотношений, сложнейшим из которых является земля (объекты: леса, водоемы, полезные ископаемые и т.д.);

-производственная деятельность сельскохозяйственного производителя имеет многопрофильный характер(объединение трудящихся и специалистов, внедрение эффективных научных достижений, уровень подготовки специалистов);

-разнообразные связи по возрождению сельскохозяйственных предприятий (охват экономических, социальных проблем, имущественные, земельные, трудовые и организационно-управленческие отношения);

-разнообразные отношения сельскохозяйственных предприятий с промышленными, торговыми и коммерческими организациями потребкооперации, отдельными гражданами по реализации сельхозпродукции на основании хозяйственных договоров;

-отношения сельхозпредприятий с некоммерческими организациями, благотворительными фондами, профсоюзными и другими организациями осуществление сельскохозяйственной деятельности в пределах юрисдикции государства (воздействие через систему рычагов, кредиты на льготных условиях, датирование, лимитирование цен и др.)

 

Аграрные правоотношения можно подразделить на группы по различным основаниям:

· по отраслевому признаку;

· в зависимости от сферы, в которой возникают отношения.

 

Аграрные отношения по отраслевому признаку подразделяются на:

- Земельные - отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как главного средства сельскохозяйственного производства;

- Имущественные - это сфера правового режима имущества сельскохозяйственных предприятий;

- Трудовые - особенности норм трудового законодательства применительно к аграрному праву;

- Организационно-управленческие - внутренние организационно-управленческие отношения сельхозпредприятий.

 

В зависимости от сферы возникновения аграрные отношения подразделяются на:

1) Внутренние- по содержанию это совокупность взаимных прав и обязанностей участников этих отношений, реализуемых в ходе ведения сельхозпроизводства. Такие правоотношения подразделяются на:

- отношения в сфере растениеводства (зерноводство, овощеводство, плодоводство), животноводства (птицеводство, крупный рогатый скот и т.д.).

- земельные - отношения земельной собственности и отношения по использованию земли (сельскохозяйственное и несельскохозяйственное использование), субъекты отношений.

- трудовые - отношения в сфере организации труда, по дисциплине труда, в области оплаты труда, в сфере охраны труда и соблюдения техники безопасности и производственной санитарии.

- имущественные - отношения, непосредственно выражающие отношения собственности в процессе владения, пользования и внутрихозяйственного распоряжения объектами этой собственности; отношения, складывающиеся между сельхозпредприятием и его внутренним подразделениями; отношения, складывающиеся между сельхозпредприятиями и гражданами в связи с ведением ими личного подсобного хозяйства; деликтные внутренние имущественные отношения.

- организационно-управленческие - установленная в законодательном порядке структура органов управления.

 

2) Внешние-совокупность отношений сельхозпредприятий и их объединений, предприятий между собой. Они подразделяются на:

- отношения в сфере осуществления права собственности движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим участникам отношений;

- договорные отношения - договор аренды, государственной закупки и т.д.

- налоговые отношения - взимание платы за землю.

- деликтные отношения - возникают в связи с причинением им ущерба третьими лицами.

 

Самостоятельным видом аграрных отношений выступают отношения, возникающие в результате образования межхозяйственных предприятий (объединений). К таким отношениям относятся отношения, связанные с созданием данного субъекта аграрного права; имущественные отношения, которые связаны с образованием их уставного фонда и определения правового режима имущества, раздела полученных доходов, а также определение правового положения долей участников как субъектов права совместной частной собственности.

Объектами аграрных правоотношений являются природные ресурсы, в том числе и общераспространенные полезные ископаемые, леса, водоемы. Специфический объект - земля с ее неповторимыми свойствами и качествами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения являются юридические факты - обстоятельства, влекущие по действующему законодательству определенные правовые последствия.

Содержание аграрных правоотношений - права и обязанности участников отношений, которые взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Субъектами аграрных правоотношенийявляются юридические и физические лица как равноправные участники гражданского оборота.

 

 

3. Методы аграрного права:

Метод равенства. Необходимо отметить, что само понятие равенства, прежде всего, предполагает, что субъекты сельскохозяйственной деятельности, вступая в правоотношения, действуют как равноправные и независимые один от другого субъекты. Однако независимость не является абсолютной ввиду того, что субъект действует на территории государства и обязаны подчиняться установленным государством законам и правилам.

Метод власти и подчинения. В теоретическом плане этот метод административного права, и как таковой он не должен иметь место в аграрных правоотношениях, но этот метод всегда являлся и является важным инструментом, способствующим ограблению села.

