Гарантии и защита имущественных прав сельскохозяйственных предприятий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии и защита имущественных прав сельскохозяйственных предприятий



Правовой режим имущества – это установленный правовыми средствами порядок и условия приобретения (присвоения) имущества, осуществление субъектами права полномочий владения, пользования и распоряжение им, реализация функций управления имуществом, а также правовая его охрана.

Способы защиты:

- Возмещение убытков в полном объеме и неполученных доходов

- Истребование из незаконного владения

- Негаторный иск

- Ответственность государственных органов за вмешательство в осуществление собственником полномочий

- Ответственность государственных органов за подписание актов, нарушающих права собственников.

Случаи лишения права:

- Обращение взыскания по нормам ГК Украины, ГПК Украины

- Обстоятельства чрезвычайного характера;

- Возмездное изъятие по решению компетентного органа

- Безвозмездное изъятие судебными органами за совершение преступления.

Гарантии при изъятии земельного участка:

- Предоставление равноценного земельного участка

- Судебный порядок лишения права пожизненного владения

- Полное возмещение убытков

- Право на компенсацию, связанную со снижением качества земли

- Защита интересов в суде при несогласии изъятия и прекращения права собственности.

 

45. Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование:

гражданам — для ведения личного крестьянского хо­зяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и вы­паса скота, ведения товарного сельскохозяйственного про­изводства;

сельскохозяйственным предприятиям — для ведения товарного сельскохозяйственного производства;

сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профес­сионально-техническим училищам и общеобразовательным школам — для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;

несельскохозяйственным предприятиям, учрежде­ниям и организациям, религиозным организациям и объ­единениям граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства.

Важной характеристикой земельного участка как объекта пра­вового регулирования является его площадь. При установлении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность и в пользование, органами власти учитываются природно-экономические, экологические и социальные условия на основе рекомендаций научно-исследовательских учреждений о природно-сельскохозяйственном районировании земель и их нор­мировании.

определяются виды использования земель сельскохозяйственного назначения, которые отвечают их целевому назначению, и лица, которые имеют право на получение таких земель в собственность и в пользование. Так, граждане имеют право на получение земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные предприятия имеют право на получение земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства, при которых земля используется главным образом (хотя и не исключительно) в качестве основного средства сельскохозяйственного производства. На ряду с этим, несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, религиозные организации и объединения граждан имеют право на получение земель сельскохозяйственного назначения для ведения подсобного сельского хозяйства, то есть для выращивания сельскохозяйственной продукции. Определенная часть продукции указанными предприятиями, организациями используется для удовлетворения внутренних сырьевых потребностей или для реализации (передачи) работникам несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, членам религиозных организаций и объединений граждан.

Права собственников земельных участков:

продавать или иным способом отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;

самостоятельно хо­зяйствовать на земле;

собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию;

использовать в установлен­ном порядке для собственных нужд ископаемые, торф, лес­ные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;

на возмещение ущерба в случаях, предусмот­ренных законом;

сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.

Обязанности собственников

обеспечивать использование земельных участков в соответствии с их целе­вым назначением;

соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды; своевременно уплачивать земельный налог;

не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей;

повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли; своевременно пре­доставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и ис­пользовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;

соблюдать правила добрососедства и ограничения, связанные с установлением земельных сервитутов и охранных зон

Заниматься производством товарной сельскохозяйственной продукции можно путем ведения личного крестьянского или фермерского хозяйства. Крестьянское хозяйство не имеет статуса юридического лица, а товарное производство сельскохозяйст­венной продукции рассматривается как предпринимательская деятельность и облагается подоходным налогом. Поэтому граж­данин — собственник земельного участка, который намерен заниматься товарным сельскохозяйственным производством, должен зарегистрироваться как предприниматель.

