Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические условия и особенности развития украинской культуры в конце XVIII начале хх В. В.

Поиск

 

Украинские земли развивались под властью двух империй – Российской и Австрийской, которые проводили антиукраинскую политику (запрещение использовать украинский язык в школах и других учебных заведениях, создание препятствий на пути развития украинской культуры).

Так, еще в 1783г. преподавание в Киево-Могилянской Академии перевели на русский язык. Вместо центра высшего образования для всех сословий украинского общества она преобразуется в духовную школу, перед которой ставилась цель – быть твердыней обучения Украины. остальные преподаватели и значительная часть студентов набиралась из русских. В отношении украинских церквей устанавливается практика – назначать церковных иерархов – из русских.

На тех украинских землях, которые входили в состав Австрийской империи активно проводилась политика ассимиляции украинского населения, насаждения немецкого языка в школах и культурно-просветительских учреждениях.

Такая политика, проводимая имперскими правительствами вызывала протест украинского населения и предопределяла развитие национально-освободительного движения на украинских землях.

Вместе с тем объединение большей части украинских земель в составе Российской империи объективно имело большое позитивное значение для культурного развития.

Характерной чертой развития культуры в XVIII веке стала утечка наиболее способных и даровитых деятелей науки и искусства в российскую столицу. Эта тенденция в ХIХ веке еще более усилилась.

ХIХ век, как известно, ознаменовался невиданным расцветом идей и идеологии.

ХIХ век стал также временем, когда появилось особая социальная группа, которая занималась обоснованием и распространением идей. Таких людей называли представителями интеллигенции. Понятием «интеллигенции» в широком смысле называли сравнительно немногих в ХIХ веке людей, которым удавалось получить высшее образование.

В украинском обществе появление интеллигенции было событием, значение которого трудно переценить. Дело в том, что еще в XVI веке Украина утратила свое дворянство. Поэтому на интеллигенцию падала роль – обеспечить украинцев культурным, а со временем и политическим руководством на протяжении всего нового времени.

Как и следовало ожидать, интеллигенция появилась прежде всего в городах, и особенно в университетских. Так первым центром украинской интеллигенции стал г. Харьков – первый украинский университетский город в составе Российской империи.

Харьковский университет был основан в 1805 г. и история его создания имела специфику т.к. диаметрально отличалась от истории возникновения университетов в других городах. Как правило, это делалось по инициативе имперского правительства с целью подготовки высококвалифицированных, но верных «слуг империи».

В Харькове инициаторами создания университета выступили местные патриотический настроенные дворяне во главе с Василием Назаровичем Каразиным, которому удалось добиться разрешения Александра I, а также собрать необходимые деньги.

В 1834 г. был открыт Университет в Киеве. После этого культурный центр Украины из Харькова переместилось в Киев.

Социальной средой, из которой происходил первое поколение украинских интеллигентов, было прежде всего дворянство, которые, в свою очередь происходило от казанской старшины.

Первого поколение украинской интеллигенции была очень незначительным. Так, Харьковский университет с момента его основания и до 1861г. закончили 2.800 человек, а количество выпускников Киевского университета к тому времени составили 1.500 человек. Среди этого числа лишь немногие проявляли интерес к сугубо украинским делам.

На протяжении XIХ века украинского интеллигенция составляли незначительную часть общества, часто разделялось идеологическими спорами, было оторвана от народных масс и всецело поглощено деятельностью, никому, кроме нее самой, неинтересной.

И все же они как будто ненужные и непонятные речи и дела оказали на общество огромное влияние. И прежде всего в деле становления и развития украинского национального самосознания.

Понятие "украинское национально-культурное возрождение" отображает процесс становления и развития культурно-образовательной и общественно-политической жизни Украины на протяжении конца XVIII - начала XX ст. Украинское национальное возрождение началось на восточно-украинских землях о конце XVIII ст. Оно стимулировалось, с одной стороны, естественными процессами общекультурного развития, с другого - необходимостью противодействия политике русского царизма. Тяжелое политическое, социально-экономическое положение, культурный упадок вызвали "защитную реакцию", которая проявилась в целом комплексе событий и явлений, которые свидетельствовало об усвоении частью интеллигенции и значительном распространении в массах национального сознания, активизацию украинского национального движения во всех его формах, как культурно-просветительских, так со временем и политических, о развитии всех областей культурной жизни украинцев.