Методы запрета и прямых предписаний были основными как в довоенное, так и послевоенное время. Не дозволялось все то, что так или иначе могло в той или иной форме породить частную предпринимательскую деятельность, извлечение неоправданных с точки зрения господствующей идеологии доходов. Практическая ПХД сельскохозяйственных организаций - колхозов и совхозов – была строго регламентирована. Ощутимые сдвиги в этом направлении стали происходить только в начале 90-х годов в связи с осуществлением земельной и аграрной реформ, одним из следствий которых явился переход от преимущественно административных методов регулирования, характерных для командно-административной системы, к преимущественно экономическим методам, широкому применению метода дозволения, утверждению принципа “разрешено все, что не запрещено законом”.

Диспозитивный метод правового регулирования предоставляет большую свободу для проявления инициативы и предприимчивости. Диспозитивный метод нашел свое отражение в конституционных нормах и нормах специальных законов (закон “О крестьянском фермерском хозяйстве”, «О с/х коопнрац»

Методы государственного влияния:

-метод диспозитивного влияния на поведение субъектов аграрного права, то есть предоставление им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в установленных границах;

-метод юридического равенства сторон в имущественных аграрных отношениях.Это не уменьшает протекционистской роли государства в обеспечении гарантированности прав аграрных субъектов и предоставления им государственной помощи в сложных природных условиях ведения хозяйства;

-метод локального правотворчества. Иногда это означает не так уменьшение централизованного правового регулирования, как наличие пробелов в аграрном законодательстве;

-Метод сочетания императивных и рекомендательных норм. Этот метод в современных аграрных отношениях имеет правомерную тенденцию к усилению элементов рекомендательности в их регламентации.

-гарантированности прав аграрных субъектов и предоставления им государственной помощи в сложных природных условиях ведения хозяйства;

-метод локального правотворчества. Иногда это означает не так уменьшение централизованного правового регулирования, как наличие пробелов в аграрном законодательстве;

Принципыаграрного права - это основные руководящие идеи, определяющие направления и характер правового регулирования аграрных отношений.

Основные принципы аграрного права:

Приоритет права собственности

Защита прав собственника

Равноправие субъектов аграрных правоотношений

Неразрывная связь прав и обязанностей

Защита социально незащищенных слоев населения

Законность

Ответственность за вину

Свобода аграрного предпринимательства

Разнообразие форм собственности и форм хозяйствования на селе

Равная правовая защищенность различных форм собственности в агропромышленном комплексе

Приоритет развития агропромышленного комплекса

Государственная поддержка АПК

Материальная заинтересованность в результатах сельскохозяйственной деятельности и труда

Невмешательство государственных органов в производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Принцип государственного регулирования хозяйственных процессов с участием сельскохозяйственных предприятий

Организация сельскохозяйственного производства на основе новейших научных и научно-технических достижений Украины.

 

Общие принципы аграрного права:

1) направленность на укрепление юридических основ правового демократического государства;

2) направленность на гарантирование прав человека;

3) соответствие объективным закономерностям современного общественного развития, его научным основам;

4) соответствие всех нормативно-правовых актов Конституции Украины;

5) учет иерархической последовательности и внутренней гармонии нормативно-правовых актов;

6) повышение роли законов как основных элементов законодательной системы;

7) кодифицируемое и системное правовое обеспечение общественного развития.

Специальные принципы аграрного права:

- приоритетность сельского хозяйства в системе всех других отраслей народного хозяйства;

- равенство субъектов аграрных отношений;

- право добровольного выбора крестьянами организационно-правовых форм ведения хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения, а также характера, направлений и способов их хозяйственной и другой деятельности, как и свободного распоряжения произведенной (изготовленной) сельскохозяйственной и другой продукцией;

- тесная органическая взаимосвязь трудовых и земельных отношений;

- стабильная государственная поддержка сельскохозяйственного товаропроизводителя;

- реальная гарантированность субъективных прав крестьян как граждан Украины и как субъектов аграрных отношений.

На основании рассмотренного метода и принципов правового регулирования аграрных отношений можно дать следующее определение аграрного права. Агр. право – это комплексная специализированная отрасль права, которая предоставляет обусловленную внутренним единством системы правовых норм, регулирующих аграрные отношения в сфере сельскохозяйственной производственной и другой деятельности.

12. Классификация субъектов аграрных правоотношений:

Субъектами аграрных правоотношенийявляются юридические и физические лица как равноправные участники гражданского оборота.

