Развитие политической мысли Западной Европы в XIX в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие политической мысли Западной Европы в XIX в.



Гражданское и правовое государство

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, а также о его необходимости подчинения закона праву.

Словосочетание правовое государство впервые встречается в работах карла велькера (1813). К н. 20 века в ряде развивающихся стран сложились такие типы правовых систем, принципы построения которых соответствовали идеям о правовом государстве. В конституции множества стран (США, Франция и др.) содержаться положения прямо или косвенно фиксирующие, что данное государство является правовым.

Принципы правового государства: 1) приоритет прав –

2) единство права и закона - В правовом государстве любой нормативный акт должен не только по форме, но и по содержанию быть правовым, это означает, он должен отражать естественно-правовые начала, соответствующие международным нормам о правах человека

3) правовое разграничение различных ветвей государственной власти – 3 ветви, В правовом государстве все ветви власти независимы и не должны вмешиваться в деятельность друг друга.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие ряда признаков:

1)– это сообщение свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые ему необходимы для нормального существования

2)– открытое социальное образование. В нем свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к информации, культурное сотрудничество с другими странами и т.д.

3)– сложная структурная система. Наличие многообразных форм и институтов (профсоюзы, партии) позволяют выразить самые разнообразные потребности и интересы людей

4)– саморазвивающаяся и самоуправляемая система, это означает, что индивиды объединяются в различные организации, устанавливают между собой различные отношения, реализуя порой противоречивые интересы. Этим они обеспечивают развитие общества без вмешания государства, как властные силы

5)– демократическое общество, где связующим фактором выступает признание, обеспечение, защита естественных и приобретенных прав человека

Структуру современного белорусского общества можно представить в виде 5 основных систем, которые отражают соответствие сферы ее жизнедеятельности – социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

 

Глава гос-ва и его роль в структуре высш органов гос власти

Глава государства – центр фигура гос системы (монарх или президент) Он - символом государства, Глава государства – это связующее звено между законодательной и исполнительной властью.

Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от формы правления. Так, в монархиях главой государства обычно становятся по наследству. Монарх имеет особый титул (король, император, султан и др.) и знаки государственной власти – регалии (трон, корона, скипетр и др.). Даже в Великобритании, где «королева царствует, но не правит», у нее достаточно широкие полномочия. Она имеет доступ ко всем документам правительства, утверждает премьер-министра и министров правительства, является главой англиканской церкви и верховным главнокомандующим в чине полковника. Если король не может исполнять свои функции (несовершеннолетие или болезнь), его обязанности возлагаются на регента.

президента избирают. Его может избирать парламент (как в Эстонии, Венгрии, Албании), специальная коллегия (может включать и членов парламента в Индии), выборщики (как в США, Аргентине и Финляндии) и, наконец, прямое всенародное голосование, как в большинстве республик мира. Конституцией провозглашается право граждан баллотироваться на пост президента. Ограничения связаны с возрастом и гражданством(Беларуси – моложе 35 лет). В США требуется быть гражданином США по рождению, а в Беларуси – гражданином РБ, прожившим в стране не менее 10 лет. Срок полномочий президента 5 лет (в Беларуси, Германии, Индии, большинстве республик,),. конституция ограничивает срок пребывания в должности президента.. Если президент не может исполнять свои функции (смерть, тяжелая болезнь, отставка, импичмент), его место на оставшийся срок полномочий занимает либо вице-президент (как в США), либо спикер парламента или сената, если парламент 2-палатный (как в Венесуэле), либо премьер-министр (как в России или Беларуси). Часто, если нет поста вице-президента, проводятся досрочные выборы

В президентской республике он обладает значительной реальной властью, в парламентской - выполняет представительские функции. В президентских республиках президент формирует (с согласия парламента) и возглавляет правительство, оно ответственно перед ним, а не перед парламентом. В таких республиках премьер – чисто техническая фигура. Взаимоотношения президента и парламента в разных странах имеют свою специфику. Президент не может быть Президент представляет президентскую республику в отношениях с другими государствами, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает послов в других странах, принимает верительные грамоты иностранных послов. президент обычно – Главнокомандующий вооруженными силами страны.

