Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые организационные формы щ общественных движений

Поиск

Земское движение стало базой для формирования либераль­ных и демократических политических партий России. Поли­тические тенденции земских органов проявились с самого их возникновения. В 1865 г. Петербургское земское собрание настаивало на создании центрального земского учреждения, в 1867 г. потребовало участия земства в законодательной ра­боте. В 1867 г. правительственный Сенат возлагает на губер­наторов контроль за личным составом земских органов, а Государственный совет запрещает публикацию земских отче­тов.

Ограничение деятельности земских органов правительст­вом не давало значительных результатов — движение усили­валось и ширилось. Земские органы проводили свои терри­ториальные съезды, на которых формулировали свои поли­тические требования, В 1879 г. проходил крупный земский съезд в Москве, образовавший «Общество земского союза и самоуправления» —«Земский союз». Земства настаивали на включение их в сеть государственных учреждений. В 1881 г. {после убийства Александра II) Земский союз сформулировал свои основные политические принципы: отрицание прави­тельственного и революционного террора, децентрализация государственного управления, центральное народное пред­ставительство (Государственная дума), упразднение самодер­жавия.

Органом, проводившим в жизнь взгляды земцев, стало Вольное Экономическое Общество (активизировавшееся в 1895 г.), с 1897 г. земское влияние выходит за пределы земских организаций.

С 1900 г. земская оппозиция, не обращая внимания на правительственные учреждения, регулярно проводит свои съезды. Начались переговоры о создании тайной оппозици­онной организации, в 1902 г. возникает «Союз Освобожде­ния», на основе которого позже организуется партия каде­тов.

В 1903 г. в Москве состоялся съезд земских конституцио­налистов, выразивший основные политические устремления либеральной буржуазии. В 1904 г. «Союз Освобождения "уже вполне гласно формулирует свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демократические полити­ческие реформы. Был подан адрес императору, где были вы­ражены конституционные пожелания. Одновременно было принято решение образовать «Союз Союзов», который дол­жен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий.

В 1905 г. земское движение еще более активизируется. Вы­двигаются требования о замене самодержавия «свободно-де­мократическим строем», предоставлении прав и свобод, не­доверии правительственным учреждениям. В мае 1905 г. в Москве образуется «Союз Союзов». Все проходившие съезды требовали создания представительного центрального орга­на — Государственной думы, избираемого путем всеобщего, равного и тайного голосования.

В сентябре 1905 г. проходит съезд земских и городских деятелей, на котором была намечена программа партии, по­лучившая название конституционно-демократической. Про­грамма партии конституционных демократов была утвержде­на на учредительном съезде в октябре 1905 г. Государственно-


политические положения сводились к следующему: предлага­лось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Парламент должен был санкционировать любой законодательный акт и бюджет. В области судоустрой­ства должны быть восстановлены принципы уставов 1864 г., упразднено административное вмешательство в судебные дела, отменена смертная казнь. В финансовой области пар­тия выступала: за отмену выкупных платежей для крестьян и развитие прямого обложения; за отчуждение (за плату) госу­дарственных и частновладельческих земель и наделение ими нуждающихся; развитие аренды земли. В области трудовых отношений отстаивались право на забастовку, выборные (от рабочих) инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, за­прет ночного и сверхурочного труда, государственное стра­хование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде; посредничество в спорах через примирительные ко­миссии, включающие предпринимателей и рабочих.

Утеренно-прогрессистсхая партия, близкая к кадетам в облас­ти государственной системы, настаивала на «неприкосновен­ности верховной власти государя»и ответственности мини­стров перед представителями народа. В области государст­венного устройства она выступала за цельность государства при самостоятельности местного самоуправления, против автономии и федерации. В области труда — против установле­ния восьмичасового дня, введение которого могло бы осла­бить конкуренцию российской экономики перед Западом.

Всероссийский торгово-промышленный союз выступал за еди­ную империю с конституционным монархом и кабинетом ми­нистров, опирающимся на большинство Думы (английская конституционная модель). Политической целью союза про­возглашалось «экономическое содружество торгово-про­мышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, Государственной думе и правительственных учреждениях».

«Союз 17 октября» полностью базировался на принципах «Манифеста 17 октября». Его кредо — «сильная власть выве­дет страну из хаоса». Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства, за кон­ституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия, самодержавие признавались умиротворяющим, стабилизиру­ющим фактором. В аграрном вопросе Союз ратовал за отмену исключительных положений и отмену административной опеки над крестьянством, создание земельного фонда из го­сударственных и удельных земель, включение общинных зе­мель в гражданский оборот. В области рабочего законода­тельства — за социальное обеспечение и страхование, регули­руемые законом стачки. В сфере местного управления — за создание бессословного земства в качестве мелкой террито­риальной единицы, выборное начало в местной юстиции, невмешательство администрации. В сфере промышленности предлагалось освободить предпринимательство от прави­тельственной опеки (идея «чистого либерализма»).