1)в зависимости от права собственности на имущество:

-частные (единоличные, семейные, крестьянские);

-кооперативные;

-государственные;

-совместные;

 

2)по целям деятельности:

-коммерческие (основная цель деятельности

- получение прибыли);

-некоммерческие (социальная и хозяйственная деятельность);

 

3)личному составу:

-физические лица (КФХ)

-юридические лица (кооперативы, объединения хозобщества).

 

4)по сфере деятельности:

-растениеводство;

-животноводство;

-птицеводство;

-мелиорация;

-лесничество;

-промышленные предприятия машиностроения для сельского хозяйства;

-биржи;

-банки;

-страховые компании;

-финансово-кредитные учреждения.

 

Законодательство Украины предусматривает незначительный круг физических лиц, которым по занимаемому статусу запрещено занятие предпринимательской деятельностью: военнослужащие, служащие государственных органов власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

 

Система аграрного права

Система аграрного права подразделяется на три довольно обособленные части: общую, особенную и специальную.

 

Общая часть аграрного права изучает такие институты как:

-аграрное право как отрасль права;

-источники аграрного права;

-правовое положение сельскохозяйственный предприятий и объединений;

-правовое положение крестьянско-фермерских хозяйств;

-правовое положение работников сельских хозяйств;

-государственное регулирование сельского хозяйством.

 

В особенную часть аграрного права входят такие институты:

-орагизационно-правовые формы внутрихозяйственного управления с/ х предприятий

-правовой режим земель

-правовой режим имущества

-правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с/х предприятий

-договорные отношения

-правовое регулирование трудовых отношений

-правовое регулирование оплаты труда

-правовое обеспечение социального развития села

-юридическое обслуживание с/х предприятий

-защита прав с/х предприятий

-ответственность за нарушение аграрного законодательства

 

К специальной части аграрного права Украины относятся основные черты аграрного права зарубежных стран.

Система отрасли права — это закономерно последовательная, полная и внутренне согласована совокупность составляющих, основу которой составляет правовой институт. Она в значительной мере обусловлена принципами права.

 

Система аграрного права как учебная дисциплинапредусматривает последовательное наличие 3 составляющих, которыми являются:

1) общая часть;

2) особенная часть;

3) специальная часть.

К общей части курса принадлежат такие исходные общетеоретические темы, как: предмет аграрного права, его принципы и система; источники аграрного права, их понятие и классификация; аграрные правоотношения (понятия, виды, особенности, классификация); государственная регуляция сельского хозяйства (содержание, формы, система государственных органов и тому подобное); правовое положение разных аграрных субъектов (фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, личных крестьянских хозяйств); особенности реформирования аграрных отношений и тому подобное.

Особенная часть учебного курса начинается с раскрытия особенностей правового режима земель сельскохозяйственного назначения, которые являются основным средством производства, базой для производственной сельскохозяйственной деятельности всех аграрных субъектов. В особенной части курса последовательно раскрываются главные направления деятельности аграрных субъектов, их земельные, трудовые, имущественные, договорные, финансовые и другие отношения, а также ответственность за нарушение аграрного законодательства Украины.

Специальная часть учебного курса содержит характеристику аграрного права зарубежных стран и правовую регуляцию земельной и аграрной реформы в этих странах.

 

Локальные нормативные акты

Источниками аграрного права Украины являются:

- нормативные акты в совокупности, т.е. унифицированные и дифференцированные акты правотворчества государственных органов, Президента Украины, а также правотворческие акты субъектов аграрного предпринимательства (в статусе юридического лица), которые являются формой выражения и закрепления желанной модели поведения аграрных правоотношений, которые определяются равенством всех форм собственности и организационно-правовых форм аграрного предпринимательства и выбранными методами хозяйствования рыночной ориентации.

- правовые акты, которые содержат нормы агарного права как отрасли, а также нормы, которые содержатся в актах отраслей национального и международного законодательства, в той части, в которой они регулируют агарные правоотношения, определяют правовой статус и правосубъектность всех субъектов агарного предпринимательства, определяют качество и безопасность продовольствия, продуктов питания и сырья растительного и животного происхождения, их переработку и реализацию.

Среди источников аграрного права особое место отводится актам органов местного самоуправления - местным советам народных депутатов. Ввиду того, что практически все территориальные образования имеют климатические и производственные сельскохозяйственные особенности, разрешают вопросы размещения промышленности и аграрного производства, то соответствующие советы народных депутатов и их исполнительные комитеты принимают различного рода нормативные акты, регламентирующие вопросы, связанные с сельскохозяйственными работами.

