Правительство: полномочия и функции. Бюрократия и бюрократизм



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство: полномочия и функции. Бюрократия и бюрократизм



Правительство, также Кабинет или Совет Министров — высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.

Правительство состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.

Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.

Совет Министров Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.

Главой Совета Министров является Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты Парламента Республики Беларусь.

Совет Министров Беларуси в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции: а) как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата; б) как бюрократическая система аппаратного управления; в) как стиль управления.

Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществ. Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.

 

 

37. Политическая партия: понятие и происхождения. Типы и функции политических партий.
Политическая па́ртия— особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу.

Функции: 1. Функция выявления и формирования наиболее существенных интересов тех социальных групп или классов, интересы которых данная партия собирается отстаивать и на политическую поддержку которых партия рассчитывает опереться в своей борьбе за власть. 2. Электоральная- партии обычно выступают в качестве наиболее активных субъектов борьбы за завоевание политической власти: подбирают и выдвигают кандидатов на выборные должности, координируют ход предвыборной борьбы 3. Участие в реализации государственной власти через фракции в парламенте, а также через своих представителей, которых партия сумела провести на те или иные выборные должности(мэры, губернаторы, сенаторы, президент) или государственные посты (министры, руководители органов местной исполнительной власти и т.д. ) 5. Формирование кадрового резерва профессиональных политиков, отбора наиболее подходящих кандидатов на различные политические должности. Иногда эту функцию обозначают как функцию «политического рекрутирования».6. Шестая функция партии заключается в том, что она выступает в качестве своеобразного связующего звена между обществом и государством, между народом и властью.

По характеру и задачам: революционные, реформистские, консервативные, реакционные от участия во власти: правящие, оппозиционные по условиям деятельности: легальные, полулегальные, нелегальные

М. Вебер выделил 3 этапа в развитии пол партий: аристократическая группировка, пол. Клуб, массовая партия. Только консерваторы и либералы прошли этот путь

 

 

Партийные системы и их характеристика.

Политические партии возникают для представительства и попытки удовлетворения интересов различных социальных слоев. Количество партий в обществе отражает степень экономической, идеологической и другой неоднородности интересов. Чем выше степень неоднородности, тем больше число партий в политической системе общества.

В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система.

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

однопартийные;

двухпартийные;

многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

«блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;

раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;

возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;

появлению рабочих и социалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.022 с.)