Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы становления и развития культуры современной цивилизации,её характерные чертыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассматривая культуру человеческого общества, мы сталкиваемся с ситуацией её растущего многообразия: только в начале своего становления культура была унифицирована, однотипна, но по мере её развития единство одностороннее, примитивное, унифицированное сменяется многообразием единства, растущей дифференциацией, многотипичностью культуры. Новая культура не просто вытесняет старую, а сохраняет в себе её положительные компоненты. Это целиком и полностью подтверждается на примере современной культуры: она вбирает в себя различные типы культур, сохраняет их, подчиняет их действие своему, основополагающему началу. Поэтому говоря о культуре современной цивилизации, мы должны выделить это многообразие. 1. Прежде всего, культура современной цивилизации покоится на многообразии материала, из которого она строится. Положение, при котором лицо культуры определялось каким-то одним материалом – «камнем», «бронзой» или «железом» (I тысячелетие до н.э. – ХХ в. н.э.), остаётся в прошлом. Начиная со второй половины ХХ века культура начинает использовать все известные ей материалы, создаёт неизвестные ранее сочетания материалов, композиты, применяет новые материалы – пластмассы, «сверхчистые» металлы, материалы с заранее заданными свойствами. Поэтому, с точки зрения материала, мы можем выделить в современной культуре два этапа: Первый этап, длившийся до ХХ в., мы можем охарактеризовать, как культуру железа. Её вершиной стал ХIХ в. Новый этап открывается в ХХ веке. Железо перестаёт быть основным материалом культуры, на его место приходят новые материалы – происходит революция в материале культуры. 2. Второе основание, по которому мы даём характеристику современной культуры, выделено по отношению к природе. Здесь мы должны отметить, что истоки современной культуры коренятся ещё в сельскохозяйственном, аграрном производстве, которое, по крайней мере, в Европе, было господствующим вплоть до XVIII века. Но уже в этот период начинают складываться предпосылки для революционных изменений. Отделяется ремесло, которое представляет самостоятельное направление в культуре, отличное от культуры присвоения или аграрного производства. В XIV–XV вв. ремесленное производство, концентрирующееся в городах, претерпевает изменение: оно переходит в свою высшую стадию – мануфактуру. Для мануфактуры характерно развитие внутрицеховой специализации и кооперации подетальной и пооперационной, осуществляемой ручным трудом. На первых порах мануфактура даёт быстрый рост производительности труда. Но очень скоро, исчерпав все возможности ручного производства к росту, мануфактура попадает в кризис. С XVI в. дальнейший рост может быть обеспечен изменениями в технической базе общества и переходом на новую технологическую основу. Это происходит в XVIII веке в ходе промышленной, индустриальной революции. Именно она вплоть до ХХ века определяла лицо нашей культуры, пока и её возможности не были исчерпаны: открывается период «третьей волны» – постиндустриальной культуры. Итак, мы можем выделить три крупнейших периода. 1-й этап: ХV–XVIII вв. Культура ремесленного, ручного производства с её наиболее развитой формой – мануфактурой. Кризис мануфактурного производства и создание предпосылок для «промышленной» революции. 2-й этап: ХVIII–ХХ вв. Промышленная революция и господство индустриализма. Для индустриальной культуры характерны: – Трёхзвенная система машин в качестве технической базы культуры. – Механизированный труд, постепенно вытесняющий ручное производство как «малопроизводительное», «нерентабельное». – «Завод», «фабрика» как организационная форма, объединяющая дифференцированные, специализированные виды труда и «отрицающая» прежние мануфактуры. Большинство населения занято в промышленном производстве, концентрирующемся в городах. В этом случае аграрная культура получает зависимое развитие и начинает обслуживать городские слои населения. Уже во времена королевы Елизаветы в Англии 1 сельский житель кормил 4 горожан. В конце ХХ века в развитых странах 1 работник, занятый в аграрном секторе, «содержит» 