 

Подсобное с/х предприятие регулируется Примерным Положением о подсобных производственных предприятиях и промыслах в коллективных и государственных с/х предприятиях, межхозяйственных организациях и др. агропромышленных формированиях

Особенности подсобных с/х предприятий:

1.Формирование на правах их производственных подразделений с целью обеспечения наиболее полную занятость и закрепление рабочей силы, укрепление финансового положения хозяйств, повышение эффективности с/х производства и т.д.

2.При необходимости создаются на межхозяйственных основах непосредственно в одном из хозяйств-участников или же на самостоятельном балансе.

3.Предприятия могут создавать подсобные хозяйства на основе кооперации с промышленными предприятиями, объединениями.

Создаются решением общего собрания или сборов уполномоченных, в государственных с/х предприятиях – директор, в межхозяйственных – решением сборов уполномоченных хозяйств-участников.

 

Предметом деятельности этих предприятий является переработка с/х сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, производство строительных материалов, мебели, рациональное и эффективное использование лесосырьевых ресурсов и т.д.

Подсобные с/х предприятия действуют в соответствии самостоятельно разработанной и утвержденной предприятием экономически целесообразной структуры производства продукции на основании внутрихозяйственных взаимоотношений.

За этими предприятиями:

1.закрепляют оборудования, транспорт, инвентарь и др. имущество, а при необходимости и земельные участки;

2,обеспечивают нормативно-технической документацией;

3 утверждают экономически целесообразную структуру производства продукции;

4.осуществляют способы об обеспечении их материально-техническими ресурсами, как лимитированными, так и децентрализованными и приобретенными на прямых связях;

5.закупают у населения и других хозяйствах остатки с/х продукции, а также дикорастущих ягод, грибов для дальнейшей переработки;

6.обеспечивают своевременное обновление машин и, как лимитированными, так и децентрализованными и приобретенными на прямых связях;

7.закупают у населения и других хозяйствах остатки с/х продукции, а также дикорастущих ягод, грибов для дальнейшей переработки; обеспечивают своевременное обновление машин производственные предприятия реализуют свою продукцию и предоставляют услуги предприятиям, организациям и гражданам по ценам и тарифам, которые устанавливаются ими самостоятельно или на договорной основе.

 

Общее руководство подсобными промышленными производствами и промыслами, а также контроль за их деятельностью осуществляет в коллективных с/х предприятиях - правлением, а в государственных и др. агроформированиях – их руководителями.

Для рассмотрения вопросов связанных с их деятельностью общие сборы созываются правлением, однако не реже 1 раза в полгода.

Ликвидация подсобных промышленных производств осуществляется в коллективных с/х предприятиях по решению общего собрания работающих, в государственных и др. агроформированиях – указом руководителя, в межхозяйственных предприятиях – решением собрания уполномоченных хозяйств-участников.

 

Правовой статус сельскохозяйственного работника - это правовое положение физического или же юридического правосубъектного лица, занятого в сельскохозяйственном производстве, которое имеет системно упорядоченную совокупность реальных прав, обязанностей и интересов, закрепленных в действующем законодательстве, гарантированных государством и личной ответственностью работника перед законом, обществом и трудовым коллективом.

Действующее законодательство не закрепило понятие правового положения с/х работника. Правовое положение с/х работника – это закрепленная в нормах действующего законодательства системно упорядоченная совокупность реальных прав, юридических обязанностей и интересов работников, которые охраняются государством, в сфере выбранной им общественно полезной деятельности, которая гарантируется государством и личной ответственностью работника перед законом, обществом и трудовым коллективом.

Правовой статус – это результат признания государством всех либо отдельных категорий граждан носителями прав, обязанностей, интересов, которые охраняются законом.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус лица. Общий и специальный статусы существуют все стадии реализации, в статистики. Когда работник с/х как конкретный индивид реализует принадлежащие ему уставные права и обязанности, он приобретает индивидуальный правовой статус. Последний является изменяемым, динамичным во времени и показывает, какие права и обязанности их носитель фактически реализует в данный момент.

Правовой статус сельскохозяйственных работников состоит их 3 основных частей:

1. Конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украины

2. Прав и обязанностей, закрепленных отраслевым законодательством для всех наемных работников

3.Прав и обязанностей, которые отражают специфику правового положения работников именно с/х предприятий всех форм собственности, форм хозяйствования, а также наемных работников фермерских хозяйств.

Локальными актами регулируются отношения, которые не урегулированы центральным законодательством. Кроме трудовых прав и обязанностей содержание правового статуса сельскохозяйственных работников составляют также управленческие, имущественные и земельные права и обязанности.

