Палітычныя і прававыя погляды Савіча, Бакшанскага, братоу Аляксандра і Франца Далеускіх. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Палітычныя і прававыя погляды Савіча, Бакшанскага, братоу Аляксандра і Франца Далеускіх.



Ф. А. Савіч. Возродить деятельность разгромленных студенческих органых организаций "филоматов" и "филаретов" ставили целью члены созданного в 1836 в среде виленских студентов "Демократического общества". На главе организации был сын униатского священника из Пинщины Франц Андреевич Савич (1815 - 1861 гг.). Деятельность общества сразу же приняла революціонно-демократическое направление.

Члены кружка Ф. Савича Рапчынски, Загорский и Грыцыкевич стремились познакомиться с ремесленниками и «основать между ними в демократическом духе общества ". "Но при тесном общении с людьми, теми самыми "народными массами", сразу становилось понятно, что только единицы согласен с уничтожением существующего строя, большинство же хотела только удовлетворения конкретных нужд, т.е.. частичной реформы, которая не затрагивала бы целого. Так, Ф. Савич считал, что всех помещиков "надо повесить, всех вырезать ". Он написал устав организации под названием "Принципы демократизма ". Устав обосновывал необходимость борьбы против крепостничества и самадяржавъя - образа, который защищает неравенство и эксплуатацию человека человеком, провозглашающего право каждого народа на национальную самостоятельность, на самоопределение.

В 1837 г. «Демократическое общество» установила связь с польским революционером Шиман Канарских (1808 - 1839 гг.), который в 1835 г. Нелегально перешел государственную границу Российской империи и на территории руси, Литвы и Украины создал тайную революционную организацию «Содружности польского народа ". В 1838 недалеко от Минска (на почтовой станции Крыжовка) Ш. Канарски был арестован. Началось следствие по его делу, в ходе которого часть членов «Демократического общества» были арестованы. Ф. Савича отдали в солдаты и сослали на Кавказ. Во время побега он оказался в районах, где вспыхнула эпидемия холеры, оказывал больным медицинскую помощь, от чего заболел и умер.

Ю. Бакшанскі. Рэвалюцыяна-демократические идеи высказывал Публицист и активный участник освободительного движения Юлиан Бакшанский. За участие в тайных студенческих кружках и хранение запрещенных книг его в 1842 сослали в Рязанскую губернию. После возвращения из ссылки в 1846 он написал "Обращение к крестьянам" (1847 г.), в которой призвал их объединиться с мещанами и солдатами и выступить против помещиков. Ю. Бакшанский высказывал идею о решающей роли народных масс в жизни общества. народное восстание он рассматривает как основное средство решения социальных и национальных проблем.

Браты Аляксандр і Франц Далеўскія. Как известно, в 1845 - 1848 гг. революционным движением была охвачена почти вся Европа. Кроме революций во Франции, Италии, Германии, Австрии, Венгрии состоялись народные выступления в Познани, Силезии, Галиции, Буковине, Молдавии, Валахии, Ирландыи, Греции. Эти события, которые вошли в историю под названием "весна народов ", оказали значительное влияние на общественное движение в Беларуси. Социальныое беспокойство охватил все слои населения. С весны 1848 г., в связи с революционными событиями в Европе, на территории западных губерний начали концентрироваться войска и за населением был введен строгий полицейско-административный надзор.

Такая ситуация наряду с активизацией деятельности радикальных Эмигранцких кругов привели к оживлению деятельности нелегальной оппозиции в Беларуси, где создаются многочисленные нелегальные кружки. Так, братья далиские создали тайную революционную организацию "Братский союз литовской молодежи "(1846 - 1849 гг.). Основной целью организации было освобождение народа из-под гнета царизма и восстановление независимой Речи Посполитой путем вооруженного восстания. Их идеология определялась сочетанием национальном романтизма и радикального либерализма, что было очень Характерные в то время для либеральных движений. Братский союз литовской молодежи ставил своей целью не только возрождение Польши, но и провозглашение республики, освобождение от крепостного права крестьян и надяление их землей, равенство всех граждан перед законом независимо от взглядов, вероисповедания и национальности.