Национальное возрождение как понятия очерчивает процесс обретения этносом таких качественных черт, которые разрешают нему осознать себя нацией, действующим лицом истории и современного мира. Оно было характерной для тех этнических сообществ, которые в предшествующие времена утратили собственную государственность и самостоятельную национальную жизнь вообще. За собственное возрождение, начиная из границы XVIII- XIХ ст., так или иначе боролись все славянские народы, за исключением разве что россиян. Объективная цель процесса национального возрождения состояла в оздоровлении и консолидации украинской нации и воспроизведении украинской государственности.

В конце XVІІІ ст. этнографическая территория Украины была разделена между Российской и Австрийской империями. Характер колонизационной политики этих империй заметной мерой влиял на формы и сущность украинской жизни.

Политическая система царской России характеризовалась деспотизмом и усилением унификации во всех сферах общественной жизни. Австрия (с 1867г. - Австро-Венгрия), наоборот, с течением времени начала эволюцию в сторону восприятия конституционных и общедемократических ценностей, что положительно влияло на жизнь провинций. Но полностью демократических ценностей, что положительно влияло на жизнь провинций. Однако, полностью демократической Австро-Венгрия так и не стала.

Украинское национальное возрождение базировалось на предшествующих достижениях украинского народа, в частности, традициях национальной государственности, материальной и духовной культуре. Социальной почвой для потенциального возрождения было украинское село, которое сохраняло главную его ценность - родной язык. Исходя из этого. стартовые условия для возрождения были лучшими в Приднепровье, поскольку здесь еще сохранились традиции недавнего государственно-автономного устройства, политических прав, остатки свободного казацкого состояния, которого не затронуло закрепощение, и казацкого суда, а самый главный - здесь хотя бы частично сохранился собственный ведущий слой - бывшая казацкая старшина, правда, переведенная в дворянство.

Процесс украинского национального возрождения историки, как правило, разделяют на три этапа:

период собирания наследства или академический этап (конец XVIII -40-х г.г. XIX ст);

украинофильский или культурнический этап (40-1 гг. XIX ст. ~ конец XIX ст.);I

политический этап (из конца XГX ст).

Важное влияние на начало украинского национального возрождения сыграла революция в Франции, которая провозгласила "права народов". Это стимулировало интерес к неповторимым чертам своего этнического сообщества, таким как фольклор, история, язык и литература.

Национальному возрождению оказывало содействие и распространение романтизма.

Один из основателей мирового романтического движения. немецкий философ и историк, выдающийся исследователь мировой культуры, чьими произведениями зачитывалась вся Европа, Йоган Горфрид Гердер после посещения Украины еще в 1769 г. отмечала: "Украина станет когда-то новой Элладой. Замечательный климат этой страны, достойный характер народа, его музыкальное дарование, плодородная земля - когда-то пробудятся. Романтизм разрушил пренебрежительное отношение к народной культуре, утверждая, что именно из народного источника интеллектуальная элита может черпать лучшие образцы для своего творчества. Исчезновение отдельного парода непременно нарушит всемирную гармонию. Выдающийся польский поэт Адам Мицкевич называл украинцев самый поэтичный самый музыкальный среди всех славянских народов. Польские и русские поэты и фольклористы открывали в украинской народной культуре целые жанры, которых не было в польском и русском творчестве. В духе государственных идеологий они трактовали украинскую культуру как часть "всероссийской" ли "всепольской" культур. Вместе с тем их пример все большее убеждал, а некоторым и открывал глаза на непересекающуюся ценность украинской культуры. Вместе с тем важно заметить, что романтическое мировоззрение должно завоевывать себе место в душах людей в борьбе с ………. вкусами творцов русской и Австрийской империй, такой как рационализм, однообразие, универсальность и своеобразное представление про надлежащий государственный "порядок". Очень многим украинцам было нелегко сделать четкий выбор в пользу какого-то из типов мироощущения. а поиски компромисса сводили их на окольном пути бесплодных качаний, пока не побеждал привлекающий государством прагматический подход.

