Формы расчетов с иностранными партнерами и организация их учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы расчетов с иностранными партнерами и организация их учета



В контракте между экспортером и импортером обязательно оговаривается классификация форм расчетом. Выделяют 3 основные формы расчетов: расчеты с участием денег; расчеты переводными векселями; расчеты без участия денег.

Расчеты без участия денег обслуживают сделки бартерные, товарообменные и уступку права требования.

При проведении расчетов денежными средствами выделяются 3 основные формы м/н расчетов: документарный аккредитив; документарное инкассо; банковский перевод.

1 форма: Документарный аккредитив – это надежная форма расчетов, гарантирующая всегда получение денежного возмещения поставки с импортера в пользу экспортера. ДА регламентируется унифицированными правилами по документарному инкассо и аккредитиву.

Виды аккредитивов:

- отзывный аккредитив – может быть в любое время аннулирован или изменен выставившим его банком без предварительного уведомления того, в чью пользу он был открыт.

- безотзывный аккредитив не может быть отозван или изменен без согласия экспортера.

- покрытый аккредитив предполагает перевод конкретной валюты платежа по аккредитиву в банк экспортера.

- непокрытый аккредитив – предполагает открытие без перевода банком эмитентом денежных средств.

- резервный аккредитив – открывается банком, предназначен для совершения платежа в том случае, если импортер не выполнил свои обязательства по расчетам. Для этого экспортеру нужно оформить заявление с указание того, что обязательства по расчетам не выполнены плательщиком и приложить к заявлению товаросопроводительные документы.

Всю ответственность за проведение расчетов по аккредитиву берет на себя банк и за это импортер платит комиссионные.

Бухгалтерский учет

Перевод денежных средств с расчетного счета на аккредитив не является расходом организации (п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Зачисление денежных средств по аккредитиву в иностранной валюте отражается в зависимости от источника денежных средств бухгалтерскими записями:

Д-т 55 "Специальные счета в банках" (субсчет "Аккредитивы") К-т 52 "Валютные счета" - открытие аккредитива за счет собственных средств;

Д-т 55 К-т 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" - открытие аккредитива за счет заемных средств.

Пересчет денежных средств, находящихся на валютном аккредитиве, а также заемных обязательств производится в соответствии с требованиями ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н. Пересчет производится в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (пп. 5 и 7 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н). Курсовая разница отражается в составе прочих доходов или расходов в отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность (пп. 12 и 13 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н).

Списание банком-эмитентом аккредитива в пользу поставщика отражается записью:

Д-т 60 К-т 55 - отражена сумма исполненного аккредитива, уплаченная поставщику.

Комиссия банка за обслуживание аккредитива учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) при наличии всех условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99.

Проценты, уплачиваемые по всем видам заемных обязательств организации, признаются равномерно в составе прочих расходов в отчетных периодах, к которым они относятся (пп. 6,8,15,16 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Исключение составляют только проценты, подлежащие включению в стоимость инвестиционного актива.

2 форма: Инкассовая форма – предполагает выставление требования экспортера на основании товаросопроводительных документов по оплате поставки груза импортером.

Технология расчетов:

1. п/п - экспортер после отгрузки товара выписывает инкассовое поручение, счет-фактуру и вместе с отгрузочными документами передает в свой уполномоченный банк;

2. банк после проверки документов направляет их в банк импортера. Название и адрес банка экспортер указывает в поручении;

3. инкассирующий банк (банк экспортера) информирует п/п и передает ему все документы, кроме товаросопроводительных документов;

4. п/п –импортер после проверки документов оформляет валютный перевод на счет экспортера;

5. после совершения перевода инкассирующий банк передает импортеру товаросопроводительные документы, которые дают право получить груз от транспортной организации;

6. инкассируемая сумма за вычетом комиссии должна быть незамедлительно переведена на счет экспортера.

Процедура отражения в бухгалтерском учете экспортно-импортных операций с применением инкассовой формы расчетов не имеет принципиальных отличий от того, как это выполняется при любых других формах безналичных расчетов.

