Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просвещенный абсолютизм в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Элементы просвещенного абсолютизма в политической жизни России на протяжении второй половины XVIII в. становились то более, то менее явными и определяющими. Изменялись социальная и экономическая структуры общества, формировалась новая идеология. В ее рамках монарх рассматривается не просто как «отец нации», а как блюститель законности: просвещенный абсолютизм неразрывно связывается с легитимностью (законностью), «правильной организацией»управления и суда. В официальную идеологию начинают проникать идеи всесословного характера власти. Сословная структура общества, однако, не только сохранилась, но ее дифференциация даже усложнилась, стала еще более формализованной. Права и обязанности каждого сословия были обстоятельно регламентированы. Дворянство оставалось правящим сословием. Неудобные и ограничительные для него положения петровского Указа о единонаследии достаточно скоро начинают корректироваться В 1730 г. срок дворянской службы фиксируется в двадцать пять лет, начало службы сдвигается с пятнадцати на двадцать лет, один из братьев-помещиков вовсе освобождался от службы, а в 1762 г. по манифесту Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Это обстоятельство заметно повлияло на экономическое поведение дворянства. Начинается и постепенно усиливается земельная и промышленная экспансия дворянства. С 1762 г. значительно усиливается приток дворян в деревню на проживание. Параллельно проходило межевание помещичьих земель, перераспределение недвижимости. В 1766 г. дворянство получает важную льготу — на шесть лет отменяются пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, в 1787 г. дворянству разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. Еще в 1755 г. была установлена дворянская монополия на винокурение. По указу 1760 г. дворяне получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь, а с 1765 г. им предоставлялось право отдавать крестьян в каторжные работы. Заключительным актом правового и привилегированного оформления дворянского сословия стала Жалованная грамота дворянству (1785 г.). Крестьянство в этот период численно возрастает, подразделяясь на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Помещичьи крестьяне несли в пользу помещика различные повинности: барщину, оброк и пр. На них ложились рекрутские поборы (ежегодно с каждых двадцати дворов по рекруту) и государственные повинности. Подушная подать 1718 г. и размещение армии по деревням и селам (постойная повинность) усугубляли ситуацию. Указ 1719 г. распространял подушный сбор на холопов, имеющих свою пашню. В 1720 и 1723 гг. эта подать распространяется на всех лиц мужского пола: крестьян пашенных и непашенных, холопов, дворовых, городских и сельских помещичьих людей. Установление единой подушной подати уравняло в фискальном отношении все категории крестьянского населения, ликвидировало особые категории: холопов и вольных (гулящих) людей. Государство стремилось включить в свою орбиту все категории лиц, ранее ему не подконтрольных, — вольных людей забирали в солдаты или записывали за помещиком. В результате секуляризации церковных земель появилась особая категория экономических крестьян, находившихся под управлением Коллегии экономии. После упразднения этой коллегии в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян. Государственные крестьяне составляли почти сорок процентов всех крестьян. Они несли повинности и платили оброк государству. Их нельзя было продавать, однако раздачи крестьян частным владельцам производились достаточно часто. Только при Екатерине II более восьмисот тысяч государственных и дворцовых крестьян были розданы помещикам. Дворцовые крестьяне (с 1797 г. — удельные) принадлежали царской фамилии, и управление ими осуществлялось департаментом уделов. Правовое имущественное положение различных групп крестьянства оставалось неоднородным. Переменчивой была и правовая политика, регламентирующая их положение. В 1731 г. помещикам разрешалось отказывать крестьянам в подрядах и откупах, они могли не отпускать их на отхожие промыслы. В 1761 г. крестьянам запретили обязываться векселями. Продажа крестьян принимала в б0-е гг. огромные размеры, хотя законодатель устанавливал ряд ограничений в этой области: в 1766 г. запрещалось продавать крестьянина менее чем за три месяца до рекрутского набора, в 1771 г. запрещалось при конфискации помещичьего имущества продавать крестьян без земли. Само крестьянство было неоднородным, среди него появлялись богатые люди, стремившиеся перейти в купечество, открыть мануфактуры или заняться торговлей. Значительные перемены в положении крестьян были зафиксированы актом 1788 г., когда крестьянам было разрешено покупать деревни у помещиков. Это свидетельствовало о существенных переменах в социальной структуре общества. Социальные изменения находили отражение в соответствующих политических и государственных преобразованиях. С 1754 г. начинает работу новая уложенная комиссия, задачей которой вновь становится переработка старой и создание новой системы права. Указом Сената был намечен план деятельности комиссии. Новое уложение должно было состоять из четырех частей: 1) судопроизводство и организация суда; 2) о правах состояния; 3) об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность); 4) уголовное право (преступления и наказания). Традиционным материалом для кодификационной обработки были нормы о судоустройстве и уголовном праве (ч. I и IV). Имущественные права кодифицировались в комиссии 1720—1727 гг. Что касается норм о правах состояния, то это был новый нормативный массив, которым должны были регламентироваться формирующиеся сословные права. В 1755 г. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения их совместно с Синодом передал на утверждение императрице. Однако в связи с политически- ми событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 г. она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности, связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издает указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. К весне 1762 г. депутаты начали съезжаться в Санкт-Петербург, сложилась ситуация, при которой стал возможным созыв всесословного уложенного земского собрания. В 1762 г. была доработана третья часть проекта — о правах дворянства, о расширении его привилегий, о правах других сословий. Государственный переворот, в результате которого Екатерина II взошла на пресчол, вновь прервал работу над Уложением. Комиссия была переведена в Москву, а в начале 1763 г. распущена. Официально она была ликвидирована в 1766 г. Результатом работы комиссии были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей: «О суде»(51 глава). В ней регламентировались принципы судоустройства и порядок рассмотрения дел в судах, излагались полномочия суда, права судей, общий порядок подачи челобитной и вызова в суд, порядок рассмотрения дела, вынесения решения и исполнения приговора, порядок обжаловаг ния и повторного рассмотрения дела. Проект исходил из единства судебных и административных функций и перечислял более 50 центральных учреждений, осуществлявших судебные функции (Синод, коллегии, особые канцелярии, конторы и др.), и местных органов (епархиальные, воеводские, провинциальные канцелярии). Высшими судебно-административными органами объявлялись Сенат, коллегии иностранных дел, военная. Адмиралтейство. Принцип законности проявлялся как в подробной регламентации процессуальных действий (подача иска, вызов в суд, назначение поверенного, стряпчего, отвод судей, дача ответов и объяснений, разбор и оценка доказательств, порядок вынесения и составления приговора, его исполнение и т.д.), так и в личностных требованиях к судейскому аппарату (честность, совестность, беспорочная жизнь, профессионализм и т.п.) В проекте сохранялись принципы процесса, закрепленные в указе «О форме суда»(1723 г.). Перечень доказательств включал собственное признание, письменные доказательства, свидетельские показания, повальный обыск, вольную или невольную присягу. Существовали две формы судопроизводства: формальное (административно-бюрократическое) и упрощенное (для крестьян). Для купеческо-ремесленного населения словесный суд был разрешен в 1754 г. Проект предусматривал возможность мирового соглашения сторон и третейский суд. Новым для судопроизводства было введение единых норм судебных пошлин, издержек и единого порядка исполнения решения. Запрещался перенос дела в другой суд, пересмотр дела в другом суде (до исполнения решения), новое судебное рассмотрение решаемого дела. Пересмотр допускался только при наличии вновь открывшихся обстоятельств. «О розыскных делах». Книга включала свод норм уголовного и уголовно-процессуального права (63 главы). Первые пятнадцать глав регламентировали судебное следствие, остальные относились к области материального права. Процессуальные нормы относились к сфере розыска (а не суда, как в первой части). Много внимания было уделено процедурам «допроса с пристрастием»и следственной пытки. Последняя оценивается как чрезвычайная мера, которую не следует применять «без нужды», но лишь в случаях, когда наказаниями могли стать смертная казнь, каторга или ссылка. В проекте регламентировались условия и порядок применения пытки, возрастные или иные ее ограничения. Классификация преступлений, сделанная в проекте Уложения, была традиционной, закрепленной в действующем праве. То же можно сказать и о системе наказаний. Однако уголовно-правовая политика ориентировалась на ужесточение и проведение государственного интереса, на приоритет государственных целей. Предусматривались простые и квалификационные (сожжение, колесование, четвертование) виды смертной казни. В проекте конкретизировано понятие политической смерти (гражданской смерти): лишение чинов, шельмование, ссылка, признание «в гражданском обществе за мертвого». Предусматривались также такие наказания, как каторга, ссылка, тюремное заключение или монастырское, наказание кнутом, плетьми, штрафы. Проект отказывался от членовредитель-ных наказаний (осталось лишь вырывание ноздрей у приговоренных к каторге). Целями наказания были устрашение, пресечение возможности повторных преступлений, отчуждение преступника (изоляция). Возмездие как цель наказания отходит на задний план. В проекте предусматривалась возможность альтернативного выбора наказания: оно зависело от тяжести причиненного ущерба либо от наличия умысла. Отсутствие умысла смягчало наказание. Наличие умысла уравнивало наказание для соучастников: исполнителей, пособников, недоносителей. Иногда соучастие наказывалось строже, чем само преступление (например, подстрекательство при убийстве с особыми признаками—убийство родителей путем отравления). При определении наказания учитывались сословные признаки: крестьянин, убивший дворянина, наказывался смертной казнью, помещик, убивший крестьянина, — штрафом. Выезд без паспорта за границу наказывался: для дворянина — лишением чина, для прочих кнутом, для крестьян (квалифицировался как побег) — смертной казнью. Сословный характер показаний демонстративно декларировался в проекте Уложения. «О состоянии подданных вообще». В этой части содержались нормы, квалифицирующие правовое положение субъектов: статус в государстве, в системе религиозных верований, в семье, в «гражданском обществе». Перечислялись права и привилегии сословий: «Все подданные в государстве не могут быть одного состояния. Природа, заслуги, науки, промыслы и художества разделяют их на разные в государстве «чины», каждый из которых имеет свои преимущества и права». На различие прав влияли различия в вере, происхождении и званиях. Вероисповедание также влияло на содержание прав: православные подданные имели привилегии в области брачно-семейного права. Полнота прав проявлялась в семейном статусе. Родители пользовались полной властью над детьми. Последние за ослушание могли быть наказаны родителями без суда, детям за прощалось жаловаться и судиться с родителями. За убийство своих детей полагались лишь покаяние и заключение в монастырь на небольшой срок. Родители были обязаны обучать своих детей, эта обязанность распространялась на представителей дворянства и купечества. Дети после возраста «недоросля» (шестнадцать лет) были обязаны начинать службу. Сословное положение субъекта определяло его права и обязанности. Основное место занимало в этой системе дворянство: «Во всех благоучрежденных государствах премудрые правители на разные чины разделили свой народ, но без причины первое место благородному дворянству определили, присовокупив к сей чести и особливые некоторые преимущества». Дворяне располагали личными правами на родовую геральдику (герб, титул). Они не подвергались аресту, если на то не было оснований и доказательств (поличного) или решения суда. Без решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались от телесных наказаний. Расширенными по сравнению с другими сословиями были дворянские имущественные права. Только дворяне могли владеть деревнями и крестьянами, организовывать на своих землях фабрики и заводы. Дворянам разрешалась оптовая (но не розничная) торговля. В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещенную законом. Дворянство получало полную свободу в сфере наследственного права. К политическим правам относились привилегии при приеме на государственную службу и увольнении, право проведения земских съездов и собраний. Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей возможности для производства в дворянское состояние по военной линии. По гражданской линии такое производство воспрещалось вообще. Всей полнотой прав и привилегий пользовались потомственные дворяне. Определенно наметилась линия на корпоративную замкнутость дворянского сословия, на ограничение проникновения в него чуждых элементов. Правовой статус крестьянского сословия оказывался производным от прав дворянства: последнему предоставлялись все права над крестьянами, кроме «отнятия жизни», проведения пыток и наказания кнутом. В отношении городского населения конкретные права устанавливались только для купечества: его исключительными правами являлись торговля, ремесло, держание лавок. Купцы могли держать мануфактуры, заводы (землей они владели только в размере на один завод) и городские дома. На предприятиях мог использоваться только вольный, не крестьянский труд. Купцы освобождались от прямых податей и имели право судиться в особом купеческом суде. «Манифест о вольности дворянской» (1762 г.) был непосредственно связан с третьей частью проекта Уложения и отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной идеей Манифеста стало закрепление принципа вольного характера государственной службы. Служба монарху и государству стала рассматриваться как почетный долг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не считалась обязанностью. Дворянам было разрешено покидать пределы государства и поступать на иностранную службу, и они были обязаны вернуться только по призыву верховной власти. Манифест предполагал, что стремление к государственной службе «укоренилось в сердце дворянства» и принуждать к этому больше нет смысла. Дворяне могли прекратить свою службу в любое время и могли вовсе не поступать на службу. Дворянам разрешалось проходить обучение на дому. Все установленные Манифестом привилегии теперь не распространялись на однодворцев, и круг дворянского сословия сужался. Уложенная комиссия 1767 г. В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма»укрепляются. Была провозглашена идея установления «законной монархии», впервые сформулированная в Манифесте о восшествии на престол новой императрицы. Был создан ряд специальных комиссий, задачей которых стало установление пределов «законной власти правительства». В 1763 г. создается комиссия о вольности дворянской (позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. — комиссия о коммерции, в 1762 г. — комиссия о церковных имениях. Комиссии готовили проекты законов, определявших государственный строй: от фундаментальных законов отличались законы текущие. Монархическая форма правления считалась неизменной, неотъемлемой и единственно возможной для России. Наряду с этим отмечалась необходимость проведения правовой реформы в целях улучшения государственного строя и укрепления законности. Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую предполагалось создать, Екатерина II написала «Наказ»(1766 г.), в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста «Наказа» (250 статей) заимствована из трактата Ш. Монтескье «О духе законор», трактата Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около ста статей), «Энциклопе-дии»Д. Дидро и д'Аламбера. В целом заимствования составили более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концепции «Наказ» был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма». Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделенных на пять разделов. В первых пяти главах (ст. 1-38) сформулированы общие принципы устройства государства, в главах б и 7 (ст. 39—79) «О законах вообще»и «О законах подробно» — основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8 и 9 (ст. 80—141) посвящены уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактовке Ч. Беккариа) посвящена глава 10 (ст. 142—250). В главах 11—18 (ст.251-438) излагаются основные положения сословно-правовой организации (крестьяне — дворянство - средний класс). Главы 19 и 20 (ст. 439 -521) посвящены вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой реформы. В 1768 г. текст «Наказа»был дополнен главой 21, содержащей основы административно-полицейского управления, и главой 22 о регулировании государственных финансов. «Наказ»обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного»положения России и подкреплялись ссылками на русскую политическую историю. Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх Объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Он объединяет, консолидирует общество и толкует законы. Для лучшего исполнения власти в обществе учреждаются «власти средние, подчиненные и зависящие от верховной». Этим «правительствам»поручалось правление и исполнение суда именем монарха. Цель всех действий верховной власти — обеспечение безопасности каждого гражданина, «власть сотворена для народа». Монархия призвана содействовать непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей необходимо установление в государстве «наилучших законов». Монарх призван проявлять «кроткость и снисходительность», следуя установившимся традициям, стремясь обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех» (что стало девизом уложенной комиссии). Вместе с тем никаких ограничений (кроме этических) «Наказ»для верховной власти не предусматривал. «Наказ "декларировал общую для всех граждан свободу {вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Дается четкое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей. Сословная структура общества соотносилась с «естествен-ным»делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, учитывая особую важность его функций: военную службу и отправление правосудия. «Наказ» устанавливает сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводится дворянству, второе — «среднему роду», последнее — «нижнему роду людей», крестьянству. Попытки нарушить сословное неравенство оцениваются «Наказом»как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одном — одинаковом подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям). Законодательная деятельность комиссии была направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа»и «естественным положением дел». Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение. В «Наказе»была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства: а) законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными; б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми. Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений. Они просты и четки в своих формулировках и предписаниях. Классификация норм и вся их система должны соответствовать «естественной»иерархии этих норм в общественной жизни. Главной задачей «Наказа» было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм. В 1766 г. после подготовки «Наказа»в Москве создается новая Комиссия по подготовке проекта нового Уложения. В состав комиссии направлялись депутаты: от центральных органов управления, уездного дворянства, жителей каждого города, однодворцев, пехотных солдат или государственных крестьян каждой провинции, «некочующих инородцев»(Ка-занской. Сибирской и Оренбургской губерний), казаков. Не участвовали в выборах депутатов духовенство, частновладельческие, экономические и дворцовые крестьяне, армия и флот (всего более 70% населения). Депутатский ценз устанавливался для каждого сословия отдельно. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Для крестьян и низшей курии устанавливались дополнительные тре бования — наличие собственного дома, семьи, знание грамоты, отсутствие судимости. Выборы (кроме дворянской курии) были многоступенчатыми и проходили под контролем местной администрации. Кроме депутатов, дворянство избирало уездных предводителей, горожане — городского голову, сословную администрацию. Одновременно с «Наказом»для направления кодификационной работы комиссии был принят «Генерал-прокурорский наказ», определявший основные характеристики разных видов законодательства и форм права: право божественное, право естественное, право народное, право государственное общее, право государственное особенное и др. Выборы депутатов в Уложенную комиссию проходили весной 1767 г. Дворянские депутаты избирались на уездных собраниях, городские — на городских собраниях, сельские — по трехзвездной системе: погост — уезд — провинция, казачьи — от полка. Было избрано около 550 депутатов: свыше 33% составили дворяне, 36% — депутаты от городов, около 20% — сельские жители. Более 45% депутатов были потомственными или личными дворянами. В 1768 г. в Уложенную комиссию было направлено «Начертание о приведении к окончанию комиссии проекта нового уложения», в котором были сформулированы теоретические принципы будущего Уложения. Все нормы подразделялись на «право общее»и «право особенное». К «праву общему» относились нормы о полномочиях верховной власти, правомочиях органов государственного управления, принципы административно-территориального деления, права и положение православной церкви, порядок судопроизводства и судебной системы, основы уголовного права, полицейского управления и благочиния, регулирование государственного хозяйства, здравоохранения и образования. К «праву особенному» относились нормы, регламентировавшие такие объекты, как лица, вещи, обязательства (т.