В отличие от личного крестьянского фермерское хозяйство обладает признаками юридического лица. Сегодня в соответст­вии со ст. 31 Земельного кодекса в состав земель фермерского хозяйства входят земельные участки, принадлежащие на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу, а также гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности. В литературе отмечается, что в собст­венности гражданина-фермера могут быть только сельскохо­зяйственные угодья, на которых нет производственных строе­ний или сооружений, так как такие строения и сооружения вместе с участком, на котором они находятся, составляют еди­ный объект недвижимости и должны находиться на балансе фермерского хозяйства как юридического лица.

Еще одной особенностью правового режима земель для ве­дения товарного сельскохозяйственного производства является то, что обращение взыскания на них допускается только в слу­чаях, когда у собственников таких участков отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание (ч. 2 ст. 139 Земельного кодекса).

Получая право собственности на земельный участок, граж­данин одновременно приобретает комплекс земельных прав и обязанностей, что образует содержание его права собственности.

Правомочия земельного собственника исчерпывающе зафик­сированы в ст. 90 Земельного кодекса Украины.

Непосредственным объектом правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения выступает определенная территория, являющаяся пространственной сферой деятельности субъекта, на которой он может заниматься производством сельскохозяйственной про­дукции и возведением зданий, сооружений и иных производ­ственных объектов, необходимых для обслуживания основной деятельности. Таким образом, для земель сельскохозяйствен­ного назначения характерно использование их не только как средства производства (выращивание сельскохозяйственной про­дукции), что является отличительной чертой этой категории земель, но и как пространственно-операционного базиса, что присуще всем категориям.

 

 

42. По общему правилу, земли сельскохозяйственного назначения могут приобретаться в частную собственность лишь гражданами Украины и юридическими лицами Украины. Иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица и иностранные государства такого права не имеют. Из этого правила есть исключение, предусмотренное ст. 81 ЗК Украины. Согласно этой статье, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица могут приобрести право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения в случае его наследования. Но приобретя земельный участок в собственность путем наследования, такие лица обязаны на протяжении одного года с момента обретения права собственности на земельный участок осуществить его отчуждение другому физическому или юридическому лицу Украины, которое согласно законодательству Украины имеет право владеть земельным участком сельскохозяйственного назначения на правах собственности.

Граждане имеют право получать (приобретать) сельскохо­зяйственные земли в собственность не только для удовлетворе­ния собственных нужд, но и для ведения товарного сельскохо­зяйственного производства.

Заниматься производством товарной сельскохозяйственной продукции можно путем ведения личного крестьянского или фермерского хозяйства. Крестьянское хозяйство не имеет статуса юридического лица, а товарное производство сельскохозяйст­венной продукции рассматривается как предпринимательская деятельность и облагается подоходным налогом. Поэтому граж­данин — собственник земельного участка, который намерен заниматься товарным сельскохозяйственным производством, должен зарегистрироваться как предприниматель.

В отличие от личного крестьянского фермерское хозяйство обладает признаками юридического лица. Сегодня в соответст­вии со ст. 31 Земельного кодекса в состав земель фермерского хозяйства входят земельные участки, принадлежащие на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу, а также гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности. В литературе отмечается, что в собст­венности гражданина-фермера могут быть только сельскохо­зяйственные угодья, на которых нет производственных строе­ний или сооружений, так как такие строения и сооружения вместе с участком, на котором они находятся, составляют еди­ный объект недвижимости и должны находиться на балансе фермерского хозяйства как юридического лица.

Получая право собственности на земельный участок, граж­данин одновременно приобретает комплекс земельных прав и обязанностей, что образует содержание его права собственности.

В соответствии со ст. 121 Земельного кодекса устанавливаются нормы предоставления земельных участков, по которым граж­дане Украины имеют право на бесплатное получение земельных участков в собственность:

для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более двух гектаров;

для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;

для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположен­ных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельс­кого, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. При отсутствии сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) опреде­ляется как средний по району. Земли фермерского хозяйства могут состоять из:

земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридичес­кому лицу;

земельных участков, принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности;

земельного участка, который используется фермерским хозяйст­вом на праве аренды. Граждане — члены фермерского хозяйст­ва имеют право на получение в собственность из земель государ­ственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая). Гражданам — членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предо­ставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета.

