Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о функциях культуры в современной культурологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о функциях социальных явлений, и культурных в частности, всегда вызывал интенсивные споры. Сложились уже различные представления о функциях культуры, подчас противоречивые. В одних учебниках указываются одни функции, в других другие. При этом число функций и сами их наименования не совпадают. Так, А. И. Кравченко выделяет следующие шесть функций культуры. Защитная. Человек при помощи искусственно созданных орудий труда и приспособлений подчиняет силы природы. Креативная. Обладание силами внешней природы и внутренними силами психики Коммуникативная. Передача информации себе подобным. Сигнификативная. Приписывание значений и ценностей. То, что не обозначено и не вовлечено в культурный оборот человека, как бы не имеет значения и ценности. Нормативная. Культура ответственная за создание норм, стандартов и правил поведения. Релаксационная. Она связана с обеспечением физического и психического расслабления и разрядки. Кравченко считает, что защитная функция связана с тем, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений человек увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчиняя себе силы природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии». Так ли это – давайте подумаем и убедимся. С известной долей убедительности мы можем отнести эти функции к явлениям материальной культуры. Но функции духовной культуры отличны. Мы не можем сказать, что писатель, сочиняя очередной роман, «подчиняет» себе силы природы или «приспосабливается» к ней. То же самое мы можем сказать и о музыканте, артисте, художнике. Весьма странно было бы оценивать произведение композитора в зависимости от того, насколько они помогают человеку «преодолеть голод, наводнения, эпидемии». Значит, отмеченная функция может относиться только к материальной культуре. Но и к материальной культуре однозначно эту функцию мы отнести не можем. Человек – не животное. Это для животных характерно «приспособление» к природе. Человек приспосабливает природу к себе, преобразует ее, т.е. производит. Вот это родовой признак человека, а значит и его культуры. Но и по поводу подчинения природы можно было поспорить. Природа на каждом шагу демонстрирует человеку, кто на земле хозяин. Голод, наводнения, эпидемии остаются спутниками и современной цивилизации. При этом их продуцирует наша «культура». Благополучие «золотого миллиарда» кучки населения развитых стран куплено за счет ограбления миллиардов жителей развивающихся стран, за счет голода и эпидемий, которые и сегодня уносят тысячи и тысячи жизней. Теперь рассмотрим вторую функцию – креативную. Она трактуется как «преобразование и освоение мира, его созидания». Эта функция связана с тем, что человек расширяет среду своего обитания. Здесь автор говорит о том, что человек производит продукты. Эти продукты могут быть и материальные и духовные. Но производство продуктов – это функция производства, экономики. Будет ли само производство культурным или нет – в этом то и вся суть. По сути, здесь при таком подходе происходит подмена функций. Функции экономики подменяются функциями культуры. В этом случае культура сводится к производству, экономике, политике, морали и т.д. и лишается своего предмета. Но не любой продукт производства человека есть культура. Об этом мы говорили на предыдущей лекции. А значит однозначно отнести эту функцию к функциям культуры нельзя. Мы не будем рассматривать другие функции, выделенные Кравченко А. И. Уже проанализированный материал позволяет сделать некоторые выводы.
