Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прадмет і задачы дысцыпліны гісторыі палітычнай і прававой думкі Беларусі↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прадмет і задачы дысцыпліны гісторыі палітычнай і прававой думкі Беларусі
Предметом истории политической и правовой мысли Беларуси является возникновение и развитие теоретических положений о государстве и праве, Законадавстве и политике, высказанных национальными мыслителями,, государственными и религиозными деятелями, поэтами, писателями, учёными, публицистами в той или иной форме Учение состоит из трех частей: 1) логико-теоретическая, философская или иная (например, религиозныйгийная) основа - методологический элемент учения; 2) содержание доктрины, или выраженные в виде определенного-КаТэ-гарыяльнага аппарата решения вопросов о происхождении государства и права,сущности и закономерностях их развития, о форме, социальном назначениинения, функциях и принципах обустройства государства, форме, принципах ифункциях права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др..;3) 3) программные положения - оценки существующих государства и права, ихполитических целей и задач, предложения по их совершенствованию. Политическая и правовая мысль всегда тесно связана с современной ейполитической и правовой действительностью. Каждая эпоха нашей истории имеласвои, присущие только ей политические и правовые учреждения. именно поэтомув произведениях национальных мыслителей, религиозных, общественных и государственныхдеятелей, просветителей, писателей и т.д. отражались различные политико-правовые проблемы, тесно связанные с особенностями местных государственныхучреждений и принципов права. Именно поэтому, материальные политические иправовые учения, политическая и правовая мысль, аписваючая современную имдействительность являются подходящим инструментом для концептуализацииисторических этапов развития государства и права, для понимания сути ихисторической трансформации. История государства и права фактически можетбыть отражена через историю последовательных изменений политических иправовых учений и мыслей.
Современные белорусские философы дают три ответа на вопрос орамках национального в философской мысли Беларуси, которые могут ис-рыстоввацца и о определении предмета "Истории политической и правовоймысли ". Первый, более традиционный, относит к национальной философиивсе, что создавалось на территории Беларуси или этническими"Имело положительное значение на формирование белорусского национальногокультуры, в том числе и философской "[6, с. 827 - 828]. разумеется открытымостается вопрос как определять положительный влияние.Второй подход предлагает философы А. А. Легчилин и И. Румянцева. всетрадиции философской мысли они рассматривают как локальные, как подосновудля будущих философских традиций современных Беларуси, Польши, Литвы,Украины. Все традиции понимаются как полностью самостоятельные локализованныехронологически, но объединены географически - территорией Пограничье, на которойсейчас и существуют соответствующие государства и их народы [10, с. 11].Третий подход представлен текстом В. Акудовича "РазрушитьПариж ": все прошлое - набор осколков от бессмысленных попыток навязать какие-то идеи (Литвы, Кривии, Беларуси) настоящему жизнь всех людей или дискурсаБеларуси. Фактически, человеку не сведущего в постмодернизме, сразунапрашивается результат - никакого смысла в самой постановке вопроса о"Истории философской мысли Беларуси" нет [2].Методологию "Истории политической и правовой Беларуси» составляютпринцип историзма и сравнительно-исторический метод.
С этих идей делались следующие выводы. Во-первых, если властьдаруется богом, то добиваться ее насильственными средствами нельзя. Во-вторых,богавстановленасцю власти предопределяется и ее качество. хорошие властителинасылаемые Богом как награда благотворительном людям, плохие жепредопределяются небом в качестве наказания за грехи людей. 4. За раджэнне палітыка-прававой думкі на старажытнабеларускіх землях. Грамадска-асветніцкая дзейнасць Ефрасінні Полацкай. Грамадска-палітычныя погляды Клімента Смаляціча.
