Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Поиск

 

Важной мерой по совершенствованию и развитию внешнеторговых отношений в стране является государственное регулирование.

Проведение экспортно-импортных операций в Республике Беларусь осуществляется на принципах сложившихся в международной практике, которые учитываются при ведении внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

Среди основополагающих принципов государственного регулирования следует выделить следующие:

· уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела торговых партнеров;

· внешнеэкономическая деятельность является частью единой внешней политики Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с действующим законодательством;

· строгое соблюдение международных обязательств;

· государство защищает права и интересы национальных участников в международных отношениях;

· во внешнеэкономической деятельности приоритет отдается экономическим методам регулирования.

В основу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь положены как международные, так и внутренние правовые акты.

Международные правовые нормы служат для унификации внешнеэкономических отношений с зарубежными странами. Они подразделяются на региональные, двусторонние и многосторонние.

К наиболее значительным международным правовым актам относятся:

· Женевская конвенция об охране промышленной собственности (1983 г.);

· Женевская конвенция о международной дорожной перевозки грузов (1956 г.);

· Всемирная конференция об авторском праве (1973 г.);

· Венская конференция ООН о договорах международной купли-продажи (1980 г.) и др.

В настоящее время Республикой Беларусь ратифицировано большое количество многосторонних и двусторонних договоров с различными государствами, в том числе и со странами СНГ.

Например, ратифицированы двусторонние договоры о порядке изымания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг, соглашение о свободной торговле, договоры о сотрудничестве в таможенных делах и ряд других двусторонних международных договоров.

Республикой Беларусь ратифицированы также соглашения и договоры с рядом международных организаций (Международной организацией по миграции, Промышленному развитию ООН, Всемирной организацией здравоохранения и др.).

При регулировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности Республика Беларусь руководствуется рядом положений, закрепленных Конституцией Республики Беларусь, а также законами и специальными актами.

В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь она самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую политику; статья 8 Конституции Республики Беларусь – предусматривает право Республики на добровольной основе входить в международные образования и выходить из них; статья 11 Конституции Республики Беларусь – предоставляет всем иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Республики Беларусь пользоваться правами и свободами в соответствии с международными договорами.

Кроме того, в Конституции государства содержится ряд конкретных полномочий для Парламента Республики Беларусь, которые способствуют ведению внешнеэкономических отношений с различными группами государств. Парламент рассматривает вопросы внешнеэкономической политики, экспортного контроля, иностранных инвестиций, таможенного законодательства, ратифицирует международные договора и ряд других вопросов.

Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений страны являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Национальному собранию, в которых определяются приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны, дается анализ проделанной работы и намечаются пути и средства их реализации. Первоочередной задачей является создание Союзного государства Беларуси и России, расширение торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, развитие устойчивых внешнеэкономических отношений с Польшей и странами Балтии, Европейским экономическим союзом.

Большое внимание уделяется укреплению и расширению внешнеэкономических отношений при рассмотрении и утверждении бюджета страны. Ежегодно предусматривается выделение средств на Международную деятельность, на открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений за рубежом, на различные взносы в международные организации, членом которых является Республика Беларусь.

Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений государства являются законы и специальные акты, принятые законодательным органом Республики Беларусь.

На начальном этапе формирования и регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь были приняты следующие правовые акты: «Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь»; Законы «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «О таможенном тарифе». Законодательная база в сфере государственного регулирования, внешнеэкономической деятельности в последние годы значительно расширена и дополнена рядом новых законодательных актов: Законами «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», «Таможенный кодекс Республики Беларусь» (новая редакция). Законы «Об экспортном контроле», «О свободных экономических зонах», «О внешней трудовой миграции» и др. Кроме того, в ранее принятые законодательные акты внесены существенные изменения, что значительно повысило эффективность государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Регулирование внешнеполитической деятельности осуществляется с помощью специальных постановлений и распоряжений правительства, министерств, ведомств, национального банка и других организаций по вопросам формирования валютных фондов, проведения валютных и экспортно-импортных операций, привлечение иностранных инвестиций, осуществление совместных с зарубежными партнерами проектов.

Примером такого акта может служить постановление Совета министров РБ «О совершенствовании контроля за перемещением через таможенную границу РБ специфических товаров, технологий и услуг».

В Республике Беларусь регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью тарифных и нетарифных мер. Они являются важным инструментом торговой политики и государственного регулирования при осуществлении внешнеторговых операций.