Специфика и свои особенности труда присущие и специалистам сельского хозяйства, в том числе их правовой статус определенный Положением о специалисте сельского хозяйства от 19.12.1977 года и локальных положениях и должностных инструкциях.

В аграрных кооперативах и других предприятиях кооперативного типа граждане и юридические лица становятся членами и получают членство и право членства.

Сельскохозяйственный труд, который выполняют сельскохозяйственные работники, характеризуется спецификой и особенностью. Он носит сезонный характер, связанный с обработкой земли, на результаты труда существенно влияют природные факторы, расхождение периода процесса выращивания продукции с периодом созревания и ее сбором (достижения результатов затраченного труда).

Эти и другие обстоятельства, специфика сельскохозяйственного производства не дают возможности предусмотреть в нормативных актах, принятых в централизованном порядке, решения всех вопросов по правовому регулированию сельскохозяйственного производства. Поэтому на основании законодательства, принятого в централизованном порядке, в каждом сельскохозяйственном предприятии принимаются локальные правовые акты: уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.

25. Основные права, свободы и интересы граждан Украины нашли свое отображение в Конституции Украины.

Права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции Украины (ст. 3), составляют основу правового положения всех граждан Украины и являются едиными для всех тружеников государства, в том числе и для сельскохозяйственных работников. Положение этой статьи детализируются и развиваются в следующих ее разделах и статьях.

В разделе 2 Конституции Украины содержится систему личных, социально-экономических и политических прав человека. Права и свободы человека провозглашаются неотчуждаемыми, незыблемыми, запрещается отмена любых конституционных прав, а также их сужение (статьи 21, 22).

С/х работники обязаны:

§ Рационально использовать землю

§ обеспечивать сохранность с/х животных

§ добиваться повышения их продуктивности

§ эффективно использовать с/х технику

§ бережно относится к станкам, одежде, инструментам

§ экономно и рационально тратить топливо, энергию, кормы, семена и другие материальные ресурсы. Содержание правового статуса с/х работника, кроме трудовых прав и обязанностей, составляют управленческие, имущественные и земельные права и обязанности. Независимо от форм собственности работники пользуются правом на жилье, коммунально-бытовые услуги, социально-культурное обслуживание. Необходимой предпосылкой правового статуса с/х работника является наличие трудовой правосубъектности. Чтобы работник мог вступить в трудовые правоотношения, он должен обладать трудовой право- и дееспособностью. Соответственно действующему законодательству трудовая правосубъектность устанавливается по достижению гражданами 16-летнего возраста. По согласию одного из родителей или лица его заменяющего принимаются на работу лица, которые достигли 15 лет. Устройство на работу оформляется трудовым договором. При этом при определении его трудовой функции может быть определена его сезонность работы, потребность в работнике, владеющим кроме основной специальности и дополнительной. В контракте отражаются наиболее важные вопросы: срок действия, права и обязанности, ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора.

 

Перечень обязанностей, которые должен исполнять каждый работник с/х по своей должности, специфики, квалификации, определяется тарифно-квалификационным справочником должностей служащих. В централизованном порядке принимаются должностные инструкции для руководителей, специалистов и обслуживающего персонала.

В Основном законе Украины нашло закрепление гарантированное право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством в соответствии с законом. Таким образом, сельскохозяйственные производители впервые в украинском конституционном строительстве приобрели право частной собственности на землю (ст. 14).

С целью развития рыночных отношений в статьях 41, 42 Конституции Украины закрепляется право человека на частную собственность, фиксируется право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность. Право частной собственности провозглашается незыблемым. Устанавливается недопустимость принудительного отчуждения объектов права частной собственности за исключением случаев их отчуждения по решению суда.

В соответствии со ст. 43 Конституции Украины каждый гражданин имеет право на работу, свободный выбор профессии и рода трудовой деятельности, зарабатывать работой себе на жизнь. Запрещается использование принудительной работы. Использование работы женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья роботах запрещается. Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения. Конституция Украины предусматривает закрепление присущих всем демократических таких прав, как право на забастовку, отдых, социальная защита, жилье, здравоохранение, результаты своей интеллектуальной деятельности и т. д.

Конституционные права и свободы граждан осуществляются в неразрывном единстве с их обязанностями. Согласно с ст. 67 Конституции Украины каждый обязанный платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, а в соответствии со ст. 68 Основного Закона каждый обязан неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей.

Закрепленные в Конституции права и обязанности граждан находят дальнейшее отображение, развитие и конкретизацию в труд



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.029 с.)