 

54. Адраджэнне лібералізму ў канцы 50-х – пачатку 60-х гг. (А. Кіркор, В. Старжынскі)

Разоблачение в 1849 тайных кружков, запрет в 1849 - 1851. времен-

писал либерального направления, жестокие полицейские репрессии нового Вилен-

ского генерал-губернатора А. Бибикова на несколько лет ввели общества

Беларуси в состояние апатии и даже морального кризиса. В начале 50-х годов XIX в. на Беларуси фактически не существовало ни

легальных, ни нелегальных кружков, которые бы предлагали изменения в общественный или государственный строй Российской империи.

Возрождение либерализма в Беларуси и Литве началось только после

смерти Николая I (1855). Его царствование закончилось поражением в Крымской

войне (1853 - 1856) и пониманием обществом всей глубины кризисных явлений.

Новый царь - Александр II (1855 - 1881 гг.) - Вынужден был провести

ряд социальных реформ, способствовавших возникновению либерального направления в общественном мнении России, что точно зафиксировал в своих работах посол Франции в России Морис Палеолог.

Представители либерализма ориентировались на западноевропейские идеи конституционализма и парламентаризма, обосновывали легальные пути преобразования самогосударственной крепостнической России в конституционную монархию. Одновременно с русским либерализмом начала возрождаться и либеральная мысль на Беларуси. В конце 50-х гг. по всей империи началось легальное обсуждение различных вариантов будущей земельной реформы. Вместе с обсуждением крестьянского вопроса началось возрождение легальных форм общественной жизни. На землях бывшего Великого княжества Литовского возникли три центра интеллектуальной жизни. В Минске возник кружок В. Дунина-Марцинкевича,в Витебске - А. Вериги-Даревского, в Вильнюсе - А. Киркора. Все три центра занимались в основном культурно-просветительской деятельностью. Так, Минский и Витебский кружки сосредоточились на открытии школ и библиотек для простого народа, белорусского литературы, белорусского театра.

В 1855 г. графу Я. Тышкевичу после долгих хлопот удалось получить разрешение от российских властей на создание в Вильнюсе музея древностей и открытие при нем Археологической комиссии, в состав которой вошли наиболее известные представители местной либеральной интеллигенции.

А. Кіркор. Активный деятелям музея и комиссии стал известен белорусский историк, этнограф и публицист XIX в. Адам Киркор (1819 -1886.). В конце 50-х гг. А. Киркор начал издавать в Вильнюсе либеральный журнал "Вильнюсский портфель". А. Киркор (1859 -1865), создался первый белорусский литературный кружок, участниками которого были А. Одинец, В. Сырокомля, В. Каратынский и другие. Следует отметить, что выше упомянутые авторы еще не идентификации вали себя как белорусов. Все они были патриотами княжество вошло- ского (исторической Литвы). При этом они ярко понимали различие белорусского народа от польского и российского, изучали его историю, фольклор, много усилий сделали для его просвещения. Так, один из близких друзей А. Киркора Александр Аскерко (1830 - 1911) издал для обучения детей белорусов начальной грамоте белорусский "Букварь" - "Элементаж" (Букварь). Либералы активно включились в обсуждение земельной реформы, которая готовилась царским правительством. Во время приезда Александра II в сентябре 1858 в Вильно, в дворянском губернском комитете которой началась активная подготовка к проведению крестьянской реформы, они попытались привлечь внимание царя к национальным, культурным и религиозным особенностей края. Они подарили царю альбом, в составлении которого принимали участие наиболее известные представители местной либеральной интеллигенции - Адам Киркор, Эдвард Одинец, Игнат Ходько. Надежды знати и местной интеллигенции на получение от правительства местного самоуправления выразились в переданном Гродненская губерния-ском предводителем дворянства графом Виктором Старжинских (1826 -

1882) Александру II проекту национально-культурной автономии белоруских и литовских земель в составе Российской империи. Проект предусматривал

создание местной администрации (самоуправления), возвращение деятельности

Статута Великого княжества Литовского 1588 г., который был отменен Николаем I

в 1832 - 1840 гг., открытие в Вильнюсе высшего учебного заведения - университета - с юридическим, экономическим и медицинским факультетами, обучение на родном языке коренных национальностей (белорусском, польской, литовском). Попытки мирного достижения автономии пришлись не по вкусу представителям политических группировок Царства Польского и польских Эмигранцких сил. Либералы Беларуси и Литвы разошлись во взглядах и с представителями революционно-демократической мысли, которые были нацелены на восстание как средство достижения независимости и свобод. Последние получили название "Красных", а либералы составили "белое" крыло оппозиционного царскому движения.