Выделенная система функций противоречива, эклектична. Одна группа функций охватывает только материальное производство, другая – духовное. Но ни все они вместе взятые, ни одна из них по отдельности не характеризуют специфическую функцию культуры в целом. Данная классификация функций не вскрывает специфические функции специфического явления – культуры. Происходит отождествление культуры с другими общественными явлениями – производством, экономикой, моралью. В этом случае культурология теряет свой предмет исследования, становится «беспредметной». В учебнике А. И. Пигалева приведены пять функций культуры: Преобразование мира. Познание мира. Обеспечение условий общения. Регуляция деятельности и поведения Установление и поддержание системных ценностей (С. 12–14). Рассмотрим эти функции: Преобразование мира. Человек преобразовывает мир. Это его родовое качество, то, что отличает его от животных и делает собственно человеком. Но человек преобразовывает мир посредством труда, техники, материальных производительных сил. Именно производительное, производственное применение техники, орудий труда лежит в основе преобразования мира. Таким образом, культура есть производительные силы, в частности, техника. Но так как техника есть результат, продукт человеческого труда, то она имеет двойственное, противоречивое существование. Она может выступать, как и любой продукт, в форме культуры и в форме некультуры. Например, техника подвержена моральному и физическому старению. Так, немногие из нас, имея машины, сожалеют в городе об отсутствии гужевого транспорта. С точки зрения машинной индустриальной культуры использование примитивных средств передвижения и транспортировки грузов, таких как телеги, кареты, дилижансы – это признак некультуры. Но мы с удовольствием рассматриваем те же телеги в музее или позволяем себе с целью развлечения и отдыха проехаться в карете. Следовательно, само преобразование мира может выступать для нас в своем культурном и некультурном виде. Мы можем сами припомнить примеры такого рода «преобразования», после которого остаются горы отработанной породы, гниющие ветви деревьев, разрушенные русла рек, задымленные города, в которых начинают продавать чистый воздух. Человек долго мирился с такого рода «преобразованиями», но теперь, когда под угрозу поставлено само его существование как природного и социального вида, такого рода «культура» должна получить адекватную оценку. Но такого же рода критические возражения мы можем высказать и по поводу других выделенных в учебнике функций. Так, например, функция познания мира приводит нас к определенному результату, продукту этого познания – знанию. Долгое время знание рассматривалось как абсолютное благо, ценность существующая сама по себе. Но в ХХ веке выяснилось, что само научное знание есть процесс, продукты которого имеют и относительную форму. Кроме того, применение знания оказалось связанным с социальными условиями. Так, знание о законах ядерного синтеза находит свое применение не только в получении энергии, но и в создании оружия. А термоядерное оружие начинает угрожать самому факту существования человека на земле, т.е. выступает в своей некультурной форме.
Следующее замечание, которое можно высказать по поводу такого рода классификации, связано с тем, что и здесь происходит отождествление культуры и экономики, техники, науки и т.д. Фактически культуре приписываются те функции, которые относились ранее к другим социальным явлениям. Например, функция «познания мира». Обычно эту функцию выполняет наука. Значит ли это, что культура есть наука, – наверное, это не так. В противном случае, если культура отождествляется с наукой, то это явления тождественные, а значит слова, их выражающие, являются синонимами. Значит, одно из них становится ненужным. Оно не может приобрести статус понятия, категории. В действительности, мы не можем свести культуру только к науке. Например, есть мораль, искусство, они вовсе не сводятся к познанию мира, хотя являются духовными явлениями. Существуют и бессознательные явления в культуре, мир чувств, эмоций, которые также «культивирует» человек, но они не входят в научное знание, науку.
Основной недостаток такого рода классификаций функций культуры – забвение одного очень важного положения. Дело том, что культура, как и любое другое явление, выполняет множество функций. В зависимости от ситуации эти функции могут меняться. Это приводит к тому, что выделить достаточно определенно функциональные связи не удается. Они приобретают неопределенный вид: в зависимости от обстоятельств на первый план выходят то одни, то другие функции. Преодолеть это положение функционального релятивизма можно, если будет выделена специфическая функция, та, которая и вызывает к жизни появление такого явления как культура. Такого рода попытку предпринимает другой исследователь, А. Я. Флиер. Он считает, что «наиболее общей и универсальной функцией культуры (первый уровень) следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективного взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых социокультурных сообществ» (Флиер А. Я. Культурология. М. 2000. С. 177). Первое, что бросается в глаза при взгляде на такое понимание «универсальной функции культуры», так это смешение всего и вся, некоторый эклектизм, весьма свободное жонглирование различными понятиями «с легкостью необыкновенной». Здесь в одно целое собраны и «интеграция» и «социальная интеграция» и «совместное удовлетворение» и «консолидированность» и пр. Посмотрим, как на практике действует это определение. Известно, что алкоголь и алкоголизм приносят вред человеку, и поэтому пьянство по праву относится большинством ученых к некультурным явлениям, а алкоголизм противостоит всему миру культуры и может рассматриваться как ее деградация, распад. Но нередко мы можем встретить группу из трех человек, которые объединились на основе их необоримого влечения к алкоголю. Здесь налицо все условия для проявления «универсальной функции культуры» – «обеспечение социальной интеграции», есть и основания «их устойчивого коллективного существования», имеется и деятельность «по совместному удовлетворению интересов и потребностей» и стимулирование «повышения уровня их групповой консолидированности и эффективного взаимодействия» и т.д. Одного нет – культуры. Теперь посмотрим на другую форму практики. Например, труд писателя (или художника, певца, композитора и др.). Их труд по форме индивидуален и обособлен, поскольку он изначально носит непосредственно совместный, общественный характер, он не нуждается в дополнительной «совместности», интегрированности, консолидированности и пр. Но это не значит, что их творчество не является элементом культуры. Этот труд часто не обеспечивает «гарантированного социального воспроизводства», а более того, нарушает сложившиеся формы. Все смуты и волнения, заблуждения и величайшие прозрения разума нарушают сложившийся ход вещей, ломают сложившуюся «социальную интеграцию», опровергают накопленный веками опыт. А если мы вспомним факты жизненного пути гениев, то обнаружим, что при жизни они (многие из них) были весьма неуживчивы, привередливы, непонятны для окружающих. Но, тем не менее, их творчество мы относим к культуре.
