Государственной программы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственной программы Российской Федерации



«Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель программы   Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации  
Соисполнители программы Федеральная служба по труду и занятости Федеральная миграционная служба  
Участники программы Министерство финансов Российской Федерации    
Подпрограммы программы 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан 2. Внешняя трудовая миграция 3. Развитие институтов рынка труда  
Цель программы Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда  
Задачи программы 1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан
Целевые индикаторы и показатели программы 1. Уровень безработицы2. Уровень регистрируемой безработицы3. Уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках4. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в списочной численности работников
Сроки и этапы реализации программы     2013–2020 годы Этапы реализации программы не выделяются  
Объемы бюджетных ассигнований программы Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 634 872 256,92 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 569 272 145,47 тыс. рублей, из них: Минтруд России – 2 158 319,40 тыс. рублей; Минфин России – 11 861 160,50 тыс. рублей; Роструд – 426 485 079,17 тыс. рублей, ФМС России – 128 767 586,40 тыс. руб.   Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета на реализацию: подпрограммы 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» составляет 405 229 345,07 тыс. рублей, подпрограммы 2 «Внешняя трудовая миграция» – 140 628 746,90 тыс. рублей, подпрограммы 3 «Развитие институтов рынка труда» – 23 414 053,50 тыс. рублей   Объем финансового обеспечения программы за счет средств федерального бюджета по годам составит, тыс. рублей:  
  Всего Подпро­грамма 1 Подпро­грамма 2 Подпро­грамма 3
2013 год 67 459 136,20 46 368 643,80 17 946 580,70 3 143 911,70
2014 год   8 686 771,50 46 368 643,80 19 467 068,10 2 851 059,60
2015 год 68 871 376,30 46 368 643,80 19 875 955,60 2 626 776,90
2016 год 68 047 448,85 48 608 963,55 16 667 828,50 2 770 656,80
2017 год 70 436 494,91 50 895 812,01 16 667 828,50 2 872 854,40
2018 год 72 870 600,90 53 242 622,40 16 667 828,50 2 960 150,00
2019 год 75 260 489,25 55 542 072,75 16 667 828,50 3 050 588,00
2020 год 77 639 827,56 57 833 942,96 16 667 828,50 3 138 056,10

 

Ожидаемые результаты реализации программы создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда; предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов; удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции; снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации; создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов; обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда; обеспечение соблюдения трудовых прав граждан; поддержание социальной стабильности в обществе.

 

 


I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере
и прогноз ее развития

В 2010 и 2011 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее – мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее – дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий активной политики занятости – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2011 году стали 10,7 млн. человек (в 2010 году - 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн. человек (в 2010 году - 6,4 млн. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 3,4 млн. человек (в 2010 году - 4,0 млн. человек) или 63,3% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году – 62,1%).

В 2011 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009-2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе.

Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации стали 554,9 тыс. человек.

Благодаря реализации дополнительных мероприятий было создано более 232,2 тыс. постоянных рабочих мест.

Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% до 6,6% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс. человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а уровень регистрируемой безработицы – с 2,5% до 1,9% от численности экономически активного населения соответственно.

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это – женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

В сравнении с зарубежными странами уровень занятости в России является достаточно высоким, а уровень безработицы (по методологии МОТ) – относительно низким.

В России, в отличие от зарубежных стран, существует большой разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица).

Этот разрыв во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных.

Во-первых, пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка даже на уровне, необходимом для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности.

Во-вторых, имеющиеся в органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда (по данным за 2011 год каждая третья вакансия, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, предусматривала оплату труда ниже региональной величины прожиточного минимума).

В-третьих, в обществе широко распространено мнение о том, что государственная служба занятости населения не способна оказать реальную помощь в трудоустройстве.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.

Принимая во внимание, что целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработным гражданам временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, а также в стимулировании безработных граждан к активному поиску работы, одной из первоочередных задач совершенствования государственной политики в области защиты от безработицы является оптимизация критериев назначения пособия по безработице с одновременным повышением его размера. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134‑ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в качестве критерия для обоснования и установления размера пособия по безработице необходимо использовать величину прожиточного минимума трудоспособного населения.

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по Российской Федерации, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

В соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875, в 2011 году к числу территорий с напряженной ситуацией на рынке труда были отнесены: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Курганская область. В этих субъектах Российской Федерации сводный показатель напряженности на рынке труда в 1,5 и более раза превышал среднее значение по Российской Федерации.

Одной из причин сохранения локализации региональных рынков труда является низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов.

Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности российских граждан являются:

недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;

отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);

неразвитость механизмов организованного набора российских граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;

недостаточно скоординированная работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и частных рекрутинговых агентств в части предложения работы, переезда и трудоустройства российских граждан, желающих работать за пределами места своего проживания;

отсутствие гибкости механизма государственной поддержки российских граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации, как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации,
а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2012 год определена в количестве 1,7 млн. человек (как и в 2011 году).

При этом распределение потребности Российской Федерации в привлечении иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, который составил в 2012 году 76% от потребности по Российской Федерации в иностранных работниках (в 2011 году – 73,5%, в 2010 году – 71,8%, в 2009 году – 65%).

В 2011 году иностранным гражданам было выдано 1,2 млн. разрешений на работу, что на 6,1% больше, чем в 2010 году.