Начало украинской этнографии положил Григорий Калиновский, который издал в 1777 г. в Петербурге "Описание свадебных малороссийских свадебных обрядов" 20 лет спустя (1798 г.) здесь же появляется первая энциклопедия украиноведения "Записки о Малороссии" Якова Маревича, где сжато преподавались сведения об Украине, ее природе, истории, населении, языке и поэзии. Но еще большее значение имела маленькая изданная в том же году другая книжка - "Энеида" Котляревского, с выходом которой условно связывают начало украинского возрождения.

В 1819 г. князь Николай Цертелев, грузин по происхождению, тем не менее искренний патриот Украины, опубликовал в Петербурге «Попытку собрания старых малороссийский песен»

Полное и систематичное исследование украинской этнографии под названием "Малороссийские народные песни" составил в 1827 г. Михаил Максимович - будущий первый ректор Киевского университета. Этот сборник оказал влияние на творчество А. Пушкина и Н. Гоголя, на выбор жизненного пути П. Кулиша и Н. Костомарова. Максимович со временем вспоминал, что однажды застал Пушкина за чтением этого сборника, и последний шутливо сознался, что он "обкрадывал" его песни. Дело Максимовича продолжил Измаил Срезневский. В 1831 г. он издал "Украинский альманах" - сборник народных песен и оригинальной поэзии, написанных харьковскими поэтами-романтиками, а в 1833-1838 г.г.. - шесть выпусков "'Запорожской старины"

Украинский профессор Московского университета - Осип Бодянский посвятил свою магистерскую диссертацию (1837) сравнению русских и украинских народных песен. С типичным для романтика преувеличением он противопоставляет смиренные интонации песен русского Севера жизнерадостным мелодиям украинского Юга. "Какая большая разница существует между Севером и Югом, - писал Бодянскии, - и насколько разные народы там живут".

Более поздний в области этнофафии и фольклористики плодотворно работали Т. Рыльский, Д Гнатюк, П. Житейский, М. Сумцов, П. Чубинський, М. Драюманов, Б. Гринченко и много других специалистов и любителей на всех заселенных украинцами землях. На протяжении всего XVІІІст. среди потомков казацкой элиты Левобережья не угасала заинтересованность историей, в особенности историей козачества. Наибольшего внимания с точки зрения научности подхода среди этих историков-любителей (все они писали на русском языке) заслуживают Василий Рубан ("Краткая летопись малороссийская", 1777) и Афанасий Шафонськии ("Черниговского наместничества топографическое описание", 1786).

Кроме интереса к старине и местного патриотизма, для занятий историей у потомков казацкой старины также другой мотив. В довольно широких кругах поиск исторических документов и общая заинтересованность историей усилились в связи с необходимостью подтвердить свое шляхетское происхождение, которое должна была удостоверить специальная комиссия в Петербурге — так называемая «Геральдия» Немало из, тех, кто отыскивал сведения о верноподданических заслугах своих предков, преследовали сугубо прагматические целые, но какая-то часть не могла остаться равнодушной к драматическим событиям не такому уже далекого к тому времени прошлого. Первой обобщающей работой из истории Украины, написанной с широким использованием русских и украинских архивов, была "История Малой России" Д. Бантиш-Каменского (опубликованная в 1822 г).

В 1842-1843 гг. подготовлено в печать, но так и не выдана 5-томну "История Малороссии"" Николая Маркевича. Изображая прошлое Украины как самостоятельный исторический процесс, Маркович отстаивал право украинского народа па самостоятельное национальное развитие, исторически обосновывался правомерность восстановления в будущем автономии Украины.

Выдающимся прогрессивным ученым, который сделал заметный вклад в развитие исторической мысли, был Михаил Максимович (1804- 1873). Он выступил против нормандской теории происхождения Руси.

Одним из величайших историков XІX ст. был Николай Костомаров (1817-1885). Он впервые применил научные методы анализа широких массовых движений, опираясь на достижения тех исторических школ, которые уже существовали и получили признание в европейской науке.

В отличие от Костомарова, у которого преобладает описательный метод освещения исторических событий и выразительно прослеживается собственная оценка. В. Антонович (1834-1908) в своих научных работах не дал заведомо ни одной готовой уже мысли, которая бы пронизывала исследования и заставляла бы читателя смотреть на факты глазами автора. У него преобладает трезвый позитивистский подход, критичность и анализ, после необходимых исторических сведений и объяснений наступает группирование фактического материала и ссылки на источники. В. Антонович написал свыше 300 работ, создал так называемую "документальную" школу украинских историков. К ней принадлежали М. Грушевский, Д Багалий, О. Ефименко и их многочисленные ученики.

