Понятие хозяйственного учета, его сущность, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие хозяйственного учета, его сущность, виды.



Понятие хозяйственного учета, его сущность, виды.

Хозяйственный учет — это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов и явлений с целью контроля и эффективного управления.

Виды: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет применяется для наблюдения, контроля и получения сведений об отдельных хозяйственных процессах в кратчайшие сроки после их совершения. Отличительная черта опер. учета - быстрое, своевременное получение инф-ции, необходимой для оперативного рук-ва. Данные опер. учета получают из первичных и сводных учетных документов. Для быстроты исп-ния данные могут не фиксироваться и исп-ться немедленно после их получения. Информативность опер. учета ограничивается рамками цеха, отдела, службы и не обобщает в денежном измерителе всю деят-сть орг-ции. В нем исп-ся преимущественно натуральные и трудовой измерители.

Статистический учет изучает массовые (количественные) социально-экономические явления и процессы общественной жизни, выходя за рамки одной орг-ции. Стат. учет позволяет определять как колич-ные, так и кач-ные показатели (объем пр-ва, его динамику, фонд з/п, производительность труда). Он является обобщающим и прогнозирующим процессом, давая возможность предвидеть последствия того или иного действия, и использует 3 измерителя: натуральный, трудовой и денежный. Используются также данные оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения инф-ции в денежном выражении об имуществе, обязательствах орг-ций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

В системе бух.учета выделяют следующие виды учета:

· финансовый учет отражает конечные показатели деят-сти орг-ции.;

· управленческий учет предназначен для информирования аппарата управления организации, не подлежит разглашению;

· налоговый учет обеспечивает внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью установления налогооблагаемой базы при расчете налогов и исчисления их суммы, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.


Измерители, применяемые в хозяйственном учете, их виды, взаимосвязь и значение.

Натуральные измерители позвол. кол-нно отразить объекты учета в единицах массы, объема, длины, площади, счета. Используется для учета кол-ва однородных материальных ценностей и обобщения информации об их состоянии и изменении. Для получения качественной хар-ки объектов используют условно-натуральные измерители (киловатт-часы, тонно-километры), отражающие однородные по назначению, но разные по кач-ным хар-кам объекты учета. Они необходимы для текущего контроля за сохранностью матер.ценностей и принятия оперативных управленческих решений. Использование натур. измерителей обеспечивается весо-измерительными приборами (весы, электросчетчики и т.д.).

Трудовые измерители позволяет оценить кол-во затраченного труда и измерить его в ед. рабочего времени (человеко-часы, человеко-дни). Сфера применения их ограничена, поэтому используется совместно с натур. измерителями. На их основе формир. показатели трудоемкости пр-ции, отдельных труд. операций, трудоемкости работ. На основании инфо о затратах труда, выраженных в трудовых измерителях, исчисляют и начисляют заработную плату персоналу п/п, определяют показатели произво­дительности труда.

Денежные измерители, занимающие центральное место в учете, явл. обобщающими, т.к. позволяют обобщить разнородные объекты учета, хоз. явления и процессы в денежном выражении. Только с помощью ден. измерителей, примен. в сочетании с др. видами измерителей, можно подсчитать общую стоимость имущества организаций, определить производительность труда, себестоимость продукции и рентабельность, установить цены, осуществить кредитные, расчетные и другие хозяйственные операции, а также свести все это в соответствующих показателях бухгалтерского баланса и других формах бухгалтерской отчетности. Используются для планирования, управления и контроля за хозяйственной деятельностью.


Характеристика предмета бухгалтерского учета.

Предмет БУ - имущество орг-ции (активы), источники форм-ния им-ва (обязательства орг-ции), которые находятся в непрерывном движ. под влиянием хоз. операций в ходе хоз. процессов.

Отсюда: объекты БУ: 1) имущество орг-ции (активы); 2) источники форм-ния им-ва (обязательства орг-ции); 3) хоз. операции и хоз. процессы.

Активы — им-во, в том числе имуществ. права, права на ре­зультаты интеллект. деят-ти, учитываемые орг-цией в результате хоз. операций.

Обязательства — задолженность орг-ции, кот. возникает в результате хоз. операций, совершенных до отчетной даты, погашение кот. приведет к уменьшению ак­тивов или увеличению капитала. Представляют собой источники образования им-ва. Источни­ки показывают, откуда орг-ция получила те имущественные ценности, кот. располагает в данный момент.