 

48.В соответствии со ст. 121 Земельного кодекса устанавливаются нормы предоставления земельных участков, по которым граж­дане Украины имеют право на бесплатное получение земельных участков в собственность:

для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более двух гектаров;

для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;

для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположен­ных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельс­кого, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. При отсутствии сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) опреде­ляется как средний по району. Земли фермерского хозяйства могут состоять из:

земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридичес­кому лицу;

земельных участков, принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности;

земельного участка, который используется фермерским хозяйст­вом на праве аренды. Граждане — члены фермерского хозяйст­ва имеют право на получение в собственность из земель государ­ственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая). Гражданам — членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предо­ставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета.

Размер земельных участков, передаваемых бесплатно граж­данам для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая) (ч. 2 ст. 121 Земельного кодекса). Граждане имеют право дополнительно приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения, но не более 100 гектаров (до 1 января 2010 г.). При этом указанная площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков по закону (п. 13 Переходных положений Земельного кодекса).

Важное значение для обеспечения эффективного и безопасного использования земель и других естественных ресурсов имеет Закон «О пестицидах и агрохимикатах», «О карантине растений»

 

47. Право пользования землей

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Гражданам земель­ные участки сельскохозяйственного назначения предоставля­ются для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания в основном для нужд своей семьи, отдыха, досуга, удовлетворения иных социальных, культурных, оздоровительных потребностей (для ведения личного крестьян­ского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного про­изводства). Для перечисленных целей граждане могут объеди­няться в садоводческие или огороднические некоммерческие объединения, которые могут быть созданы в форме общества, потребительского кооператива.

Право пользования землей может быть постоянным или временным с установлением срока до трех лет (краткосрочным) и от трех до десяти лет (долгосрочным). В частности, гражданам могут предоставляться в пользование земельные участки для индивидуального городничества в размере, который не превышает 0,1 га. Если граждане имеют в собственности скот, то им предоставляются у пользования участка для сенокошения и выпаса скота в размере, который не превышает 1 га.

Для ведения крестьянского хозяйства используются земельные участки, Конкретные размеры участков в границах норм определяют соответственно районного, городского совета, с учетом региональных особенностей, специализации крестьянского хозяйства и возможностей возделывания предоставленных земель преимущественно членами данных хозяйств.

Рядом с названной формой права собственности законодательством предполагается передача безвозмездно земельного участка в размере не больше 0,6 га гражданам для ведения личного подсобного хозяйства на основании решений сельского, поселкового, городского совета. Увеличение размера таких участков до 2га может вестись по согласованию с областным советом.

В сельских населенных пунктах гражданам по решению сельского совета могут предоставляться в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома в размере не больший 0,2га, для строительства гаражей — площадью не больше 0,01га и для индивидуального дачного строительства — участка, размер которых не должен превышать 0,1га.

Земельные участки для ведения садоводства используются гражданами при условии, что они не имеют на правах собственности или в пользовании участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства и дачного строительства. Для индивидуального садоводства используются участки, размер которых не должен превышать 0,12га; а для ведения коллективного садоводства кооперативам граждан передаются и используются в дальнейшем участки, размер которых не должен превышать 0,12га на одного член кооператива.

Право коммунальной собственности на землю приобретается| и реализуется в случаях:передачи земель государственной собственности в коммунальную;

принудительного отчуждения земельных участков у владельцев|собственников| по|с| мотивам общественной необходимости и для общественных потребностей;

принятие наследства|наследия|;

приобретение по гражданско-правовым соглашениям;

возникновение других оснований, предусмотренных законом.

Земли сельскохозяйственного назначения, которые|какие| являются государственной и коммунальной собственностью, предоставляются государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям в постоянное пользование|использование|для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.

В случае ликвидации государственного или коммунального предприятия, учреждения, организации земли, которые|какие| находятся|перебывают,пребывают| в их постоянном пользовании|использовании|, по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления переводятся в|до| земли запаса|припаса| или предоставляются другим гражданам и юридическим лицам для использования|употребления| их по целевому назначению.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.008 с.)