Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование внешнеэкономических связей

Поиск

 

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) страны осуществляется в следующих формах: внешняя торговля; привлечение иностранной рабочей силы и капитала; производственное кооперирование; совместное с ино­странными участниками предпринимательство; научно-техническое со­трудничество; участие в работе международных организаций. Ее интен­сивность, структура в значительной мере влияют на развитие экономики в целом.

Целями государственного регулирования ВЭД, как правило, явля­ются: защита экономического суверенитета страны и обеспечение ее безопасности; создание благоприятных условий для развития национальной экономики; обеспечение условий ее эффективной интеграции в мировую хозяйственную систему.

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Изучение данной темы базируется на знании теоретических подходов к исследованию регулирования ВЭД. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений.

Научно-теоретические подходы к исследованию
направлений регулирования ВЭД

Автор научного подхода и название научной концепции Содержание научного подхода Критика
Т. Мэн, А. Монкретьен, Т. Манн, Дж. Локк, У. Стаффорд, И. Т. Посошков, А. Л. Ордин-Нащокин и др. (Экономические учения меркантилистов) Основные принципы: золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства; регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; поощрение экспорта, особенно готовой продукции; импорт должен состоять из сырья и полуфабрикатов, произведенных с интенсивным применением капитала, а экспорт - из конечного продукта, произведенного с интенсивным применением труда, т.к. чистый экспорт труда поддерживает занятость внутри страны и увеличивает доход от зарубежных источников. Основа меркантилизма - доктрина активного торгового баланса как непременного условия национального благосостояния. Отождествление богатства государства с приобретением твердых денег или сокровищ; отождествление денег и капитала, а также активного сальдо торгового баланса и ежегодного превышения дохода над потреблением; показатель экономического благосостояния - превышение экспорта над импортом, на что и должно быть направлено государственное регулирование.
А. Смит (Теория абсолютных преимуществ) Создал основы теории международной торговли, в соответствии, с которой страна должна экспортировать товары, цена которых ниже, чем в других странах, а импортировать в обмен из других стран те товары, где они дешевле. То есть, развитие внешнеэкономических связей между странами исходят из различий в абсолютных уровнях издержек производства в отдельных странах. Обосновываются преимущества МРТ и международной специализации. Правительство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю. Первое обоснование необходимости реализации государством принципов свободной торговли. Основана на ряде допущений не всегда имеющих место в реальности -свобода внешней торговли, полная занятость в экономике, единственный фактор производства - труд, в торговые отношения вовлечены только две страны, производятся и обмениваются только два товара, страны специализируются на одном товаре, транспортные расходы отсутствуют и пр.
Д. Рикардо (Теория сравнительных преимуществ) В основе международной специализации лежат факторы, обусловливающие разницу в количестве труда, необходимого для производства товара, прежде всего географические условия, (в т.ч. природно- климатические особенности), а также разный уровень экономического развития стран. На основании данной концепции обоснован принцип сравнительных преимуществ, согласно которому страны должны специализироваться на производстве и вывозе тех товаров, которые они производят с относительно меньшими издержками (в расчете на единицу труда). Обосновывается значимость свободной торговли и государственного невмешательства во внешнеторговые отношения. Рассматривался один фактор производства, не были подробно проанализированы причины различия в производительности труда
Э. Хекшер, Б. Олин (Теория международной торговли) Выдвинули концепцию «относительного изобилия одного из факторов производства», в которой предложили развернутое объяснение международной специализации - разная обеспеченность стран факторами производства создает стимул к специализации в торговле: богатая трудом страна обладает преимуществом в производстве трудоемкого товара, а богатая капиталом - соответственно капиталоемкого. Поэтому страна экспортирует те товары, производство которых требует интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры. Оговаривается определенная роль государства во внешнеэкономической сфере. Нереалистический характер исходных положений связывают со следующими моментами: наличие только двух стран участниц торговли и двух факторов производства, существование свободной конкуренции, и абсолютной гибкости цен, отсутствие препятствий в торговле, прямой обмен товара на товар, как следствие сведение всех форм МРТ к одной внешней торговле, игнорирование влияния масштабов производства, транспортных издержек и т.д.
