Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития мировой культуры

Поиск

ВВЕДЕНИЕ. Вопросы теории культуры

1. Культура как предмет изучения.

2. Определение культуры, ее структура и функции.

3. Основные этапы развития мировой культуры.

 

Культурология – это относительно новая научная дисциплина гуманитарного профиля, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» – наука. Таким образом, дословно культурология переводится на русский язык как наука о культуре.

Как самостоятельная наука культурология выделилась в середине XX века. Она является интегративной наукой, так как ее базисом служит множество наук, в рамках которых исследуются определенные явления культуры: философия, история, антропология, этнография, психология и т.д. Следует заметить, что до выделения культурологии в специальную отрасль научного знания культура исследовалась этими конкретными науками.

Термин «культурология» качестве синонима науки о культуре начал использовать американский ученый, антрополог Лесли Уайт (1900 – 1975). Культурология – это наука, которая объединяет разнообразные аспекты изучения культуры в целостную систему. Важной задачей культурологии является познание сущности культуры, выявление законов, механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Культурология – это наука о содержании и сущности культуры, о культуре народов планеты (в том числе и особенностях украинской культуры) на разных этапах истории.

Следует помнить, что культурология является самостоятельной гуманитарной дисциплиной. Она рассматривает культуру как специальный предмет изучения, как особую реальность, которая может быть открыта человеком, познана, изучена, выявлены ее механизмы и законы. Культурология проявляет себя не просто как наука о культуре, но наука, которая направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, наука о конкретных путях достижения этой цели. Поэтому учебно-воспитательное значение курса чрезвычайно высоко.

Культура является одной из важнейших характеристик общества. Она пронизывает все сферы жизни человека и определяет образ жизни общества и отдельной личности. Процессы глобализации, которые происходят в современном мире, требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, интенсификации обмена культурными ценностями между различными народами, а, с другой – умения выйти за рамки традиций и стереотипов.

Знакомство с основами культурологии позволяет студенческой молодежи не только адаптироваться к существующим условиям, но и помогает развивать свои творческие способности. Наука о культуре формирует представления о культурно-историческом процессе, особенностях культурных эпох, духовных ценностях и приоритетах народов мира. Курс культурологии знакомит с культурой Украины в различные исторические периоды. Изучение культурологии обогащает духовный мир студентов, способствует формированию умения понимать произведения искусства, Позволяет воспринимать культуру как неотъемлемую часть развития и становления личности.

В рамках нашего курса мы изучаем два аспекта культурологии: теорию культуры и историю мировой (зарубежной) и украинской культуры.

Поскольку культурология – молодая наука, многие ее понятия вызывают споры и не имеют однозначной трактовки. Это касается и термина «культура».

 

2. Определение культуры, ее структура и функции

 

Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Существует выражение, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет).

Понятие «культура» является центральным в культурологии. В настоящее время в употреблении этого термина имеется много смыслов и значений. Чтобы определить, что такое культура, следует выяснить, как развивались представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона (106 – 43 г.г. до н. э.) и происходит от латинского "culturе", производимое от слова «colere», что означало возделывание, обработку почвы, то есть занятие сельским хозяйством. Цицерон этот термин перенес на человека, подразумевая его воспитание и образование, т.е. своего рода "возделывание человека", в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д

В Толковом словаре В. Даля сказано, что культура это: 1) обработка и уход, возделывание, возделка; 2) образование умственное и нравственное.

До 17 века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он использовался только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался, например, совершенствование языка и т. д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. Термин «культура» стал активно использоваться деятелями эпохи Просвещения в противовес термину «природа». В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. В дальнейшем с культурой стали связывать все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Одно из первых определений культуры принадлежит английскому ученому, этнографу Э. Тайлору (1832–1917). В своей работе «Первобытная культура» он подчеркнул: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Исходным пунктом является положение о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления создаются людьми. Создавая культуру, люди строят новую, «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, называют артефактами (от латинского arte – искусственно и factus – сделанный). Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы мышления.

Для более глубокого познания культуры, необходимо разобраться в том, что составляет ее сущность. В культурологии сложился ряд подходов к пониманию сущности культуры: деятельностный, ценностный, технологический.

В основу ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных за всю историю человечества. При таком понимании возможна трактовка культуры как «склада» или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком, а сам человек как бы выпадает из культуры.

Сторонники деятельностного подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе, рассматривая культуру как способ жизнедеятельности человека. Дается, например, такое определение: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование самого человека.

При технологическом подходе указывается на то, что культура – это определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

В широком смысле – культура – совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком.

