Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие источников трудового права, их видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права. В правовой системе Республики Беларусь основными источниками права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Источники трудового права – это различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения. Нормативные правовые акты, как источники трудового права, следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, либо рассчитаны на иное однократное применение. Примером актов применения могут служить приказы нанимателя о приеме работника на работу, его переводе или увольнении. Совокупность нормативных правовых актов образует систему трудового права, которая называется законодательством о труде. Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, которые обусловлены в основном спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, сферой действия нормативных правовых актов о труде, наличием специальных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства. Эти особенности заключаются в следующем: ♦ на развитие источников трудового права большое влияние оказывают международные правовые акты; ♦ на территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и другим нормативным правовым актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами белорусского законодательства (например, «дежурство»); ♦ наличие нормативных правовых актов, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства; ♦ значительное количество нормативных правовых актов содержит специальные нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников. Источники трудового права можно классифицировать по различным критериям: Для четкого представления о видах нормативных правовых актов, входящих в систему законодательства о труде, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых и связанных с ними отношениях, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные правовые акты на группы по различным критериям: в зависимости от уровня принятия; по юридической силе; по системе трудового права; ее институтам; органам, принявшим нормативный правовой акт; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности. В зависимости от уровня принятия: международные и национальные. По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в зависимости от их иерархии: 1) Конституция; 2) конституционные законы; 3) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 4) законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы); 5) постановления палат Парламента; 6) постановления Правительства; 7) постановления Национального банка; 8) акты министерств; 9) акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня); 10) акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня); 11) нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты. По системе трудового права нормативные правовые акты подразделят на относящиеся: а) как к общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь); б) лишь к определенным институтам Особенной части (Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»); в) к нескольким институтам – Особенной части (Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»). По форме акты делятся на законы, декреты, указы постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы. По сфере действия подразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные. По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты. Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: 1) Конституция Республики Беларусь; 2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде; 3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством; 4) трудовые договоры. Основополагающий источник – Конституция Республики Беларусь. Она является Основным Законом Республики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней. В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст. 41); на отдых (ст. 43); на охрану здоровья (ст. 45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст. 47); на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42) и др. Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и иступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь. Наряду с Трудовым кодексом источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются и другие нормативные правовые акты. Важное место среди них занимают законы (например, «О занятости населения Республики Беларусь», «О профессиональных союзах» и др.). Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь – декреты, указы. Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на, всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь. Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития. В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавливается порядок применения законодательства. Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами. Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу). Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции. В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д. Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Коллективные договоры заключаются между нанимателем и представителями работников организации. Статьей 7 ТК установлено, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников. Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится он к области правоприменения. Однако трудовой договор является правовым регулятором индивидуальных трудовых отношений, поскольку порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение. Необходимо отметить, что важным источником трудового права являются также директивы Президента Республики Беларусь. Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.38.5 (0.01 с.) |