Государственный строй рп. Положение вкл в политической системе рп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй рп. Положение вкл в политической системе рп.



Каменный век.

Самая продолжительная эпоха в истории человечества, которая датируется примерно от 3 миллионов лет до нашей эры, заканчивая концом 3 тысячелетия до нашей эры. Периодизацию истории Беларуси можно представить следующим образом:

Каменный век также подразделяется на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит в свою очередь делится на ранний, средний и поздний.

Средний палеолит. Другое название эпоха мустье, датируется примерно 100-35 тыс. лет назад. В этот период люди только проникли на территории современной Беларуси.

Поздний палеолит. Территория Беларуси осваивается кроманьенцами, датируется 35-10 тыс. лет назад.

Средний каменный век (мезолит). Датируется 8-3 тыс. до н.э.

Новый каменный век (неолит). В это время на территории Беларуси появляется керамика. Датируется концом 5-3 тыс. до н.э.

Бронзовый век.

Бронзовая и медная металлургия в этот период является преобладающей и наиболее распространенной. В этот период осваиваются производящие виды хозяйств, которое связано с проникновения сюда индоевропейского населения. Бронза – это сплав меди с оловом, сурьмой и мышьяком, который по своим качествам превосходит мягкую медь и легко поддается плавлению.

Железный век.

В Белорусском регионе железный век начался в 1 тысячелетии до н.э. В этот период происходят кардинальные изменения в способах хозяйствования, в составе населения и мировоззрении людей.

Население научилось производить железные орудия труда. Железо в виде болотных и луговых руд было широко распространено в Беларуси, чего не скажешь про медь. Также железо по своим качествам было намного лучше, чем медные орудия труда. Применение железа позволило интенсифицировать трудовую деятельность.

Основные виды занятия в железном веке – земледелие и скотоводство, то есть производящие виды хозяйств. Также люди занимались охотой, рыбалкой, собирательством.

 

3. Первоначальное заселение белорусских земель. Даиндаеврапейски период этнической истории Беларуси (каменный век). В соответствии с современными научными данными наиболее древние люди (архантропы) появились в Восточной Африке более 1,6 млн лет назад. Приблизительно 1 млн лет назад человек проник в регион Средиземноморья.

Первые люди, которые появились на территории Беларуси в мустьерскую эпоху (150–35 тыс. лет назад), были неандертальцами. О проникновении неандертальцев на территорию Беларуси свидетельствуют археологические находки возле деревень Светиловичи, Абидовичи, Бердыж.

В период позднего палеолита (35–10 тыс. лет назад) на территории Беларуси появился человек современного физического типа – неоантроп, или кроманьонец.

В мезолите (9–5 тыс. лет до н. э.) человек проник на территорию северной Беларуси. Мезолитические стоянки обнаружены не только в Полесье, Понеманье, но и в Подвинье и Верхнем Поднепровье. Заселение территории Беларуси происходило в двух основных направлениях: а) с юго-востока – Восточного Полесья и Верхнего Поднепровья: б) с юго-запада – Западного Полесья и Понеманья. Подвинье было заселено как с юга, так и с запада. В середине мезолита на территории Беларуси были заселены долины крупных рек.

Неолит начался около 8 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке, а в Европе – на Балканском полуострове около 6 тыс. лет до н.э. и постепенно расширялся на северо-восток. На территории Беларуси значительно увеличилось количество населения. Оно проживало в основном на территории Полесья, Понеманья и Посожья. В 3-м тыс. до н.э. на территории Подвинья и Посожья появились финно-угры. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1) основным занятием населения были охота и рыболовство;

2) древнейшие географические названия в этой местности были финно-угорские – названия рек и озер северной Беларуси (Двина, Свирь, Мордва и др.);

3) во внешнем облике местного населения сохранились некоторые монголоидные черты, что характерно для финно-угров.

