Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие украинской культуры в условиях независимости

Поиск

После провозглашения независимости в культурной сфере сложились весьма противоречивые условия для развития культуры. В стране, с одной стороны, впервые за многие годы сложились благоприятные условия для развития культуры. Были ликвидированы все цензурные контролирующие органы, общество освободилось от господства тоталитарной идеологии, появилась возможность получать любую информацию в области культуры. Преград для свободного развития украинской культуры не было. Государство перестало контролировать, но оно не обеспечивало в должной мере финансирование культуры

В области образования произошли большие изменения. Была проведена демократизация образования. Появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи, авторские школы, коммерческие вузы. Что касается государственных учебных заведений, им катастрофически не хватает финансовых средств, которые выделяет государство. С 1 сентября 2001 года в Украине начала осуществляться реформа среднего образования. Осуществляется переход на 12 – летний срок обучения. Начальная школа будет 4-х классной, основная школа – 5-9 классы и старшая школа 10-12 классы. В старшей школе предусматривается изучение предметов на более высоком уровне и каждый ученик будет выбирать себе сам профилирующие предметы. Потребности сегодняшнего дня диктуют необходимость не просто механически передавать учащимся сумму знаний, а учить их поиску информации и усвоению знаний. Такая задача и ставится перед школой в новом тысячелетии.

Экономический кризис в Украине привел к резкому сокращению государственного финансирования государственных вузов. Появились коммерческие вузы. Все вузы проходят процедуру аккредитации. Самый высокий, четвертый уровень получают университеты и академии.

В культуре начала третьего тысячелетия наука является ключевым фактором развития. На ней базируются передовые технологии в производстве, стиль жизни населения, система образования. В современной Украине наука испытывает острую нехватку финансирования. Например, в 2000 году на науку было выделено чуть больше одного процента ВВП. В действительности научные учреждения получили из госбюджета еще меньше – только 0,4%. Вследствие этого отсутствуют реальные возможности для проведения научных экспериментов, теоретическая наука, практически прекратила свое существование. Острой проблемой является отъезд молодых, перспективных ученых за рубеж. За годы независимости научно-исследовательские институты Академии Наук потеряли до половины своего научного потенциала.

В литературе и искусстве происходили демократические преобразования: утвердился плюрализм, государство отказалось от жесткого контроля над представителями творческой интеллигенции. Писатели старшего поколения Б.Олейник, И.Драч, И.Дзюба стали заниматься политической деятельностью, Л Костенко занимается по прежнему литературой. Появились писатели нового поколения: Ю. Андрухович, А.Курков, О.Забужко, М. и С. Дьяченко. Резко упал спрос на серьезную литературу, снизились тиражи украиноязычной литературы.

Театр сегодня стал режиссерским. Это означает, что каждый режиссер сегодня по-своему трактует пьесы даже известных драматургов. Наиболее модные имена Р.Виктюк, Б.Жолдак, В.Оглоблин.

Украинский кинематограф переживает ныне трудные времена. Перестала существовать Ялтинская киностудия. Одесская и киностудия им. А.Довженко испытывают большие трудности. Резко сократилось количество фильмов, выпущенных в Украине, прекратили свою работу многие кинотеатры. Государство прекратило финансировать кино и просторы Украины заполонило третьеразрядное американское кино.

В 1992 году была создана Всеукраинский музыкальный союз. Голоса оперных певцов А.Кочерги, В. Лукьянец, В.Пятнички звучат на оперных сценах не только Украины, но и за рубежом. Новые песни слушателям дарят Т.Повалий, И. Билык, А.Пономарев, Руслана и многие другие. Уже традиционными стали песенные фестивали «Червона рута», «Песня года», «Таврийские игры» и другие.

Развивается украинское изобразительное искусство. Проходят разнообразные художественные выставки. Заслуженной славой отцов постмодернизма пользуются такие художники, как О.Дубовик, Л.Медвидь. Они, также как и художник-реалист И.Марчук широко известны и за рубежом. Представители современного искусства В.Попов, Ю.Горбачев, С.Поярков поставили свое искусство на коммерческую основу.

В последнее время украинская церковь переживает кризисные явления. Украинское православие оказалось расколотым, возникло множество религиозных организаций и объединений, которые относятся к нетрадиционным культам.

 

 


ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ – начала ХХІвв.).

2. Театр как род искусства.

3. Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы

 

ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное). В широком смысле произведения письменности. Под литературой понимается – 1.совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи, человечества; 2.художественная литература как вид искусства, отображающая действительность в художественных образах. 3.сочинения по данному предмету или вопросу. Выделяется литература научная (медицинская, историческая, математическая и т. д.), учебная, художественная (Х. Л.).

В более узком значении слова под термином «литература» подразумевается художественная письменность. В прошлом - этому термину соответствовали термины «изящная словесность», «поэзия». В настоящее время соответствует художественная литература как вид искусства, ос­новным материалом которого служит слово. Таким образом, художественная литература – это искусство слова. Следует заметить, что привыч­ное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку Л. также является частью искус­ства. Как элемент системы она взаимодействует с жи­вописью, музыкой, архитектурой, хореографией, ки­нематографом и проч., что-то берет от них, что-то от­дает, в свою очередь, от себя.

Возникновение литературы относится к далекому прошлому человечества – к эпохе цивилизаций - и неразрывно связано с устным народным творчеством. Первые памятники литературы обычно представляют собой переработанные и закрепленные в письменности произведения устного поэтического творчества, веками складывавшие в народе; таковы, в частности, древнейшие героические эпопеи («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Нибелунгах» и др.). Поэтому появление литературы обусловлено возникновением письменности.

Слову доступно все, что доступно мысли, а мысль охватывает все сферы и области действительности. Литературный образ апеллиру­ет к интеллекту и воображению, к зрению и к слуху, даже к таким нетрадиционным в эстетическом отноше­нии чувствам и ощущениям, как осязание и обоняние. Литература с оди­наковым успехом может изобразить мир природы и мир человека, мир отдельной личности и мир общества, ди­намическую картину его развития в прошлом, настоя­щем и будущем, передать разнообразные оттенки света и цвета, причудливые формы физического, психологи­ческого или эмоционального движения либо состояния. Иными сло­вами, писатель, как сам Господь Бог, моделирует, тво­рит вторую действительность во всем ее бесконечном многообразии как системное единство бесчисленных реалий, свойств и особенностей.

Специфика Л., по сравнению с другими видами ис­кусства, состоит в том, что она отражает действитель­ность посредством самого универсального инструмен­та — слова. Сфера Х.л. беспрецедентна по своей ши­роте: она может выразить все, что мо­жет выразить слово. Предмет Х.л. — весь мир, повернутый к человеку, и человек, повернутый к миру.

Каковы же цели Х.л.? Что заставляет писателя мучиться над чистым листом бумаги, а читателя тратить драгоценное время на, казалось бы, бесполезную, никак не вознаграждаемую работу ума и сердца? Цели Х.л. опре­деляются ее функциями как одного из самых социально значимых и активных видов искусства. Основные фун­кции Х.л. следующие: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, вос­питательная и языкотворческая.

Наряду с другими видами искусства, Х. Л. целенаправленно создает ле­топись исторической жизни народа, продуцирует и офор­мляет нравственные ценности и идеалы, осуществляет феноменальный разго­вор с предками, современниками и потомками. Х.л. — самый гибкий инструмент духовной коммуникации меж­ду личностью и обществом, между поколениями, между нациями и социальными слоями общества. Изображение человека в отношениях с окружающими людьми определяет отражение в литературе всего многообразия жизненных противоречий и конфликтов. Так, в рассказе Чехова «Спать хочется» доведенная до безумия жесточайшей эксплуатацией хозяев девочка-нянька душит в колыбели ребенка, которого она укачивает.

Решая эстетические проблемы, писатель исследует реальное положение вещей и, обнару­жив его несоответствие идее прекрасного, внушает каж­дому читателю в отдельности и обществу в целом «тоску по идеалу» вместе с готовностью предпринять необходи­мые усилия для его претворения. Мир, в конце концов, переустраивают эстетически ангажированные читате­ли.

С другой стороны, гармонизация предмета искусства и самого произведения, которое также строится по за­конам красоты, имеет немаловажные преобразую­щие потенциалы. Писатель-творец и читатель-потреби­тель испытывают пусть и не одинаковое, но имеющее общую природу удовлетворение от общения с искусством слова. Конечно, мельницы «Дон Кихота», с которыми сражается отважный рыцарь Печального Образа, не сме­лют зерно и не дадут муки для хлеба насущного, но они вращают свои крылья не вхолостую. Они вырабатыва­ют незримый воочию хлеб духовный. Сколько уже по­колений читателей получили мощный нравственный импульс от высокого образа мыслей и чувств героя Сервантеса! Преобразующее действие Х.л., как видим, осу­ществляется не прямыми, а окольными, сложно опос­редованными путями.