Итак, при выделении функций культуры мы должны, прежде всего, выделить ее основную, специфическую функцию, ту функцию, которая вытекает из специфической природы культуры как социального явления. Исходя из основной функции, следует выделить дополнительные функции, которые проистекают из основной и тесно с ней связаны. Выделяя дополнительные функции культуры, которые могут возникать в зависимости от исторических обстоятельств, от взаимодействия культуры с другими социальными явлениями, мы должны выделить их применительно не к отдельной форме культуры, а к культуре как целостному явлению. Так, Т. П. Григрьева (в книге «Встреча культур». М. 1992) обратила внимание на то обстоятельство, что при сопоставлении различных культур, например, культуры средиземноморского региона, антично-христианского мира, которую иногда называют Западом, и культуры буддийско-даосско-конфуцианского мира, которую называют Востоком, или при соотнесении других культур выясняется, что «они соотносятся как дополнительные, и ни одна культура не дублирует другую» (С. 27). Эти функции, поскольку они характеризуют культуру как целостное явление, должны относиться и к любой из ее форм – материальной или духовной, экономической или политической. Исходя из этих методологических требований и с учетом того определения культуры, которое было дано ранее, можно утверждать, что основная и специфическая функция культуры заключается в обеспечении соответствия культурных явлений друг другу, а также культурных и социальных форм между собой. Исходя из этой основной функции можно вывести и другие, имеющие дополнительный характер. Так, в антропологическом измерении это соответствие обеспечивает человеку преимущества., в социальном – обеспечивает преимущества определенной форме общества. Функции культуры: Обеспечение соответствия культурных явлений друг другу, а также культурных и социальных явлений между собой. Обеспечение преимуществ человеку и обществу, действительных или мнимых, реальных или иллюзорных, материальных или идеальных. Аксиологическая. Она связана с определением ценности, значимости тех или иных социальных явлений для общества и человека и их культивирвание.
Селекция, отбор значимых для человека и общества социальных форм и их утверждения как культурных или не культурных Праксиологическая. Определение практического использования тех или иных культурных явлений, их освоение. Коммеморативная. Эта функция связана с сохранением памяти о прошлом состоянии культурного явления и ее воссоздании. Аккумулятивная (аккомодация). Эта функция обеспечивает накопление, сохранение прошлых культурных форм в новой культуре в снятом виде. Анагогическая (возвысительная). Обеспечение единой линии развития культуры связано с ее возвышением над старыми культурными формами, которые выступают как фундамент, основание новых культурных явлений. Наследование (обеспечение традиции). Совокупность культурных форм, отобранных и накопленных человеком и обществом, сохраняемых для передачи от поколения поколению в качестве наследия. Трансляция (передача). Созданное трудом поколений культурное наследие передается новому поколению со стороны предков, со стороны потомков оно осваивается как наследство, наследуется. Идентификация (отождествление). Новые поколения осваивают те элементы культурного наследства, которые наиболее близки им, необходимы, обеспечивают преимущества, воспринимаются как «свои». Консолидация (объединение). Поколение или его отдельные слои и группы осваивают разные стороны наследия, те из него, которые обеспечивают им единство, объединение, интеграцию. Регулятивная. Эта функция связана с тем, что культура выступает как мера, норма, идеал, которые осваиваются с помощью мер поощрения, обеспечения преимуществ и запретов, избеганий. Это позволяет регулировать социальные отношения, сохранять их и передавать следующим поколениям. Компенсаторная. Воспроизводства утерянного в ходе культурной эволюции. Рассмотрим подробнее эти функции. Обеспечение соответствия. Эта функция культуры вытекает из самого ее определения. Культура – это отношение между людьми по поводу соответствия результатов, продуктов человеческого труда, деятельности потребностям, интересам, идеалам человека и общества. Известно, что полного соответствия нет ни в природе, ни в обществе. Поэтому всегда сохраняется некая незавершенность культурных форм, их стремление к совершенству, законченности, к идеалу, гармонии, стремление, которое, будучи доведено до своих предельных форм, с необходимостью требует смены культуры, ее превращения в «иное». Само отношение соответствия имеет две формы. Одна из них связана с обеспечением генетического соответствия. Это соответствие порождаемого с порождающим, вторичного с первичным, определяемого с определяющим. Оно обеспечивает единую линию развития явления культуры, его