Особое место в развития историографии занял Михаил Драгоманов (1841-1895), который подвергал критике народническую школу. Доминантную аксиому народников - "интерес трудового народа" - он считал субъективным и ненаучным Наибольшей стоимостью всякого исторического процесса он считал духовно-моральное, экономическое и политическое развитие края, а справедливыми признавал лишь те движения в Украине, которые оказывало содействие такому развитию.

Образование.

Развитие промышленности, торговли увеличивал потребности в просвещенных и квалифицированных работниках и это стимулировало расширение сети учебных заведений и количества учеников в них.

В 1802 г. начало свою деятельность Министерство образования, которое в следующем году провело систематизацию учебных заведений. Было утверждено четырех типы школ: приходские, уездные, губернские (гимназии"), университеты.

В приходских школах, которые создавалось при церковных приходах и были начальными, обучение продолжалось 4-6 месяцев в селах и до одного года в городах. Обучение велось на русском языке, учеников учили читать, писать, считать, основам православной веры.

Уездные школы были сначала, двух-, а со временем - трехкласными. Здесь учились преимущественно дети купцов, дворян, чиновников, зажиточных ремесленников. Они изучали русский язык, географию, историю, арифметику, физику.

В гимназиях сначала учились 4 года, а со временем - 7. Здесь и преподавали иностранные языки, как правило, французский, немецкий. греческий, латинский, "закон божий", священную и церковную историю. В конце 50-х гг. XІX ст. в Украине считывалось 1300 начальных школ, где учились 67 тыс. учеников, 19 гимназий (из них две в Харькове), где училось около 4 тыс. учеников.

Промежуточное положение между гимназиями и университетами занимали лицеи, которых было три. Наряду с общеобразовательными действовали и профессиональные учебные заведения. В кадетских корпусах в Полтаве (с 1840г.) и Киеве (с 1852 г.). из детей дворян воспитывали офицеров. В Елизаветграде продолжала работать медицинская школа, в Киеве - фельдшерское, в Николаеве - артиллерийское и штурманское училища, в Севастополе — морская школа. В 1851 г. возле Харькова открылась земледельческая школа, которая готовила агрономов Характерными особенностями образования в первой половине XІX ст. были: и сословный характер, религиозное воспитание детей, политика "обрусения", рутинные средства обучения.

Историческим успехом в развития образования в начале XІX ст. стало учреждение на восточно-украинских землях университетов, что стало возможной благодаря либеральной политике в национальном вопросе императора Александра 1. Университеты вследствие общеевропейской реформы высшего образования быстро начали играть большую роль в культурной жизни, в развитии науки.

Первый университет на украинских землях в составе русской империи был основан в 1805 г. в Харькове на средства местного дворянства и купечества по инициативе ученого-экспериментатора. В Н. Каразина. С открытием университета связанное значительное возрастание населения и кардинальные изменения жизни в провинциальном к тому времени городе. В первое время университет имел четыре отделения факультета: словесный (историко-филологический), этико-политический (юридический), физико-математический. медицинский. Первым ректором университета (1805-1811) был профессор русской словесности И. Срезневский. В год открытия в нем училось всего 65 студентов, а через 50 лет - 492. Некоторое время ректором Харьковского университета был известный украинский поэт П. Гулак-Артемовский. За 50 лет Харьковский университет подготовил близко 3 тыс. специалистов по разным областям знаний. В первой половине XІX ст. характер национально-культурного возрождения на восточно-украинских землях во многом предопределялся просветительской и любительской деятельностью этого высшего учебного заведения.

В 1834 г. в Киеве был основан Университет святого Владимира на базе закрытого Кременецкого лицея. По мнению императора Николая ІІ, Киевский университет должен был стать центром русификации и монархизма, направленным прежде всего против польского влияния. Сначала он состоял из двух факультетов: историко-филологического и физико-математического. Со временем прибавились юридический и медицинский факультеты. В год открытия в университете училось 62 студента, через 20 лет - 808. Первым ректором стал Михаил Максимович. Киевский университет стал одним из главных центров украинского движения, не оправдав надеждой царских членов правительства. До 1861 г. университет закончили 1542 чел. Его выпускники работали учителями, врачами, адвокатами, судьями, чиновниками разных рангов.

