Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция политич мысли в Беларуси

Поиск

Зарождение политической мысли у восточных славян совпадает с возникновением государственности. В древних летописях, трактатах, поучениях, литературных произведениях мы находим интересные суждения о политике. Однако подлинный расцвет политической мысли приходится на 16-17 века. Франциск (1490-1551) - особый интерес проявляет к праву и закону. Законы делит на естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека Законы, написанные на бумаге, появляются когда люди нарушают законы естественные и начинают воровать, и т.п. Закон и призван положить этому конец, Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны - рядовой гражданин и монарх.Волан - его интересовал прежде человек, врожденным свойством которого он считает стремление к свободе. Свобода же для него есть хороший закон, т.е. такой, который создан на основе естественного права. Естественным право- право на свободу и собственность. Считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе 3 Статута ВКЛ- 1529, 1566 и 1588 гг.- полный свод законов

XVII - XVIII вв Симеон Полоцкий уподоблял сильное государство крепкому и здоровому телу, которое должно быть снабжено "умной издоровой головой", т.е. правом и законами.
Казимир Лыщинский называл своим политическим идеалом крепкое государство во главе с просвещенным монархом. Именно просвещение должно, по его мнению, совершенствовать общественную жизнь и избавлять ее от социальных зол.
Иероним Стройновский - учение о естественном порядке вещей. государство должно защищать права личности, среди которых главное - это право на свободу, защиту частной собственности и взаимную помощь.
19 в Общества филоматов выступало за социальное и национальное освобождение. Главными двигателями всех перемен они считали действующего и мыслящего человека. общество должно быть основано на принципах закона и морали.К. Калиновский критиковал феодально-крепостнические отношения, эксплуатацию, абсолютизм, бюрократический аппарат и судебную систему в России. В справедливом обществе не должно быть сословий и привилегий, а главной ценностью станет труд.

13. Происхождение, основные черты и функции политической власти.
2 метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти: 1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой. 2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта.
М.Вебер обосновал теорию социального господства, рассмотрев его идеальные типы: 1) Традиционное господство (монархия) 2) Рационально-легальное господство (демократия) 3) Харизматическое господство (Ленин, Сталин, Гитлер и пр.) Политическая власть может рассматриваться как функция политической системы. Власть – способность и умение реализовывать функцию общественного управления.

Основные черты политической власти. * Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на: o первичные — крупные социальные группы со своими интересами o вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита * закрепление в законах полномочий субъекта правления * чёткий механизм реализации решений политической власти на практике * принцип (функционального) разделения власти * легитимность власти o легальность (законное основание для власти) o легитимность (поддержка власти обществом).

Функции. * управленческая * интегрирующая (интеграция общественных интересов) * мотивационная

* мобилизационная * контролирующая (обеспечение правопорядка) * культурная.

 

14. Механизм политической власти.
Механизм политической власти – совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. это не только система органов, но и ряд принципов: *легальность – соотв-е букве закона *легитимность – доверие к власти со стороны об-ва+вебер выделил *пр-п политич реализма, *деловитости *скрытности *терпимости *конъюктурности (власть привяз к определ месту и времени *ассиметрии (у субъекта есть власть, у объекта нет) *сохранения *кумулятивности. Совокупность различных форм внешнего выражения политической власти – учреждений и организаций, устной и печатной продукции (документов, законов, норм, правил, приказов, инструкций) – образует ее механизм. В свою очередь механизм политической власти является частью более общего механизма, посредством которого осуществляются политико-властные отношения. Такой более общий механизм называется политической системой общества. развитый механизм политической власти представляет собой чрезвычайно сложную структуру, которая имеет пирамидальное строение. В ее основании находится общество в целом, ближе к основанию – господствующие политические силы и их организации, а на ее вершине – собственно структуры власти: парламент, правительство, глава государства, руководители иных рангов, суды, контрольные органы.

 

 

15. Политические элиты: понятие сущность и функции. Теории элит. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА - внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения).

Функции: *стратегическая. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. *Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей

различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. *Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массыЭта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь. *Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. представителем теории элиты был Гаэтано Моска. Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Вильфредо Парето Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене.. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений.

 

 

16. Типология и структура элит.
- по способам прихода к власти: легитимные элиты, которые приходят к власти при открытой поддержке масс, и нелегальные, приходящие к власти нелегальным, насильственным путем и господствующих, опираясь на насилие.- в зависимости от видов политической деятельности: политическая элита (административную, депутатскую), партийная, муниципальная, элита общественных организаций .- по идеологическим ценностя м: авторитарную, тоталитарную, демократическую, либеральную.- по основным сферам жизнедеятельности: политическую, экономическую, бюрократическую, идеолого-культурную, военную.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1) наследственные, например аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции, 3) властные – носители власти и 4) функциональные – профессионалы-управленцы. Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита). Элита может быть закрытой и открытой. Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном».