Учителями были духовно опытные люди, старцы и пророки. Учителями и просветителями выступали священники и в восточнославянскихкняжествах. Благодаря письму, они быстро выходили за пределы отдельных регионов,княжеств, распространялись на всей территории Киевской Руси, приобреталивесомый общественный резонанс. На древнебелорусских землях подобные идеи(И прежде всего призывы к сохранению восточнославянского политического идуховного единства) нашли отражение в XI - XII вв. в духовнойнаследству таких выдающихся мыслителей-просветителей периода Киевской Руси, какЕвфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич. Ефросинья Полоцкая (около 1106 - 1173.) Деятельность и взгляды ее были направлены прежде всего на достижениедуховного совершенства людей. "старых онаучила терпению и воздержанию, юных - душевной чистоты и телесномуумиротворению”. Евфросиния Полоцкаякая берется за переписывание церковных книг. Занималась она также переводами религиозной и морально-философскойлитературы с греческого на церковно-славянский язык. Есть все основанияпредполагать, что ею были заложены также основы летописания вПолоцке. Ефросинья Полоцкая своевременно откликалась на актуальные-ные проблемы общественного, политического и церковной жизни того времени.Была сторонницей введения христианских принципов не только в приват-ное, но и в государственное жизнь. Она высказывалась за смягчение жесткогокняжеского законодательства, за расширение социальных функций государства.В частности, она поддерживала введение в Киевской Руси государственнойпомощи бедным, больным, старым людям. Она сама активно занималасьблаготворительностью.Поддерживала Ефросинья и общеобразовательную, культурно-воспитаниюВолчо функцию государства, выделив идею расширения, демократы-зации образования, создания значительной сети школ и библиотек. Одним из самых больших несчастий политической жизни того времени быликняжеские междоусобицы. Она осуждала междоусобицы устно и книжно, осуждала мирнымстроительством монастырей и развитием книжного дела, созданием школы. Руководящей мыслью ее жизни была мысль о благополучии и процветанииродной земли.
Клімент Смаляціч. Родился он в Смоленске и, вероятно, там получил начальное образова- цию. Исследователи полагают, что позже он учился в Константинополе. Около 1148 был назначен епископским собором и киевским князем Изяслава Мстиславича митрополитом Киевским и всея Руси без санкции константинопольского патриарха. Однако после десятилетней борьбы в 1161 Климент был отстранен от руководства митрополией. Сохранилось одно произведение кривичского просветителя - опубликованное М. Ни- Кольском (1892) - "Послание, написано митрополитомъ рускымъ Фоме прозвитору, истолковано Афанасий мнихомъ ". Анализ этого произведения да других источников свидетельствует о двух тенденциях философии, характерные для православной мысли ХИИ - ХIII вв. Сторонники ортодоксальной течения отрицали ценность античной, а по существу всей светской науки и философии для духовно-религиозного воспитания христианских верующих. Они обвиняли Климента Смолятича в симпатиях к античной философии и литературы, произведений Гомера, Платона, Аристотеля. Второе направление Вели- чальвали образованные просветители во главе с Климентом. Они выступали за союз науки, философии и богословия. Защищаясь от наветов ортодоксов, Кли- мент доказывал необходимость издания античной литературной и философской традиции для более глубокого понимания Священного Писания и христианского просветительства. Просветитель ссылался не только на христианских богословов Иоанна Дамаскина, Иоанна Экзарха Болгарского, Федарыта Кирскага, но и на произведения Гомера, Платона, Аристотеля, чтобы доказать закономерность и цель- согласие Вселенной [1, с. 32 - 36]. Много мыслей у Климента Смолятича о месте человека во вселенной, о природе его взаимоотношений с Богом. Он считал, что человек обладает наи- высшим даром - свободной волей. Но дарована ему свобода совершите- ков - это одновременно и напоминание, что человеку, как венца творения божественного, следует стремиться к нравственному совершенствованию
5. Грамадска-палітычныя погляды Кірылы Тураўскага.