В начале бронзового века (рубеж 3–2 тыс. до н.э.) на территорию Беларуси начинают проникать племена индоевропейцев. Их формирование происходило в период каменного и бронзового веков на широкой территории от Индии до Европы. Прародиной индоевропейцев считают территории Малой Азии, Южного Кавказа и Северной Месопотамии. В 4-м тыс. до н.э. индоевропейцы имели уже достаточно развитое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались животноводством, умели обрабатывать землю, первыми начали использовать колесо. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания. На рубеже 4-го и 3-го тыс. до н.э. индоевропейские племена начали движение в разных направлениях. Так, индоиранские племена (арии) двигались через Афганистан и Среднюю Азию, в обход Каспия, на запад. Их следы обнаружены в Северном Причерноморье, откуда арии продолжили движение на запад. Ответвлением ариев, которые осели в Северном Причерноморье, были скифы. В течение 3-го тыс. до н.э. Причерноморье стало второй прародиной для западной группы индоевропейских племен. Именно от них Дон, Днепр, Днестр, Прут получили свои современные названия. В период 2300–1800 гг. до н.э. индоевропейцы широкой волной расселились на территории от Урала до Рейна и от Причерноморья до Скандинавии. На территории Европы индоевропейцы столкнулись с местным автохтонным населением, в результате чего происходил процесс взаимной ассимиляции племен. В бронзовом веке завершился процесс консолидации отдельных групп индоевропейцев, закрепились их языковые особенности. Племена северо-западного ответвления индоевропейцев стали предками германцев. Те племена, которые остались кочевать на восток от Днепра, были ираноязычными. На территории между Балтикой и Волгой жили северные индоевропейцы – балты. На территории от Одера до Днепра находилась прародина славян.

В период железного века (VII – VI вв. до н.э. – VIII в. н.э.) завершается процесс ассимиляции индоевропейцами доиндоевропейских групп населения. Особенно много балтских гидронимов появилось в бассейне Сожа, Березины, Немана. Но южнее Припяти преобладали славянские гидронимы. Сформировался и антропологический тип населения на террито­рии Беларуси, характерной чертой которого было широкое лицо. На территории Беларуси проживало несколько больших племенных групп со своими особенностями материальной культуры и ритуалом захоронения. Среднее и Верхнее Поднепровье Бсларуси заселили племена милоградской культуры, которых в конце I го тыс. до н.э. сменили племена зарубинецкой культуры. Значительную часть средней Беларуси в VII в. до н.э. – IV в. н.э. занимали племена культуры штриховой керамики, а на севере находились племена днепро-двинской культуры. В этническом отношении это пыли балтоязычные племена.

 

