Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие культурной динамикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура, как и любое природное, социальное явление, не остается неизменным – она изменяется. Существуют различные виды изменений. Различают изменения, происходящие в рамках старого качества, и связанные с чисто количественными изменениям. Они приводят к «увеличению» или «уменьшению», «приближению» или «отдалению», к «повышению» или «снижению» различных явлений. Чаще всего в области культуры мы сталкиваемся с такого рода изменениям. Рассмотрим динамику культуры общения. Например, ребенок, появившись на свет, еще не умеет говорить, он не знает языка и общение с ним затруднено. В первые месяцы и годы своей жизни он учится говорить, т.е. осваивает «устную» культуру общения. Сначала он усваивает отдельные звуки, потом слоги, слова, выражения, учится складывать целые предложения, а затем и рассказы. Овладев культурой речи, он учится писать и читать, т.е. приступает к освоению письменной культуры. Позднее, научившись читать, т.е. освоив «письменную» культуру, ребенок начинает интенсивно знакомиться с литературой, читать книги, справочники, газеты и т.д., осваивая все более сложные виды культуры общения. В рамках каждой из культур общения происходят какие-то количественные изменения – увеличение числа выученных слов, выражений, знаков и т.д. Иногда выученные знаки, слова забываются, происходит уменьшение освоенного материала, возникает необходимость повторить, закрепить освоенное и т.д. Это происходит до тех пор, пока человек не освоит в совершенстве определенную область культуры. Такие медленные, постепенные, количественные изменения иногда называют эволюционными, эволюцией. Эволюция есть более или менее медленные, постепенные, количественные изменения. На известном этапе освоения культуры наступает предел, приблизившись к которому становится ясно, что дальнейшие изменения в рамках старого качества становятся невозможными или бессмысленными, формальными. Необходим выход за рамки старого качества, прерыв постепенности, «скачок», утверждение нового качества. Так, освоение культуры устного общения не позволяет человеку (и человечеству, обществу) решать более сложные задачи – например, сохранять большие объемы информации, передавать их с меньшими потерями новым поколениям. Появляется необходимость в создании новой культуры, культуры общения нового качества, например, переходить от устной культуры к письменной. Создаются разные средства сохранения информации – ими могут быть ритуалы, предметы, жесты, рисунки, знаки. Постепенно выделяется письмо как наиболее совершенный, в определенных условиях, вид сохранения и передачи информации. Оно закрепляется в форме определенной культуры. И цикл повторяется. Здесь мы видим, что изменения затрагивают и количественную сторону культуры и качественную, так что происходит переход к новому качеству культуры. Но этот переход – не плавный, постепенный, а осуществляется в виде скачка, прерыва постепенности. Сколько бы мы ни изучали культуру речи, как бы мы ни совершенствовали свое умение говорить, научиться писать мы не сможем. Культура письменная – это культура общения иного качества по сравнению с культурой устной. Такого рода изменения называют революционные, революцией. Революция – это коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся изменения. Среди различных изменений внимание исследователя привлекает развитие. Под развитием понимается закономерное изменение культурных явлений, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих трех свойств отличает развитие от других изменений. К определенному виду изменений принадлежит и функционирование. Под функционированием понимаются обратимые изменения, например, цикл. Циклическое воспроизведение постоянной системы связи и отношений культуры связано с ее функционированием. К функциональным связям относятся и те, которые связаны с взаимоотношением культуры с другими социальными процессами: политическими, правовыми, производственными, экономическими, бытовыми и т.д. Функциональные связи обратимы. В обществе как культура влияет на производство, так и производство влияет на культуру. Отсутствие направленности в изменении не позволяет накапливаться определенным элементам, что лишает процесс изменений культуры единой линии развития. Отсутствие закономерности характеризует изменение культуры как случайное, единичное, неповторимое, уникальное. Внимание человека привлекают, прежде всего, повторяющиеся, а значит закономерные явления в культуре. Познав закон развития культуры, наука способна разработать прогноз, в котором получат отражения ее возможные изменения в будущем, а значит и выработать практические рекомендации по использованию этих тенденций в развитии культуры и ее преобразованию в нужных для общества направлениях. Таким образом, именно в развитии культуры скрывается то многообразие ее связей и отношений, те изменения, которые играют наибольшую роль в практике, наиболее значимы для практики преобразования культуры, человека и общества. Среди различных законов развития культуры внимание исследователей привлекали те, которые характеризовали развитие культуры общества, отдельных народов, стран, регионов. Законы развития отдельного человека находятся в зависимости от более общих законов развития тех общностей, в которые он включен самим процессом жизненных обстоятельств. Культура и цикл
Сталкиваясь с многообразием культур, исследователь задается вопросом: какая из культур лучше, совершеннее, у какой из них выше развитие. Если все культуры самодостаточны, то вопрос о развитии отпадает. Нет более развитой и менее развитой культуры.
