Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и основные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей

Поиск

Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техниче­ское сотрудничество, оказание экономического и технического содей­ствия, создание совместных предприятий других форм экономического сотрудничества. Все это является результатом развития товарного производства, которое исторически давно вышло за пределы удовлет­ворения общественных потребностей отдельных стран.

Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, имеющее целью экономию общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами. Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затрачивать на производство товаров, взамен импортируемых, на средства, вырученные от экспорта.

Из этого определения экономической ситуации внешнеэкономиче­ского обмена следует ряд выводов:

- международный обмен товарами может быть выгоден всем стра­нам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта;

- участие в международном разделении труда позволяет дости­гать поставленные экономические цели при меньших затратах общест­венного труда. Следовательно, в целях ускорения социального и экономического развития страны необходимо увеличить масштабы внешнеторгового обмена.

Экспорт первичен. Для того, чтобы страна получила возможность иметь экономические выгоды от участия в международном разделении труда, она должна обладать необходимыми экспортными ресурсами и быть способной реализовать их на внешнем рынке с целью получения иностранной валюты для осуществления импортных операций. В этой связи большое значение имеет принцип валютного самофинансирования и самоокупаемости.

Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать экспорт той продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает раз­витие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направле­нии оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию россий­ской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования, что и дает возможность в настоящей работе развить тезис о том, что происхо­дит именно "совершенствование" системы государственного регулиро­вания ВЭД в России.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) — это составная часть хозяй­ственного механизма и внутренней политики страны в целом.

Под внешнеэкономической политикой государства понимается дея­тельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

Современные процессы в международной жизни порождают постоян­ное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм.

Протекционизм представляет собой политику государства, на­правленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка.

В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

И политика свободной торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решае­мых внутри страны. В общем государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Причины государственного вмешательства:

- несмотря на потенциальные выгоды свободной торговли, ни одна из стран не допускает неконтролируемого потока товаров и услуг;

- безработица. Проблема занятости населения — рабочие места;

- защита "молодых" отраслей;

- прямое воздействие на торговлю используется как средство преодоления нарушений в платежном балансе страны;

- регулирование ВЭС применяется для контроля над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;

- в целях обеспечения правопорядка, обороноспособности страны, охраны здоровья и жизни населения, экологии;

- межправительственные соглашения, международные организации.

Руководство внешнеэкономическими связями осуществляют высшие государственные законодательные органы: парламенты, национальные собрания, конгрессы. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

Регулированием внешнеэкономических связей занимаются прави­тельственные органы — различные министерства и ведомства. Так, например, в ФРГ регулированием внешнеэкономических связей зани­мается федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. Главную роль в управлении внешней торговлей Японии выполняет министерство внешней торговли и промышленности. В США в регулировании внешнеторговых связей участвуют государст­венный департамент, министерства торговли, финансов и земледелия. Большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право единолично устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на определенные виды продукции и т.д.

Регулирование внешнеэкономических связей осуществляется административными и экономическими методами:

Административные методы. Для регулирования ВЭД государст­венные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партне­ров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постанов­ления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встреч­ных экспортных операций, и много других законодательных актов.

В числе административных методов регулирования наибольшее влияние на структуру и географическое направление торговли оказы­вает следующее:

Международные торговые договоры определяют общие направления развития экономических отношений между странами, устанавливают торгово-политический режим сотрудничества, предусматривают усло­вия взаимных расчетов и т.д.

В развитии договоров страны подписывают долгосрочные (на 5—10 лет) соглашения о товарообороте и протоколы о торговле отдель­ными видами товаров. Соглашения и протоколы заключаются с целью содействия развитию стабильного взаимовыгодного товарооборота на сбалансированной основе.

Условия международных договоров, соглашений и протоколов де­лятся на обязательные и индикативные. Выполнение таких условий договоров, как обеспечение торгового режима, порядок налогообло­жения, взаимных расчетов и т.д., обеспечивается законодательными актами и действиями государственных органов, т.е. в основном административными методами.

Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.

В основе таможенного регулирования каждой страны лежит тамо­женный кодекс, утверждаемый законодательными органами. Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработ­ки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выпла­чиваемые при провозе товаров через государственные границы. Тамо­женные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.

По форме тарифы представляют перечни товаров с указанием про­тив позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм к единице измерения товаров.

Перечни товаров в тарифных странах — членах Генерального согла­шения о тарифах и торговле (Всемирная торговая организация ГАТТ ВТО) составляются в соответствии с введенной с 1 января 1988 г. гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой — экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты запол­няют таможенные декларации, в которых указываются сведения, харак­теризующие товары, существо торговых операций и участвующие сторо­ны. На второй — производится таможенный досмотр-проверка соответ­ствия фактического товара данным, указанным в декларации, прини­мается решение о возможности пропуска товара и определяется вели­чина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

Лицензирование — система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров.

Путем лицензирования осуществляется количественное регулирова­ние внешнеторгового оборота. Ограничения на импорт обычно вводятся с целью защиты национальной промышленности от конкуренции и иностранных поставщиков.

Антидемпинговые процедуры — административные и судебные разби­рательства претензий, которые выдвигают национальные фирмы против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по занижен­ным ценам, наносящим ущерб местным производителям аналогичной продукции.

Торговые преференции — льготы в торгово-политическом режиме, предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Могут применяться во всех областях торго­вого и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, стра­хование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.

Технические барьеры — проверка соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями, а также промышленными ассоциациями.

Одним из наиболее распространенных технических барьеров является требование сертификации импортируемых товаров, т.е. получение особых свидетельств и знаков, что эти товары прошли испыта­ния в специализированных лабораториях на соответствие их характе­ристик определенным стандартам и другой нормативно-технической документации, действующей в импортирующей стране.

Экономические методы. Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осу­ществляют экономическое регулирование экспортных и импортных опе­раций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.

Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.

Наиболее широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.

Косвенное финансирование экспортного производства осуществ­ляется через частные банки, которым правительства выделяют спе­циальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Други­ми методами косвенного финансирования является возврат экспорте­рам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными метода­ми. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

Кредитование экспорта — одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25—30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

К числу других наиболее распространенных инструментов под­держки экспорта следует отнести его страхование, которое осуществ­ляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.

Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддерж­кой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, так как государство берет на себя риск неполучения платежа.

Государственное страхование экспорта осуществляется по низ­ким ставкам, обычно не превышающим 1 % застрахованной части конт­ракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.

Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.

Субъекты ВЭД

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами. Например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган возложены функции координации и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.009 с.)