С этой точки зрения культуру принято делить на материальную и духовную.

Материальная культура – это результат материальной деятельности людей. К материальной культуре принадлежат способы производства, его технология, орудия труда, жилище, одежда, быт, и т.д. Именно материальная культура создает уровень жизни общества, характер материальных потребностей и их удовлетворение.

Материальная культура характеризует процесс взаимодействия человека с природой и процесс собственного воспроизводства. В процесс воспроизводства человека входят составной частью семейно-брачные отношения и физическая культура. В понятие физической культуры объединяют культивирование физических возможностей человека, гармонизацию его физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы многолики и включают в себя различные виды спорта, гимнастики. К культуре физического развития следует отнести и все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять и восстанавливать возможности человеческого организма. Материальная культура в современных терминах науки получила название «искусственная среда».

Духовная культура – результат духовной деятельности людей. Она включает в себя науку и искусство, литературу и религию, мифологию и философию, образование, мораль и право. Духовная культура поясняет отношения человека к себе, к другим людям, к окружающему миру. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, ею определяется. Духовная культура объединяет различные виды деятельности человека: проективный, познавательный, ценностный, коммуникативный.

Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существуют изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры.

Особой областью культуры является художественная культура. Являясь духовной в своей основе, она имеет, как правило, изобразительный характер. Таким образом, художественная культура – это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Например, архитектура очень близка к технике, а, с другой стороны – к духовной культуре.

Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы).

В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества.

Нормы – это стандарты поведения.

Ценности – это способность вещей или явлений удовлетворять потребности человека или общества. В определенном наборе ценностей проявляется отношение к жизни, представления человека о том, что является наиболее важным и значимым. В соответствии со сферами общественной жизни выделяют ценности материальные и духовные, утилитаристские и социально-политические. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценок людей, то ценности могут оказаться подлинными, вечными, а могут оказаться и временными, мнимыми. Подумайте, какие ценности можно назвать общечеловеческими или вечными.

В зависимости от носителя, культура разделяется на национальную и мировую. Национальная культура - это продукт деятельности одного народа. Особенностью функционирования культуры является самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа. Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа. Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур.

Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культура может быть рассмотрена с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе.

Функции культуры:

1) познавательная (состоит в том, что культура дает людям возможность познать свою историю, опыт, возможности).

2) регулятивная (культура через систему норм и ценностей регулирует социальные отношения).

3) коммуникативная (культура формирует условия и средства человеческого общения, обеспечивает связь между поколениями).

4) интегративная (освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д.)

5) воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность). Процесс вовлечения человека в общественную жизнь, усвоение им культуры общества называют социализацией личности.

 

Таким образом, изучение культурологии, основ мировой и украинской культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека, профессионала высокого уровня.

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В IV тыс. до н.э. в долине реки Нил возникли первые государственные образования. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинён правящему классу. Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное сочетание верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Предполагают, что у египтян было несколько сот богов. Они являлись олицетворением природных явлений и явлений общественного порядка. Религия, основанная на вере во множество богов, называется политеизмом.

Египтяне признавали присутствие божественного начала во всем, что их окружало. Как божественное воплощение почитались некоторые животные, растения, предметы.

Религиозные обряды обставлялись с необыкновенной пышностью.

Чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта сыграл заупокойный культ. Египтяне верили в бессмертие души. Основным условием загробной жизни считалось сохранение тела умершего, что привело к возникновению искусства изготовления мумий и строительства пирамид.

Возведение пирамид являлось важнейшей чертой древнеегипетской культуры. Всего археологи насчитали около ста пирамид.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Высота пирамиды составляла около 147 м, а площадь около 55 тыс. кв.м. Пирамида сложена из огромных гладко отёсанных известняковых блоков, расположенных ступенчато. Вес каждой глыбы составляет 2–3 тонны. Эта пирамида вместе с другими, находящимися в Гизе, названа одним из семи чудес света.

Перед храмами и дворцами египтяне возводили высокие тонкие обелиски. Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва.

В египетском искусстве существовал скульптура, в которой существовали определенные правила изображения человека. До наших дней сохранился скульптурный портрет Нефертити – жены фараона Аменхотепа IV.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство: золотые украшения, отделанные драгоценными камнями, сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, изделия из слоновой кости.

Для изобразительного искусства Древнего Египта было характерно плоскостное изображения фигур, условность в изображении туловища и ног, разворота плеч. Искусство Египта имело монументальный характер, подавляющий зрителя. Оно мало менялось с течением времени.

