Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции



В современных условиях, когда идет активизация пред­принимательской деятельности аграрных товаропроизво­дителей, наибольшее значение приобретают договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Это связа­но с реформированием аграрного сектора экономики, а также с появлением новых договорных отношений, регулируе­мых различными нормами права. Договоры, по своей сути, обеспечивают реализацию тех или иных интересов дого­ворных субъектов, к ним относятся и договоры на реали­зацию сельскохозяйственной продукции.

госзаказ и госконтракт при закупке сельскохозяйственной продукции и отказе от государственных плановых заданий. Понятие и содержа­ние этих договоров определены Законом Украины «О поставках про­дукции для государственных потребностей».

В соответствии со ст. 1 этого данного Закона государственный контракт — это договор, заключенный государственным заказчиком от имени государства с исполнителем государственного зака­за, в котором определяются экономические и правовые обя­зательства сторон и регулируются взаимоотношения за­казчика и исполнителя.

В п. 4 ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что осо­бенности, возникающие в связи с поставками (закупкой) для государственных нужд (потребностей) сельскохозяйственной продукции, продовольствия, вооружения и военной техни­ки, а также других специально определенных товаров, ре­гулируются отдельными актами законодательства. Из этого предписания следует, что отношения по закупкам сель­хозпродукции для государственных нужд (потребностей) регули­руются как положениями указанного Закона, так и специ­альными нормативными актами, издаваемыми в развитии его предписаний. Законом закреплено, что гарантом по обязательствам государственных заказчиков выступает Ка­бинет Министров Украины, который утвердил «Порядок формирования и размещения госзака­зов на поставку продукции для государственных потреб­ностей и контроля за их выполнением». В развитие п. 4 ст. 1 Закона издан президентский указ «Об удовлетворении государственных и региональ­ных потребностей в сельскохозяйственной продукции на 1996 год», в котором определена специфика правовой рег­ламентации поставок сельхозпродукции для государствен­ных потребностей.

Из содержания данных нормативно-правовых актов вы­текают следующие направления в правовом регулирова­нии отношений, возникающих в сфере удовлетворения государственных потребностей.

Направления в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере удовлетворения государственных потребностей:

обя­зательность исполнения госзаказов определенными исполнителями, деятельность которых основана полностью или частично на предписаниях госзаказов.

существует общегосударст­венные и региональные потребности в сельскохозяйственной продукции.

разрешено использование форвардных сделок при формировании зерновых ресурсов для государственных потребностей с помощью Ук­раинской аграрной биржи и региональных аграрных бирж, что определено постановлением Кабинета Министров Ук­раины «О мероприятиях по раз­витию рынка сельскохозяйственной продукции в Украи­не».

в качестве основных правовых форм, определяющих взаимоотношение между продавцами и по­купателями, установлены государственные и региональные контракты на продажу и покупку сельскохозяйственной продукции для удовлетворения государственных и регио­нальных интересов в этой продукции.

определены основные положения содержания госконтрактов (Указ Президента Украины от 18 января 1996 года): условия соглашений, права и обязанности сторон, которые уточня­ются и дифференцируются в конкретных договорах, заклю­чаемых между товаропроизводителями и покупателями сельскохозяйственной продукции.

Несвоевременность выплаты государством денежных сумм за купленную продукцию, несоблюдение принципа эквивалентности в договорных отношениях привело к сис­тематическому отказу сельскохозяйственных предприятий от заключения госконтрактов, обеспечивающих потребно­сти государства в сельскохозяйственной продукции.

Особого внимания заслуживают положения, закреплен­ные в п. 8 ст. 2 Закона Украины «О поставках продукции для государственных нужд (потребностей)», предусматривающие, что для исполнителей госзаказа, полностью или частично ос­нованных на государственной собственности, а также субъ­ектов хозяйственной деятельности всех форм собственно­сти — монополистов на аграрном рынке, госзаказы на по­ставку продукции являются обязательными, если их выполнение не влечет причинения убытков их исполните­лям.

Государственный заказ представляет собой государственно-властный документ, обязывающий соответ­ствующих субъектов заключать договор на поставку опре­деленной продукции с целью удовлетворения государст­венных потребностей.