восхождения от низшего к высшему, от исходного к развитому, от старого к новому наследия и наследства. Например, техника, развиваясь, сохраняет в своем развитом составе те простые формы, которые характеризовали ее исходные компоненты. Например, в системе машин мы можем выделить такой структурный компонент технического устройства, как орудие труда, выполняющий преобразовательную, исполнительскую функцию. Но все развитие техники показывает, что ее структурные изменения происходят на основе принципа соответствия, что обеспечивает единую линия развития. Вторая форма связана с обеспечением функционального соответствия Это обеспечивает культуре единство в ее взаимодействии с другими социальными явлениями. Так, появляется экономическая культура, политическая культура, бытовая культура и т.д. Основная, специфическая для культуры функция должна охватывать и генетическое, и функциональное соответствие культурных форм. В этом случае, основная функция культуры связана с обеспечением соответствия культурных и социальных форм. Наиболее глубокой основой соответствия на уровне общества выступает соответствие производительных сил и производственных отношений. Мы сможем рассматривать общество, так же как и любой предмет, в единстве его содержания и формы. Применительно к обществу его содержание образует производительные силы, а форма связана с производственными отношениями. Как и в любом явлении, между содержанием и формой имеются противоречия, в котором активная роль принадлежит содержанию, пассивная – общественной форме, совокупности производственных отношений. На известном этапе развития соответствие между производительными силами и производственными отношениями нарушается. Это приводит к тому, что формы общения становятся тормозом на пути развития производительных сил и рано или поздно, но заменяются на новые, соответствующие новым производительным силам. Общество, достигшее этого соответствия, как правило, производит наиболее развитые, совершенные культурные формы. Есть определенная связь, соответствие между развитым состоянием общества и совершенными, развитыми его культурными формами. Как только производительные силы перерастают те рамки, которые им отводились старой формой общения, наступает период конфликта, деформации социальных и культурных форм. Культура начинает терять свои функции, приобретать иллюзорный характер, утверждаться в своих мнимых, превращенных формах. Это не значит, что она гибнет. Но она теряет свою социальную основу, своих создателей, поклонников, сторонников. Для все большей и подавляющей части общества культура становиться «не своей», «чужой» или даже «враждебной», «старой», изжившей, упаднической, «декадентской», и т.д. Т.е. культура теряет свою ценность, она перестает выполнять все свои функции и превращается в свою противоположность. Она замещается, вытесняется новой культурой, «прогрессивной», передовой, модной и т.д. Но старая культура не пропадает полностью, бесследно. Она сохраняется там и тогда, где и когда она способна обеспечить человеку или обществу преимущества. Ее роль, значение, распространенность могут измениться, но она сохраняется и воспроизводится вновь и вновь. 2. Функция обеспечения преимуществ человеку и обществу, действительных или мнимых, реальных или иллюзорных, материальных или идеальных. Поскольку культура обеспечивает соответствие, генетическое или функциональное, то культурные формы отличаются наибольшей устойчивостью, совершенством, гармонией. А это обеспечивает человеку и обществу наибольшие преимущества. Расширяется поле свободы, в рамках которого действует человек. Повышается его независимость от природных и социальных факторов. Человек получает возможность для полного раскрытия своих творческих, проектно-преобразовательных сил, способностей, навыков и умений. Увеличивается самостоятельность человека в создании мира «второй природы» – техники, технологии, системы связей и коммуникаций, форм общения. Рассматривая функцию обеспечения преимуществ человеку и обществу как субъектам культуры, следует учитывать ее исторически меняющийся, подвижный характер. Если мы посмотрим на эту функцию в ее историческом развитии, то обнаружим возрастание ее роли и значения в культуре. Те преимущества, которые обеспечивала культура человеку в архаическом обществе, ничтожно малы по сравнению с преимуществами, утверждающимися культурой в современной цивилизации. Но осуществление этой функции имеет и обратную сторону – человек оказывается в большей зависимости от созданного им мира культуры. Современного человека окружают бесчисленные вещи, процессы, социальные практики, символы, знаки, смыслы, которых не знало еще предшествующее поколение. Все больше функций, которые человек выполнял раньше сам, перекладывается им на плечи искусственно созданных им предметов. Без своих вещей современный