Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социально-экономическое и политическое развитие Республики Беларусь на современном этапе.
Похожие статьи вашей тематики
Цель и приоритеты социально–экономического развития Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем. Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований. При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.Развитие человеческого потенциала. Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Талантливый и трудолюбивый белорусский народ — источник и носитель прогресса в государстве. Основа гармоничного развития нашего государства — баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства. Потенциал человека — это потенциал государства, чем богаче человек — тем богаче страна. Предпринимательство и инициатива. Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов хозяйствования — государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды. Предпринимательство станет основой развития экономики как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая. Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств. Магистральный путь развития национальной экономики — новые знания и технологии. Ключевая задача пятилетия — создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию. В этих целях будет обеспечено формирование благоприятного бизнес–климата для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, доходы предприятий, граждан и государства. Совершенствование структуры экономики будет основано на: конкурентоспособных традиционных производствах, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой; новых высокотехнологичных производствах и секторах экономики, созданных как на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями.На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности.Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.Устойчивое развитие регионов.Целью регионального развития должны стать повышение эффективности и структурные преобразования экономики на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.Условием динамичного роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы.Необходимо предоставить людям возможность получать достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах.Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.Качественное и доступное жилье.В предстоящей пятилетке предусматривается повысить уровень обеспеченности населения жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.Предстоит создать и развить рынок арендного жилья.Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.Среди важных задач, требующих первоочередного решения, — повышение качества жилья и жилищно–коммунальных услуг.Эффективный агропромышленный комплекс.Основными направлениями повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.Усилия в этой сфере будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.Необходимо завершить модернизацию сельскохозяйственного производства и сделать его прибыльным.Следует расширить возможности для ведения бизнеса в агросекторе.Результатом работы должны стать обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выход этого комплекса на бездотационную работу.
59. Внешняя политика Республики Беларусь. Интеграционные процессы. Создание Союзного государства Беларуси и России. Внешняя политика Республики Беларусь основывается на семи принципах, закреплённых в законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14.11.2005:-соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;-соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и её международного авторитета;-повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и её национальной экономики в условиях глобализации;-развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;-добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;-приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;-отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике БеларусьВ декабре 1991 г. независимая Беларусь была признана Европейскими Сообществами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Белоруссией и ЕС. Евросоюз отказался признать изменения в Конституции Белоруссии 1994 года, внесённые в 1996 г. В 1997 г. Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и поддержать вступление Белоруссии в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС. Белоруссия потеряла статус специально приглашённого члена в Ассамблее Совета Европы. Это решение было вызвано тем, что Парламентская ассамблея Совета Европы признала проведённые в Белоруссии в 1997 году выборы недемократичными, а давление на оппозицию — незаконным. В 2009 г. Белоруссия стала членом проекта ЕС «Восточное партнёрство», а ПАСЕ поддержала возвращение белорусскому парламенту статуса специально приглашённого при условии введения моратория на смертную казн Однако после (сфальсифицированных по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010 г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.На протяжении 2011 года ЕС неоднократно призывал белорусские власти выпустить осуждённых по делу «19 декабря» и реабилитировать их.
Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли не только чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также бизнесменыПосле распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.2 апреля [[1997[1]]]а в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Беларуси, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности: «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Беларуси, возможно, меняется в худшую сторону.В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства) В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Беларусь налаживает проект в основном из-за тяжелого экономического положения.