Президент имеет право помилования и амнистии, назначения судей Верховного суда и других высших судов, в Беларуси и России – Конституционного суда. В большинстве республик в случае нарушения президентом Конституции или совершения преступления парламент может объявить ему импичмент (как правило, 2/3 голосов).

 

Парламент:стр-ра и полномочия. Нац собрание РБ

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Парламент Беларуси -Национальное собрание Республики РБ. Является органом представительной и законодательной власти РБ. Парламент Беларуси состоит из двух палат: -Палата представителей, -Совет Республики

Палата представителей ежегодно проводит по 2 очередные сессии. Внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны. В Беларуси парламент избирается сроком на 4 года.

Палата представителей - 110 депутатов, избираемых народом РБ. Депутаты должны быть гражданами РБ в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики. Функции Палаты представителей: рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, одобрение кандидатов, назначаемых Президентом на пост Премьер-министра, оценка работы правительства, инициация вотумов недоверия, если это необходимо

Совет Республики - региональный представительный орган, состоящий из 64 членов. Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент РБ. Кандидаты в члены Совета Республики должны: быть в возрасте от 30 лет, постоянно проживать в соответствующем регионе РБ по меньшей мере 5 лет

Основная функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.

 

Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

«блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;

раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;

возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;

появлению рабочих и социалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

 

 

Политическое сознание

Политическое сознание - совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики субъектом политического процесса. оно, наряду с ценнос­тями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое сознание связано с политическим поведени­ем, является его подготовительным этапом

выделяют 2 группы составных частей этого явления: познавательные (знания о политике, инте­рес к политическими явлениям и убеждения) и мотивационные (по­требности, ценности, чувства и установки).

сложились две точки зрения на сущ­ность политического сознания. сторонники бихевиорального под­хода рассматривают политическое сознание как форму рационально­го мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и пред­ставлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. => уходит проблема формирования политического сознания.

аксиологический, подход относится к политическому со­знанию как к определенному уровню социального мышления. в него входят общечело­веческие воззрения и ценности человека, но суть политического со­знания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, а также видеть пути и способы использования государ­ства для решения задач по их реализации. политичес­кое сознание понимается как уровень представлений, на кото­рый может подняться человек выполнения необходимых функций в сфере власти.

функции: когнитивную (отражения потребности общества в по­стоянном обновлении знаний для выполнения и модификации фун­кций политических субъектов); коммуникативную (обес­печения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); идейную (осознания заинтересо­ванности субъектов в обретении и популяризации собственного ви­дения политического мира).

Политические отношения

Политические Отношения - связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. это взаимосвязи и взаимодействия социальных общностей и личностей по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов субъектов, процесс сознательной деятельности последних, в котором интегрируется самое значимое для них. невозможно осуществить только индивидуальными усилиями, пусть даже и выдающихся личностей. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения. Особо выделяются отношения политики с другими общественными системами - экономической, духовно-нравственной, социальной и пр. В структуре политических отношений можно обнаружить и духовную (что связанно с процессами познания и обретения политического сознания, идеологии), и материальную (поскольку в результате их осуществления в обществе происходят реальные, осязаемые изменения) составляющие. Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический. По механизму своего проявления делятся на стихийные и сознательные.

Международные отношения

Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Субъектами международного права принято считать:

-основные субъекты: государства, международные межправительственные организации (ВОЗ, МОТ, ООН)

-также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться: государствоподобные образования, национально-освободительные движения

Все эти субъекты обладают такими правами: 1.заключение договора 2. быть членами международных организаций 3. участвовать в работе международных конкуренций 4. иметь свои представительства дипломатические и консульские.

