Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы государственного регулирования ВЭД.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В процесс определения и проведения торговой политики и государственного регулирования ВЭД задействованы различные органы управленческой вертикали - от Президента и Правительства до ряда министерств, служб и агентств, а также различные комиссии, зарубежные органы государства и др. Конституционные полномочия Президента (ст. ст. 80, 86 Конституции), как известно, предусматривают обеспечение с его стороны согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней (в том числе торговой) политики государства, ведение переговоров и подписание международных договоров России. Кроме того, Президент: определяет порядок ввоза/вывоза драгоценных металлов и камней; устанавливает запреты и ограничения ВТД в случае международных санкций (ст. ст. 13, 37 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство организует и контролирует исполнение законов, иных нормативных актов, международных договоров России, руководит работой органов исполнительной власти. Для этого Правительству предоставлены, в частности, следующие общие и специальные полномочия: организовывать реализацию внутренней и внешней (в том числе торговой) политики; осуществлять регулирование экономических процессов; формировать федеральные целевые программы; вырабатывать инвестиционную политику; управлять федеральной собственностью; разрабатывать и проводить государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества; осуществлять общее руководство таможенным делом; принимать меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; обеспечивать проведение единой финансовой, кредитной, денежной, налоговой, миграционной политики, политики цен; управлять государственным внутренним и внешним долгом; руководить валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами; принимать меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия страны; заключать международные договоры, обеспечивать их выполнение и наблюдать за выполнением другими участниками договоров; осуществлять регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества; отстаивать геополитические интересы России. Закон «Об основах государственного регулирования ВТД» уточняет и конкретизирует полномочия Правительства на этом направлении. Так, предусмотрено, в частности, что Правительство (ст. 13) применяет специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры во внешней торговле товарами; устанавливает ставки таможенного тарифа; вводит количественные ограничения экспорта/импорта товаров и определяет порядок их применения; устанавливает разрешительный порядок экспорта/импорта отдельных видов товаров и перечень таких товаров; определяет порядок лицензирования внешней торговли товарами и порядок ведения банка выданных лицензий; определяет перечень товаров, за экспортом/импортом которых устанавливается наблюдение (по представлению Министерства экономического развития и торговли), и порядок наблюдения; принимает решения о введении ответных мер в отношении иностранных государств; определяет порядок ввоза/вывоза (расщепляющихся) ядерных веществ; устанавливает порядок вывоза из России товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Кроме того, Правительство определяет метод распределения квот на импорт/экспорт товаров и устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона по квоте (ст. 23), а также вправе вводить предотгрузочную инспекцию в отношении отдельных видов импортируемых товаров по утверждаемому им перечню на срок до трех лет, утверждать положение о предотгрузочной инспекции (ст. 28). При введении инспекции должны быть снижены ставки таможенных пошлин на соответствующие товары. Срок инспекции по каждому заявлению импортера не может превышать трех дней. Орган предотгрузочной инспекции определяется Правительством по конкурсу и действует по соглашению с Правительством. Вводя в исключительных случаях количественные ограничения импорта/экспорта товаров, Правительство может (ст. 21) устанавливать: - временные ограничения или запреты экспорта продовольственных и иных существенно важных товаров, чтобы избежать их дефицита на внутреннем рынке; - ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, водных биологических ресурсов, чтобы сократить производство или продажу аналогичного товара в России. Правительство определяет порядок осуществления приграничной торговли (ст. 41), устанавливает запреты и ограничения по внешнеторговым бартерным сделкам, порядок контроля за такими сделками (ст. ст. 43, 44), обеспечивает сбор и обработку статистических данных о ВТД, их официальное опубликование, создание федеральной системы статистической отчетности (ст. 48), принимает решения об учреждении торговых представительств РФ в иностранных государствах (ст. 50); дает согласие на заключение соответствующих соглашений субъектов Федерации с органами государственной власти иностранных государств (ст. 8). Правительство вправе (по представлению Центрального банка) вводить "особые виды запретов и ограничений" на внешнюю торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса, регулирования валютных резервов (ст. 38). В рамках своей компетенции Правительство (и органы исполнительной власти субъектов Федерации) вправе содействовать развитию ВЭД путем кредитования участников ВТД, гарантирования и страхования экспортных кредитов, организации торговых выставок, ярмарок, конференций, проведения рекламных и иных кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности (ст. 46). Правительству поручается в целях создания благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств принимать необходимые меры, вступать в переговоры, заключать международные договоры, участвовать в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий (ст. 49). Правительство России в пределах своей компетенции наделяет на основании Закона правом осуществлять государственное регулирование ВЭД Министерство экономического развития и торговли (далее - МЭРТ или Министерство). В этом качестве Министерство разрабатывает предложения, касающиеся торговой политики, государственного регулирования ВЭД, заключения международных договоров России и иных договоров в области внешнеэкономических связей (п. 3 ст. 13). Все федеральные органы исполнительной власти свои предложения о заключении международных договоров по вопросам внешнеэкономических связей должны согласовывать с МЭРТ. Министерство, в свою очередь, обязано согласовывать (ст. 9) с органами исполнительной власти субъектов Федерации проекты планов и программ развития ВЭД, затрагивающих интересы субъектов и находящихся в пределах их компетенции. Министерство уполномочено давать согласие (совместно с Министерством иностранных дел) на направление субъектами Федерации своих представителей в торговые представительства РФ за рубежом (ст. 8). Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) осуществляет лицензирование внешней торговли товарами и ведет банк выданных лицензий. Лицензирование вводится, если: необходимо временно ограничить экспорт/импорт отдельных видов товаров; товары могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических/юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; требуется предоставление исключительных прав на экспорт/импорт отдельных видов товаров; речь идет о выполнении международных обязательств (ст. 24). В целях наблюдения (мониторинга) за экспортом/импортом отдельных видов товаров МЭРТ вправе в качестве временной меры вводить разрешительный порядок. В таких случаях разрешения выдаются без ограничения любым участникам ВЭД на основании лишь заявления по форме, устанавливаемой Министерством (ст. 25). В функции МЭРТ входит сбор и обобщение информации, связанной с нарушением иностранными государствами прав и интересов России, субъектов Федерации, муниципальных образований, частных лиц, на предмет введения ответных мер (ст. 40). Министерство, кроме того, осуществляет управление системой внешнеторговой информации (ст. 47), которая предоставляется на платной основе российским и иностранным лицам. В соответствии с международными договорами Министерство предоставляет информацию о мерах государственного регулирования ВЭД иностранным государствам и международным организациям. Разрабатывая предложения, касающиеся нормативных актов по вопросам ВЭД, Министерство, как правило, должно информировать об этом заинтересованных лиц (субъектов Федерации, организаций и физических лиц), а последние вправе представлять свои предложения и замечания (ст. 14). Органы государственной власти и должностные лица, задействованные в регулировании ВЭД, обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну. В иностранных государствах внешнеэкономические интересы России обеспечиваются посольствами, консульствами и торговыми представительствами (ст. 50). Кроме того, в процесс государственного регулирования ВТД в той или степени задействованы разного рода комиссии, созданные или создаваемые указами Президента и актами Правительства. Так, указом Президента были созданы: Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Решениями Правительства были созданы, в частности: Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, Межведомственная комиссия по вопросам взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межведомственная комиссия по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот, Межведомственная комиссия по вопросам Всемирной торговой организации (ВТО). Разграничение полномочий между центром и субъектами в сфере ВТД. Россия - федеративное государство: государственная власть в соответствии с Конституцией разделена "по вертикали" на два уровня - федеральную власть в центре и власть в субъектах Федерации. Механизмом вертикального разделения властей служит разграничение предметов ведения на: а) исключительные полномочия центра; б) предметы совместного ведения (полномочия, осуществляемые совместно центром и субъектами); в) полномочия субъектов (ст. ст. 71 - 73 Конституции). Закон "Об основах государственного регулирования ВТД" детализирует данный механизм применительно к ВТД (ст. ст. 6 - 9). Соответственно, к предметам исключительного ведения центра (федеральных органов государственной власти) Закон относит следующие, в частности, вопросы: формирование концепции, стратегии ВЭД и торговой политики; защита экономического суверенитета и экономических интересов государства, субъектов Федерации, российских лиц; государственное регулирование ВЭД; установление критериев безопасности для жизни, здоровья граждан, имущества российских лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений при ввозе/вывозе; правила контроля за такой безопасностью; определение порядка ввоза/вывоза ядерных (расщепляющихся), отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, биологически и генетически активных материалов, внутренних органов человека и т.п.; определение порядка ввоза/вывоза драгоценных металлов и камней; координация международного сотрудничества в области космической деятельности; статистическая отчетность; заключение международных договоров в области внешнеэкономических связей; учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств РФ в иностранных государствах; участие в деятельности международных экономических организаций; определение порядка вывоза из России товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну. К предметам совместного ведения центра и субъектов Закон относит следующие вопросы: координация международных связей субъектов; выполнение некоторых международных договоров России (если они затрагивают полномочия субъектов либо совместные полномочия центра и субъектов); информационное обеспечение ВЭД; создание страховых и залоговых фондов в области ВЭД и др. Субъекты Федерации в пределах своей компетенции имеют право: заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства - с иностранными государствами; содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах; открывать в иностранных государствах в установленном порядке свои представительства для реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей; формировать региональные программы ВЭД.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.007 с.) |