ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. - Т. Костюшко и Я. Ясинского



 

Оккупация страны иностранными войсками и отмена Конституции от

3 мая 1791 г. вызвали волну возмущения среди жителей Речи Посполитой,

прилив всеобщего патриотизма, желание добиться реального незав-

жнасци и восстановления страны в бывших границах. Патриоты Речи Посполитой на

главе с Т. Костюшко, Г. Калантаем, И. Потоцким стали готовиться к полу-

восстания. Руководителем восстания, которое началось весной 1794, был при-

чен Тадеуш Костюшко (1746 - 1817 гг.).

Перед восстанием во время путешествия во Францию ​​с целью найти под-

ность и поддержку будущему революционному правительству Т. Костюшко представил правительству

Франции мемориал с целями восстания: упразднение монархии и верхней по-

латы сейма, отстранение от власти высшего духовенства, объявление

избирательного права для каждого налогоплательщика, расторжение крепостнической

ного права, провозглашение свободы и равенства для всех граждан. Однако под-

время восстания Костюшко вынужден был считаться с реальными соотносят-

нами политических сил Речи Посполитой, желаниями значительной части шляхты и

сделать свои обращения менее радикальными. 24 марта (1794) в Кракове

был обнародован «Акт восстания граждан, жителей Краковского воевод-

ства "(либо Манифест), который призывал к вооруженному восстанию жителей из

целью освобождения страны. Лозунгом восстания стали слова: "Свобода,

целостность, независимость ". Конституция от 3 мая 1791 г., в силу своей

непоследовательности, а не была идеалом для руководителей восстания, поэтому акт не

затрагивал вопроса о ее восстановлении. Окончательное определение государственного и

общественного строя Акт восстания относил ко времени окончания революционной

войны.

Интересной источником изучения взглядов Костюшко являются обращения

до разных слоев населения, с которыми он выступил в первый день возникнет-

ния. Так, в обращении "К армии" высказывалась мысль о необходимости единства

армии и народа, поднимался лозунг "Смерть или Победа!" В обращении "К

священников "он высказывал приверженность идее свободы вероисповеданий и автаке-

Фоли православной церкви ВКЛ с собственным митрополитом, подчиненным

Константинопольскому патриарху. В обращении "К женщинам" призвал их ак-

тивного поддерживать своих братьев, сыновей, мужей, которые стали на защиту

собственных прав и свобод.

Для того чтобы привлечь крестьян к участию в восстании 7 мая 1794 г. в

лагере у деревни Паланец Т. Костюшко издал Полонецкий универсал, направ-

направлено на улучшение их положения. Универсал провозглашал государственную

опеку над крестьянами, предусматривал предоставление крестьянам личной сво-

боди (при условии их расчета с панами и оплаты государственных налогов). Ся-

древляне должны были сообщать комиссии местного управления о своем но-

вым месту жительства. Специальным статьей универсала Т. Костюшко

предупреждал о том, что нарушение данных постановлений помещиками

будет преследоваться по суду и виновные будут наказаны, как за противотуберкулезные

действие целям восстания. Крестьяне тоже предупреждались об уголовной

ответственности за выступления против землевладельцев и представителей

революционного правительства.

Несмотря на ограниченность и кампрамиснасць, универсал был вы-

благодатный прогрессивным актом, первым в истории Речи Посполитой змяншэн-

нием тяжести барщины. Это свидетельствует, что дело независимости государства

Т. Костюшко связывал с крестьянскими массами, наиболее многочисленной социальной

группой общества. Однако призывы руководителя восстания натыкались на недо-

Сентябрь крестьян и прямой саботаж помещиков.

Поражение восстания 1794 г. под руководством Т. Костюшко и третий

раздел Польши положили начало массовой политической эмиграции из

польских, белорусских, украинских и литовских земель в страны Западной

Европы, и прежде всего во Францию. Политическая эмиграция сразу начала

организованную вооруженную борьбу за возрождение утраченной государственности.