Значительными были успехи египтян в разных отраслях науки, особенно медицине, астрономии. Они создали первые в истории человечества медицинские трактаты, в которых описывали симптомы различных болезней и способы их лечения. При раскопках гробниц были найдены хирургические инструменты. В области математики египтяне умели вычислить площадь треугольника, объем цилиндра, заложили основы алгебры и умели решать уравнения с двумя неизвестными. Их жрецы могли предсказывать затмения солнца и периоды разлива Нила. Они создали точный календарь, разделив год на 365 дней. Египтяне создали каталоги звезд и карты звездного неба, а также изобрели древнейшие часы – водяные и солнечные. У них появились древнейшие географические карты. Накапливались исторические знания. В Древнем Египте вели описания правления фараонов.

Жители Египта создали богатую и разнообразную литературу. Они писали иероглифами на особом материале – папирусе.

Таким образом, Египет – страна, в которой возникло первое государство с богатой и разнообразной культурой.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

«Страной мудрецов» называли уже в древние времена Индию. В III тыс. до н.э. по течению реки Инд возникли первые центры высоко развитой культуры. Во II тыс. до н.э. в развитии культуры начинается новый период, связанный с колонизацией полуострова Индостан арийскими племенами. Считается, что уже тогда был создан язык санскрит. На этом языке были написаны древнейшие религиозно-философские произведения – Веды (буквально переводится знание). В них излагались основы индуизма. Наряду с религиозными текстами Веды включали басни и сказки порой с элементами сатиры.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, представлены эпическими поэмами: Махабхарата и Рамаяна (вторая половина 1 тыс. до н. э.). Эти поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Герои этих произведений – Кришна и Рама – включены в религиозный пантеон как воплощение бога Вишну. Ведическая литература является подлинной энциклопедией народной мудрости.

В Индии VI в. до н.э. возникают две древних религии — джайнизм, буддизм. Последняя является одной из мировых религий сегодня.

Поразительны успехи древних Индии в математике, астрономии, медицине, лингвистике, а также в области искусства — литературы, архитектуры, скульптуры. Жители древней Индии установили фазы Луны, создали свой календарь. Также была создана десятичная система счисления и впервые использованы цифры, которые в Европе называли арабскими.

Индия – страна высокого архитектурного творчества, включающего в себя древние городские поселения, удивительные храмы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники.

Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой цивилизации.

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

Одной из оригинальных культур Востока является культура Древнего Китая. Государственность там возникла во II тыс. до н.э. Жители древнего Китая создали самобытную материальную и духовную культуру. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил – света и тьмы.

В древнейший период жителям Китая также же, как и другим народам, был свойственен культ природы. Китайцы поклонялись духам земли, солнца, луны, ветра, дождя, священных гор и т.п. Весьма характерным был также культ предков, в основе которого лежало представление о том, что душа человека после его смерти не только продолжает жить, но и может вмешиваться в дела живых.

В более поздний период появилось обожествление царской власти.

Во II тыс. до н.э. в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Первоначально писали на бамбуковых дощечках царапающей палочкой, затем на шелке натуральными красками специальной кисточкой. В начале нашей эры была изобретена бумага. Примерно тогда же появилась тушь.

В середине 1 тыс. до н.э в Китае зародились основные религиозно-философские системы. Это были даосизм (возникновение которого связывают с деятельностью Лао-цзы), конфуцианство (основателем которого считается Конфуций) и моизм (основатель Мо-цзы).

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Характерно, что все религиозные системы имели много общего: им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идея «недеяния» – пассивного, созерцательного отношения к действительности.

Эти идеи определяли и образ жизни населения Китая и их менталитет.

В Китае был строго регламентирован быт, государственные и коллективные интересы ставились выше интересов отдельной личности, правильными признавались только официальные доктрины, что порождало тенденцию к пассивности, догматизму, конформизму.

В то же время к знаниям и учености относились с большим уважением. Определенных успехов достигла наука. Успехи ее поразительны: изобретены предшественник компаса и небесный глобус, шелководство, бумага. Китайские математики первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, астрономы составили первый звездный календарь, регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба. Больших успехов достигла медицина. Одним из крупных достижений было применение наркотиков в лечебной практике, также иглоукалывания, прижигания уже в 1 тыс. до н.э..

В литературе особенно была развита поэзия. До наших дней сохранились такие древнейшие памятники, как «Книга песен» и «Книга перемен».

Самобытно изобразительное искусство и архитектура Китая. Жители Китая строили здания в три и более этажей с многоярусной крышей, сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды и императорские дворцы. Символом Древнего Китая является Великая Китайская стена, которую начали строить в IV — III вв. до н. э. для защиты от кочевников.