Как и для большинства духовных лидеров того периода истории, дляКирилла Туровского была характерна морализаторская направленность произведение-части. Основную свое внимание он уделял заботой о возрастании духовногоуровня и морального совершенства своих соотечественников, безостановочнообличал их пороки (обман, лживость, обжорство, тунеядство,гвалтавництва и т.д.).Но Кирилл Туровский был не только абстрактным марализатарам, "онбыл в своем религиозно-просветительским учительством на самом лезвии мижусо-бицав, которые терзали его родину "[13, с. 88]. Он горячо поддерживалнезависимость своего княжества, его союз с Киевом, и противостоял попыткамвозвышения Владимиро-Суздальской земли. Так, он активно выступал сосуждением ереси епископа Фёдарца, которого поддерживал в своих анти-киевских намерениях князь Андрей Боголюбский. Суть притчи в следующем. Один хозяин посадил виноградник, обнес его высокой стеной и намеренно поручил стеречь его двум далеким от физического совершенства сторожам: слепому и хромому (Точнее, безногие). Он полагал, что в результате существенных физических недостатков они не смогут попасть в виноградник и незаслуженно пользоваться его плодами. В то же время, охранники должны успешно выполнять свои обязанности: безногий сможет вовремя увидеть вора, а слепой услышать его шаги и, таким образом, предупредить преступление. Однако охранники, дальние и от нравственного совершенства, решили перехитрить своего хозяина: без- ноги сел верхом на слепого и подсказывал ему дорогу в нужном направлении. Так они самовольно попали в виноградник и начали разворовывать урожай. Но в конце концов жестоко поплатились за это. В этой притче хозяин виноградника символизирует Бога, виноградник - землю и "мир целый", хромой - тело человека, слепой - его душу, ограждение вокруг сада - законы и заповеди Божии, а ворота, ведущие в сад - это путь к справедливому жизни, построенной по соответствующим законам, путь к совершенной социальной общности. Мораль притчи в том, что только не нарушая законов (писаных и неписаных), а также моральных Завете- тов, можно достичь совершенной общности людей. "Слепая" душа и "хромом" тело - это не только символ недаска- наласци человека, но и общества. I если люди не будут вести себя в соответствии с установленными законами, будут жить вопреки мораль- ным и правовым нормам, они никогда не смогут достичь справедливого общественного строя, наладить хорошие отношения, пользоваться достоянием обще- Гражданского общества. А вдобавок, за свои аморальные и противоправные поступки будут сурово наказаны. Притча имела не только обще-морализаторская характер, в ней Кирилла Туровский выражал общественный протест поведению владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, выведенного в памфлете в образе "хр- вес "(князь действительно хромал), а также действиям поклонника его поля- тических взглядов ростовского епископа Фёдарца за их вероломные методы политической деятельности. В частности, Андрей Боголюбский, желая возвысить столицу своего княжества - город Владимир - и ослабить влияние Киева в 1169 разрушил последний. В то же время и с теми же целями Боголюбский попытался расколоть древнерусской церковь на две митрополии - киевскую и Владимирской. Кирилл Туровский резко осуждал аморальные методы в политике. Он считал, что политические цели не должны достигаться обманом и злодеяние- собой. Нельзя безнаказанно творить зло, рано или поздно оно будет наказано. Широкий спектр этических и общественно-политических проблем изо- рая посвящена проповеди, или «Слова» Кирилла Туровского. Они писались с поводу различных религиозных праздников и предназначались для проповеди в церкви под время богослужения, в торжественной обстановке, в атмосфере приподнятых чело- вечых настроений и эффективно воздействовали на сознание слушателей, приобре- вали большой общественный резонанс.
