Тарифная система оплаты труда и ее элементы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тарифная система оплаты труда и ее элементы



Тарифная система – комплекс различных нормативных правовых актов, с помощью которых осуществляется дифференциация размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и отраслей экономики, в которых заняты работники.

Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются:

♦ тарифно-квалификационные справочники;

♦ Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (ЕТС) или тарифная сетка, определяемая тарифным (местным) соглашением либо разработанная и утвержденная в организации (ТС);

♦ тарифные ставки (оклады), устанавливаемые как на основе ЕТС (ТС), так и без их применения.

В тарифную систему оплаты труда также включаются различного рода повышения тарифных ставок (окладов), устанавливаемые для стимулирования труда (например, коэффициенты повышения тарифных ставок (окладов) рабочих по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям и т. д.).

Тарифно-квалификационные справочники - это систематизированные перечни работ и профессий или должностей, в которых сформулированы квалификационные характеристики и требования (круг должностных обязанностей), предъявляемые к соответствующим категориям работников.

В Республике Беларусь действуют тарифно-квалификационные справочники:

♦ Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС);

♦ Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД);

♦ иные квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке.

Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками (ч. 2 ст. 61 ТК).

При тарификации труда рабочих и служащих необходимо руководствоваться также Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-2009), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125.

ЕТС представляет собой совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, сложности работы и уровня управления. Действующая ЕТС работников утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 марта 2001 г. № 21 (с изм. и доп.) и предусматривает дифференциацию на 27 тарифных разрядов. Соотношение крайних тарифных коэффициентов ЕТС (диапазон тарифной сетки) составляет 1:7,84.

Тарифный (квалификационный) разряд – это показатель, характеризующий уровень квалификации работника и находящийся в прямой зависимости от степени сложности и точности выполняемых работ, а также ответственности работника.

Тарифный коэффициент – показатель, определяющий, во сколько раз тарифная ставка 2-го и последующего разрядов ЕТС выше тарифной ставки 1-го разряда. Коэффициентом первого разряда служит единица, а далее коэффициенты на десятые доли увеличиваются.

Тарифная ставка (оклад) – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени (час, день месяц). В соответствии с ч. 1 ст. 61 ТК оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Республиканскими тарифами оплаты труда являются часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Иные наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.

Республиканские тарифы оплаты труда определяются по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда с участием профсоюзов.

Применение коэффициентов ЕТС имеет обязательный характер для работников бюджетных организаций, для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей они имеют рекомендательный характер. Исходя из установленного распределения работников бюджетных организаций по тарифным разрядам и соответствующих им тарифным коэффициентам ЕТС тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь, на тарифные коэффициенты, предусмотренные этой сеткой по соответствующим профессиям, категориям и должностям, с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ, или по технологическим видам работ, производствам и отраслям.

Часовые тарифные ставки определяются путем деления тарифной ставки (оклада) работника на среднемесячное количество рабочих часов, установленное нормативными правовыми актами с учетом годового баланса рабочего времени. Количество рабочих часов в календарном году при 5-дневной и 6-дневной рабочей неделе, на основании которого определяются часовые тарифные ставки, ежегодно устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Следует отметить, что Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее - Указ № 181) расширяет права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с Указом № 181 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении ЕТС при определении условий оплаты труда работников.

В целях реализации Указа № 181 постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения» утверждены Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения (далее – Рекомендации по определению тарифных ставок).

Рекомендации по определению тарифных ставок носят межотраслевой характер и могут быть использованы коммерческими организациями независимо от формы собственности и видов экономической деятельности.

Системы и конкретные размеры оплаты труда работников коммерческих организаций, в том числе порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов), могут устанавливаться нанимателем на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством, соглашения и трудового договора (контракта). При применении любой системы оплаты труда размеры заработной платы работников должны зависеть от сложности, качества и количества выполняемой ими работы, их квалификации и других факторов.

В коммерческой организации на основании локального нормативного правового акта, соглашения и (или) трудового договора (контракта) могут устанавливать тарифные ставки (оклады) работника: на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС); на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (ТС); без применения ЕТС (ТС). При этом в одной и той же коммерческой организации для некоторых работников может применяться ЕТС, для других – ТС, для третьих не используется ни ЕТС, ни ТС, а применяются персональные условия оплаты труда.

Определение размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) может устанавливаться нанимателем: в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг); в процентном отношении от суммы заключенной внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации; путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов); с использованием системы оплаты труда работников на основе оценки сложности труда (грейдирования); с использованием иных систем оплаты труда работников, разработанных специалистами организации или предложенных организациями науки и научного обслуживания, ведущими прикладные практические исследования и разработки в данной сфере; с использованием передового международного опыта.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.007 с.)