е. сословные права), область брачно-семеййых отношений, опека, отношения по распоряжению имуществом, и иные обязательства. В ходе работы над Удожением были созданы специальные комиссии: по вопросам «общего права», о сословиях, о правосудии, о благочинии, духовно-гражданская, об имениях, о правах частных лиц, об обязательствах. Эти частные комиссии работали в течение нескольких лет (с 1768 по 1771 г.) и подготовили материалы, которые были положены в основу важнейших правовых документов конца XVIII в. — Жалованной грамоты дворянству (1785 г.). Жалованной грамоты городам (1785 г.). Учреждения для управления губерний (1775 г.), Устава благочиния (1782 г.) и др. Комиссия предложила реформировать систему центрального управления, перенеся центр тяжести на места в губернии, разукрупнив местные органы управления. Было предложено также упразднить Вотчинную, Ревизией-, Мануфактур-и Эконом-коллегии, передав их дела губернским органам. Это было учтено при реформировании коллегиальной системы в 1784-1786 гг. В конце 1771 г. работа частных комиссий была прекращена. Тем не менее комиссия по составлению нового Уложения продолжала существовать. Екатерина II предполагала даже превратить ее в постоянно действующий при Сенате орган. 26. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 Г. Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»(1775 г.). Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда — около 30 тысяч душ. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором, кроме исправника, действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору. Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе Уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: «Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел». Предполагалось создать суды по следующей системе: уездные судные приказы — провинциальные судные приказы — губернские, апелляционные надворные суды или расправные далаты — Сенат (апелляционная инстанция). В городах планировалось сохранить уездные и губернские суды магистратов, а также создать сословные суды для крестьян и земские мировые суды — для дворян. Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступали за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства в конечном счете препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее многие предложения, сделанные в ходе работы Уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (территориальное деление, судебная реформа) и 1784—1786 гг. (реформа коллегий). Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект «О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права просвещенного абсолютизма. Предполагалось установить несколько видов судов — духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный; придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам). Уголовные, гражданские и полицейские суды должны были создать по территориальному принципу — земские и городские. В городах, кроме того, вводились цеховые суды. Все суды входили в единую систему по трехзвенной сопод-чиненности: уезд — провинция — губерния. Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство — гласным. Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система. 1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей. 2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городски»" магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города). 3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока. 4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве. 5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог. 6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция. Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы Удоженной комиссии, и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия». Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные постурки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр. В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. Наконец, на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением. Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу «Устава благочиния» 1782 г. По «Учреждению о губернии» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 г. начинается работа над проектом «Устава о благочинии», которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень -Наказуемых полицией деяний. Главными источниками Устава стали Учреждение о губернии, материалы Уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему «Табели о рангах». Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах. Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем. Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей. По мелким уголовным делам полиция осущест
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.017 с.) |