Не менее привлекательным стимулом к творчеству и чтению является познавательная функция Х.л. Значительную часть информации о себе и окружающем нас мире мы получаем из книг, не только научных, но и художественных. М. Горький, не имевший, как из­вестно, систематического образования, но самостоя­тельно овладевший необычайно широким кругом зна­ний, не уставал повторять: «Чтение — вот лучшее уче­ние!».

Столь же эффективно, как и познавательную, Х.л. осуществляет свою воспитательную функцию. С одной стороны, она учит читателя любить добро и ненавидеть зло, прививает ему инстинкт прекрасного, вселяет тос­ку по идеалу, по гармоничной жизни в дисгармонич­ном мире и неуемное стремление его гармонизировать. С другой стороны, литературное творчество воспитыва­ет, облагораживает и художника. По свидетельству К.А.Бунина, у Чехова каждый год менялось лицо. Сам Чехов признавался в том, что от природы он был вспыль­чивым, трудным в быту человеком, обладал желчным, неуживчивым характером, но писательство, постоян­ное творческое напряжение помогли ему «выдавливать из себя по капле раба» и, добавим мы, стать поистине эталонным образцом русского интеллигента в самом высоком и определенном смысле этого понятия.

Наконец, Х.л. по праву считается основным инстру­ментом, формирующим разговорный, литературный и поэтический язык народа. Собственно язык Х.л. при­нято называть поэтическим, его ведущая функция — эстетическая. Правильный, нормированный язык как средство общественной коммуникации именуется ли­тературным. Язык разговорный, естественно, предназначен для свободного интимного общения меж­ду людьми, поэтому отличается относительной вольностью. Поэтому, с моей точки зрения, нельзя назвать литературой скандально известные произведения российского писателя Сорокина, поскольку они написаны с помощью ненормативной лексики. Возникает вопрос о предназначении литературы.

В литературе выделяют 3 основные формы: эпос, лирика, драма.

ЭПОС - от греч. - слово, повествование – повествовательный род литературы. Эта литературная форма основана на объективном отражении процессов общения человека с миром, протекающим во времени и пространстве. Повествование ведется от автора - повествователя или от героя-рассказчика. В зависимости от масштабов изображения событий и судеб различают виды или жанры эпоса. К большим жанрам относятся поэма – повествование в стихах, эпопея (иногда роман-эпопея) и роман. Это произведения с разветвленным сюжетом о судьбе одного или нескольких героев. Ярким примером является «Война и мир» Л.Толстого или романы О.Бальзака, объединенные в цикл «Человеческая комедия». В украинской литературе эпопеей называют циклы произведений М.Стельмаха(«Кровь людская – не водица», «Велика родня»), У.Самчука («Волынь», «Ост»).

К средним жанрам относится повесть. Именно таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя или «Левша» Лескова. Первая украинская повесть – «Маруся» Г. Квитки-Основяненко. Жанр повести также развивался в творчестве Марко Вовчок «Институтка», И.Нечуй-Левицкого «Микола Джеря», Б.Гринченко «Среди темной ночи», «Под тихими вербами», И. Франко «Захар Беркут», М.Коцюбинского «Fata morgana». В отличие от романа повесть охватывает только определенную цепь событий.

Малые жанры эпоса представлены рассказом, новеллой, очерком, басней, эссе, притчей и т. д. Основоположником европейской новеллы считается итальянский писатель эпохи Возрождения Боккаччо. В новелле обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. Мастером новеллы 20 столетия является Стефан Цвейг («Амок», «Письмо незнакомке», Жгучая тайна» и др.). Украинская новеллистика представлена именами М.Коцюбинского, Г.Косынки, В.Стефаника, М. Хвылевого, О.Гончара и др.

ЛИРИКА - (то, что произносится под звуки лиры) – род литературы, в котором окружающая действительность изображается путем передачи чувств, настроений и переживаний лирического героя или автора. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам поэт и, прежде всего, его внутренний мир. Гегель, обосновывая особенности лирики, считал, что предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств. Лирика уходит своими корнями в устное народное творчество и генетически связана с музыкой. Лирика представлена многообразием жанров: песня, элегия, романс, сонет, гимн, эпиграмма, панегирик, ода, бурлеск и др.

