Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социалистическая реконструкция народного хозяйстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На апрельском (1929 г.) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По ь проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более умеренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее. В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные активисты и работники ГПУ. К осени 1929 г. заготовительная кампания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации, в январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось коллективизировать годом позже. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись). В декабре 1930 г. другая специальная комиссия разработала программу борьбы с кулачеством. В состав «кулачества» включались три категории крестьян: 1) «кулаки», занимавшиеся «контрреволюционной деятельностью»; 2) «кулаки», не оказывающие активного сопротивления власти; 3) «кулаки», признанные лояльными по отношению к власти. Представители первой и второй категорий подвергались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. «Кулаки» третьей категории переселялись (в пределах областей, где они проживали) на необработанные земли. Раскулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из первого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 г. снизилось поступление зерновых государству и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаготовительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны. Довольно длительное время взаимоотношения сельских Советов и сельских сходов (органов традиционного крестьянского самоуправления) не были урегулированы в правовом порядке. В 1927 г. в РСФСР и УССР были изданы положения «Об общих собраниях (сходах) граждан в сельской местности». Советы наделялись правом созывать или разрешать сходы, определять повестку дня и контролировать их деятельность. Это положение было закреплено в Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. После завершения сплошной коллективизации сходы перестали собираться вовсе. Их попытались заменить новыми общественными организациями: в 1929 г. — сельскохозяйственными производственными совещаниями при сельсоветах, в 1930 г. — сельскими общественными судами, группами бедноты и батрачества. Старая общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926—1928 гг.), когда старая система административного устройства: губерния — уезд — волость — была ликвидирована. На ее месте возникла новая система: область (край) — округ — район. Ряд областей был создан на правах губерний. В 1930 г. было ликвидировано промежуточное звено — округ. В 1934—1935 гг. было проведено разукрупнение краев и областей. Соответственно каждая территориальная единица возглавлялась советским органом. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации. С 1927 г. стали ежегодно собираться совещания наркомов земледелия союзных республик, производственное руководство сельским хозяйством осуществляли специальные органы — Зернотрест, Сельхозснабжение, Колхозцентр. В декабре 1929 г. образуется объединенный Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование сельского хозяйства (в его состав вошел Колхозцентр). В октябре 1932 г. из Наркомзема выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам (Комзаг) при СНК. В начале 1923 г. при машинно-тракторных станциях создавались политотделы, просуществовавшие до конца 1934 г. МТС стали центрами, осуществлявшими контроль за сельскохозяйственным производством, принадлежность сельхозтехники государству (колхозы получали ее в пользование) ставила колхозы в зависимость от этих центров. Согласно январскому постановлению СНК и ЦК ВКП(б), заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями. Государство контролировало размеры посевных площадей и урожаев. Открытие колхозных рынков ставилось в зависимость от результатов выполнения обязательных заготовок. В 1934 г. устанавливаются ставки денежного обложения крестьян-единоличников увеличивается размер налога. В начале 1935 г. на Втором съезде колхозников было констатировано, что 99% всех обрабатываемых земель в стране стали «социалистической собственностью». Сплошная коллективизация завершилась, частный сектор в сельском хозяйстве был окончательно ликвидирован. Законодатель закрепил итоги коллективизации в двух актах — «Примерных уставах сельскохозяйственной артели». Первый (1930 г.) был принят в разгар коллективизации, второй — после ее завершения (1935 г.). В уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные и кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности — постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т. п. Прием в члены артели производился правлением, решения которого утверждались общим собранием. «Кулаки» и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались. В сентябре 1932 г. принимается постановление ЦИК и СНК «О создании устойчивого землепользования колхозов», закрепившее за колхозами имеющиеся у них земли, переделы земель были запрещены. В том же году постановлением ЦК ВКП(б) указывается на необходимость создания унифицированных форм организации труда в колхозах — постоянных производственных бригад. В 1933 г. были установлены примерные нормы выработки и расценки в трудоднях (новая форма оплаты труда) для колхозников. С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового примерного устава, в котором содержались конкретные указания. Давался перечень средств производства и имуществ, которые обобществлялись или оставались в личной собственности колхозного двора. Эти нормы были различны в зависимости от районов страны, где формировался колхоз (вся территория в этой связи делилась на четыре региона). Усиление плановых и нейтралистских начал нашло отражение в ст. б, устанавливавшей обязанность колхоза вести хозяйство по установленному государством плану. Прием в колхоз стало осуществлять собрание, а не правление. