ТОП 10:

Мировоззрение, его структура, уровни и исторические формы.



Мировоззрение, его структура, уровни и исторические формы.

1. Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулирует его поведение в повседневной жизни.

2. Мировосприятие - это уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме восприятия, где создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.

3. Мироощущение - уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, где фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.

4. Миропонимание - уровень мировоззрения, представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

5. Обыденное мировоззрение - тип мировоззрения, который порождается непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот тип мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Предмет и структура философского знания.

6. Мифология - Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.

 

7. Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.

 

8. Онтология - учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике - системе умозрительных всеобщих определений бытия.

 

9. Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

 

10. Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

 

Многообразие философских направлений.

 

11. Рационализм - признание разумности мироустройства и человеческой деятельности в мире. Разум - та сила, посредством которой человек познает и преобразует действительность в своих интересах. Философия, или стремление к истинному знанию - высшее порождение разума.


12. Иррационализм - направления в философии, которые в качестве основы мироустройства и человеческой деятельности полагают нечто отличное от разума или даже ему противостоящее - волю, бессознательное, переживание смысла бытия и т.д.

 

13. Философский материализм - исходит из того, что природа, Вселенная - не возникла, существует вечно и вечно изменяется. В этом процессе изменения возникает новое - новые природные образования, свойства и отношения. Так возникает жизнь; развитие жизни приводит к появлению предков человека, которые в обществе приобретают новое свойство - сознание.

 

14. Философский идеализм - исходит из первичности сознания, которое в форме мирового разума, духа, или его персонифицированного выражения - Бога, предшествует природе и творит ее. Таким образом, в системах идеалистической философии природа имеет начало, творца и раз и навсегда установленные законы развития. Сознание человека в этих системах объявляется частицей мирового разума.


15. Дуализм - означает принятие материального начала для природных тел и явлений, и духовного начала - для явлений сознания. Для философского дуализма материя (вечно существующая бес качественная основа всех природных тел и явлений) и дух (основа всех явлений сознания) - существуют параллельно, пересекаясь только в человеке, который причастен одновременно и к миру материи, и к миру духа.

 

Исторические типы философского знания. Основные этапы развития философии.

16. Теоцентризм – это направление, основой которого является идея о Боге. Это философское течение использовалось для освящения существующих порядков в феодальном обществе, для усмирения крестьянских восстаний. Отличительным признаком учения является почитание святых текстов, приоритет веры перед знанием, догматы.

17. Антропоцентризм – это учение, поставившее в свой центр человека. Это философское направление возникло в эпоху Возрождения в ответ на формирование капитализма. Оно несет в себе цель освобождения человека от многовекового подавления церковными догматами. Оно воспевает красоту и единство тела и души.

 

18. Этатоцентризм – это философское направление, ставящее в свой центр государство в единстве права и политики. Сформировано оно было для того, чтобы окончательно закрепить капиталистический строй. Главным принципом является то, что все в мире рассматривается через призму государства.

 

19. Социоцентризм – это учение, основой которого является общество, понимаемое как продукт взаимодействия людей. Основным принципом выступает тот факт, что человек не существует без социума, который, в свою очередь, является результатом деятельности индивидов. Мир, согласно этому направлению, рассматривается через призму общественных отношений.

 

20. Гуманизм – это учение, ставящее в свой центр человека одинокого, противопоставленного социуму. Это философское направление предлагает избавление от обособленности индивидов и их одиночества через сострадание. Сформировалось это учение вследствие материальной и духовной самодостаточности, которая породила отчуждение между людьми.

 

Философская картина мира.

21. Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры.

 

22. Обыденная картина мира - возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - это мир, где он является главной фигурой.

 

23. Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

 

24. Религиозная картина мира - появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

 

25. Научная картина мира - возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

 

Качество, количество, мера.

 

35. Качество и количество - категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются.

 

36. Мера - философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны.

 

37. Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними (например, протяженность, упругость, цвет, электропроводность и т. д.).

 

Пространство и время.

 

43. Пространство - это не что иное, как способность объекта быть протяжным, иметь место среди других, а также граничить с ними.

 

44. Время - форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи

 

45. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

 

46. Всеобщие свойства пространства – это расположенность, протяженность, сосуществование разных элементов, возможность соединения элементов, увеличения или уменьшения их числа.

 

Противоречие и становление.

47. Противоречие - категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. Противоречие, понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего противоречия, единства внутреннего и внешнего противоречия отличает диалектику от метафизики.

 

48. Метафизика - антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

 

49. Становление - философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений - их непрерывный переход, превращение в др.

 

50. Высказывание - в современной формальной логике предложение определенного языка, рассматриваемое в связи с оценками его истинности (истинно, ложно) или модальности (вероятно, возможно, невозможно, необходимо и др.).

 

Философия культуры.

91. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

 

92. Философиякультуры — это часть культуры, отличающаяся от последней тем, что рассматривает культуру как целостность.

 

93. Разумирассудок - понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности.

 

94. Позитивизм - направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

 

95. Неокантианство - идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту!». Акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма.

 

96. Философияжизни - субъективно-идеалистическое направление буржуазной философии, сложившееся в Германии (Ницше, Дильтей, Г. Зим-мель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира.

 

Философия мышления.

 

101. Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, высший продукт особым образом организованной материи - мозга.

 

102. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

 

103. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

 

104. Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

 

105. Анализисинтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.

 

Мировоззрение, его структура, уровни и исторические формы.

1. Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулирует его поведение в повседневной жизни.

2. Мировосприятие - это уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме восприятия, где создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.

3. Мироощущение - уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, где фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.

4. Миропонимание - уровень мировоззрения, представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

5. Обыденное мировоззрение - тип мировоззрения, который порождается непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот тип мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.149 (0.012 с.)