Хозяйственная операция – хоз. действие, вызывающее изменение в объеме, составе, размещении и использовании активов или пассивов орг-ции (приобретение и использование осн. ср-в, материалов, начисление з/п и т.д.).

В ходе деят-ти орг-ции ее им-во совершает кругооборот, проходят 3 ста­дии, кот соответствуют хоз. процессы:

• первой стадии Д — Т — процесс снабжения (денежн. ср-ва обмен. на предметы и орудия труда. В БУ учит. денежн. расходы по заготовлению ценностей, собираются все затраты - формируется фактическая себестоимость производственных запасов);

• второй стадии...П... — процесс производства (соединяются личный и вещественный фак­торы пр-ва и изготавливается готовый продукт. В БУ соби­раются все суммарные издержки пр-ва по изготовлению продукции - подсчитывается фак­тическая себестоимость произведенной продукции);

• третьей стадии Т' — Д' — процесс реализации (произведенный продукт отгружается покупателям и за него поступают деньги на счета организации. БУ учитывает все затраты, свя­занные со сбытом продукции, и подсчитывает финансовый результат от реализации: прибыль или убыток).

Хозяйственный процесс - совокупность однородных хоз. опера­ций.

 


Понятие о счетах бухгалтерского учета. Содержание и строение счетов.

Важнейший элемент метода бухгалтерского учета - счета. В процессе финансовой и хозяйственной деятельности совершается большое количество хозяйственных операций, в которых принимает участие имущество предприятия и источник его образования. Для контроля за наличием этих видов имущества и текущего учета их движения необходимо все виды имущества сгруппировать по определенным признакам.

С этой целью в бухгалтерском учете применяются счета. Счета бухгалтерского учета − это способ текущего отражения, экономической группировки и оперативного контроля за имуществом организации и хозяйственными операциями. Счет является классификационным признаком, позволяющим идентифицировать объекты бухгалтерского учета. Он представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы Т ("Т-счет"). Модель счета включает такие элементы, как название, номер, левая часть — дебет, правая часть — кредит. Итоги записей сумм хозяйственных операций по дебету или кредиту счета за определенный период (как правило за месяц) без начального сальдо называется оборотом. Сумма по дебету счета соответственно называется дебетовым оборотом, а по кредиту – кредитовым.

Разница между дебетовым и кредитовым оборотами представляет собой сальдо (остаток), которое свидетельствует о наличии имущества или источников на определенную дату.

Счета подразделяются на активные и пассивные. Активными называют счета, которые предназначены для учета имущества в соответствии с классификацией по функциональной роли. Соответствуют активу баланса. Пассивными называют счета, которые предназначены для учета имущества в соответствии с классификацией по источникам образования. Сответствуют пассиву баланса.

Структура активных и пасссивных счетов:

Оборот - сумма всех операций.

Активный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по Д.+обороты по Д. - обороты по К.

Пассивный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по К. + обороты по К - обороты по Д.

Кроме активных счетов существуют активно-пассивные счета, у которых остаток может быть как по дебету, так и по кредиту, а также одновременно по дебету и по кредиту - развернутое сальдо. Чтобы получить свернутое сальдо, нужно из большего остатка вычесть меньший и записать на место большего. Количество счетов соответствует количеству группировок имущества и источников их образования. Примером активно-пассивного счета может быть счет “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами”; счет “Прибыль и убытки”; счет “ Расчеты с подотчетными лицами” и др.

 


Понятие и виды нематериальных активов (НА).

Нематериальными признаются активы: идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие их от других) и не имеющие материально-вещественной формы; используемые в деятельности организации для производства продукции, при выполнении работ и оказания услуг, для управления организацией; способные приносить будущие экономические выгоды; срок полезного использования – не более 12 месяцев; по которым имеется документальное подтверждение стоимости и затрат на приобретение (создание) и подтверждающие права правообладателя. (при отсутствии одного из критериев не признаются НА и явл. расходами организации. К нематериальным активам относятся принадлежащие обладателю имущественные права на:

объекты промышленной собственности; произведение науки, литературы искусства; научно-исследовательские, опытно-констукторские и технологические работы; программы для ЭВМ и компьютерные базы данных; использование объектов интеллектуальной собственности; пользование природными ресурсами, землей; прочие имущественные права (лицензии на осуществление видов деятельности, внешнеторговых операций, права доверительного управления имуществом).

Виды НА:

Лицензия – разрешение, выдаваемое компетентными государственными организациями на осуществление юридическими или физическими лицами различных видов деятельности.

