Культура белорусских губерний в составе российской империи в конце XVIII - начале XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура белорусских губерний в составе российской империи в конце XVIII - начале XX вв.



Образование, наука и литература конца 18-нач 19в. Просвещение и романтизм - основные направления развития культуры Беларуси конца XVIII - первой половины XIX в. Период с конца XVIII по 10-е гг. XIX в. относится к эпохе Просвещения в Беларуси. Идейной основой данной эпохи стали работы философов-просветителей, которые призывали к преобразованию общественного строя на рациональных, то есть умных, началах. Они считали, что причина всех страданий народа – необразованность. Примерно с 10-х гг. XIX в. в культуре Беларуси возникают ростки нового идейного и художественного направления - романтизма. В Западной Европе романтизм возник раньше. Он отразил разочарование теми результатами, которыми закончилась французская буржуазная революция конца XVIII в. Преобразование общества путем, предложенным философами, не привело к созданию «Царство разума» на Земле. В противовес просветительскому рационализма мировоззрение эпохи романтизма проникнуты утверждением превосходства духовного начала над разумом. Под влиянием просветительских идей образование постепенно избавлялась церковного влияния, переходила в под-упорядочение к государству и приобретала светский характер. Это обусловило проведение в последней трети XVIII - начале XIX в. ряда реформ в области образования Российской империи. До сих пор в Беларуси сложилась довольно запутанная сеть учебных заведений, лишенных единого руководства и не связанных между собой. В 1802 г. было образовано Министерство народного просвещения. Европейская часть России делилась на 6 учебных округов, каждую из которых возглавлял назначенный царем попечитель. Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская губернии вошли в состав Виленского учебного округа, которую возглавил магнат Адам Чарторыйский. Научным и административным центром округа был Виленский университет. В результате реформ увеличилась сеть школ, прочное место в учебных планах заняли естественные дисциплины. Положительными результатами являлись относительная доступность начальных учебных заведений, отсутствие ограничений национального, священного и возрастного характера, обеспечение девочкам права посещать школу. Важную роль в системе школьного образования продолжали играть католические учебные заведения В ряде мероприятий, направленных на расширение русского влияния в крае, было закрытие в 1832 г. Виленского университета и временная ликвидация Виленского учебного округа (до 1850 г.). В школах в обязательном порядке вводилось обучение на русском языке. Объединение униатской церкви с православной ускорило закрытие католических монастырей и их учебных учереждений. Происходило зарождение профессионального образования на Беларуси. В 1840 г. начала действовать Горы-Горецкая земледельческая школа. В 1848 г. на ее базе открылся Горы-Горецкий земледельческий институт - первая в России и одна из первых в Европе высших сельскохозяйственных учебных заведений. Литература. Белорусский литература первой половины XIX в. отразило переплетение идей Просвещения и романтизма, хотя определяющими были романтические принципы. Именно романтическое мировоззрение с его вниманием к национальной культуре способствовало развитию фольклористики, использованию в художественном творчестве народных песен, сказок, преданий, что и привело к возникновению первых произведений на белорусском языке.
Стоит отметить, что часть уроженцев Беларуси работали в пользу польской культуры. Наиболее известной фигурой среди них является Адам Мицкевич. Свои произведения он писал на польском языке, используя сюжеты белорусского истории и фольклора. Борщевский почти всю свою жизнь посвятил собиранию народного творчества. Он создал несколько стихов на белорусском языке и поэму «грабежом мужиков». В своем главном произведении «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», написанном на польском языке, автор литеротурно переработал фольклорный материал. Поэт и драматург Винцент Дунин-Марцинкевич осуществил переход от польской литературной традиции к собственно белоруской.

Искусство. В изобразительном искусстве Беларуси конца XVIII-первой половины XIX в. наблюдалось взаимодействие двух течений - классицизма и романтизма. Классицизм был официальным стилем, которого придерживалась Петербургская академия искусств. Однако в изобразительное искусство проникают и элементы романтизма. Перапляценне черт классицизма и романтизма наблюдаются в творчестве белорусского художника Иосифа Алешкевича. Художник жил в Петербурге, однако часто приезжал в Беларусь. Здесь он создал ряд портретов. Некоторые из них выполнены в стиле классицизма (портрет А. Чарторийского). Отдельные произведения Аляшкевича изобразили романтические веяния.
Валентий Ванькович вошел в историю белорусской живописи как представитель романтизма. Мастерская Ваньковича в Минске была центром, вокруг которого группировались лучшие художественные силы города. Художник создал ряд их портретов в стиле романтизма. Полотно Ваньковича «Мицкевич на скале Аюдаг» является типичным примером романтического портрета. Художник Ян Дамель оставил значительный след почти во всех жанрах изобразительного искусства. Наиболее известен он как мастер исторического жанра. Ян Дамель хорошо знал отечественную и античную историю. Художник создал такие картины, как «Смерть князя Понятовского», «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812.»и др. Автором классических произведений белорусской живописи является Иван Хруцкий. За натюрморт «Цветы и фрукты» он получил звание академика. Хруцкий написал много натюрмортов, пейзажей и портретов.
С эпохой Просвещения связано установление стиля классицизм в архитектуре. Архитекторы постепенно отказывались от чрезмерной сложности и запутанности архитектурных форм, характерных для стилей барокко и рококо. В архитектурных композициях стали использоваться четкие геометрические формы. Приобретали распространение античная ордерная система и простые декоративные украшения. Становление классицизма прежде всего было связано с интенсивным развитием градостроительства. В белорусских городах начали появляться новые типы жилых и общественных зданий (канцелярий, больниц, гимназий), которые выделялись на фоне средневековой застройки своими правильными очертаниями. Впервые градостроительство стало рассматриваться как единая пространственная система, спланированная на рациональных началах. Городостроительство становилось государственным делом. В первой половине XIX в. были разработаны планы застройки свыше 40 белорусских городов.
Наиболее значительная из культовых построек эпохи классицизма в Беларуси - Петропавловский собор в Гомеле, созданный в 1809 - 1819 гг. Он свидетельство того, что идеи классицизма получили перевес над теми традициями строительства православных храмов, которые до сих пор существовали на протяжении столетий. Использование типичных приемов классицизма при строительстве собора в Гомеле позволило создать величественную принципиально новую архитектурную постройку. Яркое отражение классицизм нашел в дворцово-усадебной архитектуры. Диапазон дворцово-усадебного строительства был очень широк - от небольших усадеб мелкой шляхты до монументальных построек крупных магнатов. Среди выдающихся памятников белорусского классицизма выделяются Гомельский, Жиличский (Кдравски район), Сновский(Несвижский район) дворце. При этих сооружениях обычно создавались парки в стиле романтизма, украшенные искусственными гротами, каскадами, руинами.
Классицизм господствовал в архитектуре Беларуси до середины XIX в. Альтернативой классицизма выступал романтизм, который проявился преимущественно в пейзажно-парковом искусстве.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.016 с.)