6. Палітычныя ідэі старажытнарускіх летапісаў
Идеи самоутверждения и политической независимости актуализировались из-за политики Византийской империи, которая рассматривала христианизацию Киевской Руси как шаг в реализации своих имперских амбиций, официальной политической доктрины "Византия - Второй Рим" Согласно последней предполагалось соз- не единственной мировой православной державы с центром в Византии. В этот период на всхо- днеславянских землях вырабатываются идеи независимости государства и церкви от Византии при сохранении верности православию. Особенно яркое отражение идея самостоятельности и суверенности Киевской Руси находит в древнерусских летописях и, прежде всего, в прекрасном летописном зво- где "Повесть временных лет". Основная идея содержания летописи - обоснование основ независимости Киевской Руси. Для этого Нестор полностью опровергает концепцию приобретения государственности славянами от Византии, которой абгрунтоввалися имперские претензии последней. Летописец закладывает фундамент норманнской теории происхождения государственности, власти и законов у восточных славян, связывая их с приглашением на Русь трех братьев-норманнов: Рюрика, Синевуса и Трувара. Это приглашение исходила от восточный славян, среди которых были и кривичи. Утомленные междоусобными войнами славяне отправили посольство к варягов и пригласили их "княжить и володеть" ими "по правде" (то есть по закону). Земля славян, сказали они, "велика и обильна, а вот порядка в ей нет. Подобная трактовка происхождения Киевской Руси прежде всего об- грунтоввала идею независимости восточнославянской государства от Ви- зантыйскай империи. В "Повести временных лет" нашли отражение и международные проблемы того времени. Летописец отмечает, что в сер. XI - нач. XII вв. Киев- ская Русь подвергалась многочисленным агрессивным нападениям со стороны соседей- кочевников. В то самое время, когда враг постоянно нарушал границы, врывался на ее территорию, государство ослабляли междоусобицы. Летописец осуждает сходите- бицы, призывает князей к единению, защиты государственных границ, заботы о будущем Киевской Руси, которую он сравнивает с землей выбранной. Так, в "Повести" указывается на наименование армейских леса как единого леса-родители. В "Повести временных лет" сохранились также ценные сведенияо Полоцка и Полоцкой земли, о первых полоцких князей - Рогволода иего дочь Рогнеду, Брячислава и его сына Всеслава Чародея. Со второй половины XI в. в летописях, былинах, устного народного творчества начинает звучать тревога за судьбу Киевского государства. Призыв к единению восточнославянских князей, к борьбы за независимость от кочевников нашли яркое отражение в "Слове о полку Игореве". Оно создано неизвестным автором в конце XII в. сразу после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 Поход, который закончился поражением и пленением князя половцами, послужил автору поводом для тяжелого раздумья над судьбой Киевской Руси. Причины социально-политических неудач автор видит в раздробленности, княжеских междоусобицах, отсутствия согласия и единства между князьями, постоянных нападках внешних врагов. Осуждая своека- рысливаю политику князей, автор призывает их прекратить ссоры, служит деле укрепления и защиты восточнославянских земель, восстановлению политического авторитета Киева, призывает князей к согласию. Таким образом, главная идея "Слова о полку Игореве" - призыв восточнославянских князей к единению.
А. Филипович Афанасий Филиппович (1597 - 1648 гг.) - Известный бело- ский общественный и церковно-политический деятель первой половины XVII в. Наро- удивляйся он на Брестчине в семье ремесленника, получил хорошее на то время образование, работал учителем. С 1620 находился при дворе канцле- ра ВКЛ Льва Сапеги. В 1627 Филиппович постригся в монахи и начал религиозно-просветительскую деятельность. А. Филипович категорически выступает против унии. При этом свое отрицание униатство он обосновывает в основном политическими и правовыми причинами. Главная его тезис - уния нарушила стабильность в стране, вызвало недовольство, междоусобицы. Уния вызвала гражданскую войну с казаками, которая подрывает мощь государства. Проблема унии НЕ религий- ная, а политическая, поэтому король политическим решением должен расторгнуть унию, запретить деятельность иезуитов, истребить всю некатолического и ложные- ваславную литературу, созвать церковный собор для примирения Восточной и Западной церквей [3, с. 106 - 107]. Полемист выступает против веротерпимости, призывает оставить в государству только католическую и православную церкви. Собор между ними по- должен привести к примирению не на основании веротерпимости, а на основании "Веры Единой правдиво" [3, с. 106 - 107]. В своем борьбе за права православных А. Филиппович первым ис- зал идею иностранного вмешательства в дела Польши. В 1637 - 1638. он ездил в Москву к русскому царю, просил его выступить в защиту прав православного населения Беларуси и Украины. А. Филипович - сторонник абсолютной монархии. Король в его понимании должен быть головой как законодательной, так и исполнительной власти. Деятельность Сената и духовной власти ограничивается совещательными функциями. Они по- винный исполнять волю короля, обеспечивать при помощи государственного аппарата реализацию его решений. Подобная структура власти, по мнению Филипповича, положит конец как шляхетской анархии и произволу, так и помо- может рационально организовать общественную жизнь [3, с. 125]. В 1648 г. за тайные отношения с казаками Богдана Хмельницкого он был расстрелян брестском воеводой Масальский.
