Государственная служба занятости



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная служба занятости



Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создана государственная служба занятости населения.

В государственную службу занятости населения входят:

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;

комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов;

государственное учреждение образования «Брестский экспериментальный учебно-методический центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных».

В своей деятельности государственная служба занятости населения руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», Положением о государственной службе занятости населения, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2008 г. № 221, иными актами законодательства.

Согласно п. 5 Положения о государственной службе занятости населения основными задачами государственной службы занятости населения являются:

- оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о сложившейся ситуации на рынке труда;

- разработка и реализация государственной и других программ содействия занятости населения;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям - в подборе необходимых работников;

- организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

- регистрация граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

- ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

- повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

- содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности;

- организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

- содействие организации оплачиваемых общественных работ;

- организация контроля (надзора) за соблюдением законодательства о занятости населения;

- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Министерство труда и социальной защиты проводит государственную политику в области содействия занятости населения и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.

Комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов в пределах своей компетенции:

ü разрабатывают с участием нанимателей, общественных объединений предложения о направлениях и приоритетах государственной политики в области содействия занятости населения;

ü осуществляют анализ занятости населения, разрабатывают прогнозные оценки состояния рынка труда, участвуют в проведении социологических опросов по проблемам рынка труда, обеспечивают представление государственной статистической отчетности и ее анализ по вопросам занятости населения;

ü организуют и координируют разработку и реализацию программ содействия занятости населения соответствующих административно-территориальных единиц;

ü информируют население и нанимателей о состоянии рынка труда административно-территориальных единиц, о наличии у нанимателей свободных рабочих мест (вакансий), о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, об изменениях в законодательстве о занятости населения;

ü осуществляют учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, регистрируют безработных, оказывают им содействие в поиске подходящей работы, а юридическим или физическим лицам, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, - в обеспечении их работниками. Проводят профессиональную ориентацию и консультирование населения, направляют безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

ü принимают решения: о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении, об уменьшении размера, о приостановке выплаты пособия по безработице; о назначении стипендии, об уменьшении размера либо о ее лишении; о выплате материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите; о компенсации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность;

ü осуществляют выплату назначенных пособий по безработице и стипендий, материальной помощи и иных предусмотренных законодательством выплат;

ü содействуют обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости;

ü трудоустраивают обязанных лиц, направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства, в порядке, установленном законодательством;

ü подготавливают предложения об установлении нанимателям брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и иных граждан в порядке, установленном законодательством, а также задания по созданию рабочих мест, в том числе специализированных, для лиц с ограниченной трудоспособностью;

ü содействуют развитию самостоятельной занятости безработных, оказывают организационное, методическое и финансовое содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности;

ü осуществляют меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест;

ü участвуют в организации оплачиваемых общественных работ, заключают с нанимателями соответствующие договоры, направляют в установленном порядке на эти работы безработных и граждан, обращающихся по вопросам содействия в трудоустройстве;

ü организуют работу по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

ü содействуют организации временной занятости безработных в возрасте до 31 года для приобретения профессиональных знаний и навыков практической работы, трудовой реабилитации инвалидов из числа безработных, заключают с нанимателями соответствующие договоры;

ü компенсируют нанимателям затраты на профессиональное обучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников, принятых на работу граждан, высвобожденных другими нанимателями или впервые ищущих работу, а также учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям Министерства внутренних дел затраты на профессиональную подготовку лиц, не имеющих профессии, привлекаемых к труду в период их пребывания в этих учреждениях и профилакториях

ü осуществляют взыскание с нанимателей затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите из числа высвобожденных работников;

ü содействуют организации временной трудовой занятости обучающихся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в свободное от учебы время и во время летних каникул;

ü осуществляют надзор за соблюдением нанимателями, безработными законодательства о занятости населения;

ü рассматривают обращения граждан и нанимателей в соответствии с законодательством, принимают меры по совершенствованию этой работы.

Министерству труда и социальной защиты, комитетам и управлениям (отделам) по труду, занятости и социальной защите предоставляется право:

§ осуществлять контроль (надзор) за соблюдением законодательства о занятости населения;

§ запрашивать у республиканских органов государственного управления и иных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, а также должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на государственную службу занятости населения задач;

§ проводить конференции, семинары и совещания по вопросам, входящим в их компетенцию.

Уполномоченные должностные лица Министерства труда и социальной защиты, комитетов, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите, к компетенции которых отнесен контроль (надзор) за соблюдением законодательства о занятости населения, имеют право составлять акты (справки) проверок соблюдения законодательства о занятости населения и протоколы об административных правонарушениях согласно ст. 9.15 и 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Следует отметить, что органы государственной службы занятости населения координируют свою деятельность с деятельностью профсоюзов и нанимателей в пределах их компетенции.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами государственной службы занятости населения бесплатно.

Статьей 14 Закона о занятости установлено, что для оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государственная статистическая отчетность. Органы государственной службы занятости населения на безвозмездной основе обмениваются с органами государственной статистики, налоговыми органами и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения поставленных задач.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о занятости органы по труду, занятости и социальной защите обязаны сообщить в суд о неявке к ним обязанных лиц не позднее трех дней со дня истечения срока явки, указанного в судебном порядке.

Наряду с государственными органами в Республике Беларусь посреднические услуги по трудоустройству могут оказывать и негосударственные организации на основании выданных им лицензий. Такими организациями являются, например, Белорусское агентство занятости, кадровое агентство «Квадрат» и др.

В отличие от государственных служб негосударственные организации при оказании помощи в трудоустройстве вкладывают средства в создание и сохранение мест на предприятиях, не выплачивают пособий по безработице, не проводят бесплатного обучения, не оказывают материальной помощи. Вместе с тем частные агентства способны предоставить возможность выбора необходимых форм занятости.

Действующее национальное законодательство о занятости населения не содержит норм, определяющих термин «частные агентства» и их правовой статус.

Вместе с тем, Конвенцией МОТ № 181 «О частных агентствах занятости», принятой 19 июня 1997 г., определено, что частное агентство занятости – это любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

а) увязывание предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникнуть;

б) наем работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом и устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение;

в) другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, а также предоставление информации, не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.

Одна из целей указанной Конвенции состоит в том, чтобы в пределах ее положений разрешить функционирование частных агентств занятости и защитить трудящихся, пользующихся их услугами. Такая защита заключается в том, что:

1) государство обеспечивает, чтобы частные агентства занятости не подвергали работников дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения или любой иной форме дискриминации, предусмотренной национальными законодательством и практикой (ст. 5);

2) обработка частными агентствами занятости личных данных работников должна: осуществляться таким образом, чтобы эти данные были защищены, и обеспечивать уважение личной жизни работников в соответствии с национальными законодательством и практикой; ограничиваться вопросами, касающимися квалификации и профессионального опыта заинтересованных работников и любой иной информации, имеющей к этому прямое отношение (ст. 6);

3) частные агентства занятости не должны взимать с работников прямо и косвенно, полностью или частично какие-либо гонорары или другие сборы (ст. 7);

4) если набор работников проводится в одной стране для работы в другой, то соответствующие государства должны рассмотреть вопрос о заключении двусторонних соглашений для недопущения злоупотреблений и нечестной практики в отношении набора, трудоустройства и занятости (ст. 8);

5) государство принимает меры, обеспечивающие, чтобы частные агентства занятости не использовали детский труд и не предоставляли его (ст. 9);

6) государство принимает в соответствии с национальными законодательством и практикой необходимые меры, обеспечивающие адекватную защиту работников, нанятых частными агентствами занятости (ст. 11), и т.д.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.50.137 (0.007 с.)