Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.1. Внешнеэкономическая политика России. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми в России рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. Все это требует выработки новой ВЭП России и механизма ее реализации. В принципиальном плане выбор модели открытий экономики и либерализации внешнеэкономических отношений является безусловно, правильным. Однако в толкований самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления российской реформы не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот как процесса, имеющего этапность и требующего активной преобразующей и регулирующей роли государства. В последнее время преобладающим стал второй подход. Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования ВЭС и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Цели современной ВЭП России заключаются в решении следующих задач: обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, материально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям; достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами; формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов России (валютный, экспортный контроль и др.). Представляется очевидным, что как обновление функций экспорта, импорта и инвестирования, так и решение поставленных региональных и географических проблем требует активной роли российского государства, причем не только как регулирующего органа, но и как непосредственного участника ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность составляет неотъемлемую часть национальной экономики. Говоря о механизме внешнеэкономической деятельности в сопоставлении с внутрихозяйственным механизмом, следует помнить, что речь идет о двух неразрывно связанных частях единого целого. Совершенствование юридической регламентации внешнеэкономических связей не может мыслиться в отрыве от развития общего законодательства, регулятивное воздействие которого на внешнеэкономическую деятельность не уменьшается, а, напротив, увеличивается.
Тема 1.1. Внешнеэкономическая политика России. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности 1. Сущность, принципы и цели внешнеэкономической политики России. 2. Соотношение внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в России. 3. Роль государства в системе регулирования ВЭД. 4. Основные источники правового регулирования ВЭД и их краткая характеристика.
Валютная политика. Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании прочной основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты. Валютную политику в России осуществляют Министерство финансов и Центральный банк РФ, причем последний пользуется автономией в своей деятельности. Эта политика осуществляется различными методами и различными инструментами. Среди других методов валютной политики следует назвать различные виды валютных ограничений, являющиеся административными методами регулирования. В международной и российской практике применяются такие виды ограничений, как государственный контроль за валютными операциями; сосредоточение этих операций в уполномоченных банках; валютные ограничения для импортеров; ограничения на вывоз и ввоз капитала; ограничения на обмен валюты.
Экспортный контроль Общие положения об экспортном контроле. Общие положения об экспортном контроле. Экспортный контроль - это один из принципов, положенных в основу правового регулирования внешнеторговой деятельности, который является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется в целях обеспечения безопасности государства, соблюдения его политических, экономических, социальных и военных интересов. Согласно ст.1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Под экспортный контроль подпадают следующие товары, оборудование и технологии: - ядерные материалы, оборудование и технологии; - оборудование, материалы, технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия; - товары и технологии, которые могут быть использованы при создании бактериологического оружия; - товары и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия; - товары и технологии двойного назначения. Товары двойного назначения являются товарами мирного характера, но обладают параметрами и/или характеристиками, позволяющими использовать их при создании оружия массового поражения, вооружения и т.п. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ФЗ «об экспортном контроле», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Принципы государственной политики в области экспортного контроля: - добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; - законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля; - приоритет интересов безопасности государства; - осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей; - единство таможенной территории Российской Федерации; - гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой; - взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. Основными целями экспортного контроля являются: - защита интересов Российской Федерации; - реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; - создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. В соответствии со ст.7 Федерального закона "Об экспортном контроле" процедура экспортного контроля осуществляется посредством следующих методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности: - идентификация контролируемых товаров и технологий - установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в ст.6 Федерального закона «Об экспортном контроле»; - разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования; - таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле; - валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации; - применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный Федеральным законом «Об экспортном контроле», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия. Одной из наиболее важных и сложных задач системы экспортного контроля является составление списков товаров, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям. Такие списки утверждаются указами Президента Российской Федерации (вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования), например: - Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.02.1996 N 228 «О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется»; - Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 N 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»; - Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 26.08.1996 N 1268 «О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения»; - Список возбудителей (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2001 N 1004 «Об утверждении Списка возбудителей (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»; - Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2001 N 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»; - Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 N 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль». Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 447, разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий, включенных в Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется. Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых товаров и технологий включает: - разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых товаров и технологий (включая передачу товаров и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи; - таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.09.2001 N 686, разработано для защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении продукции, включенной в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. Вывоз из Российской Федерации химикатов и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, в государства, не являющиеся участниками Конвенции, а также ввоз в Российскую Федерацию указанных химикатов из этих государств запрещены. Вывоз из Российской Федерации химикатов, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, в государства - участники Конвенции и ввоз таких химикатов в Российскую Федерацию из вышеуказанных государств разрешается для использования исключительно в исследовательских, медицинских и фармацевтических целях или в целях, непосредственно связанных с защитой от токсичных химикатов и химического оружия; при этом вид и количество вывозимых (ввозимых) химикатов должны соответствовать указанным целям и требованиям Конвенции. Вывоз (ввоз) из Российской Федерации контролируемых химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, может быть осуществлен только после направления в установленном порядке в Организацию по запрещению химического оружия предусмотренного Конвенцией уведомления о таком вывозе (ввозе). Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462, разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской федерации по нераспространению ядерного оружия и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, включенных в Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется. В вышеуказанном Постановлении закреплен запрет на передачу иностранным лицам контролируемых оборудования, материалов и технологий: - для использования при осуществлении деятельности по созданию ядерных взрывных устройств; - для использования в государствах, не обладающих ядерным оружием, при осуществлении деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ); - в случае наличия неприемлемого риска их использования в вышеуказанных целях; - в случае если их передача противоречит цели нераспространения ядерного оружия. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 N 634, разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении продукции, включенной в Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю. Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий включает: а) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий (включая передачу оборудования и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, в том числе пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи; б) таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Вывоз из Российской Федерации в иностранные государства контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий разрешается для реализации целей, не запрещенных Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.04.2001 N 296, определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, включенных в Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль. Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых оборудования, материалов и технологий включает: - разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых оборудования, материалов и технологий иностранным лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи; - таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых оборудования, материалов и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Требования этого Положения обязательны для исполнения российскими участниками внешнеэкономической деятельности при передаче иностранным лицам контролируемых оборудования и технологий в виде отдельных компонентов. Передача иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, может быть разрешена в случаях, допускаемых международными обязательствами Российской Федерации в области экспортного контроля. Переговоры с иностранными государствами, международными и иностранными организациями в целях достижения договоренностей, предусматривающих передачу иностранным лицам оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, могут проводиться только на основании решений Правительства РФ. Рассмотрим особенности осуществления таможенными органами экспортного контроля за услугами и интеллектуальной собственностью. Согласно ст.2 Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» услуги - это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Отличительной чертой услуги (по сравнению с работой) является то, что за оказанием услуги не обязательно следует материально выраженный результат. Обычно оценивается услуга как таковая вне зависимости от материального результата. Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законодательством Российской Федерации. Специальное законодательство об интеллектуальной собственности включает (по видам объектов интеллектуальной собственности) следующие нормативные акты: - Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; - Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»; - Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1; - Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программы для электронных вычислительных машин и баз данных»; - Закон РФ от 23.09.1992 N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т.д.), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю. Таможенная стоимость результатов интеллектуальной деятельности определяется декларантом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (для вывозимых товаров - Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1461, а для ввозимых товаров - Законом РФ «О таможенном тарифе»). При определении таможенной стоимости товаров в цену сделки включаются лицензионные и иные платежи (если они не были ранее в нее включены), которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров. При вывозе результатов интеллектуальной деятельности дополнительно к документам, представляемым декларантом для таможенных целей, в таможенный орган необходимо представить лицензии Минэкономразвития России (при экспорте технологий двойного назначения информации о месторождениях топливно-энергетического сырья и шифровальной техники) или Комитета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (при экспорте нормативно-технической, конструкторской, технологической, программной документации к продукции военного назначения и картографической продукции военного назначения). В соответствии со ст.174 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) допускается запрашивать у декларанта (экспортера) следующие дополнительные документы и/или сведения: - заключение о принадлежности товаров (технологий) к товарам двойного применения, продукции военного назначения, шифровальным средствам; - заключение о наличии информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенных на территории Российской Федерации и в пределах континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; - заключение об отсутствии сведений, составляющих государственную тайну; - заключение о том, что вывозимая документированная информация не относится к общероссийскому национальному достоянию и архивному фонду, вывоз которой ограничен законодательством Российской Федерации; - заключение Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Минюсте России об отсутствии результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации. Если же при вывозе товаров передаются права на результаты интеллектуальной деятельности, то документами, подтверждающими наличие прав, являются свидетельства на товарные знаки; патенты на промышленные образцы, изобретения, полезные модели; патенты на селекционные достижения; договоры уступки на объекты промышленной собственности; лицензионные или авторские договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности, договоры коммерческой концессии. Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со ст.15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации (ст.18 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Однако в ст.21 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусматривается, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета. В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации имеет право вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения. В заключение отметим, что основной целью организации системы экспортного контроля в Российской Федерации является не введение абсолютного запрета на экспорт товаров, технологий двойного применения и услуг, а создание условий для нормальной внешнеэкономической деятельности предприятий при помощи осуществления контроля за экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения. Введение Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми в России рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. Все это требует выработки новой ВЭП России и механизма ее реализации. В принципиальном плане выбор модели открытий экономики и либерализации внешнеэкономических отношений является безусловно, правильным. Однако в толкований самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления российской реформы не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот как процесса, имеющего этапность и требующего активной преобразующей и регулирующей роли государства. В последнее время преобладающим стал второй подход. Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования ВЭС и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Цели современной ВЭП России заключаются в решении следующих задач: обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, материально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям; достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами; формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов России (валютный, экспортный контроль и др.). Представляется очевидным, что как обновление функций экспорта, импорта и инвестирования, так и решение поставленных региональных и географических проблем требует активной роли российского государства, причем не только как регулирующего органа, но и как непосредственного участника ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность составляет неотъемлемую часть национальной экономики. Говоря о механизме внешнеэкономической деятельности в сопоставлении с внутрихозяйственным механизмом, следует помнить, что речь идет о двух неразрывно связанных частях единого целого. Совершенствование юридической регламентации внешнеэкономических связей не может мыслиться в отрыве от развития общего законодательства, регулятивное воздействие которого на внешнеэкономическую деятельность не уменьшается, а, напротив, увеличивается.
Тема 1.1. Внешнеэкономическая политика России. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности 1. Сущность, принципы и цели внешнеэкономической политики России. 2. Соотношение внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в России. 3. Роль государства в системе регулирования ВЭД. 4. Основные источники правового регулирования ВЭД и их краткая характеристика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.165 (0.009 с.) |