32. Начало высшего юридического образования в Беларуси и Литве. Беларуси Эпоха Просвещения была отражением тех социальных изменений, которые в второй половине XVIII в. привели к сущностной изменения всех подсистем гра- ства. Был осуществлен переход к абсолютизму, который сочетал в себе противоречивость элементов сословного феодального строя, особенно в вобла- чества государственного управления, и элементов буржуазного строя. "Индивидуализм, рационализм, национализм - это триединое божество демократии - нашли юридический выражение в вознесение роли законодательного органа и последующем сокращении законотворческой роли судебных органов; в вы- зваленни действий индивида от контроля общества, особенно в эконом- чнай сфере; в требования кодификации уголовного и гражданского права; в попытке сделать предсказуемыми правовые последствия индивиду- альных действий (прежде всего в экономической сфере) "[1, с. 46 - 47]. Волюнтаристское понимание роли человека в истории впервые возникшее в философии Ренессанса заложила тенденции вытеснения в правовой мысли божественного закона законами человека и природы. В эпоху Просвещения осу- цявляецца переход от господства теологических естественно-правовых конце- пцый к верующим, которые получили широкое распространение. В отличие от Средневековой триады (позитивного, естественного и божественного права) просвещению- тники перешли к дуализма позитивного и естественного права. Естественное право брала свое начало в природном упорядочении мира, оно воспринимает- лась умом и противопоставлялась действующему в то время праву государства. Реформаторы требовали преобразования существующих правовых систем исходя из принципов естественного права. В результате ими были сделаны определенные предложения по модификации различных отраслей права - от международного и де- ржавнага права к уголовному и уголовно-процессуального. В основу правовых реформ был положен предложенный Крести- Иоанном Вольфом геометрический метод, который позволял из принципов естественного права, как из аксиом, осуществлять построение всеобъемлющих кодификации, на- пример, Прусского земского вложения 1794 Очевидным последствием идеологии естественного права было то, что люди решили, что с помощью законов они могут изменить общество. И также, что идеальная кодификация, составленная на основе рационального ного анализа жизни и методов естественного права, может быть создана настолько совершенной, что судья сможет увидеть в ней любое необходимое ему положение. Подобная Законотворчество совершала не актуальным необ- днасць учитывать исторические традиции народа при совершенствовании права, что в будущем, привело к созданию кодексов и законов далеких от за- Требования общества. В ряде государств преобразования в соответствии с духом Просвещения произошли в результате революций - Американская и Французская, остальные страны осуществили постепенные эволюционные изменения, восприняв их идеи. На Беларуси ростки просветительства возникли еще в творчестве и деятельности таких деятелей середины XVII - начале XVIII вв. как Адам Али- Заровский, И. Копиевич и др.. В их творчестве находили место идеи естественного права и общественного договора. Однако в тот период общества Речи поспать- литой, разоренной многочисленными войнами и внутренними усобицами, а не воспринимали- мало предложения экономических и политических изменений. Стабилизация междуна- родных связей в середине XVIII в. ускорило экономическое возрождение государства, способствовало развитию капиталистических отношений. Именно в это время происходит проникновение в Речь Посполитую из Западной Европы, в первую очередь из Франции, просветительской идеологии.