 

55. Ідэалогія рэвалюцыйных дэмакратаў. Палитычныя и прававыя погляды І.П. Агрызкі.

Более радикальный проект преобразования общества, основан на осуществлении демократической революции, предложила політическая группировка - "красных". "Красные" продолжали традиции революционных демократов, однако некоторые из них начали использовать при этом ряд социалистических идей. Одновременно с подготовкой к восстанию революционные демократы пытались использовать либеральное затишья 50-х гг. XIX в. для пропаганды своих взглядов. Так, при помощи известного русского либерала Кавелина в 1858 - 1859 гг. в Петербурге революционными демократами И. Огрызко и Э. Жэлиговским издавалась газета "Слово". В 1858 г. I. Огрызко приобрел типографию и добился от правительства разрешения на издание в Петербурге ежедневной газеты "Слово". Первый номер "Слово" вышел в Петербурге 2 января 1859 г. Главным темами публикаций

газеты были крестьянский вопрос, просвещение и международная политика. Редакция газеты разделяла наиболее радикальные проекты земельной реформы. Анализ материалов, опубликованных в газете, позволяет сделать вывод, что она послядовна выступала за освобождение крестьян и наделение их землей. На страницах «Слова» постоянно обсуждалась проблема просвещения народа. В ряде статей она рассматривалась как неотъемлемая часть крестьянского вопроса в целом. 21 февраля 1859 г. на втором месяце издания газета была запрещена, а издатель газеты И. Огрызко арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Отсидев месяц в крепости, Огрызко вышел на свободу, однако возобновить издание "Слово" уже не удалось. На воле И. П. Огрызко продолжал свою издательскую деятельность. В

своей типографии он наладил выпуск литературы, тесно связанной с историей и

культурой Беларуси. В его типографии были напечатаны более 100 книг. В 1862 г. в типографии I. Огрызки был напечатан первый сборник произведений русского революционера демократа М. А. Добролюбова в четырех томах, который готовил к печати и редактировал М. Г. Чернышевский. 14 ноября 1864 г. I. Огрызка арестовали. Как одного из организаторов и руководителей восстания 1863 г. в Беларуси, Литве и Польше, его приговорили к смертной казни, которое было заменено двадцатью годами каторги. Умер I. Огрызко в Иркутске в 1890 г.

56. Палітычныя і прававыя погляды Кастуся Каліноўскага

Экономическая, техническая и военная отсталость страны, необходимость

перехода к капиталистических отношений вынудило царское правительство пойти на ряд реформ общественного строя и государственного управления. Самой весомой и

долгожданной была земельная реформа - отмена крепостного права в 1861 г. В соответствии с реформой крестьяне объявлялись лично свободными, но вся

земля, как и прежде, оставалась в собственности помещиков. Крестьянам были

выделены небольшие наделы, за которые они должны были заплатить выкуп.

До сих пор они оставались временнообязанными, должны были отбывать

барщину или платить оброк (оброк). Сумма выкупа многократно превышает-

ла стоимость земли, поэтому фактически крестьяне оплачивали свое освобождение.

Тяжелые условия освобождения вызвали волну крестьянских волнений. В

это время вспыхнуло восстание в Польше, Литве и Беларуси 1863 - 64 гг.

Правящие круги восстания исходили из прежней революционно-демократи-

тической идеологии. Главной целью восстания они считали восстановление Речи

Посполитой в границах 1772 года, основную роль в достижении этой цели отводили шляхте. Крестьяне должны были выполнять вспомогательную роль. Помещикам они обещали сохранение имущества и оплату за счет государства земель, которые отводились для крестьянских наделов. Крестьяне должны были их получить бесплатно, их уравнивали в правах с остальными гражданами. В начале восстания управление им вообще захватила "белое" крыло, которое ранее отрицало всякие революционные действия. Терпимым и "бе-малым "противостояла крыло" красных ", которые ставили своей целью передачу всей земли крестьянам, ориентировались на крестьянскую революцию, на уничтожение шляхты как класса. Крестьянские волнения они пытались использовать для победы восстания.