Высокое развитие получило прикладное искусство.

В Древнем Китае знали около 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов. Получили развитие также театральное искусство, цирковые представления, выступления мимов, театр кукол и теней.

Таким образом, вклад цивилизаций Древнего Востока в мировую культуру огромен.

 


КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА

 

Термин «античный» происходит от латинского «antiquus» – «древний».

Греко-римская цивилизация возникла на рубеже III-II тыс. до н.э. и существовала до V столетия нашей эры.

В истории культуры античного мира традиционно выделяют древнегреческую и древнеримскую культуру.

В свою очередь, культуру Греции делят на периоды:

- крито-микенский (III тыс. - XI ст. до н.э.);

- гомеровский (XI – IX вв. до н.э.);

- архаический (VIII – VI вв. до н.э.);

- классический (V – IV вв. до н.э.);

- эллинистический (IV- I вв. до н.э.)

 

Греческая античность создала неповторимую культуру, которая содержала в себе истоки будущей европейской цивилизации.

Чтобы понять древнегреческую культуру, необходимо учитывать особенности социально-экономического развития того времени. В Греции сложился республиканский тип рабовладельческого государства. Городами-государствами правили коллективно их свободные граждане. Это была рабовладельческая демократия, которая воспитывала у греков особенный менталитет. В центре общества стоял свободный и политически активный человек. «Человек – это мера всех вещей», – сказал греческий философ Протагор.

Главными элементами античной культуры были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, она была неотделима от жизни общества. Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху. Она испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные культы, боги-покровители отдельных городов, земледельческие боги. Но уже в древнюю эпоху наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – олимпийцами. Образы этих богов очень сложны. Каждый из них пережил определенную эволюцию. Представления о богах как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп.

В настоящее время считается, что история древней Греции начинается на рубеже III – II тыс. до н. э. и открывается крито-микенской цивилизацией. Ее материальная основа включала производящее хозяйство, медно-бронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными стенами, дворцы. Размеры сооружений грандиозны. Один из дворцов на Крите занимал площадь около 10 тыс. кв. м и имел два или три этажа. Крепость в Микенах отличалась стенами толщиной до 10 м и высотой до 18 м.

Цивилизация на о. Крит погибла в результате землетрясения, а микенская — в результате нашествия варваров с севера Балкан.

Следующий период культуры греков называют «гомеровским, поскольку основные данные о нем ученые получили из двух эпических поэм, автором которых был выдающийся поэт уже следующего, архаического периода, Гомер. От этого времени не осталось памятников архитектуры или скульптуры. До нашего времени сохранились образцы декоративно-прикладного искусства. Глиняные сосуды украшались геометрическими рисунками из горизонтальных линий. Позже в росписи керамики появились фигуры животных, птиц и людей.

На протяжении архаического периода Греция постепенно опередила в своем развитии соседние культуры. На смену дворцам и крепостям приходят многочисленные культовые сооружения и храмы. Наиболее известными являются храм Аполлона в Сиракузах, храм Артемиды в Эфесе – одно из семи чудес света. Его крышу поддерживали 127 колонн высотой 18 метров.

В конце VII века до н.э. возникает монументальная греческая скульптура. Ведущими являются два типа скульптуры: оголенного юноши и одетой девушки.

Живопись этого периода представлена росписью ваз. Керамику этого времени характеризует техника чернофигурной росписи сосудов, когда красная неглазурованная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Позднее возникает краснофигурная керамика.

С этим периодом в истории связано возникновение древнегреческой философии. Появляются философские учения Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра, Пифагора. В литературе главное место занимает эпическая и лирическая поэзия. Самым известным поэтом архаического периода являлся Гомер – автор двух известных поэм «Илиады» и «Одиссеи».

Классический период характеризуется расцветом демократии, искусства, философии, литературы, права. Искусство классической Греции лежит в основе всей художественной культуры человечества.

Начинается строительство архитектурных сооружений в городах Греции. Они богато украшаются скульптурными изображениями. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Он включал – парадные ворота, храм Ники и главный храм Афин – Парфенон.

Известными скульпторами этого периода были Мирон, Поликлет и Фидий. Мирону принадлежат такие скульптуры, как «Дискобол», «Афина и Марс». Творения Фидия – это статуи Афины, а также 14-метровая статуя Зевса Олимпийского – одно из семи чудес света.

В классический период развивается наука в рамках философии. Наиболее известными мыслителями этого времени были Сократ, Демокрит, Протагор, но особенно прославились Платон и Аристотель, которые определили развитие философской мысли на последующие тысячелетия.