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком. В порядке исключения, по истечении определенного срока и с соответствующими рекомендациями в колхоз могли приниматься бывшие «кулаки». Была установлена очередность выполнения колхозом своих обязательств: сначала перед государством и МТС, затем создается обязательный семенной фонд, фонды социальной поддержки (нетрудоспособным, детям и т. п.), выделяется часть урожая на продажу, а оставшаяся часть урожая распределяется по трудодням. В качестве основной формы организации труда устав закреплял бригаду, в качестве оплаты — трудодень (как единицу измерения качества и количества труда) и сдельную оплату. Вводились обязательные нормы выработки. В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей. В мае 1929 г. Пятый съезд Советов СССР после неоднократных пересмотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана. Четырнадцатый съезд партии через год провозгласил ускорение темпов социалистического строительства («пятилетку в четыре года»). В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения. Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. В апреле 1928 г. было заявлено о «саботаже» старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени начинается массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина. В 1930—1931 гг. прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» («Промпартия», «Крестьянская трудовая партия», специалисты ВСНХ и др.). Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих—членов партии негативно сказались на развитии производства. В июне 1931 г. была сделана попытка остановить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, «спецедство», слишком быстрое выдвижение неквалифицированных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничения доступа их детей к высшему образованию). В июле 1931 г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932 г. были введены трудовые книжки, в которых фиксировались все предыдущие места работы, предъявление их было обязательно при приеме на работу. Была введена система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров. С ноября 1932 г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Власть директоров существенно возросла, упразднялся управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома). Произошла централизация власти на предприятии, осуществлявшаяся на фоне борьбы за дисциплину и повышение производительности. В начале 1933 г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. Рыночную экономику заменила административно-командная система. Важнейшим инструментом управления централизованной экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены контрольные цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытесняется элементами непосредственного управления. Нарастают элементы натурализации, и рыночные, денежные формы превращаются в «непосредственную форму материального плана». «Подлинное регулирование начинается там, где деятельность государства ставит себя на место так называемого экономического мотива, т. е. эгоистического интереса обособленного хозяйствующего элемента» (Е. Пашуканис). План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу. Хозяйственный кризис 1925 г. (срыв хлебозаготовок) привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в эконоам процесс ликвидации кризиса складывался из ком- лер планово-административного воздействия (сокра-<редитования, регулирование цен, вытеснение част-товли и т. п.) и рыночного регулирования (товарная:нция государства). В условиях реконструктивного пе-юявилась необходимость повернуть предприятие к плану», причем не в порядке частичного корректи-то было сделано в 1927 г. (во втором декрете о трестах шлось в обязанность ориентироваться на плановые гели), а более основательно. Организационные хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 ориентироваться исключительно на план. Реоргани-правления промышленностью, проводимая в 1929 г., та это обстоятельство. в 1927г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо) центрального управления государственной промыш-гью (с его директоратами-отделами) были созданы от-1е главные управления. На них опиралась в своей дея-:ти планово-экономическое управление. Сложилась нная система управления: главк — трест — предпри-иректор предприятия действовал по доверенности и [и треста, участвовал в работе треста по составлению эдственных планов. С 1929 г. центр оперативного уп-1я перемещается с треста на предприятие. Расшири-еделы заводского и цехового хозяйствования (по по-ю 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система 1тов упразднялась, вместо них создавались отрасле-нозные и республиканские объединения, областные и районные промышленные комбинаты). [X продолжал руководить общесоюзной и республи-I (через республиканские СНХ) промышленностью, юй промышленностью, осуществлял регулирование ния и сбыта, планирование. С 1930 г. от ВСНХ стали ъся самостоятельные отрасли управления: пищевая идейность (отошла к Наркомторгу), в 1932 г. легкая аленность (к Наркомлегпрому), лесная и лесообраба-дая промышленность (к Наркомлеспрому). Сам ВСНХ азуется в Наркомтяжпром, местные совнархозы — в аты легкой промышленности и областные (краевые). 