ДРАМА – (происходит от греч.: действие) род литературы, представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене. Таким образом, окружающая действительность изображается непосредственно через высказывания и действия самих персонажей, то есть литературный текст разыгрывается въявь или в воображении на театральной сцене. Особенность драмы как рода искусства состоит в том, что она одновременно принадлежит как литературе, так и театру. Жанрами драмы являются трагедии, комедии и драмы в узком смысле слова.

 

2. История литературы

 

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (далее - А. Л.). Античность — исток европейской культуры и литературы как ее составляющей. В эту эпоху сложились основные литературные формы и жанры; темы, почерпнутые из античной мифологии, истории и литера­туры, широко реализовывались в XVII—XVIII вв. и периодически возрождаются в литературе XX в., напри­мер, в экзистенциализме (Ж.П.Сартр, Ж.Ануй). Однако А.л. обладала своим неповторимым своеобразием.

А. л. представлена прежде всего авторами поэм Гомером и Гесиодом.

В Древней Греции стихи читали нараспев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Кстати, от названия лиры и произошло название этой формы литературы. Поэты слагали не только слова стиха, но и создавали гармонию мелодии и ритм танца. Эти три элемента: слово, гармония и ритм составляли, по словам Платона, основу лирической поэзии древних греков. И хотя лирика греков почти не сохранилась, из глубины веков до нас дошли имена(Алкей, Архилох,Пиндар и др.). Родиной женской лирики является остров Лесбос. Здесь существовали музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо(7-6 в. до н. э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонницы ее таланта.

Классический период (V—IV вв. до н.э., прежде всего «век Перикла»), это расцвет драматургии, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, в которой быстро нарастает интерес к чело­веческой индивидуальности, и комедии Аристофана с ее ранней сатирой. Развиваются также ораторское искусство, философия. Аристотель заложил основы теории литературы.

Ли­тература Древнего Рима возникла позже греческой. Серьезно освоив греческую культу­ру в период падения республики (I в. до н.э.), Рим за­ложил основы и собственной высокоразвитой литерату­ры. Расцвели многие жанры: ораторское искусство, классиком которого является Цице­рон, историография, не отдалявшаяся от современнос­ти (Юлий Цезарь, Саллюстий), дидактическая поэзия («О природе вещей» Лукреция). Тонким лириком был Гай Валерий Катулл, умевший в двух строчках выразить противоречивое психологическое состояние: «И нена­вижу ее и люблю. «Почему же?» — ты спросишь. Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь».

Первый римский император Октавиан Август покрови­тельствовал автору эпических поэм Вергилию, лирику Горацию и другим поэтам, входившим в «кружок Меце­ната»(1 в. до н. э.). Этобыл золотой век римской поэзии. Герои­ческая поэма Вергилия «Энеида» послужила образцом для новоевропейских эпических поэм Т.Тассо, Л.Камоэнса, Вольтера, М.М.Хераскова и др. На стихотворной «Науке поэзии» Горация (послание «К Пизонам») основывался классицизм XVII—XVIII вв., по мотивам его оды «К Мельпомене» («Создал памятник я, бронзы литой прочней...») были написаны лирические шедевры Г.Державина и А.С.Пушкина. От репрессий Нерона в 65—66 гг. н.э. погибли философ и трагик Сенека-младший, Лукан — автор трагической поэмы «Фарсалия», рассказы­вающей о падении республики в результате войны Це­заря с Помпеем, и Гай Петроний Арбитр, от которого сохранился в отрывках авантюрно-эротический роман «Сатирикон»; в нем создан и образ разбогатевшего воль­ноотпущенника Тримальхиона, невежды, кичащегося своими богатствами и мнимыми достоинствами. Для широкого читателя предназначены басни Федра (I в.). На рубеже I—II вв. н.э. появляются иронические эпиграм­мы Марциала, несмешные, страстно-обличительные сатиры Ювенала. Во II в. Апулей пишет сказочно-мистическо-эротический роман «Мета­морфозы» («Золотой осел»), включающий сказку об Амуре и Психее и ряд других вставных «новелл», что будет особенно характерно для романа XVII в.