3 форма – банковский перевод. Комиссионное вознаграждение по данной операции в пользу банка оговаривается в контракте между участниками сделки. При отсутствии такой договоренности банк вправе удержать сумму комиссионных из экспортной выручки доверителя (экспортера).

Банковский перевод – это форма безналичных расчетов, предусматривающая перечисление банку-переводополучателю от банка-перевододателя денежных средств либо на определенных условиях, либо без оговорки условий.

Порядок выполнения банковских переводов предусматривает определенные различия в зависимости от предварительной оплаты и от последующей оплаты.

При предварительной оплате нет гарантии поступления товара и возврата валютных средств. Поэтому для обеспечения возврата платежа и поступления импортного товара целесообразно предоставление банковской гарантии иностранным поставщиком.

При последующей оплате возрастает риск экспортера о том, что поставленный товар не будет оплачен покупателем (импортером), поэтому импортер должен включить в условия соглашения условия банковского перевода по факту поставки (когда товар ещё не поступил, но имеются документы, подтверждающие отгрузку товара).

Оформление банковских переводов допускается в форме:

1. банковских поручений – направляемых одним банком другому банку;

2. банковских чеков – при наличии особой межбанковской договоренности.

Возможны и другие платежные документы.

Платежное поручение – это приказ банка другому банку, находящемуся с ним в корреспондентских отношениях о выплате денежных сумм по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной им суммы.

Счет лора (открытый по отношению к российскому банку) и ностра (по отношению к иностранному банку). Рис.

Виды расчетов, применяемые в мировой внешнеторговой практике и практике российских организаций:

1. расчеты наличными - расчеты наличными в м/н практике означают платеж против товарораспорядительных документов: денежные средства перечисляются импортером экспортеру, а товаросопроводительные документы переходят в руки импортера одновременно.

Платеж производится только в безналичном порядке, т.к. товарораспорядительные документы находятся в распоряжении коммерческого банка.

2. расчеты в кредит – предполагают платеж до получения импортером или после товаросопроводительных документов. Соответственно, в первом случае кредитором выступает импортер, а во втором случае экспортер.

3. расчеты в форме коммерческого кредита дают возможность импортеру оплатить товар с рассрочкой по традиционной схеме: часть платежа производится в момент получения товара, а остальная погашается в размерах и сроки, оговоренные в контракте с уплатой наценки. Если в расчетах используется вексель, то используют кредит по открытому счету. Расчеты в кредит по открытому счету предусматривают:

- использование данной формы расчетов между экспортером и импортером, находящихся в длительных доверительных отношениях, что дает им возможность осуществлять расчеты по почте, минуя банки;

- если расчеты по открытому счету совершаются через банки, то чаще всего банки участвуют в этих расчетах путем предоставления поручительства экспортеру о том, то платеж будет совершен импортером. После получения поручительства экспортер отгружает продукцию, его банк проплачивает стоимость по контракту, а через срок в соответствии с соглашением между банком экспортера и импортера импортер погашает задолженность перед банком экспортера с уплатой комиссионных за поручительство и процентов за кредит.

4. смешанные и комбинированные расчеты предусматривают обязательное применения предварительной оплаты в определенной части контракта, а остальная сумма оформляется экспортером как кредит и будет погашаться в течение длительного периода импортером.

Как правило, в смешанных и комбинированных расчетах оформляется тратта (переводной вексель). Тратта передается импортеру вместе с товаросопроводительными документами. Импортер акцептует тратту и переводит вексель экспортеру. Через срок экспортер выставляет вексель к погашению и происходит оплата векселя импортером.

Форма расчетов – внешнеторговая бартерная сделка. ВБС – это разновидность товарообменных сделок, когда российский поставщик за экспортируемый товар получает от иностранного поставщика импортный товар по эквивалентной стоимости. Тогда и экспортеру, и импортеру не нужно затрагивать денежные счета, но паспорта сделок нужно оформлять и по экспорту, и по импорту.