4. Индоевропейский период этнической истории Беларуси (бронзовый и железный века). Балты и славяне на территории Беларуси. С расселением индоевропейцев изменился не только этнический состав населения Беларуси, но изменилась и эпоха. Каменный век уступил место бронзовому веку (3 – 2 тыс. гг. До н.э. – 1 тыс. гг. До н.э.). Древняя экономика, основанная на рыболовстве, охоте и собирательстве, постепенно заменялась земледелием и скотоводством. Индоевропейцы занимались плужным земледелием. Плуг известной конструкции, который дошел до нас в рисунках того времени, был найден в торфянике около д.Капланавичы в Клецком районе.Индоевропейцы поклонялись огню и солнцу. Огню уделялось значение очистительной силы, с ним ассоциировался красный цвет. Проявлением культа огня был обычай посыпать тело покойного минеральной красной охрой, которая потом переходила на кости, и при раскопках делается впечатление, будто кости специально рисовали.С деятельностью индоевропейцев связывают орнамент, которым украшали посуду, – отпечатки шнура, накрученные на палочку. Такой орнамент назывался шнуровой, а археологическая культура – культурой шнуровой керамики. Ее ареалы распространения охватывали огромные территории Европы, в том числе и земли Беларуси. С середины бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур Среднеднепровская, Висло-неманской, шнуровой керамики Полесья, а также северо-белорусским.Использование более эффективных бронзовых орудий труда, успехи в земледелии и животноводстве создали условия для накопления знаний отдельными семьями, что было заманчиво для остальных. Грабежи и разбои стали одной из форм обогащения. Поэтому основным типом поселений балтов были укрепленные городища, которых на территории Беларуси насчитывалось около 1 тыс. По данным археологов, на одном городище жило в среднем от 50 до 75 человек. Общее количество населения в бронзовом веке могло быть в размерах от 50 до 75 тыс. человек. С развитием земледелия городища изменились открытые поселения-деревни, где жили несколько больших, а потом и малых семей Надо отметить, что неолитическое население Беларуси не было полностью ассимилировано. Еще существовали прежние хозяйственные и культурные традиции. Некоторые регионы Беларуси были слабо заселены балтами. Но на более части ее территории сформировался балтский этнос. Об этом свидетельствует тот факт, что подавляющее большинством названий рек (Верхита, Волча, Гайна, Гривда, Друть, клево, Лучеса, Мытва, Нача, Палата, Улла, Усяжа, Эса и др.) сохранили корни и характерные окончания, которые есть в литовском и латышском, т.е. балтских, языках. Можно вспомнить и другие названия, относящиеся к балтской гидранимии: Освея, Дрисвяты, Лосвидо, Муйса, Нарочь, Усвяча и др.. Наиболее часто встречаются гидронимы, связанные с балтами, в бассейнах рек Березины (Мена, Ольса, Серуч, Уса) и Сожа (Рэхта, рест, Снов, Туросна).Происхождение термина «балты» связывают с латинским названием острова на севере Европы (ваша, Ваисиа), который описал Плиний Старший (I в. Н.э.). Слова с корнем «балты» встречаются у германского хрониста Адама Бременского (ИИст.), в прусских хрониках, древнерусских и белорусско-литовских летописях XIV – XVI вв. В научный обиход термин «балты» введен немецким лингвистом Г. Несельманам в 1845г.

На территории Беларуси в железном веке (1 тыс. гг. До н.э. – IV-V вв. Н.э.) сформировалось несколько археологических культур: Днепро-Двинская (на севере), культура штрихованной керамики (средняя и северо-западная части Беларуси), милоградская и зарубинецкая (на юге Беларуси). Культуры железного века были достаточно развитыми. Местные племена освоили обработку железа, изделия из железа были достаточно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и т.д.Таким образом, балтский этап этнической истории Беларуси – это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время интенсивной ассимиляции местного неолитического населения, в том числе и финно-угорские на севере Беларуси. Местное неолитическое население постепенно трансформировалась в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье. Его хронологические рамки: IV-V вв. н.э. – До нашего времени. Когда произошло заселение славянами белорусских земель? Ранее отмечалось, что к VI – VII вв. на большей части территории Беларуси преобладала балтское населения. Славяне в это время жили компактно, сплошным массивом только в бассейне Припяти, в основном к югу от нее. Основным типом славянских поселений были поселения (неукрепленные населенные пункты), а типом жилья – полуземлянка.В 6 – VII вв. началось проникновение славян в балтский ареал. У балтов появляются полземлянки с печами-каменками, каменные жернова, железные ножи и другие славянские вещи, орудия труда.В VIII – IX вв. происходит массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси – сначала в верхнем течении рек Случь и Ареса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. В курганах найдены захоронения по славянскому обряду путем сжигания тела, а так же славянская керамика. Заселение шло из южной части Припятскога бассейна. Славяне проникли в Поднепровье и Подвинье в IX в., А к X в. они расселились в Верхнем Понемонье. Более того, часть балтского населения была ассимилированы, вторая – уничтожена или вытеснена на Северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических литовцев и латышей. Третья часть балтского населения продолжала жить на своих бывших местах. Ассимиляция этой части балтов славянами на территории Беларуси продолжалось до XII – XIII вв. и даже позже.

