Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высокое Возрождение. Общая характеристика культуры (1490-1530 гг.)

Поиск

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального -- к буржуазному. Ренессанс (возрождение) -- это эпоха великих открытий. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы -- в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением -- это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение. на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, утверждается новый центр могучая и прекрасная личность. Образцы нравственного и прекрасного

 

71 Образ мадонны в искусстве Ренессанса. Каждый живописец вкладывал в ее образ что-то свое, сообразно своим мыслям и чувствам. Мадонна - воплощение того идеала красоты и добра, который смутно воодушевлял народное сознание. Слово «мадонна» означает «моя женщина» …. С этим значением соединился образ материнства как неотъемлемый от представления о прекрасной женщине, исполняющей главную жизненную миссию. “Мадонна с цветком”.
“Мадонна Литта” “Джоконда”.

Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”Флорентийские мадонны Рафаэля –это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают

 

Архитектура эпохи Возрождения. Общая характеристика. Основные произведения.

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы. Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена чертой — балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции.примером этого стиля в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.Лоренцо Бернини

создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.

 

73 Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность. Скульпторы Возрождения обращались не только к традиционным христианским образам, но и к живым людям, современникам. Скульпторы Ренессанса добиваются полного знания человеческого тела, они освобождают его из-под массы одежды. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано. Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн. В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет.

Пизанская школа скульптуры — первая крупная школа скульптуры в Италии. Пиза являлась центром классической культуры и поддерживала связи с востоком. Здесь скульптура уже не дополнение к архитектуре, а как самостоятельная дисциплина, репутацию которой подкрепляет античность. итектуры значение, в ней появились новые жанры.

 

74 Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения Возможное объяснение этого феномена состоит в том, что он получил профессиональную подготовку не ученого, а художника, флорентийского художника. От своих предшественников он воспринял понимание художественной деятельности как деятельности исследовательской и хотел добиться еще большей точности и широты в познании видимого мира, причем до всего он хотел дойти самостоятельно, не доверяя книжному знанию.

Законченных произведений Леонардо не так уж много, но великое множество рисунков, набросков, записей. Если он задавался целью осуществить замысел от начала до конца, ему хотелось добиться предельного совершенства.

Самым совершенным творением природы Леонардо считал человека. Его идеал - гармонически развитая личность, живущая земными интересами и далекая от аскетизма средневековья.Многие картины Леонардо созданы на религиозные сюжеты, но трактовались эти сюжеты по- новому. В полных жизни и света творениях великого мастера угадываются земные, реальные люди, их сложный духовный мир и переживания.

В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа» В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря”.В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды”) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом».Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

 

Тайная вечеря» Леонардо

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ - последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (страстной пятницы) крестной смерти Христа. Во время тайной вечери Христос предрекает, что его предаст Иуда Искариот, и учреждает таинство евхаристии (причащения), дав ученикам вкусить хлеба и испить из чаши с вином.

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусстваРеставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра.

 

76Рафаэль, итальянский живописец и архитектор. сын живописца. Рафаэль по складу своего дарования был художником синтеза и гармонии. Его искусство, отмеченное чертами счастливого равновесия разума и чувств, стало совершеннейшим воплощением классического стиля Высокого Возрождения. Он полно и ясно выразил высокие гуманистические мечты о существовании прекрасного мира, где люди свободны и счастливы. В 1500-1504 годах Рафаэль учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.. В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб»),появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511) Рафаэль представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), К числу лучших работ Рафаэляотносятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, РимПосле смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме

 

77 Станцы Рафаэля - это несколько комнат в Ватиканском дворцовом комплексе, которые расписал Рафаэль. 1 Станца дель Инчендио ди Борго— последняя из станц, расписанных Рафаэлем Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго» 2 Станца делла Сеньятура Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.). Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие. «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства 3 Станцу д’Элиодоро. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

 

Микельанджело крупнейший мастер Высокого и Позднего Возрождения. был гениальным скульптором, живописцем, архитектором и поэтом Высокого и Позднего Возрождения. Его творчество отразило глубокие противоречия развития художественной культуры Италии в 16в. В искусстве Микеланджело отразились полные героического пафоса идеалы эпохи Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического мировоззрения, характерное для культуры Позднего Возрождения.Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м площади) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”,“Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др.Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” и скульптурная группа “Пьета Ронданини” предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти

 

79 Микеланджело Буонарроти скулльптор) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.

Она поражает мастерством композиции, уверенностью и свободой в изображении нагого тела и особенно силой и глубиной чувств, выраженных в ней при кажущейся внешней сдержанности.Композиция группы строга и проста. Обе фигуры тесно слиты друг с другом, образуя устойчивую пирамиду. Вопреки давней традиции изображения сюжета, Мария представлена прекрасной и юной, лицо ее не искажено горем. Вся сила страдания сосредоточена в тяжело повисшем на руках матери мертвом теле с запрокинутой головой, резко выступающим бугром плеча и бессильно упавшей рукой. Мадонна у лестницы, Битва кентавров, Пьета, Мадонна с младенцем, Давид, Мадонна Таддеи, Апостол Матфей, Умирающий раб, Атлант и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.144 (0.01 с.)