Таким образом, А.л. стала истоком средневековой европейской литературы.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИ­ТЕРАТУРА — (c V до XIV в. в Италии, а в других странах вплоть до XVI в). Поздно христианизировавшиеся народы Северной Ев­ропы (кельты, скандинавы) запечатлели в своей сло­весности в основном родовые отношения. Стихотвор­ная «Старшая Эдда», известная в рукописи XIII в., — собрание мифологических и героических песен. «Млад­шая Эдда» Снорри Стурлусона, написанная в 1222— 1225 гг., содержит обзор языческих мифов. В XII—XIV вв. записаны исландские, ирландские, скан­динавские саги — эпические сказания в прозе.

В Центральной Европе VП—X вв. широко пред­ставлена ученая поэзия на средневековой латыни. В XII—XIII вв. переживает расцвет по­эзия беспечных весельчаков вагантов (т.е. бродячих лю­дей) — студентов (бурсаков), переходивших из одного университета в другой, представителей низшего духовенства и т.п.

К самым значительным достижениям средневековой литературы относится стихотворный эпос, синтезиро­вавший фольклор и письменную культуру, созданный на национальных языках: французская «Песнь о Ролан­де» (древнейшая редакция — ок. 1170 г.), испанская «Песнь о моем Сиде» (середина XII в., сохранилась в рукописи XIV в.), германская «Песнь о Нибелунгах» (ок. 1200 г.); типологически родственно им русское «Слово о полку Игореве». Более архаичен англосаксонский герои­ческий эпос—поэма о Беовульфе, сложенная в VIII или IX в. (рукопись начала X в.) на основе германских пре­даний, появившихся гораздо раньше, в языческие вре­мена. Существовал также куртуазный эпос XII—XIII вв., преимущественно стихотворный: «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского и др.

Средневековая лирика — это прежде всего поэзия про­вансальских трубадуров XI—XIII вв. (воспевание курту­азной любви, культ «прекрасной дамы» при изыскан­ности формы), испытавших их влияние в XII—XIII вв. поэтов-певцов труверов (север Франции) и немецких миннезингеров (обозначение XVIII в.), воспевавших также крестовые походы, служение сюзерену.

Ближе к собственно религиозной, церковной литера­туре были жанры духовной драмы, в частно­сти мистерии. В городах распространялись небольшие комические и сатирические стихотворные произведения: французс­кие фаблио (от лат. — басня, рассказ) XII — начала XIV в., немецкие шванки (шутка) XIII—XVII вв., ставшие со временем прозаическими.

В Италии вершина средневековья — творчество Данте. Он же предвосхищает эпоху Возрождения.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

На рубеже XIV—XV вв. К.Салютати и Л.Бруни заимствовали у древних (Цицерона) слово гуманность (человечество; в дальнейшем — человечес­кая природа, человеколюбие и даже образованность, тонкость, изящество) как наилучшим образом опреде­ляющее человеческое достоинство и устремленность к знанию. Отсюда наименование деятелей Э. В. — гума­нисты. Конкретно-историческое значение слова «гуманизм», предполагающее самоутверждение индиви­дуальности. Ренессанс признал многообразие форм человеческого бытия, реабилити­ровал плоть (в бытовом отношении до разнузданности не только в связи с карнавальной культурой).

В Э. В. европейские литературы перешли со средне­вековой латыни на национальные языки. Официально признаваемой оставалась литература стихотворная, но и в нее проникали яркие явления низовой культуры, например Ф.Вийон (XV в.), певец «дна» общества, в чьей поэзии сказались черты раннего французского В. Крупнейший лирик В. э. — Д. де Ронсар (1524—1585), глава «Плеяды», поэтической школы, которая ввела во французскую литературу жанры оды, элегии, трагедии и комедии, форму сонета, в любовной лирике вышла за пределы подражательного петраркизма. В английской литературе Э. В. долго проявляла себя срав­нительно скромно (лучший поэт XVI в. — Э.Спенсер), зато потом увенчалась драматургией У.Шекспира. Дра­ма вообще громко заявила о себе уже в конце Э. В.; в Испании ее ярчайший представитель — Лопе де Вега (1562—1635), работавший во всех родах и жанрах, написавший, по свидетельствам современни­ков, более 2000 пьес, из которых опубликовано при­мерно 500, в том числе «Учитель танцев» (1593), «Со­бака на сене» (1618), «Фуэнте Овехуна» (1619). В Германии Э. В. захватила лишь первые десятилетия XVI в. С немецкой Реформацией был связан голландец Эразм Роттердамский, живший в разных странах, пользовавшийся общеевропейским признанием, хрис­тианский гуманист, автор прозаической философской сатиры на латинском языке (Эразм — лучший латинист В. э.) «Похвала Глупости» (1509). В прозе создаются известные утопии: «Утопия» Т.Мора (1516), «Город сол­нца» Т.Кампанеллы (написано в 1602, опубликовано в 1623), «Новая Атлантида» Ф.Бэкона (1627).