В 1800 году Т. Костюшко напечатал в Париже брошюру «Могут ли поляки

добиться независимости? ", в которой была изложена программа борьбы за

возрождение утраченной государственности. Трактат складывался из речи, чаты-

ХРЮ частей и заключения.

В предисловии автор предупреждает своих земляков, чтобы не надеялись на

иностранную помощь, а когда хотят "счастья, чести и славы ... необходимо

пользоваться средствами и силами, которые природа дала человеку ... пожелаем

только - и мы станем свободными, ибо шаснаццацимильённы народ не может

быть рожден для рабства "[8, с. 127]. Необходимо заметить, что в

данное произведение было направлено ко всем жителям Речи Посполитой, так как на тот

момент еще только начиналось становление наций и термин "поляк"

использовался для обозначения жителя всей Речи Посполитой.

В первой части произведения Т. Костюшко указывает, что причиной поражения

стала потеря народом силы духа, веры в свои силы. К этому добавилась эгаи-

ческих политика шляхты, которая начала "стремиться не к благополучию страны,

а к удовлетворению тщеславия магнатских фамилий ... "[8, с. 128].

Во второй части автор рассматривает вопросы стратегии и тактики нового

восстания, предлагает увеличить его силы за счет освободительной борьбы

угнетенных частей населения соседних государств, что уничтожили Дело

Посполитую.

В третьей части трактата Т. Костюшко размышляет над проблемами ре-

революционную морали и права. Он укоряет террор, который применялся во время Вели-

Ликой французской революции, категорически выступает за сохранение правонарушения-

строке, осуждает произвол, нарушения закона. "Революция проводится

не затем, чтобы снять всякую узду со произвола, наоборот, она ста-

вить целью установить порядок, подчинить закону всякие правапару-

нии, приучить подчиняться властям, установленным нацией, ахов-

вать собственность каждого, составляющей основу общества »[8, с. 129].

Четвертая часть посвящена материальному обеспечению будущего

восстания.

Высказанные Т. Костюшко идеи способствовали зарождению революционно-

демократического движения на территориях бывшей Речи Посполитой.

Я. Ясинский. Более радикальные идеи во время восстания 1794 вы-

отвечавшим глава временного революционного правительства Литвы и Беларуси - листов-

высшего литовской рады, командующим местными войсками Якуб Ясинский.

Накануне восстания Я. Ясинский возглавлял тайную организацию

"Виленских якобинцев", призывающая народ к открытой борьбы с Тира-

нией и феодальным строем, используя опыт Великой французской

революции. Я. Ясинский считал, что человек должен пользоваться уважением за

ум, а не за сословную принадлежность, требовал равенства состояний. Как

революционер критиковал шляхетские обычаи, возмущался непоследовательностью и

палавинчатасцю реформ в Речи Посполитой. Свои радикальные идеи он

изложил в ряде стихотворений, например "Споры", "К вельмож польских о

постоянство "," К народу ", небольшой работе" К Стефана Батория ". Все

стихи написаны с позиций великого патриотизма, требований свободы и

равенства для всех состояний общества.

Общественный акт независимой мысли Я. Ясинского был стихотворение "Во время

обхода польским двором траура по Людовику XVI ".

А если вам вольность, честь, поместья забрали,

Вы плачете, что короля голову 300 миль отрубили

Все люди равны: или король, или подданный,

Как кто нарушил право, пусть будет наказываем.

А если это не научить других монархов,

Как нужно управлять,

То говорим "пусть погибнут ожерелье и мир будет свободен" [2, с. 107].

Во время восстания в обращениях Я. Ясинского являются радикальные

призывы: "Хватайте предателей, судите и убивайте всех ... не надейтесь на

меч справедливости, часто шаткий и всегда запоздалая ";" успел время сбросить

мяккасардэчнасць, которой гордился наш край ... "[2, с. 107].

Как известно восстание в княжестве происходило в отличие от Поль-

шчы под лозунгом "свободу, равенство, независимость", что означало по-

требования, во-первых, равноправия обеих частей Речи Посполитой, а по-

Во-вторых, равенства всех состояний населения.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.01 с.)