Партия правового порядка настаивала на сильной власти и единстве России. Автономия территорий отвергалась, но провозглашалась равноправность всех граждан России. Крес­тьянский вопрос решался через облегчение налогообложе­ния, наделение крестьян землей (с компенсацией владель­цев), поощрение перехода от общинного владения к личному. В сфере рабочей — «забота о возможном сокращении рабоче­го дня и страховании».

Партия монархистов-конституционалистов (царистов) исхо­дила из идей: «царь — отец народа, Россия без царя немысли­ма», «к данному положению вещей привело олигархическое правление министров». Крестьянский вопрос предлагалось решить переводом землепользования из общинного в подво­рное и реорганизацией крестьянского банка. Партия высту­пала против идеи образования государственного земельного фонда. Образование предлагалось перестроить на корпора­тивных началах, поощряя национализм, организацию земля­честв, проведение судов чести. Антисемитизм программы проявился в указании на «опасность политических взглядов еврейства». Политическая установка была сформулирована в положении: «Всеобщее, равное, прямое и тайное избиратель­ное право невозможно на заре парламентаризма».

В мае 1906 г. состоялся первый съезд уполномоченных дворянских обществ, на котором был избран Постоянный совет объединенных дворянских обществ со своим уставом. Он стал координационным центром для политических дво­рянских организаций и движений.

Лозунгом правых партий стал призыв «Православие,


самодержавие, народность». «Русская народность ка&собира-тельница земли Русской и устроительница Русского государ­ства есть народность державная, господствующая и первенст­вующая». Все народности делились на дружественные и враж­дебные русскому народу. Ограничения предлагалось распро­странить на финнов, поляков, кавказцев и евреев.

Весной 1905 г. появилось большое число национально-пат­риотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг. В нояб­ре 1905 г. возникает «Союз русского народа», объединивший ряд других «черносотенных» объединений. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его де­ятельность поддерживали государственные и церковные ор­ганы. В промышленных центрах действовали «черносотен-ные»рабочие организации, например «Патриотическое со­дружество рабочих», ставившее целью «борьбу мирными и законными средствами со всеми видами несправедливого, не­законного и нечестного отношения как работодателей к ра­бочим и труду, так и рабочих к работодателям и труду». Само­державную монархию черносотенцы признавали единствен­но приемлемой формой правления для России.

Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологии.

В 1898 г. представители «Союза борьбы за освобождение рабо­чего класса», групп «Рабочей газеты»и «Бунда»провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демо­кратической партии. На втором съезде партии в 1903 г. про­изошел ее раскол на «большевиков» и «меньшевиков», тогда же были приняты Программа и Устав партии. В революцию 1905 г. партия вступила со своей программой политического и государственного переустройства. Самодержавие призна­валось пережитком и злейшим противником народа. Предла­галось сформировать законодательное однопалатное собра­ние на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства. Пар­тия предлагала установить прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, установить уголовную ответственность предпринимателя за нарушение охраны труда, запретить штрафы на производстве, установить про­мысловые суды (из рабочих и предпринимателей). Для крес­тьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам вы­плаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых зе­мель и обложения налогом помещичьих земель. Разрешить судам снижать уплачиваемую крестьянами арендную плату. В политической сфере провозглашались свержение самодер­жавия и передача власти Учредительному собранию.

В 1901 г. на политическую арену выходит Партия социалис-тов^революционеров, считавшая себя идейной преемницей ре­волюционной народнической партии «Народная воля». «Со­циализация земли» — лозунг партии, террор — метод ее дея­тельности. Установкой партии стала идея, что «развившийся механизм государства парализует производительные силы де­ревни». Предполагалось, что процесс преобразования Рос­сии будет идти «под руководством несоциалистических сил». В политической сфере эсеры настаивали на демократичес­кой республике с широкой автономией областей или всеоб­щим избирательным правом и заменой армии ополчением, в области производства — на установлении минимума заработ­ной платы и государственном страховании, в сфере аграр­ной — на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должно было способство­вать расширение прав общины на экспроприацию частных земель, конфискация дворцовых и монастырских земель, раз­витие кооперации и общественных служб (образование, меди­цина). Партия предупреждала: «Рабочий класс против того «го­сударственного социализма», который является отчасти систе­мой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же свое­образным государственным капитализмом, сосредотачивая раз­личные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии, ради ее фискальных и политических целей». Це­лями партии были борьба с самодержавием и созыв Земского Собора (Учредительного собрания).