Появление же в высокой литературе ро­мана М.Сервантеса «Дон Кихот» задолго предвосхища­ло переход от стихотворной к прозаической литературе, развивающейся в Европе в ХУШ—XIX вв.

В период нового времени в Западной Европе выступают литературные направления и течения, выдвигающие свои программы и требования, вырабатывающие свой художественный метод, свои жанры и стили.

Одним из первых художественных стилей, появившихся в это время был стиль барокко (перевод с итальянского – вычурный, затейливый, причудливый), который пришел на смену стилю Возрождения (к.16 – сер 18 века). Для него были характерны следующие черты: декоративная пышность, орнаментализм, перегруженность формальными элементами, гротеск, вычурные сравнения, метафоры и гиперболы. Украинское барокко представлено в период 17 – 18 вв. во всех жанрах литературы, в частности, в проповедях И.Галятовского, А.Радивиловского, в поэзии К. Ставровецкого, Г.Сковороды и др. Популярнейшим жанром поэзии являлась духовная песня. Были представлены и светские жанры: философская и любовная лирика, панегирик, эпиграмма и т.д.

Классицизм - направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.19 вв., характерной особенностью которого являлось обращение к античной литературе и искусству как идеальному эстетическому образцу. Развивался на основе философского рационализма, руководствовался идеями главенства интересов государства над интересами отдельной личности. В литературе устанавливалась иерархия жанров: «высокими» считались трагедия (П.Корнель и Ж Расин), эпопея, роман, элегия, идиллия; к «низким», развлекательным жанрам относились комедия (Ж-Б.Мольер), эпиграмма, басня, бурлесковая поэма. В украинской литературе приобрели распространение только «низкие» жанры – бурлесковая поэма, комедия, басня. Благодаря классицизму в украинской литературе совершается переход к украинскому языку. Представителями украинского классицизма являлись: И. Котляревский, Г. Квитка - Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Билецкий - Носенко и др.

Сентиментализм – происходит от фр.: чувство - направление в европейской литературе к.18 – начала 19 века, который характеризуется стремлением раскрыть мир чувств простого человека и вызвать у читателя сочувствие к героям. Сентиментализм развивался в противовес просветительному рационализму и культу абсолютного разума, господствующему в эпоху Просвещения. Выдающимися представителями этого направления были Л.Стерн, Ж-Ж. Руссо, Й-В.Гете. В Украине наиболее ярко проявился в творчестве И.Котляревского («Наталка-Полтавка») и Г.Квитки-Основьяненко(«Маруся»).

Романтизм – одно из ведущих направлений в литературе и искусстве к.18 - первой половины 19 века. Выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями, идеализация прошлого, увлечение фольклором, мистика, интерес ко всему фантастическому и экзотике. Очень часто прослеживается полный разлад, несоответствие между мечтой и действительностью, что приводит к настроению безнадежности и отчаяния. Такое романтическое умонастроение приобрело название «мировая скорбь». К этому направлению принадлежали: Д.Байрон, В.Скотт, Г.Гейне, Ф.Шиллер, В.Гюго, Ж.Санд др.

Украинский романтизм охватывает период 20-60 –х 19 века. Появление этого направление связано с публикацией произведений П. Гулака-Артемовского «Пани Твардовская» и «Рыбак» в конце 20-х гг. Духом революционного романтизма проникнуты произведения Т.Шевченко.

Реализм – название происходит от лат.: вещественный -литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним изображением действительности на основе типизации жизненных явлений. Появляется во Франции в 30-е гг.19 века, затем в других европейских литературах. Это направление дало таких представителей, как Стендаль, П.Мериме, О.Бальзак, Ч.Диккенс, У.Теккерей, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов. Среди украинских писателей – Марко Вовчок, И.Нечуй-Левицкий, Панас Мирный. И.Франко.