18 городских жителей. Это приводит к тому, что именно «деревня» является источником «избыточного» населения и пополняет собой городское население. Механизированное производство рассчитано на массовое производство товаров и массовое извлечение прибыли. Если первоначально процесс создания индустриальной культуры сопровождался увеличением рабочего времени до 14–16 часов в день, использованием детского труда, а также женского труда на тяжёлых видах работы, то в ХХ веке здесь происходят изменения: рабочий день сокращается до 8–7 часов, увеличивается свободное время населения, используемое для восстановления рабочей силы и духовных развлечений. Массовое производство приводит к массовому потреблению: товаров, услуг, духовной продукции. Массовое производство охватывает не только материальную сферу общества, но и её духовные виды. Наука превращается в непосредственную производительную силу, объективно и субъективно. Научное знание становится непосредственным компонентом производства. Производство научного знания становится массовым, организованным. Теперь наука – не удел деятельности гениев, талантов типа Ньютона, Эйнштейна и др., а результат совместных усилий сообщества учёных, объединённых в фирмы, корпорации, подобные «Рэнд Корпорейшн». В них планируются результаты, программы, формы деятельности сотен учёных, исследователей. Массовое, организованное, планируемое производство знания влечёт за собой и массовое производство других форм культуры: художественной, политической («демократия», «парламентаризм», политический плюрализм). Производство «информации», духовной продукции становится на «поток». «Галактика Гуттенберга» разворачивается все стремительнее. 3 этап. В конце ХХ в. индустриальная культура перерастает в постиндустриальную. Высказывания о начале этого процесса стали появляться ещё в 70-е годы, и они были настораживающими: обществу предстоит пережить определенный «шок», стресс от тех изменений, с которыми оно столкнется при формировании новой культуры.
Футурошок
В 1970 г. вышла книга Олвина Тоффлера «Столкновение с будущим» («Шок от столкновения с будущим», или «Футурошок»). Прочитав её, президент Никсон поручил правительству разработать меры для предотвращения установленных Тоффлером опасностей. Тоффлер начинает свой анализ с констатации факта: «Если последние 50 тысяч лет существования человека измерить жизнью поколений с продолжительностью жизни в 62 года, то всего получится 800 таких поколений. Из них 650 поколений жили в пещерах. Только последние 70 поколений знают письменность. Только последние 6 поколений знакомы с печатным словом. Последние 4 поколения научились более-менее точно измерять время. Последние 2 поколения знают электромотор. Но подавляющая масса материальных ценностей, которыми мы пользуемся, создана при жизни последнего, 800-го поколения!» Всё большее число культурологов убеждаются в том, что ход истории ускоряется. В 1850 г. всего лишь 4 города на земле насчитывали 1 миллион и более жителей. К 1900 г. таких городов было 19. К 1960 г. – уже 141. Количество горожан возрастает каждый год на 6,5%. Это значит, что через 11 лет численность городского населения удвоится. Таким образом, происходит самая интенсивная урбанизация. Городская культура поглощает деревенскую. Но та же тенденция в области потребления энергии. Половина всей потреблённой на протяжении 2000 лет энергии приходится на ХХ век. Стремительно растёт индустриальная культура – примерно на 5–10% в год. Возрастает скорость перемещения человека. За 6 тысяч лет до н.э. самым быстрым транспортом был караван верблюдов. Он передвигался со скоростью 8 миль в час. К 1600 г. до н.