В результате славяно-балтского синтеза в VIII – X вв. возникли новые этнические славянские общества, которые часто упоминаются в средневековых письменных источниках. Это – дреговичи, радимичи, кривичи.

Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси. В «Повести временных лет» отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. В их культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянской. Однако в их тогдашней культуре зафиксированы и балтские элементы – спиральные перстни, змееголовыя браслеты, подковообразные пряжки. К балтским истокам относится обычай погребения покойников в деревянных гробах-теремах.

Смешанное происхождение дреговичей в результате славяно-балтского синтеза зафиксировано и в названии этого сообщества. Корень ее, видимо, балтский. В литовском языке есть много слов с этим корнем (drёgnas – сырой, влажный), которые отражают одну из особенностей местности, где осели дреговичи, а именно влажность, заболоченность земли в Поречье Припяти.Позже к основе было добавлено славянское «-ичи». Таким образом, термин «дреговичи» представляет собой славянизированное название бывшей, дословянскай формы, которая означала группу балтского населения в соответствии с особенностью территории проживания. С географической особенностью территории дреговичей связано и происхождение слова «трясины» в белорусском языке, что в переводе на русский означает «трясина».

Радимичи, по сведениям из «Повести временных лет», занимали земли между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения – бассейн р. Сож. Как и дреговичи, радимичи сформировались в результате смешения славянского и балтского населения, ассимиляции последнего. В культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянский. Вместе с тем в археологических памятниках отмечены и балтские элементы: шейные гривны, браслеты со стилизованными змеиным головами, лучевые пряжки.

Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической личности Радзима отражает, на наш взгляд, скорее всего библейский взгляд автора этой легенды, чем существование истинного человека. Здесь мы встречаемся с примером мифотворчества. По мнению ряда авторов (Н. Пилипенко, Г. Хабургаев), термин «радимичи» обнаруживает близость с балтским термином «пребывание».

Кривичи занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и подднепровья (Псковщину и Смоленщину). Они жили в верховьях рек – Западной Двины, Днепра и Ловати и были наибольшим многочисленным восточнославянским населением. Культура кривичей делилась на две большие группы: полоцко-Смоленскую и Псковскую.В этническом облике преобладали славянские черты. Язык был славянский. К балтским элементам в культуре кривичей нужно отнести браслеты со змеиными головами, спиральные перстни, гривны балтского типа и т.д.Что касается названия «кривичи», то существует несколько гипотез. Одни ученые (историк В. Ластовский) выводят название «кривичи» от слова «кровь»; тогда ее можно понимать как «родственники по крови», «кровные». Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связана с характером местности, которую занимало это сообщество (увалисто, неровная – кривизна). Большая группа ученых (археолог П. Н. Третьяков, историк Б. А. Рыбаков, белорусский филолог и историк М. И. Ермолович) утверждают, что в названии «кривичи» сохранилось имя языческого первосвященника Крыва-Крывейты.

 

