Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: гуманизм культуры эпохи ВозрожденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЛАН 1. Сущность и характерные черты культуры Ренессанса. 2. Развитие научного естествознания и техники 3. Литература и искусство 4. Реформация и ее влияние на развитие культуры
Сущность и характерные черты культуры Ренессанса Особняком в истории стоит культура эпохи позднего средневековья – XIV–середина XVII вв., которая получила название эпохи Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия, для которой хронологические рамки этой эпохи XIV–XVI в.в. В других странах Европы Ренессанс разворачивался в XV–середине XVII в.в. Деятели Возрождения обратились к античной культуре. Они много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая рукописи и памятники искусства греческой и римской культуры. Именно поэтому это время получило название Возрождение. Обращение к античной культуре оказало сильное влияние на творчество самих деятелей Возрождения. Культура античности, проникнутая идеалами земного счастья и человеческой красоты, помогла им порвать с традициями схоластики, теологии. Основным идейным содержанием эпохи Возрождения стал гуманизм. Поэтому идеология Возрождения становится по преимуществу светской. Новое мировоззрение выступало против церковной идеологии. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывающие свободное развитие человеческой мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралось богословие и схоластика. Один из крупнейших гуманистов эпохи Эразм Роттердамский подверг критике тупость и невежество богословов, монахов и римских пап. Гуманисты-поэты стали воспевать неисчерпаемое богатство духовных сил человека, красоту природы. Представители итальянского гуманизма утверждали, что цель человеческой жизни – достижение счастья. Они решительно выступали против аскетизма, считая необходимым установление гармонии между душой и телом, наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Идеал человека гуманисты видели в гармонично развитой личности, в противовес религиозному аскетизму. Истинное благородство человека идеологи Возрождения находили не в происхождении, а в личных заслугах и образованности. Высокое достоинство человека они усматривали в способности к бесконечному совершенствованию. Следует отметить, что мировоззрение гуманистов было сложным и противоречивым. Отвергая католическую идеологию, гуманисты не порывали с католической религией, а нередко находились на службе у пап и других церковных иерархов. Весьма значительным были демократические традиции в гуманизме, нашедшие яркое отражение в произведениях Т. Кампанеллы, Т. Мора и других. Они выдвигали идеи утопического коммунизма. Гуманизм имел большое прогрессивное значение в историческом развитии европейских стран. Он явился тем фактором, который способствовал созданию в эту эпоху больших культурных ценностей.
Развитие научного естествознания и техники Развитие научного естествознания и техники является одной из важнейших особенностей эпохи Возрождения. Это было обусловлено потребностями зарождающегося капиталистического производства. Поиск новых морских путей, необходимых для развития торговли, привели к великим географическим открытиям, доказали шарообразность Земли и дали мощный толчок всему развитию естествознания. Крупнейшим открытием эпохи Возрождения было создание польским ученым Н. Коперником гелиоцентрической системы мира, что нанесло удар по религиозному мировоззрению. В математике были введены мнимые величины, усовершенствованы символические обозначения в алгебре, развивались геометрия и тригонометрия. Широкое развитие получила механика. Благодаря развитию механики и геометрии имелись успехи строительного дела и архитектуры. Расширились технические знания. С конца XIV вв. Европе было начато производство пороха и огнестрельного оружия. Появились самопрялка, мельницы для изготовления бумаги из тряпья, были усовершенствованы ткацкий станок, техника горного дела, кораблестроения, изготовления железа (переход к доменному производству). Развилось производство очков, что привело к разработке теоретических основ оптики созданию новых инструментов, средств экспериментирования. На рубеже XVI–XVII вв. были сконструированы микроскоп и «зрительная труба» – телескоп, которые значительно расширили область научного исследования. Были усовершенствованы часы и компас, а также изготовлены ртутный барометр и термометр. Для медицины плодотворными оказались поиски химических средств лечения болезней (Парацельс). Обширный свод знаний по анатомии создал А. Везалий, М. Сервет открыл малый круг кровообращения. Важную роль в распространении научных знаний сыграло развитие книгопечатания. В середине XV века Гутенберг изобрел способ книгопечатания с помощью подвижных литер. Существенные изменения произошли в области образования. Расширился круг учебных предметов, содержание образования. Были высказаны идеи о праве женщин на образование и о необходимости обучения на родном языке. Таким образом, в это время происходит становление науки о природе и развитие техники. Литература и искусство Литература и искусство Возрождения возникли в Италии. Глашатаем национального единства и защитником народного итальянского языка выступил автор «Божественной комедии» Данте, великий поэт. В его творчестве были выражены уже новые идеи высокой оценки человеческой личности. Лирические «Сонеты» Петрарки открыли внутренний мир человека, благородство и правду интимных чувств, обращенных к земной жизни. Основоположником новеллы выступил Дж. Боккаччо, автор «Декамерона». Во Франции литература Возрождения остроумно высмеивала аскетизм в романе «Гаргантюа и Пагтагрюэль», написанный в середине 16 века Ф. Рабле. В Испании идеи Возрождения ярко выражены в творчестве М. Сервантеса, создавшего роман «Дон Кихот». В Англии своей вершины идеи Возрождения достигли в трагедиях и комедиях Шекспира. В центре нового искусства стоял реальный мир, яркий образ человека, деятеля, героя. Искусство основывалось на научных законах анатомии, перспективы, оптики и т.д. Важную роль сыграло изучение античного наследия. Характерной чертой архитектуры является создание не только церковных, но и светских зданий. Сооружаются общественные здания, создается новый тип светского здания – палаццо – городской дворец-особняк. В изобразительном искусстве постепенно торжествует свободная передача красоты и силы человека. В живописи происходит поворот к картине. Возникают новые жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая и бытовая живопись. Особо следует сказать об искусстве Леонарда да Винчи, поисках светлой гармонии в творчестве Рафаэля. Необычно по своему драматизму, полное веры в силы человека искусство Микеланджело. Высокий подъем переживает в эпоху Возрождения искусство фресковой живописи, а также скульптуры, в которой уделяется внимание пластике человеческого тела, обнаженной натуре. Музыкальное Возрождение представляло собой полифонию. Получили развитие различные жанры светского музыкального искусства. Это были мадригал и многоголосая песня. Был дан мощный толчок развитию инструментальной музыки (вариации, фантазии и др. для лютни, виолы, скрипки, клавесина, органа и т.д.). В это время возникают новые музыкальные жанры: опера, кантата, оратория и сольная песня. Большое значение имела эпоха Возрождения и для театрального искусства. В этот период происходит профессионализация театра, зарождаются теория драмы и актерского искусства, строятся первые театральные здания. Таким образом, культура Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Одним из важных факторов, способствующих созданию в эту эпоху больших культурных ценностей, явилось гуманистическое мировоззрение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.007 с.) |