человек начинает чувствовать себя беспомощным и бессильным. Он вынужден компенсировать, восстанавливать потерянные функции за счет дополнительных культурных форм. Так, если раньше человек выполнял технологические функции труда сам, то теперь за него это выполняет бездушная машина, орудие труда; если в архаичном обществе транспортная функция была неотъемлемым элементом трудового процесса охотника, или собирателя, то в индустриальной культуре ее выполняют бесчисленные механизмы. Те функции, которые человек выполнял раньше сам, в современной культуре он передает искусственным устройствам, обедняя себя, опустошая свою природу, отказываясь от своих сущностных сил. Для того, чтобы восстановить свою полноту бытия, человек вынужден создавать и развивать мир культуры, который играет дополнительную функцию. Например, спорт, искусство, науку. Но такой же процесс происходит и в сфере умственного труда. Механические репродуктивные функции умственной деятельности – память, накопление и трансляция информации, расчеты – передаются информационным системам. Казалось бы, проследив за тенденцией этого процесса, можно прийти к пессимистическому выводу о конечной исчерпаемости человека, о том, что это «финитное», конечное существо. Но это не так. Человек освобождает себя от тех функций, которые ему не были свойственны именно как социальному существу, как человеку. Но сохраняет себя, освобождает время и развивает те функции, которые только и может выполнить человек. В этом и заключается то основное преимущество, которое обеспечивает человеку культура. 3. Аксиологическая функция. Она связана с определением ценности, значимости тех или иных социальных явлений для человека и общества и их культивирования. Все, что совершает человек, он делает ради своих потребностей, материальных или духовных, действительных или мнимых, реальных или иллюзорных. Продукты труда человека, с помощью которых он удовлетворяет свои потребности, не всегда, не полностью, не совершенным образом способны удовлетворять человеческие потребности. Потребности имеют тенденцию к возвышению и то, что сегодня отвечало интересам человека, завтра перестает его удовлетворять. Оно теряет ценность, значимость в человеческом сообществе. Человек постоянно соотносит результаты своего труда с теми усилиями, которые он потратил на их производство. На производство различных вещей требуется рабочее время. Его величина различна для разных предметов, у разных людей различные навыки, способности к труду, они тратят различное время для производства одинаковых продуктов труда. Ценность есть выражение различного рабочего времени, затраченного для производства вещи. Но мы можем представить ценность и с точки зрения свободного времени, освобождающегося в процессе производства вещей и их потребления из общего количества времени человека и общества. В условиях, когда целью общества становится получение прибыли, т.е. производство товаров, в основе ценностного отношения лежит прошлый труд, измеряемый затратами труда, рабочим временем. В условиях, когда целью развития общества становится сам человек, его самодеятельность, мерилом для определения ценности культуры становится свободное время общества. В современном обществе действуют обе системы определения ценностей. Одна приводит к тому, что продукты материального и духовного труда измеряются в стоимостных показателях и в денежном эквиваленте. Эта система ценностей и основанных на них оценок играет ведущую роль. Но наряду с ней действует и система ценностей и оценок, основанная на освобождающемся, свободном времени общества, в основе которой лежит мерило всестороннего, гармоничного развития человека, развитие человека как самоцели общества без применительно к какому-либо заранее данному масштабу. 4. Функция селекции, отбора значимых для человека и общества социальных форм и их утверждения как культурных или некультурных. Среди различных явлений, созданных человеком, постоянно происходит отбор тех из них, которые способны в более полном виде, совершенным образом удовлетворять потребности человека. Человек постоянно делает выбор между хорошо знакомым «старым» и малоизвестным, но заманчивым «новым», между прогрессивным и консервативным, между дешевым и дорогим, между прекрасным и безобразным, добрым и злым и т.