5. Языческие верования древних предков белорусов. В 1992 году в Беларуси торжественно отмечалось тысячелетие крещения. Исходной датой послужила уточненная историками годовщина создания Полоцкой епархии. Как известно, до принятия христианства восточные славяне были язычниками, у них не было единого бога. Но ни одно событие славянской жизни не проходило без участия божества. Какие же существовали боги у наших предков, и чем они занимались, какими сторонами жизни людей «заведовали»?Одним из самых главных богов был могущественный Перун, бог грома и молнии, дождя, опекун военного дела и княжеской дружины. В Беларуси Перуна помнят до сих пор и называют его именем молнию.Гром и молния возникали, когда рассерженный Перун стучал каменными жерновами. В силе ему не откажешь, попробуйте в каждой руке удержать по огромному мельничному камню.Древние каменные топоры, редкие случайные находки людей того времени называли стрелами Перуна. Считалось, что они обладают целебными средствами. Истертые в порошок камни применялись в качестве лечебного средства при любых болезнях.Соперник Перуна - Велес (Волос), бог животноводства, богатства, помощник земледельцев, властитель потустороннего мира, опекун волхвов. На территории нынешней Беларуси, возможно, это был самый главный бог. Во многих местах сохранились воздвигнутые в честь Велеса огромные камни. Кроме всего прочего, Велес распоряжался стоками рек. С его культом связано название реки Вили и основанного на ней кривичами города Вильно, нынешнего Вильнюса.Богом весенних гроз и плодородия был Ярило. Он воплощал в себе понятия весеннего света, теплоты, юности и любовной страсти. Совмещение им вдобавок и некоторых военных функций дает основания предположить, что Ярило тесно связан с Перуном, возможно, был одним из его воплощений или сыном. Славяне представляли себе Ярило босоногим красавцем, разъезжающем на белой лошади по небу в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярило, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом - у того в сердце разгорался любовный костер.Весна находилась в ведении прекрасной богини Ляли - владычицы девичьей красоты и любви. Аиста, как известно, приносящего детей, на Полесье до сих пор называют «лялека».Бога солнца кривичи называли Сотваром. За хранительницу семейного очага почитали богиню достатка Тетю, которую представляли в образе высокой статной женщины с ржаным венком на голове, с хлебом и плодами в руках.Опекуном всех кузнецов считался бог огня Жижаль. Негаснущий святой огонь назывался Знич. Замерзнуть как Зюзя - бог зимы и мороза - можно и в наши дни.Утреннюю и вечернюю зори символизировали сестры Денница и Вечерница. Из древней мифологии известно также имя далекого предка современных белорусов - Боя, везде ходившего с верными псами Ставрой и Гаврой.В древности коммуникации были развиты далеко не так, как сегодня. Поэтому в различных местностях представления о богах, их образах и именах могли существенно отличаться. Конец языческим разночтениям на славянских землях положило христианство. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

 

6. Зарождение государственности у восточных славян. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества - первые раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси. В 9-13 века на нашей территории сложились условия для зарождения государственности:

-внутренние (разделение труда, возникновение городов, имущественное расслоение, существование классов, необходимость поддержания порядка внутри страны), -внешние (необходимость защиты территории от внешнего врага). Первым государственным образованием является Полоцкое княжество. Полоцкая земля находилась на территории северной Беларуси в землях кривичей, включала в себя современную Витебскую область., север Минской. На северо-западе владения полоцких князей доходили до Рижского залива. Удобное расположение на водных путях способствовало культурному и экономическому развитию княжества. Впервые столица княжества-город Полоцк- упоминается в 862г (начало династии Рюриковичей) в «Повести временных лет». В это время Киев и Новгород соперничали друг с другом за объединение восточнославянских земель. В этом соперничестве Полоцку отводилась важная роль. В конце 10 века в Полоцке правил князь Рагвалод. После того, как Владимир(980-1015) его убил, и взял насильно в жёны его Дочь, Рагнеду, Полоцк был сожжён. После инцидента с покушением на жизнь Владимира, сын Рагнеды и Владимира-Изяслав(988-1001) унаследовал престол Полоцка. Его сын Брячеслав Изяславович(1003-1044) продолжил расширение территории княжества. Следующий князь-Всеслав Чародей(1044-1101). При его правлении княжество достигло пика развития. После смерти Чародея Полоцкое княжество было поделено между 6-ю его сыновьями, что стало началом феодельной раздробленности. В 12 веке появляются Минское, Витебское и Друцкое княжества и др. В 1119 г Мономах захватил Минск, пленил князя Глеба, где он умер. В 1129г киевский князь Мстислав захватил за непослушание 3-х князей Всеславичей и вывез в Византию, где они служили в византийском войске. В 1132г они вернулись. Ссылка способствовала налаживанию связей с Византией. В 12в-ослабление князя, усиление вече. Феод раздробленность ослабила княжество. На границе 13-14в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ. Полоцк на протяжении нескольких веков был столицей крупного княжества.