22. Документальное оформление экспортных операций.

Участниками внешнеэкономической деятельности могут являться организации:

- экспортирующие товары собственного производства;

- реализующие товары, произведенные из давальческого сырья;

- торговые организации.

На различных этапах исполнения сделки с иностранным партнером: отгрузка, транспортировка, хранение, таможенное оформление - экспортер должен обеспечить оформление надлежащих документов. Первичными учетными документами, на основании которых ведется учет экспортных операций, являются паспорт сделки, грузовая таможенная декларация (декларация на товары), коммерческий инвойс, международные транспортные документы - транспортные накладные, свидетельствующие о передаче товара перевозчику (международные авиа-, авто-, железнодорожные накладные, коносамент), счет-фактура экспортера и др.

Кроме того, в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) приведен перечень документов, который должен быть представлен организацией для подтверждения нулевой ставки НДС. Данный перечень зависит от условий экспортного контракта, вида вывозимых товаров (работ, услуг) и прочих обстоятельств, но обязательно включает контракт или его копию с зарубежным партнером на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписку банка или ее копию, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя вышеуказанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; таможенную декларацию или ее копию с отметками российских таможенных органов; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации (CMR, международная железнодорожная и авианакладная, коносамент и т.д.).

 

23. Документальное оформление импортных операций.

При импорте товаров, (работ, услуг) применяются следующие основные группы документов:

- техническая документация – технические паспорта машин и оборудования, формуляры и описания изделий, чертежи, инструкции по установке, монтажу, накладке, управлению и ремонту, технические спецификации и др.;

- товарно–сопроводительная документация - сертификат о качестве товара, отгрузочная спецификация, упаковочный лист, комплектовочная ведомость;

- транспортная, экспедиторская и страховая документация - железнодорожная накладная и ее копии (дубликат железнодорожной накладной международного грузового сообщения, квитанции железнодорожной накладной внутреннего грузового сообщения РФ), багажная квитанция, коносамент, накладные автотранспортного, речного и воздушного сообщения и пр., страховой полис или сертификат и др.;

- складская документация – генеральный акт разгрузки парохода с импортными грузами в порту прибытия РФ, приемный акт склада порта или таможни РФ, доковая расписка иностранного порта о принятии груза на хранение, варрант (документ иностранного коммерческого склада, состоящий из двух частей – расписка склада о принятии груза на хранение и залогового свидетельства, которое может быть использовано для получения займа под залог товара. Варрант применяется и в деловой практике РФ);

- расчетная документация – счет – фактура, расчетная спецификация (когда товар представляет собой комплект из разных частей и каждая часть имеет цену), переводной вексель (тратта);

- банковская документация – заявление на перевод инвалюты, инкассовое поручение, поручение об открытии аккредитива, чек, поручение о переводе средств на депозит таможни РФ, выписки операций по расчетному, валютному и прочим денежным счетам банка;

- таможенная документация – грузовая таможенная декларация (ГТД), сертификат о происхождении товара, справка об уплате пошлин, акцизов, НДС, сборов;

- претензионно – арбитражная документация – претензионное письмо, исковое заявление в суд или арбитраж, постановление суда или арбитража об удовлетворении или отклонении иска;

- документы по недостачам или порче товаров – коммерческий акт на недостачи, аварийный сертификат.

24. Порядок оформления паспорта сделки

Оформление паспорта сделки по импортным контрактам

Правила оформления паспорта сделки (далее – ПС) содержатся в Инструкции Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформле-

ния паспортов сделок».

Паспорт сделки является документом, который требуется оформлять при валютных операциях между резидентом и нерезидентом, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства РФ.

ПС составляется на каждый импортный контракт по форме, приведенной в Инструкции Банка России № 117-И. ПС не оформляется, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Центробанком РФ на дату заключения контракта.

Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы:

− два экземпляра ПС;

− контракт на импорт товаров (работ, услуг);

− иные документы, предусмотренные актами валютного законодательства РФ.