1. Предмет, значение и цели курса «История Беларуси». Источники по истории Беларуси. 2. Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси. 3. Первоначальное заселение белорусских земель. Даиндаеврапейски период этнической истории Беларуси (каменный век). 4. Индоевропейский период этнической истории Беларуси (бронзовый и железный века). Балты и славяне на территории Беларуси. 5. Языческие верования древних предков белорусов. 6. Зарождение государственности у восточных славян. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества - первые раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси. 7.Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX - XIII вв. 8. Принятие и распространенных христианства. Культура белорусских земель в IX-XIII вв. 9.Образование Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского: основные подходы и концепции. Роль белорусских земель в становлении белорусско-литовская государства. 10.Государственный и общественный строй Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Литовские статуты. 11. Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского во второй половине XIII - первой половине XVI вв. Аграрная реформа Сигизмунда II Августа (волочная размера). 12. Основные направления внутренней и внешней политики Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского во второй половине XIII - первой половине XVI вв. 13. Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия «Белая Русь». Культура белорусских земель во второй половине XIII - первой половине XVI вв. 14. Церковно-религиозные отношения в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском и Речи Посполитой. Реформация и Контрреформация. Брестская церковная уния (1596 г.). 15. Люблинская уния и образование Речи Посполитой. Условия объединения ВКЛ и Польши. 16. Государственный строй Речи Посполитой. Положение Великого княжества Литовского в политической системе Речи Посполитой. 17. Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Речи Посполитой. 18. Внешняя и внутренняя политика Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVIII вв. 19. Политический кризис Речи Посполитой, попытки реформ во второй половине XVIII в. Разделы Речи Посполитой и присоединение белорусских земель к Российской империи. 20. Культура белорусских земель в составе Речи Посполитой во второй половине XVI - XVIII вв. 21. Этапы и содержание политики российского правительства на территории Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX вв. 22. Общественно-политическое движение на территории Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX вв. Шляхетское восстание 1830-1831 гг. и его результаты. 23. Война 1812 года и Беларусь. 24. Хозяйство белорусских земель в конце XVIII - первой половине XIX вв. Экономические реформы 1830-1840-х гг. 25. Культура белорусских губерний в составе Российской империи в конце XVIII - начале XX вв. 26. Отмена крепостного права в Российской империи. Особенности проведения аграрной реформы 1861 г. на белорусских землях. 27. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.у Российской империи. Особенности их проведения в белорусских губерниях. 28. Развитие сельского хозяйства и промышленности на территории Беларуси во второй половине XIX в. 29. Павстанне1863-1864г. на территории Беларуси: причины, ход, итоги. 30. Особенности развития белорусского этноса. Формирование белорусского национального идеи и ее отражение в общественно-палытычным движения второй половины XIX - начала XX вв. 31. Социально-экономическое положение белорусских губерний в 1900-1914 гг. Сталыпинские реформы. 32. Общественно-политическая жизнь Российской империи в конце XIX - начале XX вв. и участие в нем белорусского населения. Общероссийские политические партии. 33. Революционные события 1905-1907 гг. на территории Беларуси.
34. Первая мировая война и Беларусь. Февральская революция 1917 г. на территории Беларуси.
|
|
| 35. Обострение социально-экономического и политического кризиса в России осенью 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси 36. Проблема белорусского государственности в общественно-политическом движении Беларуси. Первый Всебелорусский съезд (декабрь 1917 г.) и его решения. 37. Провозглашение и деятельность Белорусском Народной Республики в условиях немецкой оккупации (март-декабрь 1918 г.). 38. Образование ССРБ и Литовско-Белорусского ССР. 39. Война Польши и Советской России. Второе провозглашение БССР. Рижский мир. 40. "Новая экономическая политика" и особенности ее проведения в Беларуси. 41. Участие БССР в создании СССР. Национально-государственное строительство в Белорусском ССР в 20-х гг. XX в. 42. Политика белорусизации, ее основные направления, ход и результаты. Культура БССР в 1920-1930-х гг. 43. Проведение индустриализации и коллективизации в БССР. 44. Формирование советской общественно-политической системы в БССР в конце 20-х - 30-е гг. XX в. Политические репрессии в БССР. 45. Западная Беларусь в составе Польши (1921-1939 гг.) Воссоединение Западной Беларуси и БССР. 46. Международные отношения накануне и в начале Второй мировой войны. Нападение нацистской Германии на СССР и оборонительные бои на территории Беларуси. 47. Оккупационный режим нацистов на территории Беларуси. 48. Развитие партизанского движения и подполья в Беларуси в годы Великой Отечественной войны. 49. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. 50. Международные отношения после Второй мировой войны. БССР на международной арене. Восстановление и развитие народного хозяйства БССР в 1944-1954 гг. 51. Общественно-политическая жизнь в БССР в условиях "оттепели". Попытки реформирования экономики во второй половине 50-х - первой половине 60-х гг. XX в. 52. Социально-экономическое и политическое развитие БССР во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. XX в. 53. Развитие белорусского культуры и искусства в послевоенное время (1945-1985 гг.) 54. Политика перестройки. Попытки модернизации советской общественно-политической и экономической системы во второй половине 1980-х гг. 55. Пятьдесят пятой Обострение внутренних противоречий в СССР. Провозглашение суверенитета советских республик. Принятие Декларации о государственном суверенитете БССР 27 июля 1990 г. 56. Распад СССР и новое соотношение сил на мировой арене. Создании Содружества Независимых Государств. 57. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета Республики Беларусь в первой половине 90-х гг. XX в. Принятие Конституции Республики Беларусь. Первые президентские выборы. 58. Социально-экономическое и политическое развитие Республики Беларусь на современном этапе. 59. Внешняя политика Республики Беларусь. Интеграционные процессы. Создание Союзного государства Беларуси и России. 60. Культура Беларуси на современном этапе.
|
|