э. появилась колесница. Скорость увеличилась до 20 миль в час. Вплоть до появления паровоза скорость перемещения не могла превзойти эту величину. В Англии до 1784 г. почтовая карета перемещалась со скоростью 10 миль в час. Первый паровоз передвигался со скоростью 13 миль в час, а лучший парусник давал 6–7 миль в час. Только к 80-м годам ХIХ века скорость возросла до 100 миль в час. К этой цифре человек добирался в течение миллиона лет. Но за 58 лет после этого, к 1938 г., он увеличил скорость в 4 раза, до 400 миль, через 25 лет удвоил её. К концу 60-х гг. самолёт развивал скорость до 4 тысяч миль в час, а космический корабль до 18 тысяч миль в час. В ХХ веке количество журналов, статей удваивалось каждые 15 лет, а научно-техническая литература увеличивалась за год на 60 миллионов страниц. Происходит ускорение ускорения! Развитие идёт по экспоненте! В прошлом идеалом была долговечность, прочность – она ассоциировалась с добротностью. С ускорением культуры идеалом, ценностью становится недолговечность, обновление, инновация, новое, молодое – молодость, юность, а не старость. И в отношениях между людьми устанавливается непостоянство, временность. «Мы вступаем в эпоху временных изделий, изготовленных временными методами для удовлетворения временных потребностей», – делает вывод Тоффлер. Устанавливается «временная культура». Это приводит к тому, что личностные, психологические, интимные связи не успевают утвердиться. Они заменяются партнёрскими, деловыми: «деловой партнёр», «сексуальный партнёр». В отношениях между людьми утверждается формальная, функциональная, партнёрская культура, а не личностная, интимная – «использовал – выбросил», «потерянный человек». Другим следствием установления «экономики недолговечности» выступает неуверенность, неопределённость. Мы не знаем, какие потребности у нас возникнут в будущем, а значит мы не уверены в своём будущем: будет ли у нас работа? нужна ли наша профессия? и т.д. А это порождает ситуацию нестабильности, психологической неустойчивости у человека. Неуверенность в реальном будущем порождает стремление к его иллюзорному замещению, компенсации, отсюда всплеск религиозности в 70–80-е гг. Средняя продолжительность контактов с людьми сокращается, не вырабатываются привязанность, жалость, любовь, ответственность – т.е. происходит дегуманизация отношений – в реальности. Это требует создания «второй реальности» – «видеореальности», новых образов, которые заполняют образующийся вакуум. «Твигги», «битлы», «роллинги», «Мадонна», Майкл Джексон, принцесса Диана и т.д. – они приобретают для нас большую реальность, чем реальные люди. Это «заместители» реальных людей. И человек уже вступает в контакт с «заместителями». Он «любит» «рабыню Изауру», «обожает Санта-Барбару», плачет вместе с «богатыми» и т.д. Эта замещённая, вторая реальность живёт с нами всё больше и больше. Продолжительность её существования увеличивается. Все эти «образы-заместители» служат для нас образцами поведения, идеалами, учителями. Но они живут лишь в нашем сознании. И продолжительность их жизни также сокращается. Они мелькают перед глазами, сменяя друг друга, и это мелькание увеличивается. Это также закрепляет нестабильность сознания, приводит к его психической неустойчивости, к «мерцанию» психики. В результате массированной атаки все старые, устойчивые образы, коды, стереотипы размываются, отмирают, замещаются новыми. Складывается впечатление неустойчивости знания, а значит падают вера, авторитет, убеждённость в силе знания, и человек обращается к иррациональным формам. Преимущественное развитие получает психическая сфера: эмоции, чувства, фобии и филии, «внушения», «заражения», «подражания». Таким образом, Новая культура – это культура: 1) недолговечная, эфемерная, неустойчивая, временная; 2) новая, инновационная, модернизированная; 3) разнообразная. Рост разнообразия
Автоматизация производства, переход на гибкие автоматизированные системы дают возможность для роста разнообразия товаров, услуг, капиталов. Стандартизация, характерная для индустриальной культуры, сменяется индивидуализацией – выполнением работы на заказ, учитывающий пожелания клиента. «Мы движемся от стандартизации к фрагментации и диверсификации в сфере культуры», – заверяет Тоффлер. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся тиражи и рост числа наименований книг. Близится время, когда выбор вместо того, чтобы раскрепостить личность, станет настолько сложным, трудным и дорогостоящим, что приведёт к ограничению в развитии: осложнение выбора ведёт к росту числа психических расстройств, неврозов, эмоциональных расстройств. Человек оказывается в положении Буриданова осла – в этой ситуации он выбирает не лучшее, а простое, легкодоступное. Старые методы объединения людей, утверждения социальности уходят в прошлое. Они основывались на единообразии, простоте, постоянстве. Современное общество раздирают «конфликты самоидентификации»: студенческие бунты, расовые конфликты, движение феминисток и т.п. Поиски себя, самоидентификация вызывают конфликт не из-за отсутствия возможности выбора, а из-за слишком широкого выбора, его сложности. Это приводит к тому, что людям начинает грозить шок от адаптации к новой культуре – футурошок. Постиндустриальная культура