Тенденции: многополярность, глобализация (совокупность современных явлений, процессов и структур, которую можно выразить в взаимозависимости, взаимопроникновении и взаимообусловленности самых различных компонентов современного мира), коллективная безопасность (наличие группы государств, объединенных общей целью и разработавших совокупность военно-политических мер, направленных против потенциального противника), демократизация мира (рост количества демократических государств и усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах)

Политический экстримизм

Политический экстремизм – с-ма крайних - с точки зрения общества - взглядов и действий, направленных на удовлетворение политических интересов отдельных социальных групп: классов, этнических групп, политических движений, партий, группирований. Характерный признак - не легитимное использование насилия в различных формах как основного метода борьбы.
Современному миру характерно широкое распространение взглядов и концепций политического экстремизма во всем мире, включая страны СНГ, разнообразие идейно-политических платформ (национальный, религиозный, неофашистский, ультрареволюционный и т. д. экстремизм),
организационные структуры пол экстримизма от отдельных государств до многочисленных общественно-политических организаций открытого или конспиративного характера. Эти структуры нередко приспособлены для вовлечения в экстремистскую деятельность значительных масс населения.
Объектами политического экстремизма нередко выступают иностранные государства и их организации, а также международные организации, международный правопорядок и безопасность.
Современная практика политического экстремизма характеризуется широким применением его особо острых насильственных уголовно-наказуемых форм и методов (уничтожение и устрашение политических противников, разрушение их политических структур и материальных объектов и т. Д.)
Центральное место в системе политического экстремизма занимает терроризм, т к нанесения ущерба жизни и здоровью людей сознательно рассматривается в качестве необходимого условия достижения преследуемых террористами политических целей. При этом речь может идти как об отдельных конкретных личностях (государственные и общественные деятели, представители власти и т. п.), так и о других лицах или неопределенном их множестве.

Развитие политической мысли Западной Европы в XIX в.