У каждого народа своя «культура», народ «самодостаточен» в ее границах, а значит проблема сравнимости культур отпадает сама собой. Не возникает и необходимости их оценки, определения значимости, а значит и ценности культур того или иного народа. Но в таком случае совершенно бессмысленны и контакты культур, так как элементы заимствования культур становятся ненужными. Но в этом случае отпадает и проблема общечеловеческой культуры как единого целого.
Таким образом, ряд кардинальных проблем современной культурологии решается в зависимости от того, признаем или нет мы возможность изменений в культуре, а если признаем, то каков характер этих изменений. Остается ли культура всегда одной и той же или она подвержена изменениями. Если культура меняется, то каков характер этих изменений Движение или развитие лежат в основе изменений культуры, если развитие, то какое – регрессивное или прогрессивное. Существует ряд концепций, в рамках которых происходит осмысление характера изменений, которые претерпевает культура. Здесь мы должны выделить циклические концепции изменений культуры. Для них характерно признание ряда общих утверждений: 1. Общество, культура не развиваются. Культура подвержена изменениям, но эти изменения носят повторяющийся характер. Это движение по кругу, «вечное возвращение», при котором изменения иллюзорны, а культура в действительности остается всегда одной и той же. Наиболее полно такое представление зафиксировано в Библии, у Экклезиаста: «И восходит солнце, и заходит солнце, а земля пребывает вовеки». 2. Вторая точка зрения представлена концепцией стадий: культура, этносы, общество проходят одни и те же стадии развития: детство, юность, зрелость, старость. Впервые она была представлена Джамбатисто Вико в его труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725). Здесь присутствует не только идея повторяемости, но отмечаются определенные этапы в развитии этой повторяемости. 3. В марксизме основой развития культуры признавалось развитие формаций. Формации – это как бы определенные ступеньки в развитии культуры. Каждая из них представляет собой более высокую ступеньку в прогрессивном развития культуры. Формацию можно рассматривать и как определенный период в развитии культуры, во время которого она возникает, достигает совершенства (т.е. наибольшего соответствия своего содержания и общественной формы, господствующей на базе данного способа производства), и «проходит», чтобы уступить свое место новой культуре, возникающей в качестве элементов, кусочков в недрах старой формации. 4. Формационное понимание развития культуры связывается со спиралевидным характером ее развития, на что обратил внимание В. И. Ленин. При этом развитие предусматривает как наращение витков спирали, так и известную повторяемость в развитии в рамках спирали, ее пульсацию. В современных условиях внимание к пульсирующим формам развития вообще, культуры в частности усиливается. На такую форму развития указал еще Демокрит, сказав, что «Мир был и будет вечным огнем, мерами возгарающим и мерами потухающим». В основе развития по спирали, а также цикличности происходящих в культуре процессов лежит действие закона отрицания отрицания. Одной из особенностей закона отрицания отрицания, как известно, является то, что в результате второго отрицания происходит некоторый синтез, обобщение и снятие предыдущих элементов, составляющих отрицание отрицания. А поскольку такими элементами, подвергающимися снятию и обобщению, являются, в свою очередь, циклы поступательности и синтезов, то происходит возрастание обобщения и таким образом восхождение в виде некоторой типизации. В раскрытии сути такого восхождения решающую роль играет циклическая связь самих циклов, через которые происходит типизация. Но так как связь циклов все равно в свою очередь циклическая и строится по тому же самому закону отрицания отрицания, то, так или иначе, предстоит иметь дело с одним и тем же «механизмом» цикличности вообще; рассматривая его, мы тем самым фактически рассматриваем поступательность и восхождение любого масштаба в предельной всеобщности. Возрастание обобщения и типизация выступает как восхождение и осуществляется не в виде сплошной непрерывной линии, а представляет собой непрерывно-прерывный (пульсирующий) самопрерывающийся и, можно сказать, лавинообразный процесс возрастания типизации.