. Между эсерами и кадетами стояла Радикальная партия, же­лавшая вместе с социалистами «проводить принцип демокра­тии в чистом виде», предлагая выборы однопалатного парла­мента и создание «Соединенных штатов России» (политичес­кая и административная автономия). В рабочем вопросе предлагалось предоставить трудящимся надзирать за усло­виями труда и обеспечивать минимум социальных программ, в аграрном вопросе — безвозмездная экспроприация государ­ственных, удельных и монастырских земель и возмездная — частновладельческих, установление максимального размера частных земель. Армия должна формироваться на принципах милиционной системы. Политическая цель — созыв Учреди­тельного собрания.

Еще правее стояла Партия свободомыслящих, настаивавшая на проведении «гуманных и общеклассовых реформ», едине­нии всех партий. В качестве государственной модели она вы­двигала «представительный образ правления с монархом», предлагала ограничивать избирательное право цензом осед­лости, ввести автономию у «неразвитых народов». В судеб­ной сфере — возврат к положениям реформы 1864 г., в финан­совой — попытка сгладить неравенство в распределении до­ходов. В производственной сфере партия настаивала на огра­ничении монополий (трестов и синдикатов), на посредниче­стве между рабочими и предпринимателями в бюро и третей­ских судах. Аграрная программа предусматривала экспропри­ацию частновладельческих земель на основе выкупа и безвоз­мездную экспроприацию удельных и монастырских земель, образование государственного фонда этих земель, из которо­го они распределяются в аренду. Община сохраняется там, где ее существование выгодно для крестьян. При этом следует развивать систему мелкого кредита. В политической области партия считала, что «крестьянство и массы в России чужды республиканской идее», так же как и «идее всякой диктату­ры». Политическими целями партии являлись проведение своих депутатов в парламент и пропаганда своих идей.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Одна­ко пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохо­той согласился на исключение термина «неограниченная». Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движе­ние, поводом для которого стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию вузов. Движение приобрело политический характер.

Правительство издает в конце 1901 г. «Временные прави­ла о студенческих учреждениях» (кассах взаимопомощи, кружках и пр.), пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университе­тов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фаб­риках и заводах (в 1901 г. прошло 120 стачек), в 1903 г. прово­дится всеобщая забастовка.

, Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов, предлагает считать подво­рное землевладение личной собственностью. В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

В мае 1902 г. проводится первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904 г. в Петер­бурге состоялось совещание земских деятелей, которые под­вергли резкой критике бюрократическую систему самодер­жавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает в декабре 1904 г. Манифест, в котором обещает ряд уступок:

уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, изда­ние закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных зако­нов. В Манифесте были, однако, отвергнуты притязания зем­цев на вхождение в Государственный совет.

Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается «эпоха доверия» (новый министр П.Д.Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских со­вещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и пора­жение в войне с Японией углубили революционный кризис.

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональ­ных союзов, часть которых объединилась в «Союз Союзов», выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находивший­ся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.

На пути конституционного строительства в России важ­нейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 г., провоз­гласивший введение гражданских свобод и организацию за­конодательного органа (Государственной думы), ограничива­ющего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систе­му, но сохранившие весьма широкие пределы для император­ской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утвержде­ния ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Сове­та состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.

С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происхо­дит его реорганизация — Совет министров становится посто­янно действующим органом. Акт, которым было осуществле­но преобразование, назывался «О мерах к укреплению един­ства в деятельности министерств и главных управлений». Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государ­ственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров:

октябрь 1905 г. — апрель 1906 г. — Витте, апрель 1906 г. — июль 1906 г. — Горемыкин, июнь 1906 г. — сентябрь 1911 г. — Столыпин, сентябрь 1911 г. — январь 1914 г. - Коковцев, январь 1914 г. — январь 1916 г. — Горемыкин.

В период революции оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой — деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министер­ству юстиции.

Происходили перемены в положении отдельных ве­домств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Де­партамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль поли­ции заметно возросла: такая структура, как четвертое дело­производство, осуществляла надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906 г. в составе корпуса жан­дармов было создано Управление полицейской стражи Тогда же было создано Главное управление по делам печати Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеу­стройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое управле­ние. В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торгов­ли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.

Система местного управления также подверглась опреде­ленным изменениям. При охранных отделениях Министер­ства внутренних дел открывались регистрационные конто­ры, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения. Цензурные органы преобра­зовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные при­сутствия

С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать миро­вых судей — институт, фактически упраздненный в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты, появляются биржевые комитеты, раз­личного рода советы, стали проводиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911 г. получили землеустроительные ко­миссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

Ширилось кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято «Положение об учреждении мелкого кредита», пред­усматривавшее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс. В 1897 г. принимает­ся примерный Устав потребительских кооперативных об­ществ, а в 1898 г. — уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В 1908 г. в Москве состоялся первый коопера­тивный съезд, в 1912 г. в Петербурге — Съезд представителей кредитной и сельскохозяйственной кооперации.

Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в монархию буржуазную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.016 с.)