Третьим университетом в Украине был Новороссийский (в Одессе), основанный 1865 г на базе Ришельевского лицея. В трех университетах в конце столетия одновременно училось 4 тыс. студентов.

В 1863 г. был введен Устав университетов, который предоставил им довольно широкую автономию, право избирать всю администрацию, профессоров, доцентов. Но в 1883 г. был введен новый Устав, который отменял автономию, избрание администрации, участие профессоров в управлении. Жизнь университета подлежала суровое регламентации и надзорные попечителя учебного округа. Вводился контроль над студентами, вводилась обязательная униформа. Этот устав действовал до 1917 г.

Потребности экономического и культурного развития обусловили возникновение в Украине и других высших учебных заведений. В 1874 г. создастся Глуховский учительский институт, через год - Нежинский историко-филологический институт. Южно-русский технологический институт в Харькове (1885), Киевский политехнический институт (1858), Высшее горное училище в Екатеринославе (1893) и др.

На Западно-украинских землях центром культуры оставался Львов. Здесь в 1817 г был восстановлен университет, но с немецким языком преподавания. В 1849 г здесь впервые была созданная кафедра украинскою языка и литературы. Все время шла борьба между украинцами и поляками за язык преподавания. В 1894 г основана кафедра истории Украины, которую возглавил профессор М. Грушевский.

На Буковине университет основан 1875 г. в Черновцах с немецким языком преподавания, но были кафедры и с украинским языком обучения: украинского языка и литературы, церковнославянского языка и практического богословия.

В 1864 г была проведена реформа образование, в соответствии с которой все типы начальных школ объявлялись общеобразовательными и получили название начальных народных училищ. Они стали работать по единому плану и программой, то есть состоялась унификация обучения. Дети приобретали элементарные знания: учились читать, писать, изучали элементарную арифметику, закон божий.

Средними образовательными учреждениями были гимназии, Гимназии были двух типов классические и реальные. В классических преимущество предоставлялось изучению древних

языков (до 40% времени), их выпускники могли без экзаменов поступать в университеты. С целью "воспитания в соответствующем Духе" вводился институт классных наставников, вводился кодекс наказаний.

Реальные гимназии (со временем реальные училища) были более приближенными к потребностям жизни. Здесь изучали природоведение. физику, математику. Их выпускники могли поступать лишь в высшие технические учебные заведения.

Девушки учились в отдельных в институтах благородных девиц (в Харькове открытый в 1812 г., организовывал и возглавил это учреждение украинский писатель и общественный деятель Г. Квитка-Основьяненко), гимназиях и епархиальных училищах (для девиц духовного звания).

В конце XІX ст. в украинских губерниях русской империи было 129 гимназий, 19 реальных и 17 коммерческих училищ 17 тыс. начальных школ всех видов. Тем не менее эти имперские учреждения могли охватить обучением лишь 30% детей. По переписи 1897 г в Украине среди населения в возрасте 9 до 49 лет грамотных начислялось лишь 24%.

Центрами науки были университеты Всесторонне одаренным и феноменально трудоспособным был первый ректор Киевского университета М Максимович. Он написал свыше 100 работ по истории, ботаники, зоологии, физике, химии в развитие философской и филологической наук существенный взнос сделал первый ректор Харьковского университета И Рижский, основателем отечественного славяноведения был профессор Харьковского университета И. Срезневский, в 1813-1820 гг. ректором Харьковского университета был Т. Осиповский, который написал трехтомную работу "Курс математики", который продолжительное время было основным учебником для студентов всей империи. Большим историческим достижением украинской культуры начала XX ст. было внедрение нового украинского литературного языка основанного на принципах фиксации устной народной речи с выборочным привлечением определенных "книжных" элементов прошлого. В 1819 г в Харькове появилась напечатанная первая грамматика, которая повилась на основе живого украинского языка Слобожанщины и Полтавщины. Автором грамматики был преподаватель Харьковского университета О. Павловский.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.017 с.)