Общественно-политическая жизнь Западной Европы в указанный период проходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков. И не удивительно, что идеологические течения того времени определяли свое отношение к этому историческому процессу. Сторонники реставрации старых феодальных порядков сгруппировались вокруг идей консерватизма. Идеологи нарождающегося капиталистического общества разрабатывали идеи либерализма. Противники частной собственности и капитализма продолжали интенсивную разработку идей социализма. Появляется марксизм, выработавший новый историко-материалистический взгляд по проблемам общественного развития, судеб общества и государственности. Бентам — сторонник свободной конкуренции, противник государственной регламентации хозяйственной жизни. Однако, видя угнетенное положение рабочего класса в Англии, рост числа неимущих, беспомощность социально обездоленных слоев населения, Бентам считал необходимым возложить на государство обязанность помощи беднякам, заботу о воспитании и образовании низших слоев общества и другие социальные обязанности. Социально-политическая мысль Западной Европы первой половине XIX веков.Иммануил Кант (1724-1804) изложил свои социально-политические взгляды в таких трудах, как «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Кант порывает с рационалистической концепцией просветителей XVIII века в вопросах трактовки разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. Это означало, что просвещение осмысливалось Кантом как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Отсюда следует: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики . Обоснование этих идей стало крупным шагом вперед по пути постижения специфики социальных законов и особенно того из них, в соответствии с которым субъективные намерения людей не совпадают с объективным результатом истории. Эта социальная доктрина послужила в последующем источником как учения о диалектике общественного процесса, соотношении в нем исторического и логического (Гегель, Маркс), так и концепций, противопоставлявших естественные и общественные науки (различные школы кантианства). Важное значение имел и вывод Канта о том, что каждый человек, обладая совершенным достоинством и абсолютной ценностью, в корне отличается от окружающей природы и в своем поведении руководствуется нравственным законом, который философ назвал «категорическим императивом».Будущее государственности Вебер видел в повышении роли и квалификации бюрократии, государственного аппарата, действующего на рациональных основах. Понимая опасность излишней бюрократизации государственного управления, Вебер предлагает модель политической системы в лице плебисцитарной республики, сочетающей принципы парламентаризма и демократии с сильной исполнительной властью. Одной из крупных новаций политической мысли XX в. стала теория элит, основы которой были заложены итальянскими социологами и политологами Вильфре-до Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858-1941). Исходным моментом теории элит является убежденность ее сторонников в том, что в любом обществе, при любой форме государства, при любом режиме и при любой идеологии господствует в обществе элита. Это обеспечивается благодаря таким качествам, как групповое сознание, внутреннее сцепление, общая воля к действию. По терминологии Г. Моска, элита представляет собой «правящий класс», который монополизировал власть, осуществляет политические функции и пользуется благами, доставляемыми доминирующим положением в обществе. Несколько иной взгляд на элиту имел В. Парето. Он разделяет элиту на две части: правящую (те, кто прямо или косвенно влияет на правительственную политику), или политическую, и неправящую (экономическую, культурную). А далее, подобно Г. Моске, Парето делит общество на два слоя: высший, куда относятся управляющие, и низший, объединяющий управляемых . Парето придавал большое значение вопросам социального происхождения и социальной техники введения людей в элиту. Он полагал, что «личные способность-основное условие попадания в элиту. При этом политически важным является создание таких условий, которые позволяли бы элите обновляться за счет введения в ее состав лучших представителей всех слоев общества. И Парето вводит понятие циркуляции элит как условие их выживания и равновесия. Свой вклад в дальнейшее развитие теории элит внес Роберт Михельс (1876-1936). Он сформулировал концепцию «железного закона олигархии», согласно которой смена одного господствующего слоя другим и производный от нее закон олигархии есть необходимая форма коллективной жизни. Сама олигархия есть порождение потребностей психологии масс и психологии организаций, а также особенностей самих крупных организаций. Одной из особенностей исторического развития в XX в. стало появление идеологии, а потом и практики фашизма. Основателем этого идейного течения был Бенито Муссолини (1883-1945). Идейная платформа фашизма складывалась путем отрицания коммунизма, либерализма, демократии. Культ государства — центральный пункт идеологии итальянского фашизма. Государство рассматривалось как духовный и нравственный факт, как законное воплощение нации. А потому все индивидуальные и групповые интересы должны подчиняться интересу государства . Фактически с самого начала активизации (конец 60х годов ХХ века), левый экстремизм, поразивший основные индустриальные центры демократического мирового сообщества, стал объектом пристального изучения советских специалистов. Первоначально в центре внимания был именно политический левый экстремизм, связанный в отечественной науке с термином студенческих революций и порожденных ею последствий.Исходный тезис «позитивной философии» заключается в том, чтобы наука ограничивалась описанием внешнего облика явлений. Это означало, что позитивизм отказывается от поиска первопричин, каких-либо субстанционных начал и сверхъестественных сущностей. Задача состоит в том, чтобы установить связь между различными частями явления. Позитивная философия, по мысли Конта, обусловливает появление новой, «позитивной» политики, основанной на подлинной науке и способной обеспечить правильное сочетание начал порядка и прогресса. Позитивная политика, как считал Конт, не признает никаких прав, кроме права исполнять свой долг. Обладание капиталом О. Конт расценивал как положительное явление и даже общественную заслугу. Ибо капитал оплодотворяет промышленность, умножает производство. Конт рассматривал банкиров, коммерсантов и фабрикантов в качестве настоящих общественных деятелей. Социальными ориентирами для Конта являлись: научное изучение социальной статистики и динамики ради целей объяснения и предвидения; «порядок и прогресс» как главная формула умеренного реформаторства; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих занятии людьми — банкирами, промышленниками и священниками новой позитивной церкви, проповедующей идеи прогресса и преемственности всех, поколений. Представителем либерализма и крупнейшим представителем английского социологического позитивизма был Герберт Спенсер (1820-1903). Основополагающей идеей учения Спенсера является аналогия политически организованного общества с биологическим организмом. Человеческое общество, согласно Спенсеру, есть нечто большее, чем просто сумма взаимодействующих индивидов. Оно характеризуется особыми условиями существования и производными от них механизмами социального контроля. Поэтому его можно, определить как органическое целое, подобное в некоторых отношениях живому телу. Отсюда правомерность термина «социальный организм», который применяется для обозначения организованной группы людей, способной собственными силами удовлетворять основные потребности своих членов и существовать самостоятельно. Спенсер выделяет две стадии развития и два типа социально-политических организмов: военные (хищнические) и промышленные (индустриальные). Суть социально-политического прогресса состоит в постепенном переходе от военного типа государства к промышленному. Такова закономерность общей социально-политической эволюции, по Спенсеру. Отличительной чертой государства первого типа является регламентация социальной жизни, которая затрудняет самостоятельную деятельность людей и их организаций. По мере развития хозяйственной деятельности на смену военному типу государства приходит промышленный, в котором членам общества предписывается лишь то, что они не должны делать. Получает развитие торговля и промышленность, утверждается закон равной свободы, что коренным образом меняет положение индивида. Личность — главное начало, государство — производное от нее средство. Государство оберегает индивида. Природе такого государства соответствует представительная власть и наличие разнообразных коммерческих и иных организаций . 3. Политическая наука за рубежом в ХХ векеВ начале XX вв. довольно широкое распространение получают идеи солидаризма.

