Понятие и классификация производственных запасов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация производственных запасов.



К производственным запасам в виде сырья и материалов относятся оборотные активы, имеющие материально-вещественную форму и предназначенные для использования в процессе производства продукции или управления.

Основной задачей бухгалтерского учета производственных запасов является: контроль за поступлением и учетом затрат по их поступлению; контроль за соблюдением норм производственного расхода; обеспечение сохранности; обеспечение разумной эконо­мии средств; правильное распределение материалов по объектам калькулирования.

В зависимости от назначения производственных запасов они подразделяются на следующие группы:

- сырье и основные материалы, которые составляют вещест­венную основу продукции и являются необходимыми компонентами при ее изготовлении;

- вспомогательные материалы используются для воздейст­вия на сырье и основные материалы (специи, красители в пищевой промышленности, пуговицы, нитки в швейной промышленности);

- покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструк­ции и детали, которые уже прошли некоторые стадии обработки, но не являются готовой продукцией (панели для строительства домов и др.);

- топливо для производственных и хозяйственных нужд (бензин, нефть, дизельное топливо, газ, уголь, торф, дрова и др.);

- тара и тарные материалы, используемые для упаковки, хра­нения, транспортировки готовой продукции и материалов;

- запасные части, используемые для ремонта и замены изно­шенных деталей машин, оборудования, транспортных средств, а также для учета автомобильных шин в обороте и запасе;

- материалы, переданные в переработку на сторону;

- инвентарь и хозяйственные принадлежности;

- специальная оснастка и специальная одежда на складе;

- специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

В соответствии с данной классификацией открываются к ак­тивному счету 10 «Материалы» субсчета.

Для обеспечения четкости в учете материалов, для исполь­зования в учете вычислительной техники очень важным вопросом является установление номенклатурных номеров каждому виду, сорту, марке материалов. Цифровое обозначение каждого наименования, вида, сорта материалов записывают в особый реестр, который называется но­менклатурой-ценником. Указывается также единица измерения (штуки, килограммы, метры и др.) и учетная цена.


39. Состав продукции (работ, услуг), ее оценка и задачи учёта и аудита.

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, прошед­шие все стадии технологической обработки, соответствующие обязательным стандартам и техническим условиям, принятые заказчиком или на склад и снабженные сертификатом или дру­гим документом, удостоверяющим их качество.

В состав готовой продукции включаютсяизделия, предна­значенные для реализациисторонним покупателям, а также для отпуска собственнымподразделениям организации. В состав выполненных работ и оказанных услуг входят работы и услуги промышленного и непромышленного характера, услуги по гру­зовым и пассажирским перевозкам в организациях транспорта, услуги предприятий связи, услуги торговли и общественного питания, строительные, монтажные, информационно-консуль­тационные услуги и т. п.

Продукция, подлежащая сдаче на склад, но не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производс­тва (на счете 20 «Основное производство») и в состав готовой продукции не включается. По своему составу и назначению готовая продукция произ­водственных организаций делится на валовую и товарную. В состав валовой продукции включают стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характе­ра, предназначенных как для отпуска собственнымподразде­лениям, так и для реализациисторонним покупателям, а также стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включает­ся в цену продукции. Товарная продукция - это продукция, предназначенная для реализации потребителям. В ее состав включают работы и ус­луги промышленного характера, основных, вспомогательных и обслуживающих производств.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании месяца. В течение месяца постоянно про­исходит движение продукции (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация и т.п.), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. В текущем учете оценка готовой продукции может производиться по плановой себестоимости, или свободным отпускным ценам, или фактической себестоимости, илисвободным розничным ценам, или фиксированным ценам. Плановые, свободные отпускные, фиксированные и розничные цены называются учетными.

При учете готовых изделий в течение месяца по плановым, свободным отпускным, фиксированным и свободным розничным ценам отдельно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости этих изделий от их стоимости по учетным ценам (плановым, свободным отпускным, фиксированным). Процент отклонений определяется по следующей формуле: Х=[(O+ О1)×100]: (Сп + Сп1)

где О — сумма отклонений на остаток готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца); О1 — сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного периода (ме­сяца); Сп — остаток готовой продукции на складе на начало отчетно­го периода (месяца) по учетным ценам; Сп1 — поступление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного периода по учетным ценам.

Отклонения показывают экономию или перерасход, допу­щенные организацией. Отклонения учитываются на тех же сче­тах, что и готовая продукция: экономия записывается красным сторно,а перерасход — обычной дополнительной проводкой.


40. Документальное оформление и синтетический учет выбытия производственных запасов.

Расход материала со склада на производственные и хо­зяйственные нужды оформляют следующими документами: лимитно-заборной картой (ф. М-8);требованием-накладной на отпуск материалов (ф. М-11);товарно-транспортной накладной формы № ТТН-1;товарной накладной формы № ТН-2.