В Литве и Беларуси лидером "красных" был Константин (Константин)

Семенович Калиновский. Калиновский участвовал в создании нелегальной революционной организации, а с октября 1862 он возглавлял руководящий орган по подготовке восстания в Беларуси и Литве - Литовский провинциальный комитет (ЛПК). В 1862 г. вместе с В. Врублевский и Ф. Ражанским, К. Калиновский за-

сновал нелегальную типографию и наладил выпуск первой белорусского ре-

революционно-демократической газеты «Мужицкая правда», большинство матеріалов для которой написал сам. В начале восстания "белые" отклонили К. Калиновского от

руководство, и в конце марта он был направлен на должность комиссара Гро-

Гродненского воеводства. Если восстание пошло на спад, в июне 1863 К. Калиновский вернулся в Вильнюс и в августе стал во главе восстания. Однако перелома достичь он не смог, и в сентябре 1863 г. восстание было подавлено. Калиновский вывыступает за восстановлении униатство. Он обвиняет царское правительство в нарушении религиозных прав народа ради укрепления своего господства. В новом обществе он мечтал "раздать всю Земельно собственность крестьянам ". Иначе говоря, К. Калиновский выступал за решительную отмену в будущем обществе не только классовых, но и национальных, реших привилегий и ограничений с тем, чтобы сделать главным критерием оценки ценности каждой человеческой личности честное выполнение своих обязанностей, оценивать человека по его реальным делам и качествам. Осуществление всех своих социальных проектов и планов К. Калиновский связывал с крестьянской революцией. Он был уверен, что только народная революция способна принести белорусам желаемую политическую и социальную свободу.

 

57. Кансерватыўная палітычная думка канца ХІХ ст. Ідэалогія заходнерусісзму.

После подавления восстания 1863 - 64 гг. на белорусских землях даминуючай стала поддержанная и вспомогательную власть консервативная политическая мысль. Именно во второй половине XIX в. складывается и набирает силу идеологическое течение, получившее название "западнорусизма". После подавления восстания на Беларуси сложились два течения заходнерусизму. Великодержавный-шовинистический направление представлял редактор газеты "Вестник Западной России" К. Гаворски, а либерально- терпимый западнорусизм сложился благодаря идеям историка и публициста М. Каяловича.

Группа К. Гаворскага полностью отрицала белорусскому народу в существовании, а его этнические особенности считала результатом польско-католической экспансии, которую необходимо немедленно уничтожить для восстановления "подлинно русского характера края. Средством русификации белорусов должны были стать русские народные школы и православная церковь.

М. КаяЛович признавал существование белорусского народа, довольно основательно изучал его историю. Однако он считал белорусский народ скорее объектом, не

субъектом истории: "У нас, в Беларуси,... на историческую сцену выходит народ, который в течение длительного времени способен был противопоставить напору чуждых ему стихий только пассивную силу, - народ бедный, угнетенный,

загнанный измельчавшие физически и морально. Причиной по которой белорусский народ оказался в таком запущенном и униженным состоянии, М. Коялович видеть в польском и католическом влиянии. Он отрицал что-нибудь положительное в культурном или государственном влиянии Польши на Беларусь, не верил ополяченной шляхте и интеллигенции. Считал, что именно уния с Польшей разорвало связи между высшими и нижешимми слоями белорусского общества. Единственный выход это слияние с Россией, тем более, что по его мнению "все три народа - белорусы, украинцы и великорусами - создают один русский народ "[3, с. 157] Аргументами о братстве, единственно- кровнасци, общей вере и истории, М. Коялович идеологически оправдывал ассимиляцию белорусов. Благодаря пламенной борьбе польского и российского шовинизма, которые настойчиво убеждали белорусов в их различия соответственно от русского и польского народов, становлению капиталистических отношений в 1880 - 1890-е годы началось формирование белорусского нации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.034 с.)