Возникает историография. Создает свои труды Геродот. Его называют «отцом истории».

Успехи медицины связывают с именем Гиппократа.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры являлся театр.

В литературе возникает и развивается драматургия, ведущими жанрами которой становятся трагедия и комедия. Развитие древнегреческой трагедии связано с творчеством Эсхила («Прикованный Прометей», «Персы»), Софокла («Царь Эдип», «Электра»), Еврипида («Медея», «Ипполит»). «Отцом комедии» считается Аристофан («Мир», «Всадники» и др.).

Важнейшим элементом культурной жизни древних греков были Олимпийские игры. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры.

Эпоха эллинизма – эпоха распространения греческой культуры и ее обогащения за счет влияния восточных культур.

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (около 287–212 г.г. до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем. Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук – механики, математики, астрономии, географии. Евклид создал элементарную геометрию. Эратосфен достаточно точно определил длину земного меридиана. Аристарх определил размеры Солнца и Луны и расстояния до них, высказал гипотезу о вращении Земли и планет вокруг Солнца.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Была открыта нервная система, выяснено значение пульса, сделан шаг вперед в изучении мозга и сердца. Теофраст написал «Историю растений», в которой систематизировал знания в области ботаники. Ему также принадлежала работа «Характеры», которая считается одним из первых психологических трактатов.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самая знаменитая из них в Александрии.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр.

Литература этого времени становится более разнообразной. Появляется особый вид поэзии – идиллия. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия.

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Философы стремились отгородиться от окружающего мира, занимаясь вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы – эпикурейство и стоицизм. Основателем первой был Эпикур. Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном, идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.

Для философии более позднего периода характерна еще одна черта – религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все более зримо.

В религию эпоха эллинизма принесла также новые черты. Появился культ монарха и культ судьбы. Но наиболее ярко проявляется смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

В период эллинизма возникает много новых городов, строительство которых осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: здания городских советов, гимнасии, стадионы, библиотеки, бани, возводятся дворцовые постройки. В этот период широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков и полов в парадных помещениях. Появляются также такие сооружения как знаменитый маяк в Александрии.

В это время продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре. Были созданы всемирно известные рельефы алтаря Зевса в Пергаме, скульптуры «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», скульптурная группа Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нашего времени Колосс Родосский – бронзовая статуя бога Гелиоса, достигавшая в высоту 37 метров.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в общих чертах дошла система образования. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.

В сохранении культурного наследия Греции и передаче его последующим эпохам огромную роль играла римская культура.

Римская культура являлась составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения. Во времена своего наивысшего расцвета древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию. Его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северной Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная на Апеннинском полуострове. Древнеримская культура включает:

– период культуры этрусков и других племен Италии (XI – III вв. до н.э.)

– республиканский период (III – I вв. до н.э.)

– императорский период (I в. до н.э.– V в. н.э

Древнейшей цивилизацией на Апеннинском полуострове являлась культура этрусков. Большой вклад этруски внесли в развитие архитектуры, первыми начав строить здания с купольным сводом. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по сторонам – характерные черты городов.

Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит также этрусского происхождения.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла керамика. Изобразительному искусству этрусков присущ реализм. Особенно это касается портрета, совершенно чуждого идеализации.

В религии большое значение имело искусство гадания по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений – необычных явлений природы. Пантеон богов в общих чертах совпадал с греческим, но этруски поклонялись также множеству демонов – добрых и злых.

Большое влияние на культуру этрусков оказали греки, появившиеся в Италии в процессе колонизации VIII – VI вв. до н.э. Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, усваивались образы греческой мифологии и гомеровский эпос. В свою очередь этруски воздействовали на соседние италийские племена. Одно из них – латины – занимало Лаций – территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник Рим – будущая столица громадной империи.

Греция и Рим «стартовали» почти одновременно (греки начало своей истории считали 786г. до н. э. — первые Олимпийские игры; римляне — 751 г. до н. э. — основание Рима). Как политическая реальность, Рим пережил Грецию на 7 веков (476 г. н.э. — падение Рима, конец античной эпохи). Ядром римской культуры стала греческая культура, поскольку во II в до н. э. римская империя завоевала Грецию («Греция, взятая в плен, победителей диких пленила» — писал в I в. до н. э. великий римский поэт Гораций).

В 395 году Римская империя раскололась на Западную и Восточную.

В 476 году Западная Римская империя пала под ударами варваров.

Культурное влияние Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники сохранились до наших



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.212 (0.016 с.)