П. Самуэльсон (Теорема о выравнивании цен на факторы производства) Модификация теории внешней торговли на основе вышеназванной концепции: если в международном разделении труда страна богатая капиталом будет специализироваться на производстве капиталоемкого товара, это приведет к росту спроса и цены на капитал; а специализация страны, богатой трудом на производстве трудоемкого товара приводит к росту спроса и цены на труд. В результате повышения цены на более дешевый фактор будет происходить сближение структур относительных цен на труд и капитал в обеих торгующих странах. Так же, как и неоклассики (Э. Хекшер и Б. Олин) игнорировал социальные аспекты и исторические условия.
В. Леонтьев (Парадокс Леонтьева) Проводя эмпирические исследования, пришел к выводам, полностью противоречащим теории Хекшера-Олина: США богатые капиталом экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. С целью примирения собственных результатов с неоклассической теорией выдвинул два объяснения: 1.необходимость рассматривать высокую квалификацию, характерную для американских рабочих как капитал, что позволяет расширительно трактовать это понятие. Значит, экспортируемые из США трудоемкие товары оказываются капиталоемкими 2.В процессе производства капитал может быть заменен рядом других факторов - плодородной землей, лесом, водными ресурсами и т.п. Следовательно, импортируемые в США товары могут оказаться капиталоемкими в США, но ресурсоемкими - за границей. В результате данных исследований были дифференцированы факторы производства и преобразована двухфакторная модель в многофакторную. Отрицательные моменты сформулированы в теор. исследованиях Б. Минхаса
Б. Минхас Проводя собственные исследования, показал некорректность подхода В. Леонтьева, сравнивающего экспортные отрасли США не с экспортными отраслями других стран, а с внутренними американскими отраслями - конкурентами зарубежных производителей, ввозящих в США продукцию. По мнению Б. Минхаса, в различных странах существует расхождение в относительных ценах на труд и капитал. Поэтому один и тот же товар может оказаться трудоемким в США и капиталоемким в Индии. Сформулировал недостатки теории В. Леонтьева, собственной стройной теории не выдвинул.
Р. Вернон (Теория жизненного цикла продукции) Анализируя послевоенную структуру внешней торговли США, выявил прямую зависимость между значимостью отрасли в экспорте и уровнем производимых в ней научно-исследовательских работ. Так называемые наукоемкие отрасли вырываются вперед и определяют конкурентную мощь страны в мировом хозяйстве. Наукоемкий продукт - разновидность трудоемкого продукта. Поэтому двух факторная модель Хекшера -Олина с гомогенным представлением о трудовом факторе, преобразуется в многофакторную, где наряду с капиталом существует целый ряд разновидностей труда. Показано, что производство некоторых видов продукции проходя цикл, состоящий из нескольких этапов (внедрение, рост, зрелость, упадок) перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла. Доказывается необходимость экспорта капитала, передачу технологии за границу, показывается деятельность ТНК в течение «жизненного цикла продукта». Обосновывается роль государства. Абстрагируется от социального содержания многонационального предпринимательства, в связи с чем рассматриваются только позитивные моменты ТНК как средства соединения фаз производства. Не берутся во внимание такие негативные последствия деятельности ТНК как подавление национальной промышленности в принимающей стране, эксплуатация ее природных ресурсов и населения.
М. Портер Обосновал, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с «естественными», а с «приобретенными» преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы; основными конкурирующими субъектами являются не страны, а фирмы. Как вывод - правительства должны создавать благоприятные условия для эффективного функционирования данных фирм. Сформулировал теорию конкурентных преимуществ.

Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

Схема 1.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.012 с.)