Товарные знаки – обозначения, которые дают возможность отличить товары от аналогичных товаров, производимых другими п/п.

Ноу-хау – совокупность технических, коммерческих и др. знаний, выраженных в технических документах, в производственных и технических навыках, но не зарегистрированных в качестве патентов.

Патент – свидетельство, удостоверяющее государственное призание на изобретение и закрепляющее за патентообладателем исключительное право на это изобретение (срок действия 15-20 лет)

Авторское право – право на изделие, исполнение, демонстрацию и т.д. произведений науки, литературы, искусства как результатов творческой деятельности человека.

Програмное обеспечение ЭВМ – совокупность системы обработки данных бух.учета, управляющих решений и т.д., необходимых для эксплуатации программ, приобретенных п/п и способных в течение определенного времени приносить доход.


43. Учет и документальное оформление выбытия основных средств. Аудит основных средств.

Выбытие основных средств в следствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (ли­зинг), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1).

Под ликвидацией понимают выбытие объектов основных средств вследствие их ветхости, физического и морального из­носа, в случаях аварий и стихийных бедствий, в связи с про­ведением работ по реконструкции, техническому перевооруже­нию производства. Комиссия оформляет акт на списание основных средств (фор­ма № ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

При перемещении объектов основных средств между подразделениями одной организации оформляется наклад­ная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2).

Все акты по выбытию основных средств утверждаются ру­ководителем предприятия и предаются в бухгалтерию.

Для учета выбытия основных средств и определения их ос­таточной стоимости к счету 01 «Основные средства» открыва­ют субсчет 9 «Выбытие основных средств».

По проданным основным средствам финансовый результат определяют как разницу между выручкой от их реализации, ос­таточной стоимостью объекта, включая расходы по его реализа­ции, и начисленным налогом на добавленную стоимость.

При списании основных средств в соответствии с законодательством НДС начисляется от остаточной стоимости основного средства за вычетом воз­вратных отходов.

Безвозмездная передача основных средств может осуществляться как в пределах одного собственника, так и другим лицам.

В учете безвозмездная передача основных средств другим лицам отра­жается с использованием счета 92 «Внереализационные доходы и расходы.

Безвозмездная передача основных средств в пределах одного собст­венника производится с использованием счета 83 «Добавочный фонд», к которому может быть предусмотрен специальный субсчет 83/3 «Без­возмездно полученные ценности». При безвозмездной передаче основных средств в пределах одного соб­ственника НДС не начисляется.

В учете передача основных средств в качестве взноса в уставный фонд другой организации производится с использованием счета 91 «Операцион­ные доходы и расходы», как и прочие выбытия, и счета 58 «Финансовые вложения.

 

 


44. Учет и документальное оформление поступления основных средств. Аудит основных средств.

Поступление основных средств в организацию оформ­ляется актом приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1) или актом приема-передачи групп объектов основных средств (форма № ОС-1а).

В бухгалтерии, согласно акту приема-передачи, объекту ос­новных средств присваивают отдельный инвентарный номер и открывают инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

Инвентарный номер - это регистрационный признак объек­та основных средств, присваиваемый ему в момент принятия к бухгалтерскому учету и сохраняющийся за ним в течение всего периода его нахождения в данной организации.

Инвентарная карточка является регистром аналитического учета (открывается на каждый объект основных средств), в ко­тором отражается информация об объекте основных средств. Регистрация карточек производится в специальных описях инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-7).

Учет объектов основных средств по месту их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке.

Внутреннее перемещение основных средств оформляет­ся накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Прием объекта основных средств в эксплуатацию после проведенной реконструкции оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструирован­ных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3). Пришедшие в негодность основ­ные средства ликвидируют и списывают с баланса по а кту о списании объекта основных средств (кроме автотранспорт­ных средств) (форма № ОС-4), а для списания и ликвидации грузовых, легковых автомобилей, прицепов оформляют акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ве­дется по видам, принадлежности, признаку использования и назначению основных средств. Для этого организации в рабо­чем плане счетов могут предусматривать к счету 01 «Основные средства» следующие субсчета:

01/1 «Основные средства в эксплуатации»;01/2 «Основные средства в ремонте»;

01/3 «Основные средства в запасе»; 01/4 «Основные средства на консервации»;

01/5 «Основные средства, сданные в аренду (лизинг)» и т.д. 01/9 «Выбытие основных средств».