Турово-Пинское княжество образовалось в границах расселения дрыговичей в бассейне реки Припять. Столица-Туров. Местная династия исчезла во времена князя Владимира. В 988г. Владимир выделил Туров сыну Святополку, который начал борьбу за его независимость. Он женился на дочке польского короля Балислава Храброго, вместе с ней в Туров привозит католического епископа чем вызывает гнев отца. Предпосылки по которым Туровское княжество могло существовать самостоятельно:1)расположение на торговом пути из Киева в Польшу 2)через Туров проход. одно из ответвлений пути из варяг в греки 3)очень урожайные пахотные земли. После смерти князя Владимира Святополк становится киевским князем но Туров оставляет за собой. После междоусобной войны Ярослав Мудрый захватил престол и отдает Туров своему сыну-Изяславу. Позднее тот становится Киевским князем но Туров оставляет себе. По действующему праву получения наследства туровские князья наследовали киевский престол. В 1113-1125г город с землей перешел к роду князей Мономаховичей. Они держали княжество в качестве дополнения к своим основным владениям. Из летописи известно, что в середине 12 в на Туровском престоле уже находился князь Юрий Ярославович. Благодаря ему Туров вышел из подчинения Киева, и в нем обосновалась самостоятельная княжеская династия. Во второй половине 12в Туровская земля делится на удельные княжества (Туровское, Пинское, Клецкое, Слуцкое и др.) в каждом из которых правили сыновья Юрия Ярославовича. В конце 13-начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ. В это время на территории Беларуси существовали Гродненская, Брестская, Новогрудская и др. земли (княжества). В своем развитии они не достигли таких высот но сыграли значительную роль.

 

7. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX - XIII вв. Основными отраслями хозяйства в 9 – 13 века на тер Беларуси были земледелие и животноводство, орудиями труда были соха и рало, а сельскохозяйственные культуры были – пшеница, проса, ячмень, жито, бобы, репа и тд. Таким образов, земледелие развивалось от подсечно -огневого до пашни.В связи с изменениями в земледелии, начал меняться и жизнь общества. Большие патриархальные семьи стали постепенно разделяться на более мелкие. Крестьянские семьи селились небольшими селами (весями). Центром нескольких весей было большое село - погост.Сельские общины владели пахотной землей и состояли из всех семей одного или нескольких сел. Владельцем всех земель считался великий князь. За пользование ими населения обязано было платить князю дань продуктами (хлебом, медом, мехами и др.).. Сбор дани назывался полюдьем. В это время возникают следующие виды феодального землевладения: княжеское, Боярский и церковное. Феодальное землевладение было вотчинное и Поместном. Землевладельцами были также крестьянская община и отдельные крестьяне. По мере развития феодальных отношений доля общинного и крестьянского землевладения постоянно сокращалось. Обедневшие крестьяне попадали в феодальную зависимость. Общинные земли становились собственностью феодала, государства или церкви. Письменные источники XI - XII вв. называют разные категории феодально зависимых крестьян. Это радовичы, холопы, изгои, челядь и др..Развитие сельскохозяйственного производства создало экономические предпосылки для создания городов. Они появлялись на берегах рек, на пересечении торговых путей и т. д. Чаще всего возникали они из феодального замка, который являлся центром административного и хозяйственной жизни. Вторая группа была основана по воле князей - это Гродно, Заславль, Минск и др.. Они являлись военно-административными, или пограничными крепостями. Город состоял из детинца - укрепленного стенами и валами центра города и посада - поселение ремесленников и торговцев. Важным городским местом был рынок - торг. Первым древним белорусским городом по праву считается Полоцк. В знаменитом летописи Повесть временных лет; он упоминается под 862 годом. Особый расцвет ремесла произошел в XII - XIII вв. Ведущая роль в нем принадлежала кузнечному ремеслу, гончарство, обработка древесины, обработка кожи, ювелирное ремесло. Известны связи наших городов с Византией, Ближним Востоком, Средней Азией, германскими городами, о чем свидетельствуют многочисленные клады, в которых находились монеты этих стран. Через белорусские земли проходил большой водный путь «из варяг в греки». Из зарубежных стран на наши земли доставляли вино, специи, краски, стеклянную посуду, дорогие ткани, украшения. Из белорусских городов вывозили меха, воск, мед. Надо добавить, что, помимо сельского хозяйства, ремесел и торговли, население белорусских земель занималось: охотой, рыболовством, сбором грибов, ягод, скорлупных лесных орехов, бортничеством, прядением, ткачеством.