ПС подписывается лицами, наделенными правом первой и второй подписи, и заверяется печатью организации-резидента. ПС может подписывать одно лицо, наделенное правом первой подписи, если в штате нет главного бухгалтера. Банк проставляет отметку о дате представления всех документов на двух экземплярах ПС. На проверку ПС отводится три

рабочих дня с даты сдачи документов.

В случае надлежащего заполнения и оформления ПС оба экземпляра подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка. Один экземпляр помещается банком в досье по ПС, другой – возвращается резиденту. Если в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в ПС, то резидент должен снова представить в банк необходимые документы для оформления ПС. Переоформленный ПС должен содержать изменения или дополнения, внесенные в контракт.

На основании платежного документа импортер перечисляет денежные средства иностранным контрагентам и одновременно представляет справку о валютных операциях формы 0406009. ПС закрывается после оплаты нерезиденту по импортному контракту за товары, работы или услуги. Для его закрытия резиденту требуется представить в уполномоченный банк заявление о закрытии ПС.

Оформление паспорта сделки по экспортным контрактам

Порядок оформления паспорта сделки (далее – ПС) содержится в Инструкции Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления

паспортов сделок».

Для оформления ПС по экспортным контрактам в уполномоченный банк представляются те же документы, что и при оформлении ПС по импортным контрактам (см. главу 5 «Учет и налогообложение импорта товаров», раздел «Оформление паспорта сделки по импортным контрактам»).

Предоплата или оплата от покупателя зачисляется на счет организации. На каждую зачисленную сумму экспортер обязан представить справку о валютных операциях формы 0406009. В течение 15 дней после отгрузки товаров в обслуживающий банк требуется представить копию таможенной декларации и справку о подтверждающих документах (форма справки разрабатывается каждым банком самостоятельно).

ПС закрывается после получения оплаты от нерезидента по экспортному контракту. Для его закрытия резиденту представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии ПС. Банк закрывает ПС в срок, не превышающий семь рабочих дней с даты представления заявления.

Учет экспортных операций.

При экспорте экспортерами могут выступать п/п и посредники.

Следовательно, учет экспортных операций делится в следующей последовательности на:

1. учет производства экспортируемой продукции либо учет товаров, предназначенных для отгрузки на экспорт (у торгово-посреднических компаний);

2. учет отгруженного на экспорт товара;

3. учет накладных расходов по экспортным операциям;

4. учет расчетом с иностранными покупателями.

Первое – основывается на положении учетной политики, где должен быть зафиксирована порядок ведения раздельного учета продукции, производимой для продажи в РФ и за рубежом.

УП в части организации процесса производства экспортируемой продукции оговаривает раздельный учет затрат, раздельный учет ГП, раздельный учет НДС, уплаченный поставщикам, списание общехозяйственных расходов на с/с продукции для продажи в РФ и за рубежом.

Раздельный учет затрат – предусматривает открытие аналитических регистров к счету 20 или открытие субсчетов к счету 20: 20.1 – производство продукции, работ, услуг, реализуемых на внутреннем рынке; 20.2 – производство продукции, работ, услуг, реализуемых на экспорт; 20.3 - производство продукции, работ, услуг, не облагаемых НДС.

Раздельный учет ГП – реализуется через открытие субсчетов к счету 43: 43.1 – ГП для продажи в РФ; 43.2 – готовая экспортируемая продукция.

Раздельный учет НДС, уплаченный поставщикам, и списание общехозяйственных расходов основывается на перераспределении общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Раздельный учет НДС, уплаченный поставщикам – осуществляется на основе открытия субсчетов к счету 19: 19.1 – НДС при приобретении ОС, 19.2 – НДС по приобретенным НМА; 19.3 – НДС по приобретенным МПЗ; 19.4 – НДС по приобретенным и оплаченным МЦ по экспортируемым товарам, продукции, работам, услугам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.037 с.)