д. Натуральные свойства культурных предметов постоянно соотносятся с их социальными свойствами, а среди социальных вещей человек всегда колеблется между выбором материальных и духовных продуктов. На поверхности социальной жизни эти различные стремления человека представляют весьма хаотичную, неупорядоченную систему культурных связей и зависимостей. Но если мы отрешимся, абстрагируемся от многочисленных, случайных на первый взгляд явлений культуры, то обнаружим, что выбор человека всегда происходит с учетом обеспечения каких-либо преимуществ. Пусть эти преимущества носят подчас и иллюзорный, временный характер. Почему человек осваивает моральные нормы? Ведь их освоение не углубляет процесса познания мира, они подчас не носят утилитарного характера, их применение не обеспечивает человеку материальной выгоды. И тем не менее, моральные нормы являются самыми тонкими регуляторами социальных процессов, они способны влиять на поведение человека там, где бессильна оказывается и власть, и право. Несмотря на свою кажущуюся «непрактичность» в действительности, моральные регуляторы – самая практическая, действенная вещь. Нет народа, культуры, у которого бы мы не смогли найти той или иной системы регулирования социальных отношений, опирающейся на доводы совести, долга, справедливости. То, что при первом взгляде кажется случайным, при более внимательном анализе предстает как определенная закономерность, достаточно устойчивая и повторяющаяся связь. Поэтому и отбор тех или иных культурных форм отнюдь не случаен, или вернее будет сказать, не всегда случаен. Он имеет также закономерный характер. Отбирается, прежде всего и в конечном счете, то, что обеспечивает преимущества обществу, а не отдельному индивиду, то, что имеет общественную ценность и значимость, а не индивидуальную. И действительно, если мы внимательно посмотрим на те явления культуры, которые отбираются каждым поколением в качестве традиции, то общественная, общезначимая природа наследования будет очевидна. Даже глубоко индивидуалистические предметы ценны для нас своей уникальностью и неповторимостью, которая утверждается как всеобщая, общественно значимая ценность. Селективная, отборочная функция культуры проявляется в каждый данный момент времени при определении ценности и значимости тех или иных культурных форм. Но селективность – это процесс, продолжающийся в истории, он не заканчивается сиюминутным выбором, но продолжается на всем протяжении существования культурной формы. Каждый человек, каждое поколение каждый раз подтверждают или опровергают правильность выбора 5. Праксиологическая функция. Она связана с необходимостью определения практического использования тех или иных культурных явлений, их освоение. Поскольку культура связана с наиболее соответствующим обстоятельствам видом освоения мира природы и социума, то она и обеспечивает преимущества человеку и обществу. Культурная практика освобождает человека от необходимости применения различного рода видов деятельности, уже отвергнутых по каким либо мотивам предшественниками, отобранными в ходе их практической проверки на действенность и эффективность, уже обеспечившей человеку определенные преимущества, пусть даже эти преимущества и носят мнимый или иллюзорный характер. А раз она обеспечивает преимущества человеку, то она носит сугубо практический характер. Но культура как человеческая практика есть процесс. Процесс восхождения культуры от ее низших к более высоким формам, процесс количественных и качественных изменений культуры, эволюционный и революционный. Этот процесс носит абсолютный характер, поскольку он происходил, происходит всегда, у всех народов, и будет происходить. Он не зависит от того, признаем мы его или нет, познали ли мы его законы или не познали. Свое отношение к природе и к обществу человек делит на «культурное», соответствующее обстоятельствам, и «некультурное», не соответствующее условиям его жизни. Утвердить практическую значимость культурных форм – это дело всей истории человека и человечества, всей практики человека, а не ее ограниченной временем и пространством, историческими и социальными условиями, части Но на каждом данном витке истории культура, ее практическая функция носит и относительный характер. Ее относительность вытекает из ограниченности самой человеческой практики на данном этапе возможностями человека и общества, материальными и духовными; ее относительность определяется незавершенностью процесса утверждения культуры, несовершенством ее производственных, экономических, а значит и духовных условий развития, самим обстоятельством ее перехода от низших к высшим формам, от несовершенных к совершенным творениям человеческих рук и сознания. Ее относительность вытекает и из специфики наследования культуры, при которой каждое поколение осваивает лишь определенную часть культурного наследства, традицию, но не все богатство общества. 