Синтетический учет основных средств ведется на основном инвентарном активном счете 01 «Основные средства» по пер­воначальной (восстановительной) стоимости в течение всего срока их эксплуатации. По дебету счета отражается поступление, по кредиту - выбытие, ликвидация и уценка основных средств.

Формирование первоначальной стоимости объектов основ­ных средств осуществляется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его стоимость сначала отражают по дебету активно­го счета 07 «Оборудование к установке».

Приобретение за плату (покупка) основных средств у поставщиков производится с использованием субсчета 08/4 «Приобретение объектов основных средств». В бухгалтерии при приобретении основных средств отражаются записи.


Учет уставного фонда

Уставный фонд - это совокупность вкладов средств учреди­телей в имущество организации при ее создании для обеспече­ния деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный фонд представляет собой собственный источник финансирования организации и фиксирует минимальную вели­чину хозяйственных средств, гарантирующих удовлетворение интересов кредиторов.

Уставный фонд коммерческих организаций всех правовых форм хозяйственной деятельности разделен на доли (вкла­ды) учредителей, которые разделяются на вклады денежными средствами (в рублях и в иностранной валюте) и вклады иму­ществом, передаваемые участником в счет погашения его обя­зательств по вкладу.

Размер уставного фонда организаций, создаваемых на тер­ритории Республики Беларусь, отражается в учредительных документах и фиксируется при регистрации организации в государственных органах. Его сумма не должна быть меньше минимального размера, установленного Декретом Президента Республики Беларусь № 22 от 16 ноября 2000 г. с изменениями и дополнениями.

В бухгалтерском учете и отчетности уставный фонд отража­ется в сумме, зафиксированной в учредительских документах организации, и признается по моменту его фактического созда­ния (объявления).

Учет уставного фонда ведется на пассивном балансовом счете 80 «Уставный фонд». Сальдо (остаток) этого счета долж­но соответствовать размеру уставного фонда, зафиксированно­му в учредительных документах организации.

По кредиту счета 80 «Уставный фонд» отражается созда­ние (увеличение) уставного фонда в течение отчетного пери­ода, а по дебету - уменьшение (списание). Следует отметить, что записи по счету 80 «Уставный фонд» при увеличении или уменьшении уставного фонда отражают лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы ор­ганизации.

Уставный фонд организации может пополняться или за счет дополнительных вкладов учредителей, или за счет источников собственных средств (нераспределенная прибыль, добавочный фонд).

Уставный фонд акционерного общества может изменяться при увеличении (уменьшении) номинальной стоимости акций или размещении дополнительного их количества.

Синтетический и аналитический учет по счету 80 ведется при полной ЖОФУ – в журнале-ордере № 12, при сокращенной – в журнале-ордере № 07.

Аналитический учет по счету 80 «Уставный фонд» органи­зуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование ин­формации по каждому учредителю организации, стадиям фор­мирования фонда и видам вклада.


Понятие хозяйственного учета, его сущность, виды.

Хозяйственный учет — это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов и явлений с целью контроля и эффективного управления.

Виды: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет применяется для наблюдения, контроля и получения сведений об отдельных хозяйственных процессах в кратчайшие сроки после их совершения. Отличительная черта опер. учета - быстрое, своевременное получение инф-ции, необходимой для оперативного рук-ва. Данные опер. учета получают из первичных и сводных учетных документов. Для быстроты исп-ния данные могут не фиксироваться и исп-ться немедленно после их получения. Информативность опер. учета ограничивается рамками цеха, отдела, службы и не обобщает в денежном измерителе всю деят-сть орг-ции. В нем исп-ся преимущественно натуральные и трудовой измерители.

Статистический учет изучает массовые (количественные) социально-экономические явления и процессы общественной жизни, выходя за рамки одной орг-ции. Стат. учет позволяет определять как колич-ные, так и кач-ные показатели (объем пр-ва, его динамику, фонд з/п, производительность труда). Он является обобщающим и прогнозирующим процессом, давая возможность предвидеть последствия того или иного действия, и использует 3 измерителя: натуральный, трудовой и денежный. Используются также данные оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения инф-ции в денежном выражении об имуществе, обязательствах орг-ций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

В системе бух.учета выделяют следующие виды учета:

· финансовый учет отражает конечные показатели деят-сти орг-ции.;

· управленческий учет предназначен для информирования аппарата управления организации, не подлежит разглашению;

· налоговый учет обеспечивает внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью установления налогооблагаемой базы при расчете налогов и исчисления их суммы, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.245.71 (0.043 с.)