Цель этого регулирования заключается в следующем:

· осуществление регулирования ввозимой товарной номенклатуры;

· поддержание разумного соотношения между ввозом и вывозом товаров, валюты;

· стимулирование прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

· защита экономики Республики Беларусь от конкуренции извне.

Таможенный тариф Республики Беларусь включает ставки таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Товарная номенклатура является единым и не подлежащим изменению документом.

Для товаров, происходящих из стран, с которыми не установлен режим наибольшего благопрепятствования или не установлена страна происхождения, ставки на основании закона увеличиваются вдвое. Ставки таможенных пошлин исчисляются от таможенной стоимости товара и вносятся в республиканский бюджет. По таможенным пошлинам применяются льготы на условии взаимности. При применении таможенных пошлин различают следующие их виды:

· специальные;

· антидемпинговые;

· компенсационные.

Специальные пошлины – это защитная мера при ввозе товара в РБ в количествах и на условиях, которые наносят ущерб отечественному производителю, ущемляют интересы РБ со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины – применяются тогда, когда ввоз товаров осуществляется по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза.

Компенсационные пошлины – применяются в тех случаях, когда при производстве товаров использовались субсидии, которые могут угрожать отечественным производителям.

Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представлено в республике такими формами, как:

Лицензирование, квотирование, государственная монополия на экспорт товаров, работ и услуг; регистрация контрактов, экспортный контроль, введение запретов и ограничений, введение ответных мер по защите интересов Республики Беларусь, введение технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, экологических стандартов и требований к ввозимым товарам.

Введение лицензирования и квотирования распространяется на все субъекты хозяйствования Республики Беларусь, независимо от форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Защитные меры в отношении импортных товаров устанавливаются в форме количественных ограничений (квот) или таможенных пошлин. Совместные предприятия, в уставном фонде которых доля иностранного партнера составляет свыше 30%, экспортируют продукцию собственного производства без получения лицензий.

Лицензирование применяется при экспорте драгоценных металлов и камней и при импорте химических средств защиты растений и промышленных отходов.

В целом же в республике постепенно идет снижение числа лицензируемых товаров.

В связи с медленным ростом внешнеторгового оборота Республики Беларусь с зарубежными партнерами такая форма нетарифного регулирования как контингентирование развита слабо.

Для валютозначимых товаров, которые не попадают под действие квотирования и лицензирования, в республике введена система регистрации экспортных контрактов. Это наиболее характерно для таких видов продукции, как нефть, нефтепродукты, хвойная древесина, шпалы, сухое молоко, казеин, спирт, льноволокно и др.

Эти меры не носят явно ограничительного характера, но дают возможность своевременно принять меры по недопустимости нарушений. Основными нарушениями, по которым может быть отказано в регистрации контракта, являются:

· отклонение цен, указанных в контракте, более чем на 15%;

· снижение цены на экспортируемые товары, что приведет к антидемпинговым акциям страны-импортера;

· длительные сроки исполнения контракта;

· отсутствие требуемых реквизитов;

· другие случаи нарушения установленного порядка внешнеторговых операций в Республики Беларусь.

В республике сложилась и действует система экспортного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров, технологий и услуг. Для этого в республике создана правовая база, которая отвечает международным нормам. Цель этого контроля заключается в защите интересов страны и ее товаропроизводителей. В соответствии с Законом «Об экспортном контроле», постановлением правительства определен перечень видов товаров, работ и услуг, которые являются исключительным правом государства. В качестве элементов этого контроля применяются следующие режимы контроля:

· контроль за поставкой товаров в режиме особого порядка экспорта;

· контроль за вывозом лицензируемых товаров;

· сертификация импортных товаров.

Применяются и такие элементы контроля, как декларирование грузов, помещаемых под таможенный режим и акцизный таможенный контроль, перемещение через таможенную границу. Введение запретов и ограничений на экспорт предусматривает защиту национальных интересов (охрану правопорядка и морали, животного и растительного мира, охрану культурных и исторических ценностей).

В республике проводится работа по присоединению к различным международным режимам в области ведения внешнеторговых операций, что будет способствовать продвижению республики к вступлению во Всемирную торговую организацию и привлечению иностранных инвестиций. Изучается возможность по увеличению квот в торговле текстильными товарами и расширения их номенклатуры с Европейским экономическим сообществом.

 
 


Тема 4. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.008 с.)