Идеи просветительства в первую очередь воспринимались представителями пере- Довольно части шляхты. Возглавил движение сторонников социально-политических реформ в середине XVIII в. в Речи Посполитой полонизирован белорусский магнатский род Чарторыйских. В 1764 г. Чарторийским при помощи России удалось провести на королевский трон связанного с ними Станислава Августа Понятовского (1732 - 1798 гг.) - Сторонника просветительских идей. После об- утра его на королевский престол в Речи Посполитой начались значительные со- Социально-экономические и политические реформы, которые однако не успели осу- цявицца в полной сфере. Так, не произошло окончательного перехода к бур- жуазнага строя, так как в конце XVIII века Речь Посполитая перестала существовать, белорусские земли вошли в состав Российской империи, и развитие собственного правотворчества было прекращено до начала XX в. Все же реформы середины - конца XVIII вв. в Речи Посполитой успели затронуть сферу государственного управления и общественного строя и отразились в конституционном законодательстве. Для идей отечественных представителей просветительской мысли и для реформ, которые происходили на их основе, характерны противоречивость и непоследовательность. В данный период в государству только начинался переход от феодализма к капитализму, поэтому в философских учениях наблюдается соседство принципов схоластики и рационализма, а в социально-политических имеют места попытки вы- похищения планов реформ государственного строя при сохранении основ "шляхетской демократии ". Кроме вопросов реформы государственного и общественного строя, одной из самых острых проблем политической жизни Речи Посполитой XVIII в. являлась проблема диссидентов. Слово диссидент в те времена применялась для обозначения человека, который не придерживается господствующего в данном обще- ства вероисповедания. В Речи Посполитой им называли сторонников право- Слав, лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. Первоначально диссиденты как Великого княжества Литовского, так и Королевства Польского пользовались одинаковыми с католиками правами, что нашло отражение в Генриха статьях 1573, Уставе Великого княжества Литовского 1588 г. и других законодательных актах. Однако после Брестской церковной унии права диссидентов Речи Посполитой стали ущемляться, нарушаться, ограничиваться. Диссиденты вынуждены были свя- ртацца за поддержкой к соседним единоверными ним государств, что вызвало у Речи Посполитой отношение к ним как к "ренегатов" и "иностранных агентов", вело к дальнейшему ограничению их прав. Сейм 1661 лишил всех диссидентов права избираться в сейм, а в 1668 запретил смену католического вероисповедания под угрозой конфискате- ции имущества и баниции (изгнания за границу). На Сейме 1733 был принят закон, по которому диссидентом гарантировалась неприкосновенность личности и мое- масти, однако запрещалось занимать какие-либо государственные должности. Для возвращения политических и религиозных прав диссиденты вели актив- ную полемическую и правовую борьбу, обращались за дипломатической и вай- Сково поддержкой соседних стран. В ходе борьбы за уравнивания в правах диссидентов с католиками выделился ряд известных политических мы- слицеляв, одним из которых является могилевский епископ Георгий Конисский (1717 - 1795.).