Всё большее количество культурологов задаётся вопросом – что ждёт индустриализм? В 1976 г. Д. Белл высказал предположение, что в следующие 30–50 лет мы увидим возникновение того, что он назвал «постиндустриальным обществом», или культурой. Д. Белл выделил и пять признаков перехода к постиндустриальному обществу, его культуре: В экономической сфере будет происходить переход от производства материальных благ к сервисной экономике, экономике обслуживания, оказания услуг. 2. В социальной сфере распределение занятий, при котором преимущественное значение приобретёт класс технических специалистов. 3. В научной области превращение теоретических знаний в источник инноваций и в определяющий фактор политики. Это будет «осевой принцип» постиндустриальной культуры. 4. В технологической сфере приоритет получит не выпуск товаров, а поиск новых технологий и возможностей контроля за ними. 5. В области управления создание новых технологий принятия решений. Таким образом, складывается ситуация, когда большая часть населения занята не в сельском хозяйстве (что было характерно для аграрной культуры), не в промышленности (специфический признак индустриальной культуры), а в сфере сервиса: торговля, финансы, здравоохранение, исследования, образование, управление. И это предвидение Д. Белла подтвердилось: сейчас в США до 70% населения заняты в сфере услуг! В 1990 г. Д. Белл пишет статью: «Третья технологическая революция и её возможные социоэкономические последствия», в которой конкретизирует характеристики «постиндустриальной культуры». Он считает, что её «субстанцией», «субстратом» должны быть изменения, связанные с « информационной революцией ». Если прежние культуры имели дело с физическим веществом, материей, то становящаяся новая культура будет иметь дело с информационными процессами, для которых характерен фактор переноса, транспортировки не вещества, но организации, упорядочивания, сигнала. Происходящая информационная революция покоится на двух изменениях: 1) компьютерной революции и 2) телекоммуникационной революции. В свою очередь, для каждой из революций характерны свои инновации, нововведения. Для компьютерной революции свойственны четыре нововведения. 1. Осуществление перехода от механических, электрических, электромеханических систем к электронным. Суть революционных изменений заключается в редукции (сведении) значительного числа конструктивных элементов и в увеличении скорости передачи сигналов и переключений команд. Оперативная скорость современных компьютеров измеряется наносекундами (10-9 с) и даже пикосекундами (10-12 с), что сравнимо со скоростью света. 2. Миниатюризация конструктивных элементов, преобразующих электронные импульсы. Если первые чипы (интегральные схемы размером с ноготь) имели ёмкость памяти 4 килобайта, т.е. 2 машинописные страницы, то сегодня ёмкость составляет 1 мегабайт, что равно 500 страницам. В 1995 г. в Японии создан чип размером 3х3 см,2, эта микросхема включает 2,2 млрд. элементов и способна хранить информацию, эквивалентную 10 полным собраниям сочинений Шекспира. 3. Дигитализация, т.е. технология, обеспечивающая дискретную передачу информации с помощью цифровых кодов. Например, раньше телефон был аналоговой системой, основанной на волновой природе звука. Путём усилительного преобразования телефон будет передавать звуковые колебания с помощью комбинаций чисел. 4. Дигитализация открывает возможность передачи всевозможных, многообразных форм информации: – изображения (телевидение); – данных (компьютер); – текста (телекс); – звука (телефон); сведённых к одной, единой числовой форме. Это позволяет совместить разнообразные устройства в одно и увеличить в 9 тысяч раз объём передаваемой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.01 с.) |