В данном Законе и других норматив­ных актах упоминаются госконтракт, поставка, закупка промышленной и сельскохозяйственной продукции для го­сударственных потребностей. В президентском указе пре­дусмотрено, что формирование государственных зерновых ресурсов должно осуществляться между заготовительными субъектами и товаропроизводителями на договорной основе — преимущественно с использованием госконтрак­тов в форме закупок, однако возможно заключение форвардных контрактов на биржевом рынке.

В Указе Президента определен перечень товаропроизводителей, которые могут быть стороной в госконтракте. К ним относятся: аграрные предприятия различных видов; граждане, осуществляющие ведение фермерского или личного подсобного хозяйства. Закреплено принципиаль­но важное положение, заключающееся в том, что продав­цом сельхозпродукции может выступать только ее произ­водитель, а это устраняет участие различных посредниче­ских организаций, и, следовательно, уменьшает возможные дополнительные накладные расходы.

Государственными заказчиками на сельхозпродукцию выступают уполномоченные Кабинетом Министров Украи­ны министерства и другие центральные органы управле­ния. При этом в Указе определены права и обязанности заказчиков в процессе формирования госзаказа и практи­ческого его осуществления посредством использования до­говоров. По договору закупки товаропроизводитель обязу­ется с соблюдением определенных технологических, агро­технических, экологических требований произвести и продать государственному заказчику обусловленный объ­ем сельхозпродукции, а последний обязан принять про­дукцию и оплатить ее по обусловленным ценам и в уста­новленные сроки.

В договоре закупки предусматриваются все необходи­мые условия обеих сторон с учетом специфики аграрного производства. В договор закупки, в отличие от договора поставки, включаются обязанности потребителя принять у хозяйства всю продукцию, которая доставлена госзаказ­чику, а не только продукцию, предусмотренную договором. Данное условие стимулирует товаропроизводителей к про­изводству наибольшего количества сельхозпродукции. При отказе принять продукцию потребитель возмещает про­давцу соответствующие убытки, в этом случае продавец вправе продать продукцию другим покупателям. В дого­воре определяются условия о цене, возможности бартер­ных сделок, ответственности сторон и другие.

Форвардный контракт имеет в виду поставку стандарт­ного товара в будущем — через месяц, три, шесть месяцев или через девять месяцев. Оплата также проводится в течение двух дней после заключения соглашения. Так, сельскохозяйственный товаропроизводитель может вес­ной подписать договор с собственником элеватора на по­ставку зерна в период сбора по предыдущей и согласован­ной цене.

Торговля фьючерсными контрактами производится с це­лью гарантированного сбыта произведенной продукции. Со­глашение заключается на поставку продукции в будущем. Но, в отличие от спотовых и форвардных контрактов, оп­лата продукции по фьючерсным контрактам проводится после ее поставки по ценам, которые составляются на момент перехода права собственности.

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон «О налогообложении прибыли предприятий» форвардный, фьючерс­ный контракты принадлежат к деривативам, типовая фор­ма и порядок выпуска которых устанавливается законо­дательством.

Сегодня вопрос выпуска опционов и фью­черсов определяется Правилами выпуска и оборота фондовых деривативов, которые утверждены решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондово­му рынку от 24 июня 1997 года. Порядок выпуска и оборот форвардных контрактов и опционов на реализа­цию товарной продукции определяется правилами выпуска и оборота товарных деривативов, которые принимаются ор­ганом, на который возлагаются функции регулирования товарно-биржевого рынка.

Программным документом развития аграрного рынка является Концепция развития биржевого рынка сельско­хозяйственной продукции, которая утверждена постановле­нием Кабинета Министров Украины от 5 июня 1997 года. В соответствии с этой Концепцией закупка и реализация сельскохозяйственной продукции по госзаказу (в том чис­ле в государственные резервы) должны осуществляться только через биржевой рынок.

Концепция определяет принципы строительства сис­темы биржевых торгов, гарантирование легитимности за­ключенных на бирже соглашений, защищенности от не­платежей. Указывается также на необходимость демоно­полизации системы сохранения сельскохозяйственной продукции, что является важным фактором биржевой тор­говли. В Концепции содержится предположение об исполь­зовании биржевых цен при определении цены бартерных операций. Концепция определяет также инфраструктуру рынка сельскохозяйственной продукции, к которой отно­сит товарные биржи, аукционы скота, агроторговые дома, вспомогательные базы биржевых рынков (элеваторы), а так­же добровольные объединения в форме ассоциаций, союзов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.008 с.)