Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение, его структура, уровни и исторические формы.
Мировоззрение, его структура, уровни и исторические формы. 1. Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулирует его поведение в повседневной жизни. 2. Мировосприятие - это уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме восприятия, где создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. 3. Мироощущение - уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, где фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. 4. Миропонимание - уровень мировоззрения, представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. 5. Обыденное мировоззрение - тип мировоззрения, который порождается непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот тип мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Предмет и структура философского знания. 6. Мифология - Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.
7. Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.
8. Онтология - учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике - системе умозрительных всеобщих определений бытия.
9. Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
10. Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.
Многообразие философских направлений.
11. Рационализм - признание разумности мироустройства и человеческой деятельности в мире. Разум - та сила, посредством которой человек познает и преобразует действительность в своих интересах. Философия, или стремление к истинному знанию - высшее порождение разума.
13. Философский материализм - исходит из того, что природа, Вселенная - не возникла, существует вечно и вечно изменяется. В этом процессе изменения возникает новое - новые природные образования, свойства и отношения. Так возникает жизнь; развитие жизни приводит к появлению предков человека, которые в обществе приобретают новое свойство - сознание.
14. Философский идеализм - исходит из первичности сознания, которое в форме мирового разума, духа, или его персонифицированного выражения - Бога, предшествует природе и творит ее. Таким образом, в системах идеалистической философии природа имеет начало, творца и раз и навсегда установленные законы развития. Сознание человека в этих системах объявляется частицей мирового разума.
Исторические типы философского знания. Основные этапы развития философии. 16. Теоцентризм – это направление, основой которого является идея о Боге. Это философское течение использовалось для освящения существующих порядков в феодальном обществе, для усмирения крестьянских восстаний. Отличительным признаком учения является почитание святых текстов, приоритет веры перед знанием, догматы. 17. Антропоцентризм – это учение, поставившее в свой центр человека. Это философское направление возникло в эпоху Возрождения в ответ на формирование капитализма. Оно несет в себе цель освобождения человека от многовекового подавления церковными догматами. Оно воспевает красоту и единство тела и души.
18. Этатоцентризм – это философское направление, ставящее в свой центр государство в единстве права и политики. Сформировано оно было для того, чтобы окончательно закрепить капиталистический строй. Главным принципом является то, что все в мире рассматривается через призму государства.
19. Социоцентризм – это учение, основой которого является общество, понимаемое как продукт взаимодействия людей. Основным принципом выступает тот факт, что человек не существует без социума, который, в свою очередь, является результатом деятельности индивидов. Мир, согласно этому направлению, рассматривается через призму общественных отношений.
20. Гуманизм – это учение, ставящее в свой центр человека одинокого, противопоставленного социуму. Это философское направление предлагает избавление от обособленности индивидов и их одиночества через сострадание. Сформировалось это учение вследствие материальной и духовной самодостаточности, которая породила отчуждение между людьми.
Философская картина мира. 21. Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры.
22. Обыденная картина мира - возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - это мир, где он является главной фигурой.
23. Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.
24. Религиозная картина мира - появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.
25. Научная картина мира - возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.
Качество, количество, мера.
35. Качество и количество - категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются.
36. Мера - философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны.
37. Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними (например, протяженность, упругость, цвет, электропроводность и т. д.).
Пространство и время.
43. Пространство - это не что иное, как способность объекта быть протяжным, иметь место среди других, а также граничить с ними.
44. Время - форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи
45. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
46. Всеобщие свойства пространства – это расположенность, протяженность, сосуществование разных элементов, возможность соединения элементов, увеличения или уменьшения их числа.
Противоречие и становление. 47. Противоречие - категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. Противоречие, понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего противоречия, единства внутреннего и внешнего противоречия отличает диалектику от метафизики.
48. Метафизика - антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
49. Становление - философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений - их непрерывный переход, превращение в др.
50. Высказывание - в современной формальной логике предложение определенного языка, рассматриваемое в связи с оценками его истинности (истинно, ложно) или модальности (вероятно, возможно, невозможно, необходимо и др.).
Философия культуры. 91. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
92. Философиякультуры — это часть культуры, отличающаяся от последней тем, что рассматривает культуру как целостность.
93. Разумирассудок - понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности.
94. Позитивизм - направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
95. Неокантианство - идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту!». Акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма.
96. Философияжизни - субъективно-идеалистическое направление буржуазной философии, сложившееся в Германии (Ницше, Дильтей, Г. Зим-мель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира.
Философия мышления.
101. Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, высший продукт особым образом организованной материи - мозга.
102. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
103. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
104. Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.
105. Анализисинтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.
Мировоззрение, его структура, уровни и исторические формы. 1. Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулирует его поведение в повседневной жизни. 2. Мировосприятие - это уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме восприятия, где создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. 3. Мироощущение - уровень мировоззрения, понимается как переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, где фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. 4. Миропонимание - уровень мировоззрения, представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. 5. Обыденное мировоззрение - тип мировоззрения, который порождается непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот тип мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.007 с.) |