 

8. Политические идеи немецкой классической философии. Представление о правовом государстве и гражданском обществе.Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. Свои социально-политические взгляды обобщил в трактате “Метафизика нравов” (1797 г.).В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. Кант разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде. философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а “государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права”. Философское учение Гегеля представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. Политико-правовые доктрины Канта и Гегеля до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий.С философией Канта связан ценностный подход к праву и к человеку. Разумеется, конкретные правовые взгляды Канта не выходили за пределы его эпохи, да и тогда не могли считаться самыми радикальными. Верно и то, что формализм его правовой теории впоследствии послужил методологической основой нормативизма и некоторых позитивистских школ. Тем не менее к проблемам аксиологии разработанный Кантом этический подход к праву имеет самое прямое и тесное отношение.“Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, – писал Кант. – И они подымаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление. Это – звездное небо над нами и моральный закон в нас”. На человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на условие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.

9. Марксистская концепция государства и права.
Марксистская концепция происхождения государства и права опирается на на классовую трактовку государства и права.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развшия- первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т.д.) как аппарат принудительной власти господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.

Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это определенное повторение (на более высокой ступени исторического развития) первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Основные положения этой марксистской концепции изложены в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем и в работах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других марксистов.

 

 

10. Политические доктрины современности.
Социалистическая идеология (от лат. socialis - общественный, товарищеский) - идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения.

социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других.Суть социалистической идеи в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития.

Либерализм (от лат. liberalis - касающийся свободы) - учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Начало развития либерализма приходится на период буржуазных революций XVII-XVIII вв. и получает он широкое распространение в XIX в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Либеральное мировоззрение восходит к Реформации, Просвещению, ньютоновской научной революции.

У него истоков были идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита, Т. Джефферсона, А. Токвиля, И. Бентама. Основные идеи и установки либерализма были сформулированы в Декларации прав человека.

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) - политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Появился в к XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан . Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда

Консервативные установки появляются в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего.

 

11. Развитие политических идей в России.
Характерные черты российской политической мысли: преобладание крайностей радикализма и консерватизма; односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма; тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций; своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов; чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами; недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации. 1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская, Новгородская, Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" . Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в. 2 этап Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. Феофан Прокопович и В. Н. Татищев отстаивали прог<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.037 с.)