Таким образом, раннефеодального период развития белорусских земель (Х - ХIII вв.) Характеризовался образованием феодальной земельной собственности и появлением зависимых крестьян, отделением ремесла от сельского хозяйства, развитием торговли, промыслов и ростом городов.

 

8. Принятие и распространенных христианства. Культура белорусских земель в IX-XIII вв. Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. Вначале христианство затронуло только Княжеско-боярскую верхушку. На Беларуси распространение христианства началось ещё в 10 веке. Ещё в 907 г. воины Полоцка были союзниками киевского князя Олега в походе на Царьград, где они познакомились с христианством. В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославич принял христианство. И в 992г. сын Владимира Изяслав основал в Полоцке епархию – церковный округ. Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор.В 11 в. На Полоцкой земле начала использоваться кириллическая азбука (составлена в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием, содержала 43 буквы). Об это свидетельствуют надписи на Борисовых камнях, найденных в русле Западной Двины, а так же надпись на Рогволодовом камне возле Орши; деревянный гребень с алфавитом, найденный в Бресте; берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле.

В первой половине 11 века началось летописание. В начале 12 в. Монахом Настором была создана «Повесть временных лет». Наиболее ранней рукописной книгой в Беларуси является создание в 11 в. «Туровского евангелие».Распространению письменности содействовали религиозные деятели-просветители. Такие как Ефросиния Полоцкая (1101-1167 Предслава, внучка Чародея) – первая женщина-книгописец, построила женский и мужской монастырь, открыла школу для женщин при монастыре, первая женщина, которую православная церковь провозгласила святой. Туровский епископ Кирилл (около 1113 – после 1190) – жил отшельником, писал «слова», молитвы-исповеди, повести-притчи, прозвали Златоустом, который «паче всех воссиял на Руси». Выдающимся памятником каменного зодчества является построенный в середине 11 в. В Полоцке при князе Всеславе Чародее Софийский собор. Использовались плоский кирпич – плинфа, внутри было украшено фресками. В 12 в. В Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных церковных строений, одни из них была Спасо-Преображенская церковь, построенная по заказу Ефросинии Полоцкой за 30 недель зодчим Иоанном (Иваном). Это была первая церковь в Восточной Европе с кокошником. В 12 в. В Гродно была построена Борисоглебская (Коложская) церковь. Отличительной чертой является наличие круглых подкупольных столбов и большое количество голосников-жбанов, для лучшего звучания молитвы. Памятником оборонительного зодчества является 5-ярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня, построенная в 13 в на Брестчине. На площади диаметром 13 метров мог разместиться довольно большой войсковой гарнизон. Её стены толщиной 2,5 м прорезаны бойницами – щели, через которые можно было стрелять. Шедевром декоративно-прикладного искусства является шестиконечный крест, сделанный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросинии Полоцкой в 1161 г. Во время ВОВ крест пропал. Воссоздал святыню в наше время художник-ювелир Николая Кузьмич.

 

Образование Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского: основные подходы и концепции. Роль белорусских земель в становлении белорусско-литовская государства.

Исторические реалии 13 - 14 вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточно-литовских и северо-западных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. 13 в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. 13 в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами.Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогрудские земли. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балто-восточнославянских земель, которую предпринял жмудский князь Тройнята. В 1263 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Войшалк укрылся в Пинске.

