Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастание роли культуры и культурологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возрастание роли культуры в современном обществе определяется двумя видами факторов: внутренними и внешними. Рассмотрим их. Внутренние факторы, определяющие возрастание роли культуры, являются главными, основными, первичными. Именно они стремительно меняют культурный облик мира. К внутренним факторам относятся те из них, которые возникают в недрах самой культуры, общества, страны, государства. Среди этих факторов, к важнейшим относятся: 1. Возрастание роли культуры как интегративного, накапливающегося, сохраняющегося субстрата общественной жизни. Культура, по своей собственной природе, призвана сохранять, отсеивать, аккумулировать те социальные и антропологические явления, которые в полной мере отвечают потребностям сохранения и развития человека и общества. Культура не теряет ничего существенного, необходимого из того, что создало человечество, но сохраняет его, отбирает, передаёт по наследству. От поколения к поколению это «наследство» накапливается, растет, усложняется и, в свою очередь, начинает определять ход и развитие производительных силобщества и форм его осознания. 2. Накопленное богатство общества, в силу его истинного характера – общественного характера производства, требует к себе и соответствующего – общественного – внимания, заботы. В ставшей общественной системе состояние целого зависит от состояния её элементов. Сбой, катаклизм, социальная напряженность в оконечностях социального организма сказывается на всем целостном образовании. Понятия «центр – периферия» теряют своё былое значение. В этих условиях социальные, политические революции теряют свой статус локомотивов истории. Общество сливается с культурой, и социальное развитие превращается в процесс развития культуры, что значит, социальные противоречия уступают своё место культурным противоречиям как источникам развития. 3. Современное человечество решило техническую, технологическую, экономическую, политическую проблемы своего существования. С технической, технологической точек зрения человечество достигло таких высот, которые позволяют ему наладить массовый выпуск продуктов, предметов потребления, способных удовлетворить материальные и духовные запросы населения. За годы, века существования современной цивилизации человечество освоило опыт производства экономически целесообразных, выгодных товарных масс и научилось преодолевать стихию рынка. Для развитых стран, как показывает опыт послевоенного развития Европы и Северной Америки, оказалась преодоленной и проблема разрешения политических противоречий, достижения политической стабильности. Центр активности общества, ядро, от которого распространяются волны инноваций, духовных исканий, есть культура. Именно культура уязвимая, но и наиболее важная часть социального целого, именно в область культуры перемещается узел противоречий, коллизий общества. Возрастание роли культуры в обществе как определившаяся, долговременная тенденция в современных условиях имеет свои формы проявления. В частности, стремительно растет интерес общества к проблемам культуры, стремление познать их в более полном объеме, выявить сущностные их характеристики. В результате культурология, которая раньше интересовала лишь узкий круг специалистов, превращается в отрасль знания, которая стала изучаться в качестве самостоятельного направления базового высшего образования. Культура всегда интересовала человека и человечество. Какое бы примитивное общество мы не нашли, мы всегда обнаружим там ту или иную культуру, какие бы экзотические формы она там ни принимала. Нет человека, общества без культуры. Но представления о том, что существует культура – довольно позднего происхождения. Лишь со временем культура начинает привлекать к себе внимание исследователей. И чем ближе к современности, тем большее число публикаций посвящено выяснению природы культуры, ее законов и принципов развития, тем большее количество авторов занято изучением культуры общества и человека. К концу XIX века культурология конституируется как наука. Раньше это произошло на Западе. В России интерес к культурологии как науке просыпается позднее. Это не значит, что российские мыслители обходили вопросы развития культуры стороной. Для российской мысли всегда характерно было постоянное внимание к человеку, его культуре. Но это внимание не