Обычно выделяют два типа развития: эволюционный и бифуркационный. В большинстве концепций развития и прогнозирования используются для анализа эволюционные модели. При их построении предполагается, что характеристика объекта, «его качество» мало меняется за малые интервалы времени. Этот тип развития также еще называют стабильным, устойчивым, адаптационным, гладким, эволюционным. При этом подразумевается, что здесь отсутствуют скачки, прерывы постепенности, разрывы, бифуркации (катастрофы), революции – т.е. мгновенные переходы в качественно иное состояние. Второй тип развития связан с переходом от одного качества к другому, а значит прерывом постепенности, скачком. Этот тип развития называют революционным, нестабильным, неустойчивым, взрывным, бифуркационным. Анализ развития культуры показывает, что в ней присутствуют как эволюционные, так и революционные изменения. При этом некоторые изменения имеют характер циклов. В большинстве моделей развития и прогнозирования используются для анализа эволюционные представления. При построении эволюционных моделей предполагается, что характеристика объекта, его «качество», мало меняется за малые интервалы времени. Этот тип развития также называют стабильным, устойчивым, адаптационным, подразумевая, что здесь отсутствуют скачки, прерывы постепенности, разрывы, бифуркации (катастрофы), (революции) – т.е. мгновенные переходы в качественно иное состояние. Другой тип развития, связанный с переходом в иное «качество», называют бифуркацией, революцией, нестабильным, неустойчивым, взрывным. К основным характеристикам эволюционного типа развития культуры можно отнести: 1. Неизменность внутреннего механизма процесса развития культуры, ее противоречий как источников развития и способов их разрешения. 2. Инерционность управляющих воздействий, политики, проводимой государством, правящей партии в отношении культуры. 3. Малая вероятность отклонений от равновесного или стационарного состояния системы. 4. Малая вероятность воздействия внешних сил. 5. Самодостаточность ресурсов развития. На известном этапе эволюционные механизмы развития исчерпывают себя. Они должны быть дополнены бифуркационными моделями. Для бифуркационной модели развития культуры характерны следующие черты: Культура как определенная система связей и отношений теряет устойчивость. Даже малое воздействие может вызвать резонанс, катастрофу, скачок в одно из новых возможных состояний. Резко возрастает роль отдельных лидеров, создателей культуры, активных личностей, малых групп, направляющих развитие в своих интересах. Появляется веер возможных вариантов развития, а значит и множество возможных результатов развития. Чем дальше от точки катастрофы, бифуркации, тем большее количество возможных результатов развития существует реально. Чем дальше от точки бифуркации, тем больше неопределенность того или иного варианта. Поэтому лишь в точке катастрофы возможно указать тот или иной вариант развития, указать его вероятность, чем дальше от точки, тем вероятность нужного варианта падает, уменьшается. Поэтому в точке катастрофы бифуркационный подход не действует, а свое влияние оказывает вероятностный. Можно указать лишь вероятности всех возможных исходов, результатов, в частности, вероятность траектории развития и вероятность перехода во все возможные новые состояния. Переходя к вероятностному прогнозу в отдельных точках, можно вообще отказаться от детерминационного подхода и считать, что вероятность катаклизма есть всегда. Только вдали от точки бифуркации она мала, а в ее окрестностях достигает максимума. Тогда сама точка вероятностной бифуркации может определяться как точка, где вероятность катаклизма максимальна. Отсюда, задача прогнозирования качественных изменений редуцируется к более простой задаче отыскания тех точек эволюционного развития, в которых вероятность эволюционного развития достигает максимума. Применим отмеченные закономерности развития для анализа систем, развивающимся циклически, т.е. к таким, у которых на основную траекторию развития (тренд) накладываются периодические колебания (волны).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.008 с.) |