ТОП 10:

Товары, в отношении которых предоставляются тарифные льготы.



 

Тарифные льготы устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Правительство РФ определяет порядок предоставления тарифных льгот, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе» .

Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к "недопоставкам" в доходную часть федерального бюджета.

Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот). Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства, так и в международном договоре (соглашении) Российской Федерации. При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

В Законе РФ «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

а) возврат ранее уплаченной пошлины;

б) освобождение от уплаты пошлины;

в) снижение ставки пошлины;

г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, например при реимпорте товаров (ст. 236 Таможенного кодекса РФ); при помещении на таможенный склад российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 220 Таможенного кодекса РФ) и т.д.

Исчерпывающий перечень случаев освобождения от оплаты пошлиной содержится в статье 35 закон «О таможенном тарифе». Отметим, что действие отдельных пунктов статьи 35 может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Снижение ставки пошлины - одна из важнейших торгово-политических льгот в механизме таможенно-тарифного регулирования. Так, например, в соответствии со статьей 36 закона тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 определено, что такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности льгота. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода (п. 2 ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Следует отметить, что в практике таможенно-тарифного регулирования встречаются и иные формы льгот по уплате таможенных пошлин, помимо тех, что упомянуты в статье 34 комментируемого Закона. Так, в статье 334 Таможенного кодекса РФ предусматривается, что в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, в том числе и таможенной пошлины.

Еще одна форма таможенно-тарифной льготы, встречающаяся на практике, - применение единых ставок таможенных платежей в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации. Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года.

Таможенное законодательство, устанавливая ту или иную тарифную льготу, может закрепить требование обязательного соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы. В этом случае товары, в отношении которых представлены тарифные льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми льготы были предоставлены. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и иных процедур.

Объектом тарифных льгот являются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимые с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом РФ.

Другим объектом тарифных льгот являются товары, вывозимые в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

Развитие внешнеэкономических связей предполагает активизацию коммерческих операций по международному обмену техническими услугами, научно-техническими знаниями, заключение разнообразных соглашений о международном производственно-техническом сотрудничестве. Одной из важных форм государственного стимулирования внешнеэкономических связей по указанному направлению является предоставление тарифных льгот в отношении товаров, вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом. Как правило, такие льготы устанавливаются в соответствующих межправительственных соглашениях.

Тарифные льготы предоставляются в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд.

Правовые основы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ «О поставках продукции для государственных нужд». Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Под федеральными государственными нуждами следует понимать потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Одной из целей поставки продукции для федеральных государственных нужд является обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О поставках продукции для государственных нужд»). Вывоз такой продукции подпадает под действие тарифных льгот в соответствии с Законом «О таможенном тарифе».

Тарифные льготы предоставляются также в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей организациям с иностранными инвестициями установлен статьями 131, 363 Таможенного кодекса РФ.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержится отдельная статья, посвященная льготам, предоставляемым иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей. В соответствии со ст. 16 упомянутого Закона «льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.172.52 (0.003 с.)