Сущность и функции политической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции политической культуры



Политическая культура – это область культуры, сопричастная с политикой, означающая представления о цивилизованности политического процесса. сформировалась в 50-60 гг ХХ века.

функции: -интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; -сохранение и развитие основ политической деятельности; -проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; -проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов; -профетическая, прогностическая в отношении развития; -апробации и верификации политических кадров; -синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Особенности политической культуры РБ – формирование на стыке двух цивилизаций – восточнославянской и западноевропейской. И было стремление взять лучшее от этих культурно-историческх типов. Вследствие этого, белорусский народ стал многоконфессиональным. Большое влияние на белорусские земли оказали русские, украинские, польские традиции.

Функции политической культуры

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:

познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

коммуникативная функция – установление связи между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта;

функция обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;

воспитательная функция (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина.

Данные функции показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.

 

Политическая социализация личности

Это усвоение политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Это один из процессов социализации индивидов. Основные агенты политической социализации: социальные институты, как образование, СМИ, семья и др. Большую роль выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

политическая социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая система факторов:

Политические факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы. Неполитические факторы – уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.

Функции политической социализации личности: Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности. Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических ценностей, идеалов, ориентаций, норм поведения. Установочно-нормативная тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного политического мировоззрения. Поведенческо-деятельностная функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.

Типология полит к-ры. Полит к-ра Беларуси

политологи Алмонд и Верба различают 3 типа полит культур: -патриархальный(полное отсутствие у населения знаний о политике. нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой единство политико-религиозной роли) –подданнический (ориентация на господствующие в данном обществе ценности при слабом или полн отсутствии участия в полит процессе) -партисипаторная (участническая=рационально-правовой) (активное участие индивидов в политической жизни общества, ориентация на участие в принятии политических решений). В чистом виде они не сущ

Взаимодействие различных культур и религиоз систем способствовало предотвращению радикализма, сформулировали склонность к неторопливому разрешению проблем, к компромиссам и согласию. В обществен жизни ВКЛ сформировались и другие демократич ценности – законопослушность, патриотизм граждан. неблагоприят условия привели к утрате многих демократич традиций. Опустошит войны, полонизация и русификация XVII – XX вв., революции, религиозная “разорванность”, господство тоталитар режима в значит мере деформировали бел менталитет. негатив опыт сформулировал способность к особой приспособляемости к внеш условиям, подстраиваться под среду, а не изменять ее. Поэтому толерантность трансформируется в долготерпение как способ выживания, а законопослушность – в покорность власти, патриотизм и гордость за свою к-ру, историю – в пренебрежит отношение к своему и стремление присоединиться к более развитой культуре.

Сильное воздействие в XX в. оказала практика строительства социалистического общества и монопольное господство коммунизма. это означало еще большее ослабление национальных черт культуры. Сегодня можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличия характерной для переходного общества фрагментарности. Характерные черты фрагментарной к-ры: 1) отсутствие основополагающего консенсуса относительно базовых ценностей, целей общественного развития; 2) преобладание у ее носителей локальной лояльности над общенациональной; 3) в отношении различных политических сил и идейно-политических течений преобладает конфликтность над диалогом; 4) феномен противоречивости сознания, когда разные ценности и идеалы сосуществуют в сознании человека (суверенитет и единое союзное государство, рынок и государственное регулирование, свободы и авторитарный порядок).

 

 

Политическое сознание

Политическое сознание - совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики субъектом политического процесса. оно, наряду с ценнос­тями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое сознание связано с политическим поведени­ем, является его подготовительным этапом

выделяют 2 группы составных частей этого явления: познавательные (знания о политике, инте­рес к политическими явлениям и убеждения) и мотивационные (по­требности, ценности, чувства и установки).

сложились две точки зрения на сущ­ность политического сознания. сторонники бихевиорального под­хода рассматривают политическое сознание как форму рационально­го мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и пред­ставлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. => уходит проблема формирования политического сознания.

аксиологический, подход относится к политическому со­знанию как к определенному уровню социального мышления. в него входят общечело­веческие воззрения и ценности человека, но суть политического со­знания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, а также видеть пути и способы использования государ­ства для решения задач по их реализации. политичес­кое сознание понимается как уровень представлений, на кото­рый может подняться человек выполнения необходимых функций в сфере власти.

функции: когнитивную (отражения потребности общества в по­стоянном обновлении знаний для выполнения и модификации фун­кций политических субъектов); коммуникативную (обес­печения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); идейную (осознания заинтересо­ванности субъектов в обретении и популяризации собственного ви­дения политического мира).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.032 с.)