6. Коммеморативная. Эта функция связана с сохранением памяти о прошлом состоянии культурного явления и ее воссоздании. Сохранение информации о прошлом имеет материальную, объективную основу существования и духовную, субъективную. Свойство «памяти» фиксируется на различных уровнях материи – физическом, химическом, биологическом, социальном. В социальной области память является неотъемлемым свойством, функцией культурных форм. Память здесь прежде всего свойство обеспечения единства прошлого, настоящего и будущего. Ибо только память о прошлом культуры позволяет сохранить ее в практике нового поколения, а значит и передать следующему в виде культурного наследства, традиции, таким образом, память – это условие наследования. Но память обеспечивает и становление новой культуры. Прошлая культура, сохраняющаяся в памятниках, каждый раз подвергается отбору, селекции; то, что отбирается, является фундаментом для создания новых культурных форм. Новая культура каждый раз не начинает с чистого листа, но вбирает в себя элементы старой культуры. И здесь «кусочки» старого могут быть актуализированы, осовременены. Поэтому память о прошлом выступает резервом при поиске новых культурных форм. Так, при возникновении культуры Возрождения вдруг проснулся интерес к культуре Античности. Она на определенном этапе была объявлена источником нового культурного строительства. Память об Античности оставалась до поры до времени неактуализированной, невостребованной. Она сохранялась в виде письменного наследия, в свидетельствах древних авторов, в скульптуре, в исторических источниках, в устной народной традиции, в археологических памятниках эпохи. Эта память была закодирована в соответствующих знаках и символах, нормах поведения, языке, которые несли в себе память о народе, уже ушедшем из истории. Таким образом, культура способна восстановить ранее существовавшее, но забытое, утерянное, но остающееся в глубинах памяти. Сохранение памятников, знаках, в которых в снятом виде концентрируется прошлая культура, является необходимостью при трансляции, передаче культурного наследия от поколению к поколению. Культурные памятники – это резервы развития культуры, формы ее консервации, сохранения на будущее. Возможно, эта память так и не будет востребована, актуализирована новыми поколениями, но возможно она послужит источником для совершенствования или обновления культурных форм. 7. Аккумулятивная (аккомодации). Эта функция обеспечивает накопление, сохранение прошлых культурных форм в новой культуре в снятом виде. Если мы посмотрим на развитую культурную форму, то обнаружим в ней следы, кусочки, части тех культурных форм, которые возникли задолго до современности и, казалось бы, должны были быть уже давно забыты и вытеснены Но это не так. Культура не отбрасывает старое полностью, но сохраняет его, строит на его основе новые культурные формы. Так, в трехзвенной системе машин мы можем обнаружить те элементы системы, которые возникли на раннем этапе развития культуры. В социальных формах сознания, например таких, как имя, миф, идеология, также присутствует элемент накопления. Старая форма не пропадает, но сохраняется в новой. Так, идеология несет в себе достаточно развитую мифологическую систему, а последняя опирается на обширное поле номинативных слов, понятий, выражений. Развитые формы современного рационального сознания, например наука, вбирают себя архаические мифы и представления, подчас неосознанно воспроизводя их. Так, в современной духовной культуре мы пользуемся бинарными представлениями о мире. В нашей картине мира пространство представлено правым и левым, востоком и западом, верхом и низом. Но эти формы восприятия пространства как раз и были выработаны очень давно, в архаических культурах. Мы можем сказать, что функция накопления, аккумуляции, интеграции – это важнейшая функция всей культуры и каждой из ее форм, будь это материальная или духовная форма культуры. 8. Анагогическая (возвысительная). Обеспечение единой линии развития культуры связано с ее возвышением над старыми культурными формами, которые выступают как фундамент, основание новых культурных явлений. Новая культура не отбрасывает старую, но органически включает ее в свой состав, подчиняя более совершенным, развитым своим формам. С этой точки зрения культура всегда выступает как норма, образец для подражания, идеал, который подлежит освоению. Чтобы освоить новую для себя культуру, человек всегда вынужден напрягать все свои силы, стремления, использовать все свои способности и таланты. В ходе этого процесса человек сам преобразовывается, превращается в иного человека, культурного, чем-то отличающегося от своего предшествующего состояния. Общество в культуре всегда задает такую планку, которую не каждый и не всегда в состоянии преодолеть. 9. Наследование (обеспечение традиции). Совокупность культурных форм, отобранных и накопленных человеком и обществом, сохраняемых для передачи от поколения поколению в качестве наследия. Поскольку культура всегда обеспечивает человеку и обществу преимущества, то от своих преимуществ не отказываются ни общество, ни отдельный человек. Создаются соответствующие механизмы отбора, оценки, передачи этих преимуществ, их сохранения в памяти и обновления. То, что на <
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.96.135 (0.026 с.) |