Валериан Страйновския Валериан Страйновски. В. Страйновски утверждал, что крепостной состояние противоречит естественному праву и сдерживает прогресс общества. Поэтому необходимо ликвидировать личную зависимость крестьян от помещиков. В. Страйновски высказался за придание крестьянам личной свободы, а также право приобретения земли, которая должна оставаться собственностью помещиков. Я. Снядецкий. В 1806 г. на посту ректора Вильнюсского университета И. Страйновскага сменил талантливый математик и астроном, замечательный мыслитель, педагог Ян Снядецкий. На своем посту Я. Снядецкий пытался осуществить реформу системы среднего и высшего образования в Беларуси и Литве. Целостную программу реформы системы образования в духе ее демократизации и либерализации он изложил прежде всего в монографии «Жизнь и литературная деятельность Гуго Коллонтай". Я. Снядецкий считал, что «высшая власть» не должна заниматься мелкими вопросами образования, а все свое внимание должно обратить на состав и положение учителей и преподавателей, так как это "источник, от которого все зависит. Просветитель видел две главные цели общественного образования и воспитания. Во-первых, подготовка людей к государственной службе и правильного ведения частных дел, и, во-вторых, "обнаружение дарований и талантов, формирование их и воспитание на пользу народную". При этом он считал, что таланты следует искать во всех сословиях. Много внимания Я. Снядецкий уделял нравственному воспитанию молодежи. А. Снядецкий. Либеральные идеи высказывал и младший брат Яна Снедецкого - профессор химии и медицины Анджей Снядецкий. Он выступал за просвещение как главное средство решения всех социальных противоречий и конфликтов. А. Снядецкий критике феодальное общество за его отрицательное влияние на формирование личности человека. В отличие от Монтескье главным фактором ее формирования именовал не природные и климатические условия, а социальные условия жизни. Разгульный образ жизни знати - гулянки, пьянство, театр, жадность, поклонение низших состояний - приводят, на его мнению, к развязности, самлюбства, властолюбие, самомнения и других болезней представителей шляхетского сословия. Угнетение, рабство, голод, в свою очередь, не позволяют и представителям низших классов сформироваться в гармонично развитую личность. Наоборот, их жизнь - источник эпидемий и заболеваний. А. Снядецкий был реактором популярной либеральной газеты "Уличные новости", которая начала выходить в Вильнюсе в 1818 Газета являлась печатным органом либерально-просветительского общества "шубравцев" в состав которого входили студенты и профессора Вильнюсского университета. Шубравцов критиковали нравственные пороки современного им общества (пьянство, лень и т.д.), осуждали образ жизни господствующих классов. Газета с сочувствием относилась к простым людям, признавала за крестьянами равные права в обществе. Шубравцов высказывались за частичные социальные реформы 47. Палітычныя погляды прадстаўнікоў кансерватызму у першай трэці ХІХ ст.: І. Лабажэускі. Палеміка паміж лібераламі і кансерватарамі. I. Лабажэвски. В отличие от либералов представители консервативной мысли катэгарчына выступали против просветительских идей. Все проблемы Речи Посполитой, ее исчезновение они связывали с просветительской идеологией и основанными на ней реформами сер. - Конца XVIII вв. Игнат Лабажэвски издал в столице Российской империи три книги на французском языке, направленные против просветительской мысли XVIII в. В первой из них - «должное уважение к коронованной особы" (1818 г.) - ответственность за все беды, обрушившиеся на Речь Посполитую в конце XVIII в., I. Лабажэвски возлагает на просветительскую идеологию, социально-политические реформы последнего короля Станислава Августа. В двух других своих произведениях - «Политические размышления христианина" и "Алтари и троны" I. Лабажэвски выступает в поддержку идей западноевропейского консерватора, приверженца средневековой теократии, Жозефа де Мэстра, с которым его связывали связи личной дружбы. Природа человека не требует никаких радикальных преобразований, заявлял Лабажэвски, поскольку восемнадцать веков назад ее основательно реформировавшее христианства. Наихудшим сортом человеческой мысли является беспринципная соединение христианства и либерализма, которое все отрицает и ничего не предлагает взамен. Полемика между либералами и консерваторами. Между профессорами Виленского университета и Полоцкой иезуитской академии велась идейная полемика, которая нашла свое отражение на страницах двух журналов - «Виленского дневника" (Вильнюс) и "Полоцкого ежемесячника" (Полоцк). Формальным началом спора стала дискуссия о литературной ценности изданной в 1803 г. в Полоцке небольшим тиражом эпической поэмы преподавателя Полоцкого иезуитского коллегиума Никодиму Мусницкого "Полтава". Постепенно полемика, которая началась с критики "Полтавы", перешла на другие проблемы. В орбиту спора между либералами и консерваторами включаются вопросы философии, этики, истории, педагогики и т.д. В орбиту спора между либералами и консерваторами включаются вопросы философии, этики, истории, педагогики и т.д.