 

 

17. Сущность и природа политического лидерства. С понятием «лидер» (англ. Leader – ведущий, управляющий другими людьми) тесно связано понятие «лидерство». Смысл последнего достаточно точно отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот важный социальный аспект уходят корнями во времена Античности. Геродот, Плутарх и другие исследователи уделяли этому вопросу особое внимание, так как в монархах, полководцах они видели подлинных творцов истории. Значительный вклад в изучение политического лидерства внес Н. Макиавелли. В его понимании политический лидер – это государь, который использует любые средства для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка. Значительный вклад в разработку проблемы политического лидерства внесли Т. Карлейль,Р. Эмерсон, Г. Тард.Все исследователи отмечали, что важнейшая особенность лидера это способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Кроме того, ученые пытались ответить на вопрос: лидерами рождаются или становятся? Эту тему рассматривали З. Фрейд, Л. Гумилев. Полученные выводы ученых неоднозначны. Согласно концепции Л. Гумилева лидерами рождаются. Этих людей природа наделяет избыточной биохимической энергией. Они составляют не более 5% населения. Однако рожденные лидерами не обязательно становятся ими. Для этого необходим значительный опыт. Поэтому большинство ученых полагают, что лидерами становятся.Становление и функционирование лидеров это объективное и универсальное явление. «Объективное» – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, которые пользуются авторитетом. «Универсальное» – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Можно говорить о лидерах в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, о партийных лидерах и т.д. В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. Приведем некоторые из них: политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;лидерство – сложный механизм взаимодействия ведущих и ведомых. Главными составляющими частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать ситуацию; умение найти правильное решение стоящих перед обществом задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения.Лидерство как особый механизм взаимодействия лидера и «других» в той или иной общности предполагает, что «другие» принимают, активно поддерживают его решения, действия, сознательно и добровольно подчиняются ему.Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ;лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;политическое лидерство в той или иной степени институционализировано.

 

 

18. Функция и типология политического лидерства. Теории лидерства.
Функции лидера: * диагностическую (аналитическую), * разработки программы деятельности * мобилизационную.Другие авторы к вышеназванным функциям добавляют инновационную, коммуникативную, организаторскую.Коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти.Инновационная характеризуется возможностью лидера генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь.

Типы лидеров: М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти а: традиционное, харизматическое и рационально-легальное .. М. Дж. Херманн. выделила: знаменосца, служителя, торговца, и пожарного. Лидер-знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Лидер-служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение. Лидер-торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, “продать” её. Лидер-пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы. В зависимости от характера цели и воздействия: * консерваторы, * реформаторы, * революционеры.Консерваторы ориентируются на сохранении общества в неизменном виде. Реформаторы стремятся к преобразованию общества посредством реформ, затрагивающих и политическую систему. Революционеры ставят целью переход к принципиально новой общественной системе. В соответствии с используемыми лидером методами управления: авторитарное и демократическое лидерство. Авторитарное лидерство характеризуется единоличным направляющим воздействием, основанным на применении сил. Авторитарный лидер ориентируется на недемократические методы управления, не допускает критики. Демократический лидер уважительно относится к интересам и мнениям людей, открыт для критики. Теории: Согласно теории черт (Э.Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Факторно-аналитическая концепция является разновидностью теории черт. Ей представители различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Ситуационная концепция отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий..Теория конституентов (Ф.Стэнфорд) рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям..Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей и конституентов; систему взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

 

 

19. Политическая система: понятие, структура, функции. Политическая система— организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. функции политической системы:-Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.)-Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения -Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач -Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений -Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества -Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры -Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида) -Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам). Структура политической системы: * политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. * политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы. * социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти. * политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти. * политическая практика, состоящая из политической деятельности.

 

20. Механизм и принципы функционирования политических систем.
Обмен и взаимодействие политической систе­мы со средой осуществляется по принципу «вход» — «выход».Д. Истон различал два типа входа: требование и поддержка. Требование — это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежела­тельного распределения ценностей в обществе. Истон выделил несколько видов требований: а) распределительные (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг); б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т. д.); в) коммуникативные (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и т. д.). Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему.Поддержка ведет к усилению политической системы. Формами проявления поддержки могут быть уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству, патриотизм и т. д.Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов. Поддержка имеет важное значение в обеспечении согла­сия между членами политического сообщества. В соответствии с объектами он выделил три типа поддержки: 1) поддержка режима, понимаемого как совокупность устойчивых ожиданий, включая ценности, например, свободу, плюрализм, собственность и т. д., на которые опирается политическая система, нормы и структуры власти; 2) поддержка власти,— как формальных, так и неформальных — политических институтов, например, харизматических вождей, которые выполняют властные функции; 3) поддержка политического сообщества, т. е. группы лиц, связанных между собой разделением политического труда. В результате «входа» совершается процесс воздей­ствия окружающей среды на систему, вследствие чего у нее возникает реакция — «выход», т. е. авторитет­ные решения по распределению ценностей. Ответом могут быть новые законы, заявления, регламенты, субсидии и т. д.На «выходе» каждая ветвь государственной власти также выполняет определенные функции. Институты законодательной власти вырабатывают правила и нормы взаимоотношений, имеющих обязательный ха­рактер для всех граждан. Функция применения этих правил закреплена за органами исполнительной влас­ти. Судебные органы осуществляют функцию контро­ля за соблюдением правил.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.009 с.)