Лимитно-заборная карта выписывается отделом марке­тинга (снабжения) или другим отделом заводоуправления на один или несколько видов материалов, в 2-х экземп­лярах. 1 переда­ется на склад, а 2-й - цеху-получателю. Она выписывается на 10—15 дней или на один ме­сяц. Кладовщик записывает количество отпущенного ма­териала в обеих картах, и сразу определяется остаток лимита. После исчерпания лимита эта карта закрывается и сдается в бухгалтерию.

Для оформления однократного отпуска материалов ис­пользуют «Требования-накладные на отпуск материа­лов».

Отпуск материалов сторонним организациям оформля­ют товарно-транспортной накладной формы № ТТН-1 (при перевозке материалов автотранспортом) или товар­ной накладной формы № ТН-2 (перемещение внутри тер­ритории объекта).

Методы оценки материалов при их отпуске:

по средней (средневзвешенной) себестоимости;

по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО);

по себестоимости каждой единицы приобретения;

по учетным ценам с учетом отклонения от их фактичес­кой себестоимости.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) материалов как частное от деления общей стоимости вида (группы) материалов на их количество (соответственно берется стоимость материалов и их количество по остатку на начало текущего месяца и поступления в отчетном месяце).

При методе ФИФО материалы списываются на производс­тво последовательно в порядке их поставок по принципу: «пер­вая партия на приход - первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, мате­риалы, израсходованные в производство, списываются по цене первой закупленной партии, затем второй и т. д.

При методе ЛИФО применяют другое правило: «последняя партия на приход - первая в расход». Таким образом, первыми в расход списываются материалы по цене последней поставки, затем предпоследней и т. д.

При методе оценки по себестоимости каждой единицы оцениваются по себестоимости каждой единицы материалы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Выбытие материалов со склада и отпуск в производство осуществляют на основании первичных документов и отража­ют по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство.

Если в организации учет движения материалов организован с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение ма­териальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости ма­териальных ценностей», то списание материалов со склада от­ражается по ценам приобретения (фактурным) и оформляется бухгалтерской записью: Д-т сч. 20;. 23; 25; 26; 28; 29. К-т сч. 10 «Материалы».


41. Документальное оформление и синтетический учет поступления производственных запасов. Аудит товарно-материальных ценностей.

Материалы могут поступать в организацию в результате:

* приобретения за плату от поставщиков и других субъектов хозяйствования;

* внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации;

* поступления от подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета;

* поступления материалов из собственных производств (из­готовленных или возвратных отходов);

* оприходования запасных частей и прочих материалов от списания пришедших в негодность основных средств;

* поступления (приобретения) материалов в качестве целе­вого финансирования;

* получения по договору дарения от других субъектов хо­зяйствования и физических лиц безвозмездно.

Для учета материалов используется типовая первичная документация. Оприходование материалов на складе оформляется выпиской следующих документов:

• товарно-транспортная накладная формы № ТТН-1;

• товарная накладная формы № ТН-2;

• приходный ордер (ф. М-4);

• акт о приемке материалов (ф. М-7).

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества товаросопроводительным документам поставщика (товарно-транспортная накладная формы № ТТН-1 или товарная накладная формы № ТН-2). Если расхождений с документами поставщика нет, то заведующий складом выписывает приходный ордер на все количество поступившего груза.

Акт о приемке материалов применяется для оформле­ния поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данны­ми сопроводительных документов поставщика. Акт со­ставляется комиссией с обязательным участием предста­вителя поставщика или представителя незаинтересован­ной организации. Акт составляется в двух экземплярах — первый передается в бухгалтерию организации для осу­ществления бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков, второй - служит основа­нием для предъявления претензии поставщику.

Типовой план счетов для учета производственных запасовпредусматривает следующие счета: 10 «Материалы», 11 «Жи­вотные на выращивании и откорме», 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стои­мости материальных ценностей», 18 ««Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».


Понятие и виды нематериальных активов (НА).

Нематериальными признаются активы: идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие их от других) и не имеющие материально-вещественной формы; используемые в деятельности организации для производства продукции, при выполнении работ и оказания услуг, для управления организацией; способные приносить будущие экономические выгоды; срок полезного использования – не более 12 месяцев; по которым имеется документальное подтверждение стоимости и затрат на приобретение (создание) и подтверждающие права правообладателя. (при отсутствии одного из критериев не признаются НА и явл. расходами организации. К нематериальным активам относятся принадлежащие обладателю имущественные права на:

объекты промышленной собственности; произведение науки, литературы искусства; научно-исследовательские, опытно-констукторские и технологические работы; программы для ЭВМ и компьютерные базы данных; использование объектов интеллектуальной собственности; пользование природными ресурсами, землей; прочие имущественные права (лицензии на осуществление видов деятельности, внешнеторговых операций, права доверительного управления имуществом).

Виды НА:

Лицензия – разрешение, выдаваемое компетентными государственными организациями на осуществление юридическими или физическими лицами различных видов деятельности.

Товарные знаки – обозначения, которые дают возможность отличить товары от аналогичных товаров, производимых другими п/п.

Ноу-хау – совокупность технических, коммерческих и др. знаний, выраженных в технических документах, в производственных и технических навыках, но не зарегистрированных в качестве патентов.