Полоцк и князь Товтивилл, племянник Миндовга, тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «русские» земли. Чтобы устранить конкурента, жмудский князь планировал убить Товтивилла, но в 1264 г. Тройняту убили слуги Миндовга. Великим князем стал Войшалк (1264 - 1267 гг.), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли.Таким образом, новогрудский князь Войшалк создал ядро державы. Вхождение балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров. Основой Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского стали соседние балтские и восточнославянские (сегодняшние литовские и белорусские) земли. Эта держава была полит-территориальной и политэтничной. Синтез двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население обеих земель. Феодальные княжества-державы, существовавшие на территории Беларуси еще в X - XII вв. привносили свой опыт государственности, экономики и культуры в новое государство, превращая его в Великое Княжество

 

10. Государственный и общественный строй Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Литовские статуты. С самого начала ВКЛ складывалось как ограниченная феодальная монархия во главе которой стоял князь или «гаспадар». Князь обладал широкими полномочиями, командовал вооруженными силами, издавал законы, руководил политикой, объявлял войны и т.д. В 15-16-х веках власть князя ограничивали сейм и рада. Сейм - сословно- представительский орган, который вырос из местного вече. Сначала на сейм приглашалась вся шляхта, но чтобы избежать трудностей со сборами сейм переделали в представит. орган. С 1512г на сейм приезжало по 2 делегата от каждого павета. Сейм проходил не только в Вильно но и в Бресте, Минске, Гродно. Сейм выбирал князя, объявлял войны, определял налоги и т.д. Рада - действовал при князе в качестве совещательного органа. В состав панов-рады входили крупнейшие феодалы, которые занимали высшие гос должности, а также высшие чины церкви. Со временем значение рады в гос-ве возросло и она вместо совещательного сделалась гос-венным органом.(князь не мог решать вопросы внеш политики, издавать законы, распоряжаться финансами и т.д.). Высшие служебные должности в ВКЛ: Маршалакземский руководил на заседаниях, сеймах и радах, объявлял решения князя и рады, руководил приемом иностранных послов, регулировал пропуск к князю просителей. Гетман(высший) -командовал военными силами гос-ва. Канцлер - руководил работой гос канцелярии,под его началом находилась «метрика ВКЛ»- гос архив ВКЛ, хранитель великой гос-венной печати. Подскарбий земский -следил за всеми гос-венными расходами. В территориально-административном отношении ВКЛ делилось на воеводства, паветы, волости. Впервые воеводства введены в 1413г- Виленское и Трокское. К 1569г- 8 воеводств и 22 павета. Воеводства: Воевода -руководитель администрации в воеводстве, назначался князем и радой, как правило пожизненно из числа крупных феодалов. Он отвечал за поддержание порядка, сбор дани, организацию вооруженных сил. Ближайшие помощники: каштелян - вооруженные силы и ополчение, ключник - собирал дань, городничий - комендант замка. Паветы: Староста - являлся руководителем администрации в павете назначался князем или радой из числа крупных феодалов. Полномочия так же как и у воеводы но на уровне павета. Сословно- представительскими органами в воеводствах и паветах были воеводские и паветовые сеймики. На них присутствовала вся шляхта данного павета или воеводства. Они проходили каждый год, на них выбирали депутатов на главный сейм страны и готовились предложения главному сейму. Волость Охватывала как правило 10-13 сельских поселений. Интересы гос-ва в ней представлял тиун, который выбирался из шляхты. Он собирал подати и пересылал их в центр. Судебные органы в гос-ве были двух разрядов:1) общие суды для всего населения, 2) сословные суды (только для шляхты и духовенства).Самым высшим судебным органом был великокняжеский суд и суд панов рады. Законы по которым существовало ВКЛ- статуты ВКЛ (1529-автор Лев Сапега;1566;1588). По точности обработки законов они не имели себе равных в Европе. К тому же были написаны на белорусском языке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.028 с.)