130 г. прошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения государственных планов. В 1933 г. ВЦСПС (центральный орган профсоюзов) сливается со структурами Наркомата труда (органами планового распределения рабочей силы и контроля за ее использованием). Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК-РКИ, опиравшиеся в своей деятельности на «группы содействия». В 1930—1931 гг. создаются государственные контрольные органы — комиссии исполнения при СНК (союзном и республиканских). В 1934 г. объединенный орган ЦКК-РКИ разделяется на два самостоятельных: Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при СНК СССР. Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела к существенным преобразованиям кредитной системы. Уже в 1927 г. частные кредитные организации (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их деятельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки. В январе 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующий реформе период существовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при котором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и от факта получения товара (коммерческое кредитование). С 1930 г. эта форма кредитования запрещается и заменяется банковской. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Госбанком, последний мог кредитовать госпредприятия; перераспределение кредитов между предприятиями также должно было осуществляться по согласованию с Госбанком. Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью. Семнадцатый съезд партии в начале 1934 г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частной торговли и т. п.) и рыночного регулирования (товарная интервенция государства). В условиях реконструктивного периода появилась необходимость повернуть предприятие «лицом к плану», причем не в порядке частичного корректива, как это было сделано в 1927 г. (во втором декрете о трестах им вменялось в обязанность ориентироваться на плановые показатели), а более основательно. Организационные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 г. стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация управления промышленностью, проводимая в 1929 г., учитывала это обстоятельство. Еще в 1927г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директоратами-отделами) были созданы отраслевые главные управления. На них опиралась в своей деятельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк — трест — предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С 1929 г. центр оперативного управления перемещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские объединения, областные тресты и районные промышленные комбинаты). ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование. С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления: пищевая промышленность (отошла к Наркомторгу), в 1932 г. легкая промышленность (к Наркомлегпрому), лесная и лесообрабатывающая промышленность (к Наркомлеспрому). Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром, местные совнархозы — в наркоматы легкой промышленности и областные (краевые) управления. В 1930 г. прошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения государственных планов. В 1933 г. ВЦСПС (центральный орган профсоюзов) сливается со структурами Наркомата труда (органами планового распределения рабочей силы и контроля за ее использованием). Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК-РКИ, опиравшиеся в своей деятельности на «группы содействия». В 1930—1931 гг. создаются государственные контрольные органы — комиссии исполнения при СНК (союзном и республиканских). В 1934 г. объединенный орган ЦКК-РКИ разделяется на два самостоятельных: Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при СНК СССР. Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела к существенным преобразованиям кредитной системы. Уже в 1927 г. частные кредитные организации (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их деятельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки. В январе 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующий реформе период существовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при котором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и от факта получения товара (коммерческое кредитование). С 1930 г. эта форма кредитования запрещается и заменяется банковской. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Госбанком, последний мог кредитовать госпредприятия; перераспределение кредитов между предприятиями также должно было осуществляться по согласованию с Госбанком. Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью. Семнадцатый съезд партии в начале 1934 г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств. Со второй половины 30-х гг. начинает изменяться внутренняя структура наркоматов, их основными органами становятся главки. СНК в июле 1936 г. принимает постановление «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных наркоматов», которым главкам наряду с управленческими функциями придавались сбыто-снабженчес-кие хозрасчетные функции. Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация — децентрализация, ужесточение регулирования — либерализация и т. п.) Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.199 (0.01 с.) |