Патент – свидетельство, удостоверяющее государственное призание на изобретение и закрепляющее за патентообладателем исключительное право на это изобретение (срок действия 15-20 лет)

Авторское право – право на изделие, исполнение, демонстрацию и т.д. произведений науки, литературы, искусства как результатов творческой деятельности человека.

Програмное обеспечение ЭВМ – совокупность системы обработки данных бух.учета, управляющих решений и т.д., необходимых для эксплуатации программ, приобретенных п/п и способных в течение определенного времени приносить доход.


43. Учет и документальное оформление выбытия основных средств. Аудит основных средств.

Выбытие основных средствв следствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (ли­зинг), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1).

Под ликвидациейпонимают выбытие объектов основных средств вследствие их ветхости, физического и морального из­носа, в случаях аварий и стихийных бедствий, в связи с про­ведением работ по реконструкции, техническому перевооруже­нию производства. Комиссия оформляет акт на списание основных средств(фор­ма № ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств(форма № ОС-4а).

При перемещении объектов основных средствмежду подразделениями одной организации оформляется наклад­ная на внутреннее перемещение объектов основных средств(форма № ОС-2).

Все акты по выбытиюосновных средств утверждаются ру­ководителем предприятия и предаются в бухгалтерию.

Для учета выбытия основных средств и определения их ос­таточной стоимости к счету 01 «Основные средства»открыва­ют субсчет 9 «Выбытие основных средств».

По проданным основным средствамфинансовый результат определяют как разницу между выручкой от их реализации, ос­таточной стоимостью объекта, включая расходы по его реализа­ции, и начисленным налогом на добавленную стоимость.

При списании основных средств в соответствии с законодательством НДС начисляется от остаточной стоимости основного средства за вычетом воз­вратных отходов.

Безвозмездная передача основных средств может осуществляться как в пределах одного собственника, так и другим лицам.

В учете безвозмездная передача основных средств другим лицам отра­жается с использованием счета 92 «Внереализационные доходы и расходы.

Безвозмездная передача основных средств в пределах одного собст­венника производится с использованием счета 83 «Добавочный фонд»,к которому может быть предусмотрен специальный субсчет 83/3 «Без­возмездно полученные ценности». При безвозмездной передаче основных средств в пределах одного соб­ственника НДС не начисляется.

В учете передача основных средств в качестве взноса в уставный фонд другой организации производится с использованием счета 91 «Операцион­ные доходы и расходы», как и прочие выбытия, и счета 58 «Финансовые вложения.

 

 


44. Учет и документальное оформление поступления основных средств. Аудит основных средств.

Поступление основных средств в организацию оформ­ляется актом приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1) или актом приема-передачи групп объектов основных средств(форма № ОС-1а).

В бухгалтерии, согласно акту приема-передачи, объекту ос­новных средств присваивают отдельный инвентарный номери открывают инвентарную карточкуучета объекта основных средств (форма № ОС-6).

Инвентарный номер - это регистрационный признак объек­та основных средств, присваиваемый ему в момент принятия к бухгалтерскому учету и сохраняющийся за ним в течение всего периода его нахождения в данной организации.

Инвентарная карточкаявляется регистром аналитического учета (открывается на каждый объект основных средств), в ко­тором отражается информация об объекте основных средств. Регистрация карточек производится в специальных описях инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-7).

Учет объектов основных средств по месту их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке.

Внутреннее перемещение основных средств оформляет­ся накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Прием объекта основных средств в эксплуатацию после проведенной реконструкции оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструирован­ных и модернизированных объектов основных средств(форма № ОС-3). Пришедшие в негодность основ­ные средства ликвидируют и списывают с баланса по акту о списании объекта основных средств (кроме автотранспорт­ных средств) (форма № ОС-4), а для списания и ликвидации грузовых, легковых автомобилей, прицепов оформляют акт о списании автотранспортных средств(форма № ОС-4а).

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ве­дется по видам, принадлежности, признаку использования и назначению основных средств. Для этого организации в рабо­чем плане счетов могут предусматривать к счету 01 «Основные средства» следующие субсчета:

01/1 «Основные средства в эксплуатации»;01/2 «Основные средства в ремонте»;

01/3 «Основные средства в запасе»; 01/4 «Основные средства на консервации»;

01/5 «Основные средства, сданные в аренду (лизинг)»и т.д. 01/9 «Выбытие основных средств».

Синтетический учет основных средств ведется на основном инвентарном активном счете 01 «Основные средства» по пер­воначальной (восстановительной) стоимости в течение всего срока их эксплуатации. По дебету счета отражается поступление, по кредиту - выбытие, ликвидация и уценка основных средств.

Формирование первоначальной стоимости объектов основ­ных средств осуществляется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его стоимость сначала отражают по дебету активно­го счета 07 «Оборудование к установке».

Приобретение за плату (покупка) основных средств у поставщиков производится с использованием субсчета 08/4 «Приобретение объектов основных средств».В бухгалтерии при приобретении основных средств отражаются записи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.013 с.)