приводило к выделению особой, специфической области знания – культурологии. В отечественном гуманитарном знании интерес к культурологии начинает расти в 70-е – 80-е годы ХХ века. В результате культурология как общеобразовательная дисциплина и как самостоятельное направление базового высшего образования была введена в 1992 году в программы Госкомитета по высшему образованию Российской Федерации. С 1991 года действует «Программа научно-информационного обеспечения фундаментальных исследований культуры». Эта программа включает в себя комплекс издательских серий, внутренне связанных между собой: «Лики культуры», «Книга Света», «Культурология. XXI век», «Российские Пропилеи» и др. Серия «Лики культуры» была создана в 1992 году. В нее вошли переводы классиков культурологии, философии, социологии, в частности, М. Вебер «Избранное. Образ общества» (М. 1994), Э. Трельч «Историзм и его проблемы» (М. 1994), К. Манхейм «Избранное. Диагноз нашего времени» (М. 1994), П. Тиллих «Теология культуры» (М. 1995), Я. Бургхарт «Культура Возрождения в Италии» (М. 1996), Г. Зиммель «Избранное» в 2-х т. (М. 1996), Э. Кассирер «Избранное. Опыт о человеке» (М. 1998) и др. В серии «Книга Света» (Издательство «Университетская книга») основной акцент сделан на культурофилософии, теологии культуры, социологии культуры. Уже вышли в свет книги: М. Фуко «История безумия в классическую эпоху» (М.–СПб. 1997), Э. Кассирер «Жизнь и учение Канта» (М.–СПБ. 1997), А. Вебер «Избранное. Кризис современной культуры» (М.–СПб. 1999), Т. Адорно «Избранное. Социология музыки (М.–СПб. 1999), К.Леви-Стросс «Мифологики», т. 1 (М.–СПб. 2000), П. Рикер «Время и рассказ», т. 1 (М.–СПб. 2000), Э. Жильсон «Избранное», т. 1 (М.–СПб. 2000) и др. Будут опубликованы книги: П. Тиллих «Систематическая теология», Э. Кассирер «Философия символических форм», Р. Арон «Избранное» в 2-х т., Э. Левинас «Избранное» в 2-х т. и др. Серия призвана дать представление о мире человека в его культурном бытии. Она знакомит читателей с малоизвестными в России «культурными пластами» западной гуманитарной мысли с опытом исследований культуры, накопленным западной культурологией. Серия «Культурология. XXI век» сосредотачивает внимание на освещении проблем культурной антропологии, отмечает вклад антропологии в разработку категориального аппарата культурологии, в расширение проблемного поля исследований культуры, раскрывает становление и развитие культурологии как принципиально новой науки. В этой серии будут изданы книги: «Антология исследований культуры» т. 1, «Избранное» классиков культурологии Л. Уайта, Б. Малиновского, Словарь «Культурология. ХХ век» (главный редактор С. Я. Левит), антологии «Самосознание европейской культуры и искусства ХХ века» (составитель Р. А. Гальцева) и «Персонализм и культура» (составитель И. С. Вдовина). Большое значение имеет серия «Российские Пропилеи» (издательство «Университетская книга»). (Пропилеи – архитектурное сооружение в Афинах, представляющее собой парадный вход на Акрополь. Российские Пропилеи – это книги, характеризующие духовный облик России). В этой серии представлены труды оригинальных мыслителей России и русского зарубежья. Уже опубликованы следующие книги: Г. С. Померанц «Страстная односторонность и бесстрастие духа» (М.–СПб. 1989), С. В. Лезов «Попытка понимания. Избранные работы» (М.–СПб. 1999), С. И. Великовский «Умозрение и словесность» Очерки французской культуры» (М.–СПб. 1999), М. В. Юдина «Лучи божественной любви». Литературное наследие (М.–СПб.,1999), В. В. Бычков «2000 лет христианской культуры», т.1–2 (М.–СПб. 1999), А. Я. Гуревич «Избранные труда», т.1–2 (М.–СПб. 1999). Увидят свет работы А. В. Михайлова, Ф. И. Буслаева, М. О. Гершензона и других авторов.
Литература по теме 1
Белик А. А. Культурология. Антропологическая теория культур. М. 1998. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х частях. М. 1994 Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М. 2000. Культурология. Учебник для студентов технических вузов /Под ред. Н. Г. Багдасарьян. Изд. 3-е. М. 2001. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб. 1997. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1, 2. М. 1998. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М. 1998. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропология. М. 1994. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М. 2000.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.009 с.) |