XX ст. "20-30-е годы XX в. - Время становления белорусского юридического обу- ки. Начальный этап белорусского юридической науки тесно связаны со созданием в Минске Белорусского государственного университета и Института белорусской культуры (Инбелкульта). Последний в 1929 г. был преобразован в Академию наук Белорусского ССР. Первоначально в БГУ работали 3 факультета: рабочий, общественных наук и медицинский. На факультете общественных наук насчитывалось 4 отделению, среди которых было правовое. внесли такие ученые-правоведы, как Г. Я. Поречин (консти- ное право и история государства и права), В. Н. Дурдяневски (государственное право буржуазных стран), М. О. Грэдингер и Ф. И. Гаузе (гражданское и гражданско-процессуальное право), В. Н. Ширяев (уголовное право), В. Л. Пичета (история государства и права) и др.. Значительный вклад в развитие истории государства и права внес первый ректар БГУ профессор В. Пичета. Круг его научных интересов чрезвычайно широкое. Он исследовал источники права ВКЛ ХV - XVIII вв. Уставы XVI в., Уставы на волоки 1557, сделал анализ правового положения различных социальных групп белорусского феодального общества. Таким образом, в данный период постепенно оформляется юридическое наука советской Беларуси. Вместе с тем, на юридической науке, как и на всем обществознанию, бремени идеологических запретов и требований придерживаться установок и взглядов правящей коммунистической партии на роль и задачи советского права "
75. Новыя тэндэнцыі ў грамадска-палітычнай думцы пасля Вялікай Айчыннай вайны Ведущей общественной доминантой послевоенного развития СССР стала потребность в обновлении старых политических и хозяйственных структур, которые не могли не только забяспечыць движение общества на уровне общемирового прогресса, но и за- волиць элементарные требования народа. Война сформировала новый тип личности и гражданина. Его отличала высокая самооценка, неординарность, способность принимать самостоятельные решения, чувствовать себя "сознательным историческим деятелем". Этот тип ча- ностей всего встречался в среде интеллигенции, студенческой и учащейся молодежи. Именно интеллигенция, прежде всего творческая и научная, а также студенты являлись носителями демократических тенденций в послевоенной общественно-политической мысли СССР и в том числе БССР. В белорусском общественно-политической мысли второй половины 1940-х гг. относительно новой стала тенденция направлена на возрождение национальной сознания и защиту национальных прав и демократических свобод, за- хранение и развитие белорусского языка и культуры. После войны она получила развитие преимущественно на территории Западной Беларуси и носила характер сты- хийнага протеста против начавшейся в этом регионе политики русификации в области культуры и образования. Носителем демократических тенденций в об- кую-политической мысли являлось в основном студенческая и школьникам- цкая молодежь. Создавались многочисленные кружки и организации культурно-просветительной-цкага типа, большинство из которых была разоблачена органами госбезопасности, а их организаторы и активисты были арестованы и жестоко наказан. Стремлении к реформированию общественно-политической жизни проявлялись не только в молодежной среде, но и среди представителей высших партийных, советских, хозяйственных структур, куда после войны было выделя- чана немало неординарных, талантливых людей. Об этом свидетельствуют под- подготовленные в то время проекты Конституции СССР и программы КПСС, в разработке которых участвовали и представители белорусского номенклатуры. Проекты предусматривали расширение прав и свобод трудящихся, огра- жевание срока пребывания в партийных и советских выборных органах, начиная с городского и заканчивая республиканским звеном. Недовольство официальной политикой проявилась и при выборах в Верховный Совет БССР (март 1947 г.) и местные Советы (1948 г.). Так, на- пример, протоколы избирательных собраний зафиксировали критические замечания одно-сна принудительного характера выборов, отсутствия альтернативных кандидатур. Среди населения в ряде районов Гродненской, Минской, Гомель- ской областей распространялись листовки с призывами не принимать уч<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.244 (0.018 с.) |