В целях привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов, были внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации соответствуют пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

С 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года высококвалифицированным специалистам выдано 3,1 тыс. разрешений на работу, в 2011 году – 10,8 тыс. разрешений на работу.

Иностранные работники, прибывающие в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность, не связанную с получением прибыли, у физических лиц на основании патента. С 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года количество выданных патентов составило 129,7 тыс., в 2011 году – 810 тыс. патентов.

В результате введения механизма получения патентов с середины 2010 года легализована трудовая деятельность более 1 млн. граждан, работающих по найму у физических лиц.

Вместе с тем, существующие механизмы квотирования и осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов нуждаются в совершенствовании.

В настоящее время осуществляется развитие Государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ), созданной на основе автоматизированной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

ГИСМУ объединяет информацию, поступающую от территориальных органов ФМС России, а также сегмента межведомственного взаимодействия и содержит 63 млн. записей в активном доступе и около 57 млн. в архивном режиме.

В рамках изучения состояния процессов, связанных с пребыванием на территории России иностранных граждан, налажено взаимодействие с национальными объединениями, представляющими в Российской Федерации интересы трудовых мигрантов из различных стран ближнего и дальнего зарубежья. Ведётся работа с общественными, религиозными, международными организациями. В странах исхода мигрантов реализуются и планируются к проведению пилотные проекты по обучению потенциальных трудовых мигрантов обучению русскому языку.

Мониторинг процессов, связанных с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства выявил:

- необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потребности в иностранной рабочей силе с учётом перспектив развития экономики и рынка труда;

- возрастающую значимость решения социально-экономических проблем, возникающих при привлечении иностранной рабочей силы;

- необходимость усиления контроля за нелегальной миграцией с целью её минимизации.

Переход от товарно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

Для этого необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ, с учетом потребностей рынка труда, которая должна быть отражена в национальной системе квалификаций. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными муниципальными учреждениями необходимо, постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого, в свою очередь, помимо формирования национальной системы квалификаций, необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применению в своей работе новых образовательных технологий. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала оплата труда, целесообразно совершенствовать систему оплаты труда работников, увязывая заработную плату с количеством и качеством труда.

Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.

Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике будет сокращаться с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4 млн. человек в 2015 году, а в 2020 году может составить 66,6 млн. человек.

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизится с 5,0 млн. человек в 2011 году до 4,3 млн. человек в 2012 году, а уровень безработицы – с 6,9% и 5,9% от численности экономически активного населения соответственно. В 2013-2015 годах численность безработных граждан и уровень безработицы будут оставаться стабильными (4,3 млн. человек и 5,9% соответственно).

На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде ожидается снижение безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных (около 30%), среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013-2017 годах стабилизируется на уровне 1,4 млн. человек. По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 38% к 2020 году, сопровождающееся некоторым ростом численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 2% от численности экономически активного населения.

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, основными задачами государственной политики в сфере реализации программы являются:

повышение гибкости рынка труда, включающее:

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;

- повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест

- создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);

- расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

- стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

- создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

- обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

- развитие социального партнерства;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:

- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

- развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

- совершенствование национальной системы квалификаций, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов:

- повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;

- реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;

- использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

- создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации

- разработка новых направлений активной политики занятости населения;

- осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:

- разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

- развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

- разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;

- переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров, включая:

- обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

- формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;

- упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;

- организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации. Решения о численности и профессионально-квалификационной структуре привлекаемых иностранных работников принимаются с учетом возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников.

Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, включая:

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определены следующие задачи, относящиеся к сфере реализации программы:

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

разработка к 2015 году и утверждение не менее 800 профессиональных стандартов.

Реализация указанных задач направлена на эффективное функционирование рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения.

С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель настоящей государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда.

2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.

3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработке комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в программе сформированы три подпрограммы:

1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.

2. Внешняя трудовая миграция.

3. Развитие институтов рынка труда.

Каждая подпрограмма предназначена для решения соответствующей задачи программы, которая в рамках подпрограммы рассматривается в качестве цели. Подпрограмма включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

 

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты реализации программы, являются:

уровень безработицы;

уровень регистрируемой безработицы;

уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;

удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в списочной численности работников.

Значения данных показателей представляют краткую обобщенную характеристику состояния рынка труда и являются значимыми не только для специалистов, но и для общества в целом.

 

Перечень целевых показателей (индикаторов) программы и их значения представлены в таблице 1.

Перечень целевых показателей (индикаторов) программы определялся на основе следующих принципов:

охват наиболее значимых мероприятий программы;

максимальная информативность при минимальном количестве показателей;

наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации программы;

регулярность формирования отчетных данных (1 раз в год);

применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;

наличие объективных источников информации;

возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.

Перечень целевых показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.

Планируемые значения целевых показателей реализации программы и ее отдельных мероприятий определены исходя из предпосылки о преодолении финансово-экономического кризиса, стабилизации ситуации в 2011 году и последующем экономическом росте в 2012-2020 годах, и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.

 

По итогам реализация программы ожидается достижение следующих результатов:

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе.

 

Общий вклад программы в социально-экономическое развитие Российской Федерации заключается создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.

 

Государственная программа реализуется в 2013 – 2020 годах. Этапы реализации программы не выделяются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.108 с.)