Модернизм – в переводе с фр.: современный – общее название направлений и школ 20 века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, разрыв с реализмом, опора на условность, поиск новых эстетических принципов. Отдельные направления модернистской литературы сегодня стали классиками. Среди наиболее значительных – символизм, импрессионизм, неоромантизм, футуризм, акмеизм, дадаизм, сюрреализм, «театр абсурда», «новый роман».

В украинской литературе модернизм обрел специфические черты. Первые попытки «модернизировать» украинскую литературу предпринимают М.Вороный, М.Коцюбинский, М. Чернявский, П.Карманский, В.Пачовский, С.Твердохлеб, О.Луцкий, О.Олесь и др.

Экзистенциализм – от лат.: существование – иррациональное направление в литературе Западной Европы, США и Японии. Основным положением экзистенциализма является постулат: Существование предшествует сущности. На первое место выходят категории абсурдности бытия, страха, отчаяния, одиночества, смерти; противостояние личности враждебному окружающему миру, главной ценностью является свобода личности. Наиболее характерным является философский роман (А.Камю, Ж.-П.Сартр).

В украинской литературе экзистенциализм проявился в творчестве В.Подмогильного, И.Багряного, Т.Осьмачки, в поэзии представителей «нью-йоркской группы», в лирике В.Стуса.

Пост-модернизм – это направление, которое приходит на смену модернизму в последние десятилетия 20 столетия. Это направление – продукт постиндустриальной эпохи, когда распадаются мировоззренческие, экономические, политические системы. Постмодернисты утратили не только надежду изменить мир, но и систематизировать его, действие всегда опережает теорию. Характерной чертой этого направления является культ независимой личности, стремление к мифу, коллективному бессознательному, стремление объединить ценности разных культур, религий, видение повседневной жизни как театра абсурда, ирония, пародия. Среди Первых постмодернистских произведений – романы У.Эко «Имя розы», П. Зюскинда «Парфюмер», Д.Апдайка «Версия Роджерса».

Постмодернизм в современной украинской литературе проявляется в творчестве Ю.Андруховича, Издрика,О.Ульяненко, С.Процюка, В.Медведя, О.Забужко и др.

Театр как род искусства

 

ТЕАТР (от грсч. — место для зрелища; зрелище) — 1) род искусства; 2) представление, спек­такль; 3) здание, где происходят театральные представления. Театр, искусство, как н дру­гие искусства, является формой общественного сознания. Т. имеет первостепенное значение в жизни общества, как способ художественного отражения действительности. Историческое развитие Т. неот­делимо от развития общества, от состояния культуры в целом. Расцвет или упадок Т., преобладание в нём тех или иных интересов, художественных тенден­ций, его роль в духовной жизни современности связа­ны с особенностями развития общества, которое че­рез Т. судит о собственной жизни, осознаёт её кон­фликты.

Как особый вид искусства, Т. обладает своей специфи­кой: отражение действительности, характеров, со­бытий, их трактовка, оценка, утверж­дение определённых идей происходят в Т. посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой. Актёры исполняют свои роли, следуя тексту пьесы, её положениям, а в иных слу­чаях — сценарию, требующему импровизации. Иг­ровая сущность Т. определялась исторически, при самом его возникновении из охотничьих, сельскохо­зяйственных и др. ритуальных празднеств. В основе этих празднеств лежала аллегория, воспроизведение явлений природы или трудовых процессов более или менее обширной группой участников празднества. Обрядовый характер действия вначале заслонял собой игровую сторону представления. Однако по ме­ре становления Т. как искусства его игровая, творческая сущность выступала всё более явственно, оформляясь в различных театральных системах. Игровая природа Т. проявляет­ся на всех этапах его развития: в античной трагедии, в народном театре (фарс, скоморошные представления и т. д.), в шекспировском театре и театре классицизма, у романтиков 19 в. и реалистической психологической драме.

Как и всякое искусство Т. отражает действительность через систему образов. Спектакль представляет собой произведение театрального искусства, обладающее образным единством, что создается единством таких элементов, как драматургическая основа сценического представления, стилистическое и жанровое решение спектакля, актерское исполнение, сценическая площадка, декорации, применение музыки и танца. В спектакле современного Т. объединяется искусство драматурга, актеров, режиссера – постановщика, художника – декоратора, композитора и работников театра (осветителей, костюмеров, гримеров и проч.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.019 с.)